
Ваша оценкаРецензии
Аноним23 июля 2021 г.Читать далееПравы были аннотаторы, написав о книге настолько расплывчато и загадочно, что это даже привлекает к ней. Подробной и внятной аннотацией невзначай можно проспойлерить сюжет и уменьшить удовольствие читателя.
Если кратко: 7 экскурсантов и гид в НИИ упали на экспериментальную платформу и подверглись сильному излучению. Их разумы блуждают по внутренним бредовым мирам половины упавших. Особенно мои мозги завернулись на первом мире всеведающего и главнокомандующего тетраграматона, капризного и тщеславного божка. Чуть не бросила, но преодолела себя, и не зря..
Роман написан во время "холодной войны", в эпоху подозрительности всех и вся. В США не было тотальных репрессий, но вражда и подозрения отдельных граждан по пустяковому поводу редкостью не бывали. Главный герой, физик Джек, - самый догадливый и скептичный из втянутой в блуждания восьмёрки. Именно он больше остальных прочувствовал и проанализировал 4 субъективных реальности. Все 4 картины мира резко отличались от обыденности мира в зауженном представлении происходящего. Хорошо, что их было только 4, иначе уже перебор. Мисс Рейсс в начале романа представлялась здравомыслящей и логичной, но её параноидальный мир-триллер, пожалуй, был беспощадней и непредсказуемей остальных. Любые жёсткие догмы обедняют субъективную реальность человека. Даже из наивного отрицания мамашей Дэвида разных неприятностей и докук ничего хорошего не вышло. Наверное, своим романом автор призывает нас к гибкости мышления, снисхождения к инаковому и к здоровому скептицизму.
P.S. Представление о капитализме из агитационных брошюр просто ужасно однобоко. Похожий приём использовали Стругацкие в ответвлении сюжета про портреты, созданные исключительно по книжным описаниям. (Мужчина в одном галстуке и ботинках и т.П.). Здесь получилось также шаблонно и одномерно.29537
Аноним21 февраля 2016 г.О том, как наркомана достали мудаки
Читать далееЭта книга вполне способна заставить вас усомниться в реальности окружающего мира, и вполне способная заставить вас бояться мира у себя внутри. Но вообще она не об этом...
По хорошему её стоило бы назвать как-нибудь вроде - «Хорошо, что люди не Боги», «Слава Богу — Бога нет» или ещё «Психопатологическая нестабильность человеческого разума при попытке координации с иллюзией физического мира». Но с последним названием она бы и в мягкой обложке не вышла...
На самом деле это круто, у Дика явно была вполне себе качественная дурь при написании этого научно-фантастического опуса. Либо его просто достали определённые люди - «мудаки». Религиозные и военные фанатики, идеалисты, параноики, политические идеологи и другие скудные мозгом персонажи вышеназванной категории. Здесь явно демонстрируется, что нахождение подобных людей у руля принесёт миру либо скорый и абсурдный апокалипсис, либо длительное, болезненное, агонизирующее и жалкое существование в сравнении с его строгой, знакомой нам, интересной, научной версией мироустройства.
Вот хотели бы вы жить в мире религии? Молись, соблюдай правила, смотри как жалкое Солнце вращается вокруг могучей Земли и ощущай себя нерадивым глупым чадом под сильным несокрушимым крылом реального милостивого и грозного Чуда. Или как насчёт мира идеалиста? Где вся культура, социальная жизнь и тому подобное будут подведены под строгие догматические рамки одного человека? Знать ничего не нужно, стараться не нужно, твоя тупость это норма, главное знай правила и живи себе, наслаждайся. Больше ничего тебе знать не нужно. И вся модель мира тебе описана, да и смысл жизни тоже... Самое ужасное, что для многих людей такое мироустройство без проблем может стать желанной утопией. И я радовался, правда, радовался как ребёнок, осознавая что мне любим, удобен и безумно интересен именно этот наш реальный мир. Со всеми его достоинствами и всеми недостатками.
