
Ваша оценкаРецензии
Аноним11 марта 2024 г.Коварство и любовь
Читать далееСтранноватый роман. Прямое продолжение «Похищенного» (1886), вышедшее в печать в 1893. Герои на своих местах, главное действующее лицо тоже, действие просто продолжается на следующее утро, однако вместо путешествий по мрачным и прекрасным пейзажам Шотландии автор предлагает нам хорошо выписанную схватку с судебной системой и не менее хорошо поставленную любовную игру с заглавной героиней романа.
И если к судебной системе претензий нет – уловки, внесудебные действия, коварство, предательство и тонкая (и не очень) игра присутствуют и производят должное впечатление на читателя, то с любовной игрой есть какое-то странное послевкусие. Стивенсон использует весь тот инструментарий, который стабильно хорошо работает со злодеями в его книгах – скрытые мотивы, игры в приличия, подлог и обман, взвинчивание темпа в момент схваток, но вместо удивительных пейзажей, на фоне которых подобные действия происходили ранее, местом действия оказывается квартирка в Лейдене, а действующих лиц то два, то три, включая отца невесты.
Любопытно тут то, что автор использует инструментарий пограничных типов и злодеев для описания брачной игры. Мне показалось, что здесь это не до конца уместно – в жизни, насколько я осведомлен, все как-то проще, однако нельзя сказать, что это была как-то слабо или не очень талантливо, нет, но условности и приличия с девушками обычно другие, не такие, как с Сильвером каким-нибудь или Ричардом III.
Прелесть романа, конечно, в самом Дэвиде Бальфуре – прямолинейный и правдолюбивый, он своей одномерностью сильно мешает политическим интригам повстанцев и королевской власти. В этой игре на нервах и между фракциями Стивенсон как всегда прекрасен, хоть и предсказуем – в известной мере такие переходные состояния привлекали его как в «Острове сокровищ», так и других романах. Можно сказать, что в этом вообще и состоит его привлекательность, которую он сам нащупал и аккуратно воспроизводил, меняя обстоятельства и оставляя суть.
P.S. У нас с дочкой было параллельное чтение Стивенсона, я разрекламировал ей «Черную стрелу», семейный подряд.
46557
Аноним6 марта 2025 г.Пока виселица не разлучит нас.
Читать далее- Джентльмены, здесь роль играет вражда кланов.
«Катриона» начинается там, где кончился «Похищенный». И это хорошо. Давид Бальфур разбогател. Но поскольку он держит слово пацана и готов ради принципа пойти на виселицу, то считает должным сделать две вещи: тайным образом вывезти Алана Брека во Францию и дать свидетельские показания по аппинскому убийству сборщика налогов. И то, и другое грозит ему веревкой.
- Пускай вас повесят. Я вас никогда не забуду, я состарюсь и все буду помнить вас.
Не отходя от кассы, ошиваясь с мешком денег у дома стряпчего в Эдинбурге, Давид зрит в компании шотландских гопников Катриону - девушку, у которой глаза, как звезды, а филе, как у Бэмби, чувиху из самого дурного клана – клана Макгрегоров. Естественно, у благочестивого Давида зачесалось на дочуру гайлэндского разбойника, но первым делом – само... кораб... рефлексия и комфорт.
- Скорее, Джорди, беги к лодке, смотри за лодкой скорей, не то этот баклан угонит ее.
Продолжение гуще и витиеватей расписано, появились интриги, юмор тоже проскакивает. Разговор Бальфура с уродливой леди Аллардейс просто угар. Его дуэль тоже из разряда хохмы. В книге такие напыщенные экзальтированные базары, что лицо кривится, хоть гиалуронку в него коли. ГГ, ей-богу, ведет себя как еврей. То у него рефлексия, то самопожертвование, то трезвый расчет. Один сплошной бестолковый пи*дешь, видимо, по гороскопу он был Рак. То выдергивает из-под себя одеяло, то снова на него запрыгивает. Все это напоминает рыцарский роман без рыцарей. Но так-то Бальфур ровный пацан. Он тверд не только в катехизисе, но и в любовном устремлении. Правда, за целой лавиной намерений у паренька не видно полового потенциала. И вместо того, чтобы окучивать свою зазнобу, он хотел тусить со своим якобинским корешем Аланом, который по большей части жил в стоге сена. С братаном можно и в петлю, а ради чувихи – не-а.
