
Ваша оценкаРецензии
cinne689 апреля 2009 г.Читать далееПонравилось безумно. Сочетание почти гоголевское, да что гоголевское, видимо, это герценовское сочетание: проблематика болезненная и вызывающая всякие там переживания душевные вкупе с изумительной манерой, в которой текст написан. Чудесный сарказм в каждой строчке! Смешно, заразительно и метко, а вместе с тем ближе к концу напряжение возрастает, начинаешь кусать локти, ругая все и вся (правдивость Герцена, несправедливость, реалистичность), пытаясь понять, кто ж таки виноват. Да никто не виноват. Это-то и ужасно.
Минусы незначительны, но есть: утомляет все-таки эта привычка Герцена скакать с одного на другое, уводя от сюжета, но в этом есть невообразимая прелесть. В общем, "влюблен, положительно влюблен!" и всем советую
14102
Whatever17 марта 2008 г.Я очень люблю этот роман, несмотря на его литературную картонность. Дурная слава "Кто виноват?" поддтвержает то, что большинство людей не совсем осознают, что такое литература и для чего она нужна, или во всяком случае, что она может дать, если уметь брать.
1253
AzbukaMorze14 июля 2013 г.Читать далееВ школе понятия не имела, что есть не только книга "Что делать?", но и "Кто виноват?". Интересно, почему первую мы проходили, а вторую нет?
Само имя "Герцен" тянет за собой что-то про "колокол русской революции" и далее по цепочке, отбивая желание читать, но все совсем не так страшно. Во время чтения возникали ассоциации то с Пушкиным, то с Тургеневым,то с Гончаровым. Наверно, потому, что это хорошая русская классика. Но не зацепило. Даже любовный треугольник. Гораздо интереснее показались биографические отступления, сопровождающие появление каждого нового персонажа. Вот только, по-моему, надо было это дело как-то по-другому оформлять (извиняюсь за фамильярность). Тех бросили, про этих начали, туда, сюда, других совсем забыли (а мне, например, интересно, что стало с Вавой?) - в результате ощущение плохо перемешанного "блюда".
Теперь про "Сороку-воровку". Тут все замечательно, только непонятно, почему это повесть, когда по размеру - маленький рассказик. Тяжела судьба крепостной актрисы - что еще сказать...974
buldakowoleg6 мая 2015 г.Читать далееВо время прочтения было странное ощущение: как спокойствие, с нотками меланхолии. Сатира, может, есть, но буду её по необходимости искать. А так история людей. Мне показалось, "Сороку..." нельзя сразу после "Кто виноват?" читать. Потому что напряжение первого произведения чуть смажет впечатление от второго, хотя оба душевно-трагичные.
"Кто виноват" Не решил, обманул автор, или нет, но в первом произведении выдержал тезис:
Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, - это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей, особенно там, где пет двух человек, связанных одной общей идеей, где всякий молодец развивается на свой образец, без задней мысли - куда вынесет! Если б можно было, я составил бы биографический словарь, по азбучному порядку, всех, например, бреющих бороду, сначала; для краткости можно бы выпустить жизнеописания ученых, литераторов, художников, отличившихся воинов, государственных людей, вообще людей, занятых общими интересами: их жизнь однообразна, скучна; успехи, таланты, гонения, рукоплескания, кабинетная жизнь или жизнь вне дома, смерть на полдороге, бедность в старости, - ничего своего, а все принадлежащее эпохе. Вот поэтому-то- я нисколько не избегаю биографических отступлений: они раскрывают всю роскошь мироздания.И вроде написано немного, но читать биографии было интересней, чем описания у Бальзака нахлебников дома мадам Воке.
Мне кажется, ответ скорей, ни кто, а что виновато? Сплетни - то, что на поверхности. Этот лейтмотив встречается в тексте (небольшом всё-таки) раза 2-3, каждый раз коверкая жизнь. Ещё одно явление, уже из области наивной философии: случилось так, как было невольно помысленно. Посмотреть на Дмитрия и Вольдемара - на них есть общая печать, не так разнятся характеры. К чему привели эти два явления, можно узнать из текста. А может, не они главные? Может, кто-то решит для себя: кто же виноват в описываемом.
Ещё можно поблагодарить произведение, что познакомился с одним из произведений Жуковского (боящихся спойлеров просьба не проходить по ссылке)
Сорока-воровка мне нравится, что про актрису. Понравилось упоминание шиллерского произведения Ф Шиллер "Коварство и любовь" . Сами события были неприятны. Но и негатива явного не чувствовалось.5119
garkos5 ноября 2009 г.если перед прочтением книги "что делать?" я думал, что она скучная и неинтересная, а, прочитав. я поменял своё мнение. то в случае с книгой "кто виноват?" такой перемены мнения не произошло, мне не понравилось честно. на вопрос ,что делать, я нашёл ответ, а на вопрос, кто виноват, нет, а может его и не должно быть?..
542
bookini4 января 2013 г.Читать далееФлэшмоб 2013 (1/11). Рекомендация от hslsdf .
Первое знакомство с Герценом прошло более или менее удачно.