И так, меня весьма порадовала данная книга как раз таки своими тремя моментами. Во-первых серьёзной попыткой показать ужасную психичность внешне стандартных личностей, иллюстрацией огрооомных волосатых тараканов в голове именно у тех, кто постоянно ворчит, молится, боится и т. д. Во-вторых той самой попыткой на контрасте показать прелесть мира реальной физики и химии, что эти миры уж точно лучше мира психологии. Мира, который даже в нашей модели вселенной, без всяких фантастических составляющих является тем самым краеугольным камнем, на который можно списать львиную долю зла и несправедливости. И нет — Дик ни в коем случае не мизантроп, он любит людей. Просто любовь эта взвешенная, без розовых слюней. Реалист он в общем... В третьих — тем самым маленьким зерном закравшегося сомнения - мол окружающие законы могут зависеть от разума и тем самым не являться догмой... В мире реальном реален только разум...И по части формы - стиль у него простой дальше некуда, никаких тебе терминов и заумностей. Сразу движуха и смысл весь на поверхности... Книжных копачей это может немножко разочаровать (как и меня). А так — очень хорошее произведение. Буду читать Дика ещё, благо он был плодовит.
17955
Аноним29 августа 2018 г.Бойся своих желаний
Читать далееВначале хотел бы сказать, что к комедийному жанру я отношусь предвзято. В рамках кино смотрю крайне редко, а в литературе так и вовсе не читал. Считаю, бесполезной тратой времени. Поэтому я совершенно не ожидал от фантастического романа «Око небесное» такого количества юмора. Такого качественного юмора!
Если говорить более правильно, то это саркастически-ироничная история, в которой высмеиваются все табуированные темы прошедшего века. И хоть роман был написан в 1957 году, он остается невероятно актуальным, особенно сейчас. Религия, феминизм, расовая дискриминация, все это попадает под серп писателя!Несмотря на то, что история очень легкая, её невероятно увлекательно читать. Персонажи раскрыты глубоко, а их диалоги это нечто. Мало того, что они пропитаны иронией, они действительно живые, ты словно фильм смотришь. Сюжет, конечно, чисто Филип Дик. Вновь реальность подвергается сомнению, причем по ходу сюжета не один раз. И хоть в романе есть некая легкость и беззаботность, он пугает.
Пугает тем, что на самом деле может твориться у человека в голове. Даже у того, кого казалось бы ты хорошо знаешь.
Именно вскрытие человеческих желаний и фобий лежит в основе сюжета, а так же борьба с внутренними демонами. Автор как бы сквозь сюжет говорит: « Осторожнее со своими желаниями, а вдруг они начнут исполняться, вдруг уже начали?»
После «Мечтают ли адроиды об электроовцах» никак не ожидал, что автор писал еще и в таком жанре.151K
Аноним13 апреля 2013 г.Читать далееМне кажется, что фантастика - вещь полезная. Когда читаешь у Святых Отцов о том, что такое "прелесть" и "воображаемая реальность", то с трудом можешь себе это представить - ведь вряд ли кто из нас может сказать, что в голове у него нет тараканов и он абсолютно реально смотрит на мир.
А прочитаешь "Глаз в небе" Филипа Дика - и сразу становится страшно: очень страшно попасть в чужую "воображаемую реальность". Самое страшное в этой ситуации - это невозможность осознания того, что эта реальность создана только чужим воображением, на самом деле её нет, а ты сам оказался пленником в этой виртуальной игре.
И задумываешься: возможно и моя "воображаемая реальность" тоже не очень хороша?
Возможно и мне стоит задуматься о том, что надо бы ее изменить? И дальше подумать: смогу ли я сам измениться? И не окажусь ли я ещё в каком-нибудь мире, точно таком, из которого я убежал? Страшно жить в вымышленном мире, но ещё страшнее считать этот вымышленный мир реальностью.Как выбраться из созданного мной такого реального, но бреда? Возможно, что сам я не могу этого сделать? Возможно, мне нужна помощь? А кто может мне помочь, раз у каждого своя "воображаемая реальность"? И тогда понимаешь, что кроме Бога - никто не поможет мне! Неожиданные такие вот чувства появились после чтения этой книги.
14495
Аноним15 июля 2025 г.Фантастика с женщинами
Читать далееИнтересная задумка, динамичный сюжет, но ужасные женские персонажи. Ощущение что автор либо женщин совсем не понимает либо презирает и отказывается понимать. Это научно-фантастический роман, вышедший в свет в 1957 году.