Бальфура снова похищают, чтобы он со своей правдой никуда не лез, сидит он на скалистом острове, затем идут судебные дела и политиканство, если кому интересно как это выглядело двумя веками раньше. Только странно, что подросток выглядит умнее адвокатов.
Изнеженная плоть должна быть распята.Интересно, что в книге обкатывается прием «плохой/хороший полицейский». Только вместо копов здесь лорды-адвокаты. Роман 1893 года, однако. Есть в нем еще невнятная история про колдуна, который прикидывался бакланом. Трудно понять, что в ней к чему, кроме того, что застрелили его серебряной монетой.
Нормульный роман, но его потенция как-то не раскрылась в плане приключений, их здесь практически нет. В общем, Бальфур – этакий рыцарь из зала заседаний, карьерный баклан, ратующий за справедливость и комфорт. Очень странный персонаж, торгующий совестью. Чета пыжился-пыжился за справедливость, а повесили Джэмса Глэнского, которого он все спасти пытался, так сразу переключился на амо- Я пришел за своим сикспенсом. Понятно, что как племянник своего дяди, я должен отличаться осмотрительностью.
Если поднапрячься и сложить в уме все повороты, то склеются они в довольно интригующий сюжет, но, к сожалению, он расслаивается из-за того, что герои, а особенно, Бальфур, сожрали весь первый план и еще часть фона. В итоге, сердцевина где-то потерялась в теле произведения под грудой достойных слов, биполярного поведения ГГ и бесконечного финального эмоционирования. Но в целом, это приятное классическое чтение с любовной пришлепкой, взорвавщей соплями основной сюжет. Что касается девушек, то их поведение за столетия не изменилось. То, что мы сейчас зовем бабским покерфейсом, автор называет лицом деревянной куклы. Над тем как Бальфур маялся - вдуть или не вдуть своей невинной содержанке (той еще гниде) Катрионе, можно смеяться, но эта высокопарная аморная идиотия в финале порядком вымораживает. Долго он церемонился и мял собаку, прежде чем ее отбальфурил в хэппи-энде. И, несмотря на весь пафос, церемонии, любовные рыдания, дружбу, и прочее, один хрен все крутится вокруг денег. Да, и если верить Стивенсону, то голландские куртизанки уже в 18-м веке сидели в витринах. Всё на продажу. Всё. Короче, автор доносит истину до младого читателя, но старцы и так ее знают, и пьют ее, как вино. Вино истины, епт.
- Вы хотите дать понять мне, что я хуже, чем могла бы быть?
- И еще надо бы вам привыкнуть к мысли, что женщины не гренадеры.
Все гайлэндеры похожи друг на друга. У всех благородные манеры и пус- Но чем лучше семья, тем больше в ней бывает повешенных и обезглавленных.
- Положим, она была вдовой, а я никогда не могла считать вдову хорошей женщиной.
- Молодые бакланы вам, вероятно, больше нравятся, чем красивые девушки.
- Мне бы хотелось иметь вас у себя.
Мы обменялись поцелуями, я резко отбросил ее от себя, и кричал ей ночью из своей комнаты.
Более всего меня заботил будущий тесть, который совсем не отвечал моим требованиям.
Я слишком долго был простако- Женюсь на вас даже у подножия его виселицы.
…глубоко поклонился ей, и со смертью в груди вышел из дома.13138- Джентльмены, здесь роль играет вражда кланов.
Аноним18 сентября 2017 г.Стивенсон и Грин
Читать далееПервая книга, которую я закачала на свою новую читалку - и она мне не понравилась.
Сразу видно, что произведение написано мастерски, но очень манерно: изысканные диалоги, объяснения, как можно и как нельзя с дамами на улице разговаривать - и многое очень устарело.
Вспомнились книги Александра Степановича Грина... Вот А. С. Грин мне ближе, да - могут сказать: он ближе и по времени... Но у меня такое подозрение, что его книги по другой причине медленней стареют: его архаичное воспринимается не как устаревшее, а как сказка!101,3K
Аноним13 декабря 2021 г.Читать далееВ отличие от "Похищенного" "Катриона" - второй том дилогии - мне не понравилась вовсе. И это выглядит даже странным, учитывая, что внешне не изменилось как будто ничего - все тот же стиль, те же герои, смена казавшихся экзотическими в стивенсоновские времена локаций.
