
Ваша оценкаРецензии
Anastasia2462 ноября 2021 г.Читать далееДавно искала что-то похожее на Джейн Остен и вот, по-видимому, наконец-то нашла (правда, у Остен все-таки пооптимистичней будет): чопорная Англия, предрассудки сословий, неравная любовь - в обшем, есть чем насладиться поклонникам романтической литературы (да и не только им - любителям красивой классики тоже наверняка придется по вкусу). Ироничный взгляд на общество и тонкий юмор, столь характерный для романов Джейн, здесь, кстати, тоже присутствует.
История, начавшаяся в традиционном ключе - все против влюбленных (разница положения, мнение родных, вынужденная разлука) - к середине приобретает нотки фарса, когда на сцене, помимо главных героев (Эльфриды и Стефана), появляется третий участник - Генри, а любовный дуэт превращается в любовный треугольник. Нравственные терзания и метания героини, так ярко показанные автором, сменяет духовный надлом Генри, когда его система ценностей рассыпалась в пух и прах: поздно уже отмотать назад и запретить себе любить эту очаровательную молодую женщину с пленительными синими глазами. Хотя было ли это по сути любовью, если из-за прошлого любимой женщины готов отказаться от нее самой? Или то была глупая влюбленность, мимолетный морок, дымка, страсть? Смешно жалко выглядит этот умный 32-летний мужчина, допрашивающий прелестную Эльфи, где и с кем она встречалась, когда это было, сильно ли она любила своего предыдущего поклонника, как далеко она заходила в любовных ласках...История на глазах из красивой любовной линии превращается в вульгарную и пошловатую мелодраму, с ее беспричинной ревностью и яростными нападками.
Не менее странно здесь, впрочем, выглядит и Стефан, так легко отпустивший свою женщину, даже не пытавшийся выяснить, в чем тут дело, покинувший ее на год и уверенный, что она его будет ждать до скончания времен...Самоуверенность - вообще бед всех описанных в книге мужчин. Один уверен, что его будут ждать всю жизнь, второй - что его девушка никогда не знала других до него.
Разными были мужчины, разной была и любовь - в первых отношениях ее поставили на пьедестал, как королеву, во вторых она довольствовалась ролью покорной "рабыни", и ученицы, только вот долгожданного счастья ей не принесли ни тот, ни другой. Похоже, никто из поклонников ее красоты, так и не смог увидеть очарования ее души, красоты ее душевных качеств. Никто не оценил и силу ее характера, ее литературные способности (Эльфрида написала роман о средневековье). Все видели милую куколку с фарфоровой кожей, пронзительным взглядом, безмятежной улыбкой, копной светло-русых волос...
Жестокий финал расставил все по своим местам: куколке не место среди людей, здесь ее никто не понял...5/5
2304,1K
limbi14 августа 2024 г.Читать далееС Харди у меня довольно напряженные, я бы даже сказала: категоричные отношения. Его книги мне любо нравятся, либо нет. Не может быть каких-то полутонов...
Взор синих глаз оказался разочаровывающим опытом. Не знаю, что расстроило меня больше: само повествование или герои. Как так может быть, чтоб ни один герой не запал в душу? И почему вообще все ключевые герои оказались глупыми, скучными и однообразными? Да и сам сюжет оказался довольно затянут.
Помните передачу Угадай мелодию, где нужно было угадать песню с трех нот. Так вот, я расскажу вам о сюжете книги в четырех предложениях:
Если что, ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕР!
1. Героиня влюбилась в одного мужчину. 2. Героиня влюбилась в другого мужчину. 3 Героиня вышла замуж за третьего мужчину. 4. Героиня умерла.
Все, конец! Занавес закрывается!
Содержит спойлеры72421
DelanocheConcurring1 августа 2023 г.Читать далееМне в целом понравилось, но признаться я думала, что понравится больше. Ведь я обычно люблю такие романы. Это история любовного треугольника, в центре которого два друга и одна девушка. В начале мне были симпатичны все 3 героя, но постепенно я понемногу разочаровывалась в них.
