
Ваша оценкаРецензии
lenysjatko22 апреля 2019 г.Читать далееПроизведение Тадеуша Доленги-Мостовича отличается не только увлекательным сюжетом и красивым языком, но и приятно удивляет тонким, мастерски нанесенным налетом исторической достоверности на художественную составляющую. Все дело в том, что автор виртуозно описал Польшу 20-30х годов, когда звезда Юзефа Пилсудского сияла ох как высоко. И в правительстве, с легкой руки эксцентричного политического деятеля, мог оказаться кто угодно.
И хотя Никодим Дызма все-таки является вымышленным персонажем, но он так мастерски описан, что почти начинаешь в него верить. И вся его карьера, пронизанная фарсом, как раз в духе того времени. Времени, когда игра случая может вознести ленивого и бездарного человека на вершину популярности в правящих кругах страны, сделать из него кумира и заставить все общество слепо поклоняться тому, кто ничего не стоит.Никодим приехал в Варшаву из провинциального городка. Только не подумайте, что решил он покорять столицу. Вовсе нет. Честолюбивых или амбициозных планов наш герой не вынашивал. Дымза искал работу полегче, да почище. Так, чтобы упаси господь, не переутомиться. Но отовсюду получал отворот-поворот.
Доведенный до отчаянья, голодный и без гроша в кармане, бродил он по городу и не имел понятия, что делать дальше. Ну и так как терять было нечего, отправился на званный ужин по чужому приглашению. Выгонят-не выгонят, но можно хотя бы попытаться первый раз за несколько дней поесть нормально.
И вдруг судьба решила сжалиться над беднягой - и он становится гвоздем программы, на него обращены все взоры, сам Министр похлопывает его, Дымзу, по плечу.Но это только начало "замечательной карьеры". С огромной скоростью общество своими близорукими глазами разглядело в Никодиме человека сильного, мужественного, порядочного. На него возложила надежды вся Польша.
Ему сулили замечательное будущее. С ним считались, его уважали.
А Дымза, за закрытыми дверями кабинета, трясся о разоблачении и пользовался чужими идеями.
В то же время его моральный облик становился все менее и менее приятным. Он совершает опрометчивые жестокие поступки, в нем играют животные инстинкты. И уже не жалость испытывает читатель, а отвращение. К лживости, лицемерности, ограниченности этого человека.Каждую минуту я ожидала, что у кого-то хватит наблюдательности разоблачить его. Сорвать маску и назвать вещи своими именами. Такой человек нашелся. Но кто будет слушать сумасшедшего?
Даже утонченная благородная Нина оказалась обманутой. Да что там она! Сам президент Жечи Посполитой купился на хвалебные отзывы и попытался сделать самозванца премьер-министром.
А что же Дымза? Он получил все, что хотел. И даже не лопнул как мыльный пузырь. О том как закончилась его карьера, автор красноречиво умолчал, но почему-то мне кажется, что такие люди всегда выйдут сухими из воды.601K
russischergeist5 апреля 2019 г."Голый король" по-польски и не только "Знахарь"
Читать далееТадеуш Доленга-Мостович нам знаком в первую очередь по роману "Знахарь" и яркой его экранизации режиссера Ежи Гофмана. Но мало кто знает, что не "Знахарь", а именно "Карьера Никодима Дызмы" принесла ему громадную популярность в Польше, особенно проявившуюся в связи с оппозиционной политической позицией автора.
И это мы четко видим на страницах романа, едкая сатира проходит стержнем по всему повествованию, на мой взгляд, затмевая остальные социальные, бытовые и межличностные его элементы. Хотя они тоже по-своему хороши, потому читатели, любящие драматические и семейные произведения найдут в "Карьере" положительные для себя аспекты.
