Книги жанра "ужасы, мистика", которые хочу прочитать
Anastasia246
- 431 книга

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Если это ужасы, то я Дартаньян. В финале "Колобка" больше ужасов, чем здесь. Но это, в принципе, не стало бы какой-то проблемой, поскольку в любом жанре есть хорошие книги, если бы история не была ужасно скучной. Я даже не помню никакой иной книги, которая оказалась бы настолько унылой. Действий вообще практически нет, сплошные разговоры на различные темы. А персонажи почти все, как тень. В ресторане сидели толпой и автор ни о ком толком ничего не рассказал, в итоге мелькали пустые имена вместе с какими-то разговорами. Изначально, я порой возвращался, чтобы перечитать, поскольку не мог запомнить, кто есть кто, но потом понял, что мне абсолютно все равно, ведь история то совсем не привлекательная. Напихал автор сюда всего: и тяжелую утрату, и проблемы с зависимостью, и мистику, а интереснее то от этого совсем не стало, хотя должно бы, ведь столько разных тем затрагивается. Но нет. Настолько нудно, что я не мог сосредоточиться на произведении и мысли мои в мгновение уносились куда угодно, но лишь бы не в читаемую историю. В какой-то миг это мне напомнило школьные годы, когда через силу приходилось что-либо читать или учить, особенно если за окном весна: трава зеленеет и птички поют. Даже над оценкой не пришлось задумываться, поскольку в этой книге ни одно предложение меня не привлекло. Это, как учитель, который открывает контрольную на проверку, а там чистый лист.
Оценка 1 из 10

Роман «Матерь Тьмы» Фрица Лейбера, впервые увидевший свет в 1977 году в сокращенном варианте, опубикованный отдельной книгой в 1978 года, появился у нас в 2022 году.
Василий Владимирский, знакомя российских читателей с Фрицем Лейбером, сказал о писателе точную фразу: «Лейбер остается типичным писателем своей эпохи, который при этом неустанно трудился над обновлением и переосмыслением канона».
В центре повествования Франц Вестен, писатель, оккультист, астроном, алгоколик.
Жизнь главного героя застыла между вчера и сегодня. Вчера он был счастлив с любимой женой, но рак унес ее жизнь, и сегодня для Франца Вестена не наступило. Он не смирился с утратой и имитирует полноценную жизнь, выстроив цепь ритуалов, которые могли бы сохранить его привычный мир. Он живет среди теней прошлого, не замечая, как те обретают силу и власть, как тоска героя их оживляет и питает.
Действие романа происходит в Сан-Франциско, городе, имеющем большое значение для самого автора романа. Фриц Лейбер не только там жил, в Сан-Франиско жили его кумиры. Джек Лондона, Кларк Эштон Смита, Х.П. Лавкрафт, Артур Мейчен, Амброуз Бира, Сакс Ромер, Дэшил Хэмметт, а также М.Р. Джеймса либо жили в этом городе, либо бывали там, как в центре оккультизма и философии. Многие из них были духовными учителями и единомышленниками автора. Несмотря на то, что никто из этих персон не стал прототипом для героев романа, их присутствие в тексте связано с увлечениями писателя мистикой, потусторонним миром, духовными практиками и философскими исканиями.
Значительное место отводится в романе истории о вымышленном писателе Тибо де Кастри, поэтому композиционно роман представляет собой рассказ в рассказе. Главный герой ищет причину своего беспокойства, ему кажется, что на него действует проклятье Кларка Эштона Смита, адресованное вовсе не ему. Случайно купленная книга «Мегаполисомантии» Де Кастри имела в себе часть дневника Смита, и оба текста магически воздействуют на жизнь героя. Для того, чтобы разобраться в событиях, Франц Вестен изучает биографию Тибо де Кастри, роется в его прошлом, совершая довольно сущесвтенный экскурс в историю.
Франц Вестен не сразу усматривает связь между паранормальными явлениями и «Мегаполисомантией», которую увлеченно прочел. Постепенно, шаг за шагом герой такую взаимосвязь обнаруживает, и в определенном смысле читателю предстоит разгадать тайну книги и роль в судьбе главного героя. К сожалению, о разочаровании на этом пути поиска испытают многие поклонники творчества Фрица Лейбера. Роман трудно назвать остросюжетным. Он изобилует странными беседами и ненужными для развития центральной темы произведения встречами, событиями и фактами. Персонажи появляются, отвлекают внимание читателя от поиска причины потусторонней жути, и пропадают без особого следа, либо действуют по своему усмотрению, никак не помогая герою. Пожалуй, все они, за исключением любовницы Франца – музыкантки Кэл — не сыграют в сюжете существенной роли. Да и само появление Кэл выглядит как рояль в кустах.
Сила воздействия «Мегаполисомантии» на мир Франца Вестена также выглядит спорно, потому что своих демонов взрастил и выкормил сам герой, склонный к выпивке и попаданию в нелепые ситуации. В итоге многих читателей не покидает ощущение разочарования от того, что текст насытили ненужной информацией, а увидеть подлинное действие, почувствовать удушающий страх или сверхъестественный ужас не удалось.
Вместе с тем любители изысканного языка и стиля оценят по достоинству роман «Матерь тьмы». Сам автор признавал, что создал удачную стилизацию под М.Р. Джеймса. Несколько куртуазная манера изложения, витиеватые диалоги и пышные описания доставит удовольствие знатокам американской литературы и культуры. Заметят ли прочие читатели бесчисленные отсылки к творчеству Х.П. Лавкрафта и М.Р. Джеймса? Кульминационная сцена романа содержит то ли пародию, то ли посвящение рассказу «О, свисти», из «Призрачные истории антиквара» Джеймса, что может вполне остаться без внимания читателя в виду очевидной разности культурных кодов.
Персонажи «Матери Тьмы» — порочные и праздные люди. Скрытые гомосексуалисты, музыканты-полуночники, нимфоманки и мазохисты, наркоманы и маги-шарлатаны. Они создают тягостную, но вместе с тем привлекательную атмосферу и служат определенным антуражем для развития темы главного героя. Жаль, что сам герой то скучен и однообразен, то внезапно ведется себя безумно, особенно, когда выкладывает на своей кровати силуэт умершей жены из книг.
Сцена сонного паралича, постигшего Франца Вестена, в самом конце книги, определенно является образцом качественного описания этого патологического явления, но вместе с тем путает читателя. До конца не ясно – борьба с потусторонней силой была в реальности или в воображении героя.
Название книги несколько дезориентирует читателя. Ни о какой прародительнице тьмы речь в романе и не ведется. Призрак таинственной женщины в черном, невероятно сексуальной раскрепощённой, властной, полной оккультных знаний и силы, преследует как автора «Мегаполисомантией», так и Франца Вестена», но этому призраку было суждено воплотиться в паранормальную сущность, побороть которую помогли герою совсем не магические силы. Некоторые читатели отмечают банальный финал, после которого герои романа продолжают жить прежней жизнью, словно ничего и не было, словно теперь проклятие не преследует никого. Вопросы о том, в чем оккультная сила «Мегаполисомантией» и была ли она в самом деле, остаются неразрешенными.
Роман являет собой образец ушедшей культуры хоррора, где отдается предпочтение мысли, а не действию, внутреннему миру персонажа, а не его поступкам. В 1978 году «Матерь Тьмы» был номинирован на премии «Хьюго» и «Дитмар».