Итак, молодого инженера увольняют с калифорнийского ракетного завода за якобы приверженность его жены коммунистическим идеям. Но есть возможность остаться на рабочем месте, порвав связи с женой. Джек Хэмилтон, наш главный герой, решительно отказывается от такого предложения, во-первых он не верит в виновность жены, мол твердых доказательств нет, ну и он действительно любит Маршу, и вообще она свободна мыслить и делать что считает нужным. А так как это период маккартистской паранойи, то несмотря на талант Джека, его все же сокращают. Потом они едут с женой и бывшим коллегой и по совместительству предателем на Беватрон, вымышленный ускоритель атомных частиц, видимо аналог Колайдера, на экскурсию. Во время осмотра этого чуда прогресса происходит авария и главные герои совместно с второстепенными персонажами, попадают в несколько альтернативных вселенных. Далее эти вселенные раскрываются как проявления предрассудков и страхов отдельных персонажей, в зависимости к кому попадешь, кто был последним в сознании. Всего на Беватроне пострадало восемь человек, включая чернокожего экскурсовода.
Три женских персонажа: Марша - жена главного героя, изящная и любящая мужа; Джоан Рейсс - параноидальная женщина, которой всюду видятся шпионы, с патологической боязнью кошек; Эдит Притчетт - толстушка, которая любит закуски, строгая мать, со строгими моральными представлениями. Будет еще одна девушка , которая в разных видах существует во всех вселенных, Силки, а в реальном мире - проститутка.
Путешествие в чье-то подсознание довольно опасное занятие, и герои постоянно должны приспосабливаться, разбираться в законах существования нового мира и чем дальше тем хуже. Каждая смена мира несла все большую угрозу для жизни. Вот такой интересный сюжет.
И теперь я бы хотела остановиться на том что меня просто поразило. Абсолютно не свойственное женщине, тем более жене, поведение. В одном из миров, Артур разгневан на жену, ей видите ли не так уж и плохо оказаться в новой вселенной. Это был мир Эдит Притчетт, которая много чего отменяла, так как считала это вредным или аморальным, либо попросту некрасивым. Вот и физическая любовь попала под запрет. Артур заявляет Марше что сейчас пойдет и займется любовью с Силки, и таки идет. Спускается с ней в подвал, ставит музыку, создает атмосферу, все что раньше делал с женой, это был их ритуал. Марша в это время накрывала на стол и ждала гостей, она знала что происходит. А вот у меня как у читателя отпала челюсть. Ибо дальше больше. У Артура ничего не выходит, это же представление о мире в голове Эдит, и секс там запрещен, так что никак. Он печальный выползает значит обратно к жене, а она … вот как вы думаете что бы сделала жена? Обиделась, кричала или использовала сковороду как наказание? Нет и нет!
Марша просит прощения у своего мужа, она понимает как ему тяжело. Просто абзац. Это уже фантастика за гранью разумного. Тем не менее вот такой милый эпизод. Я прям вижу это представление мужчин о женщинах которые любят. Ему видите ли тяжело, и он получается может себе позволить вот такое поведение. Ноль осуждения, одно понимание. Фу, какая гадость.
В другой вселенной он при жене будет говорить Силки как бы он ее «любил» во всех мыслимых позициях. То есть, вначале, герой не соглашается остаться на работе мечты, и остается с Маршей. А потом вот такие у них отношения. В романе нет ни одной вменяемой женщины. Вот возьму и прочту еще какой нибудь роман автора , мне стало интересно, какими еще он рисует женщин.
1374
Аноним5 октября 2012 г.Читать далееБез излишних преамбул и эпиграфов роман начинается сразу с экшена, а именно с того незаурядного факта, что на протонно-лучевом дефлекторе «Мегатрон» произошла мега-авария. Во время инцидента на платформе дефлектора находилась экскурсионная группа из семи человек + гид-нигер. Вся чесная компания, помимо ран и ушибов, получила лошадиную дозу протонов и радиации. Славу богу, тут же подоспели спасатели, и раненных быро доставили в госпиталь, где их залатали и нашпиговали фармацевтикой. Короче, все выжили и спустя реабилитационный период вернулись к обычной жизни. Исключение составил лишь ветеран Артур Сильвестр, который повредил позвоночник и никак не хотел выходить из комы. И вроде бы все хорошо, однако что-то было не так... Это что-то чувствовалось и в воздухе, и в пейзаже за окном, и в глазах людей. "В глубине подсознания возникло неуютное ощущение, будто изменилось нечто важное... Или - исчезло".