Почему более? Потому что роман "Кто виноват?" весь насквозь пропитан очень тонкой иронией. Кто-то на ЛЛ сказал, что он что-то сродни Гоголю... Да нет, не согласна. Гоголь удачный сатирик, но сатиру свою он и не пытался скрыть. А вот ирония Александра Герцена еле-еле уловима, а тем и ценна.
Почему менее? Наверное, потому, что меня утомляет долгое описание биографий всех героев романа без разбору, будь это главный герой, или третьестепенный - все равно, всё чин чинарём - читателю ну просто жизненно необходимо всех знать в лицо. Это единственное, за что я этом роману убавила одну звезду. А в остальном - да никто не виноват... Случается такое... Даже со мной однажды приключилось, с единственным отличием, что я не померла...460
masha-masha5 апреля 2011 г.Читать далееПочему-то в школе мы не проходили это произведение, и оно ускользнуло от меня (к великой тогда радости: мне всегда казалось, что это гигантское размышление "о судьбах нашей родины"). Прочитала его только на втором курсе и осталась очень довольна: интереснейший текст, который прочитан, безусловно, должен быть. Несмотря на развернутые, подробнейшие биографии каждого персонажа, которые дает Герцен, текст совсем не скучен. Виноватых, естественно, не оказывается - c'est la vie, и в этом самое страшное - когда некого обвинить в своих бедах, не на кого свалить вину. Герои романа оказываются в такой ситуации, когда ничего нельзя изменить, вернуть или поправить, и им остается просто доживать свою жизнь такой, какой она стала. Оказывается, что жизнь непредсказуема, часто она приводит нас в тупик, и с этим ничего не поделаешь. Герои много говорили, спорили о жизни, но не смогли повлиять на нее. Ни у Круциферского, ни у Бельтова не было практических способностей, они не умели действовать. Оба были прекрасно образованы, молоды, чисты сердцем. Но один был слаб характером, второй - болен своим Ватерлоо, в итоге одному досталась рука Любы, другому - сердце. Так эти герои и не пришли к гармонии, роман заканчивается трагично. Кто виноват, что так сложилось? Никто, просто они не знали жизни, не имели сил, чтобы ей противостоять.
449
dirrty5 июня 2010 г.Классика такая классика :) первая моя книга Герцена, очень рада, что начала именно с нее - столько юмора, иронии, что-то я от этого жанра такого не ожидала. Жаль, что поздновато эту литературу открываю для себя, но лучше уж поздно...
437
black_horse_from_dream13 мая 2009 г.Читать далееВеликолепная книга. Одним словом - классика! Читается легко, быстро. Герцен восхитительно раскрывает чувства героев, особенно Любви Александровны. Понимаешь ее, словно себя саму. Но стоит только задуматься над ситуацией, взглянуть с другой стороны, не ее глазами, тот час теряешься. Начинаешь задумываеться, а действительно ли никто не виноват?
Еще очень понравился образ доктора. Его мировоззрения, его манера держаться привлекают. Он интересен. Бескорыстен, добор, желает помогать другим.Хотя его циничность относительно жизни слегка пугает . Конечно, медицина заставляет смотреть на все существующее другими глазами, расставляет другие приорететы. И хотя он может лечить тело, понимает как звучит каждая струна в таком сложном инструменте, как человеческое тело, но " за душевные болезни принимался неловко".Он не понимает душевные переживания, не в силах понять любовные порывы своих друзей.Как врач, искренне любит людей, любит всем сердцем, тем самым дорогим человеколюбимем, котрое заставляет с улыбкой возвращаться домой от пациента, пережившего кризис, хотя от усталости валишься с ног. Но, увы, истинной любви к конкретному человеку, страстной, жаркой, он не испытал и никогда уже не испытает.338
StellaStarks27 августа 2017 г.Кто виноват?
Читать далееВпечатление от прочитанного двоякое. Мысли и переживания героев переданы великолепно, интересно , они типичны и в своей противоречивости, и в своей слабости, и в своей нереализованности . Объяснять, что такое нереализованность для современного молодого человека, наверное, глупо. Всё большему количеству людей оно становиться знакомо. Если вы не ощущали потерю чего-то важного, разочарования в жизни, не сложившихся отношений, карьеры, перспективных идей, которые так и побоялись превратить в реальность, вы не заинтересуетесь этой книгой. Но обо всём об этом,на мой взгляд , рассказано в ущерб сюжету, он как бы неглавный для Герцена. Главное донести социальный посыл до читателя. Роман очень пессимистичный. Трудности, которые стоят перед героями ,раскрыты объективно и талантливо, но сюжет не захватывает. "Кто виноват?" одно из немногих произведений, где я с интересом читала описание переживаний и характеру персонажей и бегло прочитывала о событиях с ними происходящих.
Мне кажется в романе Герцен не рискнул громко озвучить своё отношение к честности в любви между мужчиной и женщиной. Любовь Александровна не последовала влечению сердца и продолжала жить с уже нелюбимым человеком ( похоже на Татьяну в Онегине). Наверно Герцен понимал, что масса читающей публики того времени не примет идеи свободы в отношениях ( а он то знал о чём речь). На любовь распространялся контроль сознания. Не рискнул Александр Иванович, но зёрнышко в почву бросил.2151