Стефан - милый юноша, беззаветно влюбившийся в Эльфиду, но скрывший, что он ниже ее по положению от ее отца. Вроде бы положительный персонаж, но его нерешительность, в какой то момент начала меня разочаровывать.
Генри - вначале вообще показался крайне интересным персонажем, но как только я услышала про его идеал женщины, мало того, что девственница, это еще можно понять, но чтобы ни разу не влюблялась, не целовалась и у нее вообще не было поклонников, я прилично так опешила.
Эльфида - конечно же мне не очень понравилось как она поступила со Стефаном, и когда согласилась тайно выйти за него и потом в последний момент отказалась, и то, как именно она рассталась с ним в итоге. Да, молода, очень боится всего, но все же... Ну а окончательно она мне разонравилась именно в отношениях с Генри. Меня просто коробило от того, как она перед ним пресмыкалась, это ужасно, уже на этой стадии было понятно что ничего путного из такого формата отношений не выйдет. И самое сильное мое раздражение она вызвала когда он клещами тянул из нее правду. Это была пытка не только для Генри, но и для меня. Я могу понять его раздражение. Ну все равно она же отвечала на его вопросы правдиво, ну почему не могла просто взять и рассказать ему все. Боялась? Ну так она же не боялась отвечать на его вопросы? В общем, у меня от этого момента очень пригорело.
Если не касаться моего личного отношения к персонажам, то Харди отлично передал все чувства, страхи, эмоции, радости и разочарования. Этого у него не отнять. Но отношение к персонажам и некая типичность рассказанной истории (он любит ее, она любит другого, другой не может разобраться любит или не любит и чего вообще хочет) не смогли мне позволить поставить более высокую оценку. Удивил конечно финал, я его не так себе представляла, было жаль Стефана, хотя ему все равно ничего не светило, и было злорадство в отношении Генри. Эльфиду жаль конечно, но я так и не поняла, что именно с ней произошло.
В целом, неплохая книга, несмотря на мои придирки, но как я уже сказала это мои личное отношение к героям истории, а оценивая книгу я оцениваю и это. Знакомство с автором продолжу, но не в ближайшее время.Содержит спойлеры57855
Kolombinka5 марта 2024 г.Кровавые слёзы из глаз
Читать далееПрощайте, мистер Томас Харди! На второй книге этого чудесного писателя я прощаюсь с ним навсегда, нет моих душевных сил на его мужчин и представление о женщинах. После "Тэсс" у меня еще были иллюзии, что мировоззрение героев было продиктовано художественной выдумкой писателя, но "Взор синих глаз" показал - это мировоззрение писателя рождает таких безумных стрёмных персонажей. И с меня довольно хардиобразных мужчин. Правду сказать, кое-кого Генри Найт мне напомнил, то есть я ни в коем случае не утверждаю, что персонажи картонные и таких не бывает. Эссеист Найт как раз мог бы написать нечто вроде "Дневника обольстителя" Сёрена Кьеркегора. У меня даже возникла лихая мыслишка, что Харди именно его и вывел в образе Найта, но для этого нужно чувство юмора.
Чувство юмора у Харди подозреваю вспышками. Я просто категорически не понимаю, как можно всерьёз написать некоторые эпизоды и диалоги, которыми пестрит книга. Тот же накал идиотического абсурда преследовал меня в речах Ангелочка Клэра из "Тэсс". Найт, кстати, пытается оправдываться за свои странности, то есть автор понимает, что несёт дичь. Но оправдания тоже беспомощные какие-то - и всё напоминает цирк. Я себе выписала много цитат, но они такие огромные. Харди словоблудием страдает ко всему прочему. И перевод добавляет тяжести - не знаешь, автор такие глыбы ворочает или переводчик несчастный не выдержал веса. Например, целый абзац про губы и подбородок.