Далее следуют либо бородатые спойлеры, либо ненавязчивые отсылки к креативу со смежной тематикой. Кидаем монетку - вариант намбэ ту. В первую очередь "Око небесное" у меня проассоциировалось с романом Лема "Футурологический конгресс", местами буквально сиамские близнецы, во вторую - с "Чапаев и пустота" Пелевина", ну и уже в третью киношную очередь - с всякими "Шматрицами" и "Началами". Так что, если дискурс множественной реальности или "матрешки" реальностей вам близок, то писанина великого и ужасного Филипа Дика придется вам по душе. А теперь перейдем в зал идейно-художественного анализа.
Если кто-то в детстве играл в солдатиков и кукол, то Дик играл исключительно в реальность. Корежил ее, перекраивал, апдейтил, разукрашивал, трансформировал, разрушал и лепил заново, чтобы потом опять разрушить. Согласно интернет-досье на Филипа Дика с годами сия мания переросла не только в шизоидный бред, но и в основной лейтмотив его расчудесных книг.
Надо сказать, что Дик преображает действительность не только для того, чтобы поулыбаться на нее в калейдоскоп, но и для того, чтобы поставить ребром глобальные вопросы о человеке и цивилизации, взглянуть на них под другим углом, вычленить минусы и конструктивные перспективы. В романе «Око небесное» он вдоволь посмеялся над религиозной парадигмой в лице бахаизма, станцевал на нравственных костях пуританизма, немного пощекотал фрейдизм, а на десерт припас незабвенный коммунизм. В общем, вселенные на любой колор и рецептор.
А еще фантастиш электропастуха (партийная кличка Филипа Дика) отличается своеобразной космогонической психоделичностью, которая складывается как из амфетаминовых приправ, так и из кафкианской мрачности и безысходности, лабиринтов разума Эшера и безответной любви к андроидным созданиям. Гарантийный талон на разрыв стереотипов и в щепки паттерны прилагается.
Что касается минусов произведения, то тут меня конкретно удручил сухой, формальный слог. Ни тебе аллегорий, ни гипербол, понимаешь ли. Приоритет описательной функции целиком и полностью сконцентрирован на действии, действии и еще раз действии. От того главные герои смотрятся безлико и картонно; их характер и внутренний мир раскрываются лишь в диалогах. Порой даже казалось, что читаешь не роман, а сценарий к фильму.
Итого: динамичная, богатая на идеи, визионерская фантастика со скудным художественным арсеналом.13601
Аноним12 января 2024 г.Читать далееС классиками научной фантастики у меня сложные отношения. Есть те, кого я очень люблю, но с большинством, к сожалению, я оказываюсь на разной волне. Вот и Филип Дик все же совершенно не мой автор.
На самом деле история достаточно любопытная. Какой будет идеальный мир отдельно взятого человека? Мир, в котором все живут по его правилам и представлениям. Получается, мягко говоря, страшноватенько. То, что в обыденной жизни вполне допустимо и в отдельных ситуациях даже поощряемо, возведенное в абсолют становится весьма неприятным. Ну и далеко не всякий мир полезен для своего создателя. Были тут и такие примеры.
Я не склонна рассматривать эту книгу в глобальном аспекте как сатиру на "неправильные" воззрения американцев того времени. Мне ближе позиция исследования представлений людей о мире через гиперболизацию. Можно сказать, что тараканы получились очень развесистые. И ведь это самые обычные люди. С другой стороны, подозреваю, что мой мир тоже не обрадовал бы многих.
И все же, несмотря на определенное любопытство, я не могу сказать, что книга мне понравилась. При всем моем уважении к автору она не вызвала положительных эмоций. Немного жаль. Не моя история.12321
Аноним5 декабря 2017 г.Вы не поверите!
«И это…Читать далее
Вот так номер! Какое там море! Прямо на Джека и Чарли взирал живой глаз!»(С. 112).
Пожалуй, самое мое любимое произведение у Филиппа Дика. Идея книги замечательна и по исполнению.
Признайтесь, вы же мечтали залезть в голову другому человеку? Не отпирайтесь, я знаю.
А вы уверены, что вам там понравится? Дик предлагает читателю именно такую возможность со всеми вытекающими последствиями.