Однако читается роман тяжело (во всяком случае так было у меня), а повествование кажется затянутым даже мне, умеющей извлекать особый извращенный кайф из медленных книг.
Наверное, дело тут в том, что во второй части на первый план выходит романтическая линия, а Стивенсон совсем не психолог. И герой его постоянно признается в том, что ничего не понимает в устройстве дамского сердца, и сам автор, кажется, недалеко от него ушёл. Поведение влюблённой пары выглядит нелогичным, надуманным, а сами перепитии высосанными из пальца, написанными чисто ради набивания объёма. Так это или нет, не знаю, но, вероятно, не зря роман переиздается столь редко - причины есть.
Сама я приобрела и "Похищенного", и "Катриону" почти исключительно из-за иллюстраций Анатолия Иткина, и они традиционно прекрасны.
В итоге я даже не знаю, стоит ли кому-то рекомендовать этот роман. Разве что - заядлым почитателям творчества писателя, но ведь они прочтут его и так. Остальным же будет тяжело и скучно. Не все книги одинаково удачны даже у хороших авторов, и "Катриона", увы, относится именно к этой печальной категории.7259
Аноним6 мая 2022 г.Крепкое продолжение
"Катриона" - продолжение романа "Похищенный", и вот эта книга мне уже понравилась гораздо меньше. Во-первых, в ней стало гораздо больше просторных и скучных разговоров (как по мне, совершенно бесполезных). Во-вторых, я не совсем понял, почему эта книга так меняется по ходу прочтения, ведь, если первая треть - это залихватские приключения, то оставшиеся две трети какая-то невыносимая скукота. Впрочем, наверняка всё не так плохо, и своё удовольствие от романа я получил.
5238
Аноним18 августа 2024 г.Океан страстей и приключений
Читать далее"Катриона" Роберта Льюиса Стивенсона — это не просто продолжение "Похищенного", а совершенно новое погружение в мир шотландских интриг, приключений и сложных человеческих отношений. Стивенсон создаёт удивительную атмосферу, где герои не только борются с внешними обстоятельствами, но и с самими собой.
Сюжет увлекает с первой сцены — в центре событий снова оказывается Дэвид Бальфор, уже знакомый нам герой, который на этот раз сталкивается с куда более взрослыми и сложными проблемами. Его путь полон опасностей, но главная интрига кроется в отношениях с Катрионой — девушкой, чья загадочность и непредсказуемость делают её настоящей загадкой.
Что особенно нравится, так это то, как Стивенсон мастерски переплетает исторический контекст с личными драмами героев. Это не просто роман о приключениях, это история о том, как каждый из нас ищет своё место в мире и сражается за право быть счастливым. Катриона — не просто героиня, она воплощение силы, которая не поддаётся никаким правилам и стандартам. Её образ наполняет книгу живыми красками, добавляя в сюжет нотки романтики и тонкой психологии.
Каждая глава — это новый виток в развитии событий, которые держат в напряжении до последней страницы. Стивенсон снова доказывает, что он мастер создавать динамичные, живые и при этом глубоко осмысленные истории.
Рекомендую эту книгу всем, кто любит сложные, многослойные сюжеты, где приключения переплетаются с внутренними переживаниями. "Катриона" — это тот роман, который хочется читать медленно, смакуя каждый момент, и возвращаться к нему снова и снова.
4125
Аноним25 августа 2021 г.Читать далееКатриона - вторая книга серии о приключениях Дэвида Бэлфура, продолжение романа "Похищенный". Не смотря на то, что они связаны общим сюжетом и персонажами, романы получились во многом очень разными.
Во-первых, в Катрионе у нас наконец-то появляется линия романтическая, и уже тут начинаются загвоздки. Если приключения - они и в Африке приключения, то как только речь заходит о взаимоотношениях между людьми, в глаза сразу бросается архаичность построения этих самых взаимоотношений. Наблюдая за диалогами Дэвида и Катрионы бесконечное количество раз хотелось крикнуть "да скажите же вы всё как есть, не ходите вокруг да около", но нет, эти бесконечные намеки, недомолвки, "я предположил, что она поняла, что я хотел сказать именно это, когда произнес совсем другое" и т.д. и т.п. Во-вторых, описание не менее архаичной судебной системы, которому отдано очень немало страничек, тоже слегка нагоняет тоску.