Очерк его губ и вовсе был триумфом его общественного класса. То были чистые линии, пикантный изгиб губ Уильяма Питта, что верно отражен в хорошо или же плохо известном бюсте работы Ноллекенса, – тот очерк губ, который сам по себе уже составляет счастье молодого человека, если знать, как с выгодой использовать это преимущество. Линия его круглого подбородка, в верхней части которого была ямочка, вела далее тот полный и совершенный изгиб, где в месте соединения, казалось, сходились в одну точку она сама и низ его нижней губы.О чём это? Зачем? Губы как триумф общественного класса! Как счастье молодого человека, который умеет ими пользоваться. Молчать, Ржевский! Это подражание Бальзаку, я до сих пор с вожделением вспоминаю его описание внешности Люсьена на полторы страницы мелким шрифтом. Но вот дальше, что за образ? - что сакрального происходит в месте соединения ямочки с нижней губой? Насколько это необычно, когда подбородок соединен с губами изгибом? Мне интересны иные случаи - у кого куда уходит линия подбородка?!
Таких описаний, внешних элементов или внутренних чувств, у Харди много. Их надо копать и долбить, как горную породу. И среди них вдруг встречаются совсем уж комические монолиты, которые заставляют с умилением вспоминать влажные моменты современного ромфанта.
Для Эльфриды это был первый поцелуй. И она вела себя так неловко и неопытно: боролась, не переставая, не смягчалась. Она не прикладывала тех явных усилий выбраться из силка, единственным результатом коих становится лишь дальнейшее в нем увязание; с ее стороны не последовало ни положения принятия в конце, ни естественного сближения плеча к плечу, руки с рукой, лица к лицу и, несмотря на стыдливость, правильного положения губ в кульминационный момент. Она не сделала то приятное, хотя кажущееся нечаянным отступление на верхнюю позицию, которое многие отмечают как желание ускорить финал и увеличить взаимное удовольствие влюбленных. Почему? Дело в том, что у нее полностью отсутствовал необходимый опыт. Женщина должна испытать множество поцелуев, чтобы научиться целоваться хорошо.Да и мужчине бы не мешало потренироваться, чтобы облегчить тяжеловесные конструкции поцелуев. Немудрено, что при таком способе изъясняться, все его герои вляпались в феноменальное болото дурацкого непонимания, приведшее в финале к трагикомическому итогу. Словами через рот надо бы разговаривать, а не глыбы языком ворочать.
В какой-то момент показалось, что Харди своим романом полемизирует с Остин. В смысле пытается показать, что его представление об отношениях мужчин и женщин реальнее, а там всё вымысел и вообще:
То, что молодая женщина взялась за перо, это отнюдь не лучшее для нее достижение, о котором хотелось бы услышать.Суждения Харди о женщинах ограничены и смешны. Бедненькую, юную Эльфриду он уж так полоскает в своих якобы осторожных и благородных речах, что даже бесить начинает. Историю её невинных влюблённостей представляет так, что видишь его унылое лицо в арафатке. Ещё чуть-чуть и будет забивать камнями. Хотя он примерно это и сделал. Образ ненормальной вдовы весьма говорящий в этом плане. Она черный человек, кликуша, рок, обвинение, ненависть, палач и жертва. Всё темное и несчастное Харди вываливает только в женские образы. Вольные или невольные, но именно они - сосуды зла.
Открытое высокомерие погасит пламя любви в сердце мужчины, но резкость и высокомерие пробудят любовь в сердце женщины – такова азбучная и оттого не менее печальная истина: представительницы прекрасного пола очень редко ценят честное с ними обращение, поскольку это противно их натуре.При этом он выводит "прекрасных и благородных мужчин" с удивительной линией рта, которые способны только ждать у моря погоды, страдать от собственной глупости и укорять женщин в том, что они женщины и этим портят мужикам симпатичное мироздание. Харди великолепно удаются портреты хронических идиотов, которых он почему-то считает лучшими представителями человечества. А женщин лучше извести. Баба с возу - кобыле легче.