«Все были молоды. Все – белобрысы. Все коротко подстрижены, в аскетически строгих белых халатах»(С. 68).
Явно фантастическое допущение позволяет автору взглянуть на вполне земные предрассудки, фобии, в сетях которых безнадёжно запутались простые американцы.
Увы! Могут меняться декорации, но кое-кто всегда приспособится к любым условиям. Достаточно вспомнить… Впрочем, прочтёте сами.
Что же самое тяжелое для человека в стремительно меняющемся мире, в случае Дика – мирах?
Вы примерно догадываетесь. Но мистер Дик подскажет!121,1K
Аноним18 июня 2025 г.В тихом омуте…
Читать далееВам бы хотелось взглянуть на мир глазами вашего соседа, начальника, матери, а может быть вашего мужа или жены? А пожить в мире, созданном их сознанием? Только имейте в виду, что с этого самого момента вы станете игрушкой в руках Творца.
Совершенно жуткая история, как по мне — когда у тебя нет возможности контролировать свою собственную жизнь (нет даже иллюзии контроля, и что ты можешь что-то изменить или как-то повлиять на то, что с тобой происходит). Ты — как вечный раб, запертый в чужой голове. И что придумает эта голова, так оно и случится.
Группа людей приходит на экскурсию дабы посмотреть местный аналог адронного коллайдера, на котором происходит инцидент, и вот уже все они летят со смотровой площадки прямо вниз через пучки проходящей сквозь их тела энергии… И оказываются в параллельном мире, созданном сознанием одного из пострадавших. Впоследствии таких миров будет несколько, но самым проработанным и объёмным останется именно первый.
Пока читала книгу, у меня не выходила из головы мысль о том, что какими же реально сдвинутыми по фазе могут быть люди, внешне совершенно нормальные. Какие же ужасные мысли и представления царят в их головах. И на какие не менее страшные вещи они готовы пойти, дабы оставить всё так, как они считают нужным. Упаси боже оказаться в мире, где над тобой будет иметь безграничную власть другой человек, даже близкий. Ничем хорошим это априори не закончится.
11212
Аноним17 февраля 2025 г.Читать далееГоворя честно, я получил мало удовольствия читая Дика в этот раз и подметил, что разительно отличаются Филип, написавший мною любимые «Молот Вулкана», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и сборник «Электрические сны», и Дик, написавший нелюбимые «Лабиринт смерти» и «Свободное радио Альбемута», а также прибавление к списку «Око небесное».
«Око небесное» — вещь, прямо скажем, непростая. Один из самых ярких фантастов, Дик часто задавал непростые вопросы о природе реальности, идентичности и власти. В «Оке» группа людей попадает в жуткую ситуацию после аварии на ускорителе частиц, «Бевотроне». Они оказываются в «альтернативных мирах», которые являются искажёнными представлениями о реальности из-за подсознания одного из них, прямо говоря, герои попадают в чью-то голову. Каждый раз, как только один из них, сам того не подозревая, захватывает контроль над восприятием мира, группа сталкивается с невероятными изменениями окружения, которые часто граничат с кошмаром: то все вокруг начинают прославлять Библию, сжигая ведьм, то все поклоняются древнеримской империи, и так далее. Единственный, за кем было интересно наблюдать, так это главный герой, Джек Гамильтон, который пытается разобраться в происходящем и спасти своих товарищей от творившегося вокруг безумия. В романе показана борьба за реальность, попытка вырваться из-под влияния чужих умов и сохранить свою индивидуальность. Говоря о сюжете, можно выделить, что он пустой, абсурдный, за ним не интересно наблюдать, именно поэтому книга тянулась как резина, чтобы отвратительно порваться, оставив конец открытым, будто вырвали из сна читателя при, как любят шутить, температуре 40°.
В романе Дик интересно описывает мир, что достигается благодаря детальным описаниям снов и галлюцинаций, которые смешиваются с реальностью. Постоянные смены миров, абсурдные ситуации и религиозный фанатизм создают атмосферу, в которой легко потерять рассудок. Филип Дик страдал от психических расстройств и, возможно, этот роман является отражением его внутреннего мира, где реальность постоянно ускользает и меняется.
Противоречивое произведение, которое, к сожалению, оставляет равнодушным.
11134