Однако, я нежно люблю литературный стиль Стивенсона, и всё прощу за такой уже родной мне шорох вереска на страницах его книг.
4194
Аноним29 ноября 2023 г.КАТРИОНА: ГЕРОИНЯ НЕ ЕГО РОМАНА. АВТОР ВНОВЬ БРОДИТ ПО МИРУ ДИККЕНСА..
Читать далееПри прочтении данного романа у многих читателей сложилось мнение, что он оказался довольно слабым. Но так ли это? Рассмотрим это на примере, как изменились герои за это время.
Если бы этот роман экранизировали, то скорей всего он напоминал триллер, в котором главными героями оказались адвокат - ведущий дело и ближайшие его родственник по линии Стюарта. Мы имеем судебный процесс, в котором на скамье подсудимых находится Джемс Мор. А так же с первых страниц романа мы наблюдаем как главный герой, прогуливаясь по улице и размышляя о прошлом, неожиданно сталкивается с таинственной девушкой по имени Катриона Друммонд. Дэвид очарован её и его не пугает то, что она оказывается дочерью некоего Джемса Мора, который приходится родственником Робина Мак-Грегора, которого наш герой помнит по прошлому путешествию. В этом романе автор возвращается к убийству Колина Кэмбелла чьим свидетелем стал Дэвид Бальфур ещё в предыдущем романе «Похищенный». Под подозрением оказываются не только наш юный герой, но и Алан Блэк - давний друг и соратник Дэвида. И тут мы сталкиваемся с главной проблемой данной истории: После прочтения 11 главы внезапно осознаёшь, что Алан Блэк оказывается второстепенным персонажем, который, к сожалению, не играет отведенную ранее ему роль, как это было в предыдущем романе. Напротив наш герой Дэвид остаётся один и вынужден, сражается с обстоятельствами в одиночку. Что говорит о его юношеском максимализме. На смену Алану приходит другой персонаж по имени Энди, о котором мы практически ничего не знаем, кроме как то, что он вынужден, как и его соратники охранять Дэвида, находясь на каком-то острове. Возможно, именно это и привело читателя в замешательство, так как он ожидал большего: каких ни будь приключений, которые мы видели в романе «Похищенный» или «Остров сокровищ». На мой взгляд в продолжении не хватает мистер Ранкэйлора - нотариуса, который помог Дэвиду разделить имущество с дядей. Он вполне мог принимать участие пусть не в самом процессе по делу над Джемсом Мором, а быть наблюдающим и взаимодействовать со Стюартом и нашим героем.
Скажу честно, в Катрионе дочери Джемса Мора я пытался рассмотреть хоть что-то, что могло послужить прообразом для возлюбленной и впоследствии женой Уилла Тёрнера, но это сделать оказалось труднее. С другой стороны, если кто помнит сюжет первого фильма, пираты предполагали, что Элизабет Суонн дочь их товарища, поскольку на её шеи был пиратский медальон, который она позаимствовала у мальчика, которого спасли в начале фильма. Ссылаясь на эту маленькую деталь можно предположить, что сценаристы « Проклятие Чёрной жемчужины» отсылают нас к этому персонажу. Но это всего лишь моя догадка, потому что описанная в романе Стивенсоном героиня совершенно не похожа на ту Элизабет, которую мы видим во франшизе.
Стивенсон описывает отношения Дэвида и Кэтрин Друммонд (настоящее имя нашей героини) в которых молодая девушка предстаёт как первая любовь героя. В первом романе Дэвиду было не до отношений, хотя ещё в прошлом романе он не раз встречал молодых особ на своём пути как дочь трактирщика, которая помогла героем покинуть вражескую территорию на лодке, или дочь мистера Ранкэйлора, которая появляется всего лишь в одном эпизоде. Но автор как будто намеренно забывает об этих героях и выводит на первый план Кэтрин Друммонд дочь Джемса Мора. С одной стороны Катриона напоминает одну из героинь, которую в одной из частей своего романа описывает Диана Гэблдон. В какой-то степени она напоминает ту, в которую ранее до появления Клэр был влюблён Джеймс Фрейзер в повести «Девственники»….