PS Обложка с черноволосой девушкой добавляет крови))) Светло-русая героиня в романе! И на этом строится одно из корявых признаний в любви.
52803
innashpitzberg28 января 2012 г.Читать далееВсе смешалось в этом чудесном раннем романе моего любимого Томаса Харди - автобиографические факты и вымысел, романтизм и трагизм, веселое и меланхоличное.
"Голубые глаза" - один из первых романов Харди, написанный перед принесшим ему настоящую славу "Вдали от обезумевшей толпы".
Это, наверное, единственный его роман, в котором Харди так вольно пользуется фактами собственной биографии. Главная героиня романа, Эльфрида, просто списана с Эммы Гиффорд, в которую Харди влюбился чуть ли ни с первого взгляда и с которой уже был обручен в момент написания романа, а вскоре они поженились.
В ту пору Эмма была рыжей красавицей с голубыми глазами, прекрасной наездницей, а также импульсивной, впечатлительной, наивной девушкой. Все эти качества передались и главной героине романа, Эльфриде, ну и понятно название романа - "Голубые глаза".
И это еще не все - очень многие обстоятельства романтической первой встречи Харди и Эммы повторены в романе, а также точно переданы проблемы, поначалу сопутствующие влюбленным, обусловленные разницей в их социальном положении.
Кстати об этом периоде в жизни Харди очень интересно и подробно написано в его Автобиографии.Тут сходство кончается, и главный герой романа - это все-таки не сам Харди, то есть вначале это вроде и он, а потом уже нет. Да и вообще, он вскоре оказывается совсем не главным героем, а потом и вовсе исчезает из поля зрения, а вот зато у главной героини появляются новые поклонники, возникают новые интересные сюжетные ходы, и действие в романе развивается очень неожиданно и интересно, и очень далеко уходит от романтики первых глав. Но и до настоящего трагизма его последующих сильных романов еще далеко. Так что этот роман в своем роде уникален, так как является переходным от его ранних лирических пасторально-романтических романов, таких как "Под деревом зеленым" к более поздним трагически-романтическим, таких как "Вдали от обезумевшей толпы", "Возвращение на родину", "Мэр Кэстербриджа", ну и самых знаменитых - "Тэсс" и "Джуд Незаметный".
Вот такой роман, интересный и увлекательный, написанный прекрасным языком Томаса Харди, с уникальным развитием сюжета и характеров, впечатляющий и запоминающийся.
515,1K
KatrinBelous30 июля 2023 г."Как быть прощенным и хранить свой грех?" (с)
Читать далееВремя действия: 19 век
Место действия: Англия, Энделстоу
Впечатления: Изначально у меня с Томасом Харди отношения не сложились. Насколько мне понравился и тронул мини-сериал "Тэсс из рода д'Эрбервиллей", настолько же скучным и сухим показался роман. Хотя последние несколько лет, мысленно возвращаясь к этой истории, я подозреваю, что всё дело было в некачественном переводе. Поэтому я обязательно "Тэсс" перечитаю, в какой-нибудь другом издании. И теперешнее прочтение "Взора синих глаз" меня в этом ещё больше убедило, потому что мне очень понравилась эта книга)Сюжет, казалось бы, самый простой. Красивая, юная и непосредственная дочь священника Эльфрида Суонкорт, живущая вместе с отцом в прекрасном зелёном уголке Англии, мечтает дописать и издать свой исторический роман. В неё влюбляется подающий надежды ученик лондонского архитектора Стефан Смит, приехавший по просьбе священника реставрировать старую церковь, да и сама девушка вскоре не против выйти за него замуж, ведь это не помеха "писательской карьере". Но между молодыми людьми встаёт её аристократическое и его крестьянское происхождение, а затем и его старший друг Генри Найт - выдающийся учёный, барристер и литературный критик в одном лице. И получается своеобразный любовный треугольник, неправильное разрешение которого может грозить как разрывом давней дружбы, так и позором для юной леди.
