
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
А я вот пялюсь на компьютерных мальчиков и девочек, благо их у меня много в окружении, и думаю то же самое... Что у них в мозгах? Как они думают? Почему с ними невозможно общаться дольше 15 минут, чтобы разговор не съехал в их просторы, где я не только ничего не понимаю, но мне ещё и ужасно скучно? Вот точно такое же ощущение от книги - всё понимаю, они - всё-таки люди(хотя иногда возникают сомнения), у них проблемы, как у всех, но...
Десяток страниц, исписанных словом "машина"... Десяток страниц обрывков кода... Почти каждая запись в дневнике (а именно таково повествование в книге - дневник) заканчивается ассоциативным рядом, а ведь ассоциации - вещь очень ... субъективная, вот такая например:
Действительно - ну и что? Ума ребятам, начавшим свою карьеру в Micosoft, действительно не занимать, только
И вот в один судьбоносный день Майкла, безусловно считающегося в их команде, живущей в одном корпоративном доме, самым умным вызывают в БИЛЛУ, и происходит это после того, как он допустил в коде ошибку... Затаив дыхание ждут результата... И ничего, не уволен, не повышен, да вообще ничего не произошло. Кроме того, что у парня что-то перещёлкнуло в мозгах, может, оттого, что оказалось, что Билл - человек?
Дальше Майкл решается на невиданное - уехать в Силиконовую долину и открыть свою фирму. Друзей он перетаскивает с собой. Что для них меняется: ничего, просто денег меньше? Нет, неправда, у них появляется ощущение, что
Раньше им это в голову не приходило. Корпоративный дух гигантов душит внутренние потребности, как потом, уже ставший свободным Дэн считает, из-за того, что корпорация строит отношения с сотрудником по такому принципу:
А став самостоятельными, ребята начинают потихоньку меняться: кто-то почти строит семью, кто-то начинает увлечённо заниматься спортом, кто-то ищет себя в разных отношениях. И только время за компьютером - по-прежнему святое:
Многие чисто компьютерные моменты книги безнадёжно устарели ("Мысль: однажды слово «гигабайты» будет казаться столь же маленьким, как слово «дюжина»."), но ведь не в них дело. Главное, Коупленд попытался показать нам живыми этих людей, благодаря которым
Если у вас нет таких знакомых - добро пожаловать в книжную Силиконовую долину. Мне же их в реале хватает...

И Дэнни стал писать..., вести дневник. Точнее, конечно же, его вел Дуглас Коупленд, но я просто убеждена, что в это время он был Даниилом Андервудом, "занудой", заядлым компьютерщиком, неутомимым кодировщиком, растерянным сыном, неловким возлюбленным, в общем обычным парнем из США 90-х века XX. Из тех самых 90-х теперь уже прошлого века, в которых крупные инфо-коммуникационные и прочие высокотехнологические компании Северной Америки совершили-таки информационную революцию, разогрев экономику своей страны до стадии тотального "перегрева". Он пишет нам из того самого отрезка 90-х гг. XX века, когда Билл Гейтс уже был иконой, а Стив Джобс еще не вернул себе контроль над "Apple". Дэнни из тех самых молодых людей, строивших тогда и продолжающих поныне питать мозг и прочие органы Силиконовой (Кремниевой) долины.
Итак, перед нами дневник. Довольно сумбурный и типично "занудный", выстроенный в прямом соответствии с логикой и культурой мышления его владельца и автора. Он пишет обо всем, от мелочей до глобального. Правда, глобальное сквозит реже, что и понятно, так как жизнь есть жизнь, и она берет свое. Она требует еды, сна, забот, любви в конце концов. Она требует внимания к себе. Хотя уже одно то, что у Даниила была жизнь, - это достижение. Ведь в своем дневнике он предстает перед читателем тем самым "рабом" "Майкрософта". Читайте это как "сотрудником крупной высокотехнологичной корпорации, сделавшей ставку на IQ и самоотдачу нанимаемого, ибо он молод и над брать от него все, пока ему еще есть, что дать".
Даниилу повезло, но он понимает это не сразу. В чем повезло?! Он не одинок. А это случается чаще всего среди ему подобных. Он не одинок в своем одиночестве. Даже тот факт, что у него есть друзья, фиксируется в его понимании мира не сразу, а лишь спустя время. Как не сразу приходит и осмысление того, что его кто-то может полюбить. Этакая дистрофия человеческой души. Мозг до того "накачан", что оттянул на себя все внимание организма. В какой-то момент так было лучше. Для... всего. Наверное. Но жизнь неукротима. Она пробивает толщу мусора и самые твердокаменные перекрытия, она стремится к себе подобным.
Дневник Дэнни не только о нем, да он и вовсе не о нем. Он о НИХ... Ибо их таких очень много. Коупленд снова, как и в нашумевшем романе-дебюте "Поколение Икс" , высвечивает черты определенной социальной группы, довольно масштабной и очень "своевременной". Признаюсь, тот я еще не читала, только наслышана. А вот этот попался раньше. И это было полезное и, не стану скрывать, интересное погружение. Чем? Отвечу списком:
- роман исподволь, через дневниковые обрывочные сведения, передает характерные черты определенного этапа в развитии экономики отдельно взятой страны, оказывающей существенное влияние на мировые тенденции. Информационная революция возвестила о наступлении времени "новой экономики" или "экономики знаний". Технология, задел, даже идея может стоить много больше отлаженного бизнеса. Коммерциализация успешной идеи предрешена, если только успеть вовремя;
- рассуждения Дэнни об интересах своего окружения в самом начале книги выдают нам черты его социального среза, людей-трудоголиков. Ну а последующие события во многом объясняют нам причины такого расклада. Родители-хиппи, родители-сектанты, да просто родители, живущие прошлым, своей работой, отчаянно опирающиеся на свои стереотипы... Свободой, вот чем казался этим молодым ребятам мир микросервов, рабов системы. После уже все виделось иначе, так как этап стабильности пройден, им захотелось стать "версией 1.0";
- в романе столько всего ценного намешано для человека, преподающего менеджмент и занимающегося экономическими исследованиями. Налицо формирование некой субкультуры в рамках национальной культуры. Или даже сквозь эти рамки, так как, конечно, она вполне способна перерасти свои же ограничения.
И все-таки... он занудный (уже без кавычек, так как тут в исконном значении, а не в терминологии романа) этот роман. Очень американский, ведь герои живут в своей среде. Их быт и общение насыщено именами и марками иной культуры потребления и развлечения. Читатель тут, чаще всего, вне игры. А еще он очень "рассеянный". Ценное рассыпано щедрой горстью среди массы пустого. И в этом нет ничего экстраординарного, ведь мы читаем дневник. Но это же дневник "зануды". А "зануда" совершенно оправдано являет вещь в себе, оттого терзания других "зануд" - это вещи, сокрытые уже в них. А нам доступны лишь очертания этих вещей, похожие на участки информационного кода. Тут правильный, а тут битый.