Скоро уже будет девяносто лет, как написан роман, но он не теряет актуальности до сих пор, ведь режим Пилсудского - не единственный в новой и новейшей истории планеты, благодаря которым происходит постепенный закат государственности. Ну, а как общенародно известно, чтобы руководить, много ума не требуется, остается только найти лазейку в этот высший свет, чтобы потом продвинуться по служебной лестнице. В романе и рассказывается одна из таких шулерских историй, благодаря которой наш герой возвысился до презеса, министра текущего правительства. Часто путают грубоватость и так называемой "особой харизмой", вспоминаю как-то нашего ректора - этакого местячкового князька - портрет один-в-один. Вот и тут графиня Понимирская становится жертвой обмана - и путь наверх открыт! Каждый видит в пане Никодима удобного для собственного представления человека - кому он - выпускник Оксфорда, кому - нежный любовник, или ловкий экономист, или вообще член масонской ложи. Вспоминается любая история на слуху - и вот уже наш Дызма становится героем оттуда. А главное - он ничего не отрицает и обрастает все больше бородатыми слухами и качествами. Вот такой красивый подход к карьере, но ведь "Король-то - голый!!!"
Чем же еще роман привлек читателей кроме яркой сатиры? На мой взгляд, очень богатым языком, и пусть не все персонажи глубоко прописаны, диалоги между ними действительно красочны и богаты. Только если понравились мне живые образы Ниночки и графа Понимирского (смешная фамилия, вспомнилась невольно реплика из КВНа "смешной язык", но об этом - в отдельной истории). Автор играет на противопоставлении способов подачи этих фраз - от сильно грубых у Дызмы до глубоко духовных у Ниночки. Да, не пятерка, но очень симпатичный роман. Как сказала известный польский критик Гражина Хантонь-Дерсанович, автор через этот роман стал беллетрестическим ясновидцем, говоря о будущей через много-много лет позже карьере Леха Валенсы.
Так что, ребята, не только "Знахарь" имеется в закормах у этого писателя, есть также вот такой роман, написанный на грани карикатуризма и реалистичности.
41625
majj-s13 апреля 2019 г.Служить бы рад, прислуживаться тоже
Читать далееЭто вторая за полгода встреча с романом, первая была совсем недавно и впечатление от неё не успело потускнеть. Казалось бы, зачем? Потому что в этот раз на польском. Потому что аудиокнига в прекрасном исполнении Кшиштофа Кольвергера. Потому что в хорошей компании. А за компанию, как известно..., впрочем, опустим подробности.
Не могу сказать, что впечатление от книги, сюжета, персонажей претерпело существенные перемены. Возможно в первый раз ждала слишком многого и в результате была несколько разочарована, сейчас в точности наоборот, к удовольствию от хорошего текста (а "Карьера..." в немалой степени способствовала феерическому взлёту Доленга Мостовича к вершинам польского литературного Олимпа и его превращению из никому не известного дебютанта в самого высокооплачиваемого автора Речи Посполитой).
Так вот, очарование оригинального текста, его особую мелодику и внутренний ритм никак нельзя сбрасывать со счетов. А есть ещё наслаждение актёрской игрой. И главное, невероятное счастье понимать чужой язык в такой степени, чтобы смеяться над комичными ситуациями.. Отчего то на русском книга не казалась смешной, вообще не понимала, почему её считают забавной, а по-польски хохотала над сценой чтения вслух, когда неотёсанный мужлан Дымза называет в качестве автора, которого хотел бы послушать, единственного писателя, о котором краем уха слышал в своей тьмутаракани, Джека Лондона. А Нина выводит из этого, руководствуясь фрейдистскими методами психоанализа, особенную мужественность, решимость одинокого волка при глубокой внутренней ранимости своего визави. Отчего не выбрали Бальзака или Оскара Уайльда? На Уайльде, признаюсь, зарыготала в голос.
Вторая встреча стала подлинным читательским наслаждением, когда получаешь удовольствие от каждой мизансцены, каждого персонажа, прочитанного в собственной манере и представшего зримо. Отличная книга, рада, что смогла оценить её по достоинству.
33553
majj-s16 октября 2018 г.В той комнате незначащая встреча
Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладитЧитать далее
"Горе от ума" Грибоедов.Помните историю блестящего варшавского нейрохирурга, который в одночасье лишился семьи, дома, работы, состояния и самого себя потерял. Стал бродягой без роду, без племени, не помнящим, кто он есть на этом свете, начал лечить людей в том месте, куда прибился батрачить, спас милую сиротку, к которой успел привязаться, как к дочери. А потом все мытарства так чудесно закончились. Я обливалась на фильме слезами сострадания и умиления и готова была присягнуть на чем угодно, что это лучшее кино на свете. Для двенадцати лет простительно, но и теперь еще, вспоминая, думаю, что это чудесная история с отменно закрученной интригой, живыми героями и глубинным пониманием, что мир, жестокий к человеку в отдельных проявлениях, в целом устроен правильно и справедливо.