Престонгрэндж – как только заходит речь об этом герои, я всё думаю, кого он мне напоминает?! Его отношения с Дэвидом Бальфуром напоминает нам о еше, об одном персонаже из романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» и его личной истории рассказанной в автобиографическом романе. Оба автора Роберт и Чарльз учились на юридическом факультете. Диккенс даже изложил весь процесс судопроизводства в своём первом романе «Посмертные записки Пиквитского клуба». Поэтому мы видим схожих героев. Кто-то из читателей был разочарован, как автор отнёсся к любовным взаимоотношениям героев и высказал мнения, что автор не умеет выстраивать подобные линии. Действительно любовный треугольник, который напрашивается сам собой между Кэтрин Друммонд, Дэвидом и мисс Грант, помог роману «Катриона» возвыситься в глазах читателя. Но автор явно не стремиться к этому. Наоборот он посмеивается над своим героем, ставя его в подобное положение.
А что же дамы?
…И тут мы продолжаем следить, как со своего первого появления эволюционировала героиня. Кэтрин на удивление оказывается таким же Диккенский персонажем, как Барбара Грант и Престонгрэндж. За образом Кэтрин скрываются сразу две героини: Дора Спенлоу и Агнес, которые в романе Диккенса были замужем за тёзкой нашего сегодняшнего героя. В тоже время её можно сравнить и Эмми Доррит, так как типаж этих героинь на удивление схож. Особенно это прослеживается во время чтения романа Стивенсона ближе к концу, когда герои встречаются Дюнкерке. (Впрочем, это лишь моё наблюдения).
Что касается Барбары, то мисс Грант - это паук, которая как её отец любит играть в свои игры. Она успешно расставляет свои сети и легко играет, как главным героем, так и своей кузиной. По иронии судьбы читатель следит, как Дэвид Бальфур превращается в предмет игры. Но не стоит забывать Катриону. За этим милым личиком прячется ещё один паук и теперь читателю остаётся наблюдать, как герой падёт. Проведя тонкую нить взаимоотношений героев, можно предположить, что Престонгрэндж - это мистер Уикфилд, являющийся отцом Агнес. Стивенсон, выстраивая схожую линию с персонажами, наоборот идёт своим путём, и теперь если у него и было желание свести Дэвида и Барбару вместе, то ближе к концу мы видим, что он делает её лишь подобием ангела хранителя для двух влюблённых.
Наконец ближе к концу мы гораздо ближе знакомимся с тем самым Джемс Мором, и тут ты понимаешь, что персонаж он неоднозначный. Слишком скользкий! А Дэвид вновь находиться между двух огней: на этот раз состоящий из Кэтрин и её отца. Правда, надо отдать должное в этих обстоятельствах герой Стивенсона оказался не таким простачком, каким его видел поначалу Джемс Мор. Как только Мор стремиться накинуть цену на свою дочь, тем самым пользуясь ситуацией. Дэвид, прекрасно понимая, что его обложили со всех сторон, но именно в этот момент он не теряется, проявляет мужество и не позволяет будущему родственнику завести его в капкан. Тем самым автор демонстрирует, что его герой, наконец, то вырос.
И вот спустя некоторое время автор в очередной раз вспоминает об Алане, ведя его в историю, после ухода Джемса Мора и Катрионы. По своей сути он нужен в этой истории лишь для того чтобы наставить Дэвида на верный путь. Померив героев: Катриону и Дэвида. На этом его роль по своей сути заканчивается. Да! Есть конфликт между Джемс Мором и Аланом, но и тут читателя ждёт разочарование. По своей сути история лишена главного злодея. Мы так и не узнали, кто стоял за убийством Колина Кэмбелла. Возможно целый клан! И если сравнить «Похищенного» и «Катриону», то продолжение, безусловно, проигрывает. Впрочем, если бы экранизировать эти два романа в двухсерийный фильм мог получиться неплохой проект.
2200
Аноним13 ноября 2023 г.Похищенный 2
Что ж, интересно. Я не знаю сложно ли тебе будет или легко восстановить справедливость, но я думаю на твоей стороне всё будут. Дерзай
01
Аноним24 сентября 2023 г.Любимая книга у Стивенсона, "Черная Стрела" тоже неплоха, но это... такие тезания главной героини! Навсегда в сердце!
059