Я пишу отзыв спустя почти год после прочтения книги и при подготовке к нему мне пришлось перелистать томик в поисках того, с чем можно поделиться с будущим читателем книги. Только сейчас обратила внимание на то, как автор описывает городские постройки – «море крыш», «темные прямоугольники и узкие пирамиды небоскребов», «балет построек, больших и малых, небоскребов и лачуг» и т. д., от внимания автора не ушла ни городская канализация, ни звезды над Сан-Франциско. Складывается впечатление, что все описанные в тексте предметы обстановки можно потрогать.
Если бы меня попросили кратко описать происходящее в этой книге, я бы ответила так: основное действие в книге – это путешествие персонажа до холма и обратно. Главному герою Францу показалось, что кто-то помахал ему на холме, и нужно было срочно выяснить кто это, а потом ему показалось, что что-то стало не так с окнами его дома, и он поспешил обратно. А дальше главный герой узнает историю своего дома, часть истории города – как появился дом и о некоторых его жильцах.
Возможно, что книгу стоило рассматривать как источник городских легенд, так как в тексте упоминается вымышленный автор Тибо де Кастри (начиная с главы 19, о нем довольно подробно рассказывается в тексте). Книга названа по имени существа, которого боялся Тибо. Среди моих прочитанных книг похожее фантастическое создание я видела в романе «Эмма, фавн и потерянная книга» Мехтильды Глейзер. Книга Ф. Лейбера похожа на интересный детектив, фантастических допущений и мистики в ней мало. Из «оккультных» сил, описанных в аннотации, только в конце книги появляется нечто, на них похожее. Наверное, я в дополнение к ним я бы отнесла сюда силу музыки, так как под нее происходит кульминация и развязка книги, и, возможно, силу слова. Силу слова здесь представляет вымышленная книга под названием «Мегаполисомантия» и найденная в ней тетрадка, которая, по предположению Франца, принадлежала Кларку Эштону Смиту (реальному писателю, жившему в 1910—1961 годах и творившему в жанре фантастики, фэнтези и ужасов.).

Как бы там ни было, к тому времени, когда де Кастри прибыл в Город у Золотых ворот, он был наделен изрядной толикой темного, сатанинского очарования. Осмелюсь предположить, что он был немного похож на сатаниста Антона Лавея (вы слышали, что тот некоторое время держал более или менее прирученного льва?), с тем, правда, отличием, что совсем не имел обычной для подобных персон тяги к публичности.

У де Кастри с собой были только вместительный черный саквояж, набитый экземплярами плохо напечатанной книги, которая продавалась даже хуже, чем «Моби Дик» Мелвилла, собственный череп, заполненный мрачно светящимися гальванизирующими идеями, и, по утверждениям некоторых, большая черная пантера на поводке из мельхиоровой цепочки. Третьи же говорят, что его также сопровождала (или преследовала) таинственная высокая, стройная женщина, которая всегда носила черную вуаль и свободные темные платья, больше похожие на мантии, и имела обыкновение внезапно появляться и исчезать.

Два великих стража и идола гражданского общества, - подумал он, - бумага и деньги.


















Другие издания


