Лучшие рассказы и повести в мировой литературе!
AlexAndrews
- 12 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Это первый текст Лю Цысиня, мною прочитанный. Признаться, приступал к чтению со скепсисом. Много я читал китайской классической литературы и всегда она мне казалась то ли дневником марсиан, то ли учебником сложной философии. Худлита я в ней ну никак не находил и сейчас тоже не ожидал.
А тут вдруг вштырило. С первых страниц, даже с первых параграфов "Сельского учителя" текст захватывает, восхищает и трогает. Сначала нам показывают красивый горный деревенский пейзаж глазами мудрого усталого человека. Потом нам рассказывают историю его любви, мужания, просветления и творчества. Потом, в самом щемящем моменте, с ним происходит ужасная беда, которая определяет ход всей его жизни... Потом ещё одна беда. А потом ещё одно просветление. Бурно и глубоко.
Я читал со смесью изумления и восторга. Не ожидал вот так случайно наткнуться на великолепную пронзительную прозу, которую мало даже с кем можно сравнить. Хемингуэй и Пелевин нервно курят в стороне. Стейнбек и Булгаков прогуливаются рядом, но явно не выглядят сильнее.
Короче, неожиданно получился опыт тонкого вдохновляющего глубоко проникающего чтения. Приготовился получать этот прекрасны продукт и дальше, как вдруг в тексте появились инопланетяне. Зачем? Почему? Эти вопросы остались неотвеченными. Инопланетяне исчезли примерно также быстро, как появились, и рассказ закончился совершенно без них. Нужны ли они были для рассказа? Совершенно нет!
Если бы в этом прекрасном рассказе не появилось ни одного инопланетного существа, а остались только деревня, горы, и их обитатели, то не только рассказ не стал бы хуже - он стал бы лучше. Зачем же тогда в этом рассказе появились инопланетяне и сделали Лу Цысиня успешным научно-фантастическим автором?
Ответ прост и он находится в предисловии автора к рассказу. Оказывается, когда он тридцать лет назад, будучи молодым начинающим писателем, сочинил этот рассказ, его не взяли ни в один журнал, кроме научно-фантастического. А для взятия в этот журнал потребовали добавить инопланетян. Вот такими удивительными путями ходят художественная литература и её писатели.
А рассказ - отличный. Рекомендую.

Нестерпимо высокопарный текст о том, как важен учитель для китайцев любой цивилизации. Это одна из любимых тем научных фантастов, идея обсосана до кости, поэтому спорить не буду.
Аминь.
Лучше потыкаю в автора зонтиком.
"Сельского учителя" я прочитал в составе сборника "Удержать небо". В предисловии Лю Цысинь гордо пишет:
Ничего не скажешь, образно написано. Не имею понятия о размерах районов Шанхая, но величина фрикадельки вполне похожа на правду.
Но видит бог, зря Лю Цысинь это написал. Если бы он так себя не похвалил, я бы и не стал заострять внимание на мелочах... Но уж раз сказано, надо проверить заявление на вшивость.
1.
Обозначенное расстояние на самом деле примерно вдвое меньше.
2.
Немудрено, что квадрат беззвёздный. Чего ещё можно ожидать, если его размер -- какие-то жалкие 6000 миль? В такую пустоту может поместиться разве что белый карлик, и то лишь один. Уже второму помешает гравитация первого. Размер нашего Солнца на несколько порядков больше.
Что ж станет теперь с отношениями между Великим и Малым?
Как говорит Жванецкий,
Вот за это я и не люблю современных "научных" фантастов. У Стругацких всё всегда было точно, и тем не менее они воздерживались от похвальбы.

У учителя своя цель, он не думал ни о чем, кроме как передать знания своим ученикам. Они не понимают, зачем им это знание, но оно может пригодиться. И все же эти знания пригодились, хотя никто ничего не понял...

Несколько сот лет назад в Европе родился один из величайших умов мира, который записал эти слова и вернулся в прах. Теперь, в двадцатом веке, они звучали в двадцатом веке, они звучали в глухой, заброшенной горной деревушке в исполнении хор детских голосов, говоривших с резким сельским акцентом. Под звуки этого умиротворяющего гимна свеча учителя погасла.

Он хотел подкрепить свои слова жестом, но не смог поднять руку с постели. Казалось, что руки и ноги у него стали тяжёлыми, как железо, и совсем скоро его тело отяжелеет настолько, что проломит топчан и погрузится в землю.

Непрерывное, неослабевающее трение измотало его тело и душу, он больше не мог двигаться по прямой с постоянной скоростью. Пришло время остановиться.



