Разумеется, попадись мне в то время роман Тадеуша Доленги-Мостовича «Знахарь», тотчас схватила бы читать, но в детстве встречи с книгой не случилось, а теперь уж и странно было бы браться за нее. И страшно, потому что вспомнила сейчас кино - как живые герои перед глазами, после него даже мечтала, что дочку Марысей назову. Ну, как разочарует книга? Нет, не стану читать «Знахаря», тем более, что Доленга-Мостович, скорее всего, не мой автор, «Карьера Никодима Дызмы» не произвела такого уж экстраординарного впечатления. Может быть, потому что истории карьер и карьеристов вообще не по моей части, от любого рода вертикальных иерархий я бесконечно далека, в своей жизни выбрала горизонтальную. Нет, это не та, что делается посредством принятия горизонтального положения. Горизонтальная карьера предполагает постепенное и неуклонное наращивание профессионализма в одной, двух, нескольких выбранных областях без необходимости вступать в ежедневное взаимодействие с вышестоящими и осуществлять функции контроля над нижестоящими.
Что не твое, в том и смысла большого не видишь, того и понять не умеешь, потому ни история Жюльена Сорреля, ни лощеный фат из «Милого друга» не показались мне достойными внимания. А коль скоро чацкое «Служить бы рад, выслуживаться тошно» всегда проиграет молчалинскому «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», так и пытаться понять не стоит. Мой любимчик разве пройдоха Хлестаков, хм, «Суп в горшочке прямиком из Парижа!» Однако, к Никодиму Дызме. Варшава, двадцатые годы прошлого века, кризис и никаких тебе социальных пособий. Потерявший место мелкий провинциальный почтовый чиновник едет в столицу, чтобы попытать счастья в качестве распорядителя танцев в приличном ресторане. Такая у него серебряная мечта. Уж и фрак приобрел, и лаковые туфли, откладывая понемногу из нищенского жалованья. Да только где ему, неотесанному, необразованному, лишенному внешнего лоска и обаяния и уже далеко не юному (тридцать два года). Кругом фиаско, за угол, который снимает в семье сапожника, заплатить нечем и живот от голода подводит.
Никодим уж было собирается снести еврею закладчику фрак с туфлями, чтобы хоть поесть досыта, да вспоминает, что суббота, лавки процентщиков закрыты, а свой брат поляк и того не даст. И тут, в порыве отчаянной дерзости, решается пойти на званый вечер – приглашение туда для важного сановника, оброненное мальчишкой-посыльным, он подобрал утром, сунулся было в адрес, в надежде на пару монет чаевых, но оказалось, что адресат за границей. Наш приятель надевает фрак, входит в богатый особняк, всякую минуту ожидая «за ушко, да на солнышко». Нагребает со шведского стола полную тарелку вкусностей и в самый момент, когда уже рот полон слюной, какой-то невзрачный толстячок толкает его под руку, тарелка падает, бедняга Никодим обрушивает на голову наглеца громы и молнии и... становится героем дня в этом высоком собрании. Дело в том. что он отбрил восходящую звезду польской политики, недоброжелателей у того было много, но в открытую конфронтацию никто не решался вступать. И вот теперь, сам министр благосклонно беседует с нашим знакомцем, а пройдошливый делец Куницкий, приняв его за министерского фаворита, который может замолвить словечко в горних сферах, предлагает место своего управляющего с баснословным окладом.