Интерес при таком банальном сюжете целиком держится на персонажах. И ещё на действительно прекрасном стиле повествования автора. То насколько красивые пейзажи тут рисует Харди, и насколько атмосферны описания... не могу не восхищаться этим особым талантом английских классиков ^^
Мне было жаль Эльфриду, а главные героини в классических романах мне нравятся ну очень редко. Она ведь не глупая вертихвостка или кокетка. Просто юная девушка, не знающая жизни и не имеющая нужного женского опыта, потому что выросла без матери и без подруг, но с отцом, который её баловал и давал полную свободу действий. Поздно на их пути встретилась миссис Тройтон, ставшая хоть и мачехой, но искренне привязавшаяся к Эльфриде и старающаяся её направлять на благой путь. Поэтому все её ошибки, сомнения и умолчания вполне понятны. Хотя оправдать её поведение, особенно, по отношению к Стефану, довольно сложно. Ну да за свои ошибки она поплатилась даже чересчур сполна.
Кстати, брак мистера Суонкорта и миссис Тройтон - редкий пример, когда "брак по расчету" действительно может стать гармоничным и счастливым союзом. Мистер Суонкорт получил, достойный его "выдающейся особы", дом, состояние и жену, снявшую бремя обязанностей с его плеч. Миссис Тройтон, дама в возрасте и откровенно некрасивая, получила семью, спасшую её от одиночества, готового идти ей на поводу мужа и послушную взрослую дочь. Если бы только не "женихи" Эльфриды, то жили бы они втроём в свое удовольствие долго и счастливо)
Мне не нравился сначала Стефан. Восторженный, даже легкомысленный, молодой человек, который к тому же скрыл свое происхождение, постеснявшись родителей, которые жили тут же, рядом, и не развеяв заблуждения мистера Суонкорта, принявшего его за представителя знатного рода. Но потом он приятно удивил. Поставил перед собой цель - стать достойным Эльфриды, и добился её. Жаль, она его именно таким так и не увидела. Что он так и остался для неё в воспоминаниях тем прошлым "восторженным мямлей". А ведь именно он всё время верил в неё. И какой контраст между Стефаном и Генри, когда оба однажды столкнулись с безумной миссис Джетуэй, вздумавшей растоптать любовь Эльфриды. Не иронично ли, что один возвел свою любовь на пьедестал и был отвергнут, а другой, который её унижал и принижал, получил в ответ?
"...привычка юноши умалять свои достоинства неизбежно убедит даже самую благоразумную на свете женщину, что он немногого стоит. "Меня сразу заинтересовал Генри. Но опять же первое впечатление обычно очень обманчиво. Вот вроде взрослый, состоявшийся мужчина, умный, увлекающийся наукой и литературой, способный поддержать любой разговор и увлечь собеседника. Не удивительно, что он впечатлил молодую девушку. Но как только он начал высказывать свои воззрения о браке, о, это такой мрак и абсурд, откуда только он это всё взял 00 И эта его тяга к "девственницам" в его то возрасте, попахивает какими-то психическими неполадками. Опять же жаль, что Эльфрида сразу не поняла, что это не есть нормально и да ну его нафиг. Хотя, Генри все же не злодей, и если бы знал, что она помолвлена с его другом, то точно не стал бы её добиваться. Но при этом она спасла ему жизнь и хотя бы в память о том, что они пережили вместе, он мог её простить, но не сделал этого. В общем всё сложно)
Итого: Хороший классический роман о трагической любви. Его определённо стоит прочитать, потому что тут на первом плане не сюжет, а характеры и поступки персонажей, выписанные Томасом Харди с мастерским психологизмом. Думаю, со временем мне даже захочется перечитать этот роман, чтобы зная его финал, отследить все слова и действия героев, которые к нему привели. Неужели не могло всё сложиться иначе?