Дуглас Коупленд оказался именно тем, кем мне представлялся после давно прочитанной «Элеонор Ригби»: автором ни о чем. Хотя «Элеонор» в свое время мне скорее понравилась, чем нет. А вот "Рабы Майкрософт" однозначно нет.
Поначалу читать классно: Коупленд хорошо и быстро погружает в свой мир. Перед нами офисные компьютерные нерды Силиконовой долины. То, что в России у многих в умах сегодня (и особенно после выпуска Дудя), в книге происходит почти 30 лет назад. Когда я понятия не имела, что существует какой-то Apple или Microsoft, что бывают гениальные программисты, которым еще только предстает открыть мир, а оно вот, уже было. И это завораживает и до сих пор читается как что-то современное. При том, что именно такие технологии быстро устаревают. И еще очень странное ощущение от колоссального отставания России. Весь этот офисный планктон, программы (но пока не приложения), игры и несправедивость больших боссов к свои "рабам" было уже 30 лет назал в США, а у нас только лет 10-15 как стало понятным и реальным. В общем, это очень сильная сторона книги. Но не уверена, что здесь есть большая заслуга автора. Скорее ему просто повезло попасть в волну и создать отличный производный современный сюжет.
Но. Все остальное плохо. Как раз там, где начинаются заслуги самого Коупленда. То есть в сюжете. Поначалу бодренько так читается. Однако уже через 50-100 стр начинаешь вязнуть в ужасно скучном и однообразном болоте будней посредственного человека. Видимо, там должна прочитываться даже ирония, ведь сами нерды считают себя почти гениями. По форме книга — дневниковые записи (что-то типа будущего ЖЖ). Но Коупленд не удерживает внимание читателя. Да, девки-нерды крутые. Да, папа в 50 лет оказался на улице после десятилетий верного служения одной из компьютерных компаний-монстров. Мама не принимает твою девушку. А ты со своими друзьями-планктоном решили рискнуть и перестать быть рабом, начав работать на себе. Но все темы смазаны. На первом плане унылый и какой-то ограниченный главный герой со своими заурядными буднями обычного задрота. "Мы сходили в магазин, мы сходили на вечеринку" и потом страницы на 3 одно и тоже слово — мы ж говорим о компьютерщиках. Как в старом анекдоте про чукчу и большой роман, чесслово.
Ну и перевод. Не зря удостоенный премии "Худшего перевода года". Переводчик сама не знала, что переводит. Понимаю ее, как переводчик. Но текст испоганен на русском и требует современного перевода. Возможно, это спасет книгу на русском языке.

Полагаю, что если человек находит шутки о месте запятой в десятичной дроби, отделяющей целое от дроби, смешными, то он воистину зануда.

...мы составили на доске список кнопок, которые мы хотели бы видеть на клавиатуре:
ПОЖАЛУЙСТА
СПАСИБО
ОТВАЛИ
СДОХНИ
ОЙ… Я ОШИБСЯ
СДЕЛАЙ ЧТО-НИБУДЬ КЛАССНОЕ И УДИВИ МЕНЯ












Другие издания