"Открытое высокомерие погасит пламя любви в сердце мужчины, но резкость и высокомерие пробудят любовь в сердце женщины – такова азбучная и оттого не менее печальная истина."43896
Mina-mnm20 июля 2023 г.Сердце красавицы
Читать далееКлассический любовный роман 19 века. Юная красавица Эльфрида живет со своим отцом, пастором. Конечно её жизнь не изобилует яркими событиями и появившийся в их доме молодой архитектор её сразу заинтересовал. Интерес оказался взаимным, вот только обстоятельства пока против них. Поэтому, обменявшись клятвами верности им придётся временно расстаться. А время, как известно, лечит многое, в том числе и чувства. Тем более на горизонте появляется новый ухажер. Он старше, более уверенный в себе и, самое главное, он рядом и тоже любит Эльфриду. Придется девушке делать выбор: синица в руках или журавль в небе.
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, мне книга понравилась. И отдельный плюс –небанальная концовка.
24565
The_Dayana30 июля 2020 г.Читать далееКрасиво, мелодично и печально. В этом практически вся английская классика. В этом весь Харди.
⠀
Эльфрида - обладательница не только красивого имени, но и прекрасной внешности. Она юна, наивна и впечатлительна. Ее сердце открыто для новых впечатлений. Именно поэтому вовремя оказавшийся рядом симпатичный молодой человек Стефан Смит занимает все помыслы молодой леди. Она готова ради него на безрассудные поступки, не задумываясь о последствиях. Так первая влюбленность нередко играет злую шутку с особо впечатлительными натурами.
⠀
Мистер Найт в начальном своем появлении перед Эльфридой показался мне эталоном британского мужского шарма и обаяния. Тот тип мужчин, который точно знает, чего хочет от жизни, сильный, уверенный, однолюб.. Но чем дальше я читала, тем больше, к сожалению, разочаровывалась. Невинные страдания Эльфриды, факт ее чистой любви, а впоследствии всепоглощающих страданий заставили по-другому взглянуть на мистера Найта. Под шармом и обаянием, оказывается, скрываются неуверенность и капризы, его столь предвзятое отношение к женскому полу не дают в полной мере осознать полноту собственных истинных чувств, а главное, он не задумывается о возможности просто выслушать горячо любимую девушку.
⠀
Эта его в какой-то мере истеричность, привычка делать поспешные выводы впоследствии сыграет злую шутку со всеми участниками столь невинного любовного треугольника. Удивительно, насколько глупым и нестабильным оказался на первый взгляд умный и уравновешенный мужчина, и насколько сильной и мудрой предстала перед взором читателя женщина.
⠀
В самое сердце. К прочтению советую однозначно.
⠀232,8K
Amazing_ForgetMeNot13 мая 2023 г.Читать далееЯ очень люблю любовную английскую классику, но в этот раз, к сожалению, мне было очень скучно, а трагичный финал не добавил баллов. Да, понимаю, что в жизни, скорее всего, именно так бы и было, учитывая условия того века и требования к поведению влюблённых, особенно девушек, но именно поэтому и люблю счастливые финалы в книгах, чтобы всегда оставалось место надежде.
Сначала нас знакомят с двумя из трёх главных героев, Эльфридой и Стефаном, которые погружаются в чувство первой любви. Только помимо их собственных неуверенных действий, сказывает и то, что они из разных сословий. И против этого союза не только отец Эльфриды, но и родители Стафана далеко не счастливы, и хотели бы видеть возлюбленной сына совсем иную девушку, о чём тоже говорят открыто. Но влюблённые даже решаются на отчаянный и безрассудный шаг, ну, почти решаются, и с этого, возможно и начинается дорога совсем не в сторону счастья.
Затем появляется Генри и, казалось бы, как более взрослый он бы должен быть более зрелым, но только тут всё ещё больше усугубляется чёткими представлениями Генри как оно должно всё соответствовать его теориям о "правильных" отношениях при полном отсутствии их на практике и понимании, что идеалы и жизнь часто далеко не одно и тоже. И его ожидания от Эльфриды, чтобы для неё всё это было ровно также, как и для него, и никаких компромиссов, тоже только ухудшает всё. И, опять же, давление общества, что всё должно быть только так и никак иначе, и в итоге, всё оканчивается так, как окончилось.
Ну а Эльфрида, в итоге, готова стала подарить счастье хотя бы другим, раз не получилось для себя, но только и тут всё закончилось ещё более печально, и несчастными остались ещё больше людей...
И вот то, что это драма, как говорила, одно из того, что не понравилось. А другое это общая растянутость, излишняя, конечно же, глубокое имхо, и повторы, очень много повторов о мыслях и переживаниях героев. Да, они неуверенные, сомневающиеся, это было понятно с самого начала, но это же повторяется из главы в главу, как и самоуверенность других. А ещё описания, которые совсем не увлекали, они усыпляли и к книге не хотелось возвращаться, она читалась потому что надо было дочитать. Возможно, что дело в переводе, и в оригинале язык более живой и красочный, не знаю, но на английском не рискну читать классику. Но, в итоге, мои ожидания от книги не оправдались совсем и даже готовность, что классика всегда чуть отличается от современной прозы, не помогла. Хотя, возможно, это просто первое неудачное знакомство и нужно попробовать другие книги автора.21523
Helena199619 декабря 2021 г.Читать далееВсе начиналось так, как во многих произведениях классики 19 века и шло к тому, чтоб обстоятельства героини и героя разрешились к обоюдному удовольствию, как часто мы видим на примерах романтичной прозы того времени. Но Эльфрида, испугавшись своего решения в один, видимо, непрекрасный миг, заставила идти события иным путем. И все, что доставляло мне удовольствие до половины книги, смело бурей, посеянной вздорной девчонкой, и вот, в ее визави уже другой герой. Более знаменитый, более зрелый, более циничный с достаточно своеобразным взглядом не только на многии материи, но и на женщин в целом. Да и знакомство их возникло, скажем так, из конфликта, как оценивала это сама девица.
И тут меня накрывает сравнением, или аллюзией, это уж как пожелаете. Вы помните тот фрагмент романа "Джен Эйр", когда она, заблудившаяся, больная, голодная и замерзшая, попадает в дом священника, живет там, поправляясь, ведет беседы с ним, в результате чего тот предлагает ей стать его женой и отправиться в миссионерскую поездку чуть не в Африку, чтоб работать там? И свои ощущения от этого момента? Вот у меня при чтении диалогов Эльфриды с Найтом возникло стойкое такое же ощущение от самого Найта, от его манеры общения, говорящее, что навряд ли все это пахнет любовью, а если это любовь такая - изучать под микроскопом, как букашку, предмет твоих чувств, провоцируя своими, мягко говоря, издевательскими вопросами и исследовательскими приемчиками. Не к добру это, ой, не к добру ...
Но если не зацикливаться на этих моментах - а как не зацикливаться, если они меня бесят, выбешивают даже! - то все, в том числе, когда автор описывает уже ощущения Найта, его удивление, когда он понимает, что влюбился, его мысли по поводу Эльфриды - это уже играет по другому. Кажется, что все вроде идет по лучшему сценарию, но в этот сценарий вписываются и окружающие люди, а затем цепочка разматывается вслед неловко брошенному слову, неверной трактовке реакции Эльфриды на его замечание, и мы уезжаем с вами в совсем другую реальность.
В нашей с вами жизни мы назвали бы все это неудачным стечением обстоятельств, но героев Харди оно привело через завалы и буераки к совсем не тому финалу. Который даже - вдруг подумалось - своим мелодраматизмом напомнил некоторые из финалов романов Вальтера Скотта.
171,1K