Дальше обстоятельства станут складываться, всемерно содействуя планам авантюриста. В книге очень хорошо показано это первое, «мне бы только день простоять, да ночь продержаться», его самоощущение – успеть хапнуть побольше, пока не раскололи. Но постепенно, одновременно с раскрытием цахесова таланта присваивать удачные идеи других, отношение Дызмы к самому себе и окружающим меняется, и он уже готов видеть в своей персоне умницу и красавчика, и едва ли принца инкогнито. Единственный персонаж, не питающий на его счет иллюзий – граф Жорж, полусумасшедший брат жены Куницкого. Их родовым имением барыга завладел, выкупив векселя и принудив Нину Понимирскую к браку для спасения семьи. Теперь молодая женщина ненавидит супруга, делит постель с падчерицей Касей, влюбленной в нее (нет, вы не ослышались, инцестуально-гомоэротический мотив играет серьезную мотивирующую роль романе). Но нерастраченный романтический душевный пыл отдает дураку и пустышке Дызме. В нем она видит того самого принца инкогнито, наделяя всеми мыслимыми достоинствами, неотесанность и грубость принимая за сдержанную мужественность, и тем же манером меняя минус на плюс в прочих случаях.
Линия Нины и ее готовности к самообману потрясающе хороша, автор тут выступает тонким психологом и знатоком женской натуры с ее готовностью к сотворению кумира из любого подручного хлама. Так или иначе, Никодим проявляет цепкую и хваткую сторону своей крестьянской натуры (да, чиновник, но давно ли его предки от сохи). К тому же, он отменный администратор с умением заручиться поддержкой толковых людей на ключевых постах. И он стремится самообразовываться, остро ощущая собственное плебейство. В общем, не так плох. А что готов защищать свой статус, не останавливаясь перед преступлением – так вы прежде поголодайте, а потом уж судите. Да и абсолютное большинство здесь, наверху, ничуть не лучше по человеческим и профессиональным качествам тех, что внизу. Нет, он мне совсем не нравится. Он самодовольный напыщенный, грубый мужлан. Тот хам, о пришествии которого предупреждал Мережковский в «Царстве Зверя». Ну и пришел. Но ведь пережили? Такая, видно, планида была у начала ХХ века. Где не воры и пройдохи у власти, там тираны. «Говоришь, что все наместники ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца.»
Как-то так. Что добавить? Образ Каси, лесбиянки, а в конце книги, когда она приходит, чтобы умолять Нину уехать вместе, еще и суфражистки, наводит на мысли о том, что гомосексуальная линия в романе Доленги-Мостовича неслучайна, стоит вспомнить обращение к тем же темам у Марселя Пруста и Роже Мартена дю Гара; и, принимая во внимание семейные обстоятельства писателя, который не был женат к сорока одному году, когда жизнь его трагически оборвалась... А впрочем, все это лишь досужие мысли, которые не стоили бы упоминания, если бы мотивы гомоэротики и феминизма не наполняли роман удивительно современным звучанием.
16625
decembrist_forever22 ноября 2020 г.Каждый из нас немного Никодим Дызма
Читать далееКлассика из той, что не слишком известна и вообще не на слуху, таит в себе множество удивительных открытий. Эта книга - именно такая.
Никодим Дызма - человек без способностей (кроме одного - виртуозно врать и мимикрировать), без принципов и без прошлого - знания о том, как он жил раньше, крайне скудны, а если в повествовании появляются тени прошлого, то их немедленно обрубают.
И в то же время Никодим Дызма, пожалуй, единственная цельная личность в этой суматохе из лиц, имен, титулов и должностей. Он знает, что хочет (вкусно жрать и сладко спать) и что из себя представляет (ничего). Поражает, сколько энергии он прикладывает для того, чтобы казаться, а не быть. Но в то же время в нем есть что-то первобытное, что позволяет ему вести себя практически естественно и добиваться успеха за счет, казалось бы, более образованных и "прошаренных" людей.
И действительно, побеждает именно желание людей увидеть кого-то в Дызме - выдающегося управленца, сильного и властного политика, надежного мужа, который прогонит одиночество и рассеет тоску.
И хотя книга написана под влиянием конкретной исторической ситуации в отдельно взятой стране, все равно невозможно не признавать ее жизненность и актуальность до сих пор.
5603
dee_dee21 июля 2012 г.Читать далееВ правильное время, в правильном месте. Выполни это условие, и твоя жизнь изменится. Кардинально. И будет тебе «из грязи – в князи». И только сумасшедший будет знать и доказывать правду. Но кто ему поверит – сумасшедший же!
У романа печальное начало: безработный, голодный и без надежды. Судьба улыбнулась (или пошутила?). И вот Никодим Дызма уверенно поднимается по лестнице вверх. Поддерживаемый новыми друзьями. Вначале он еще сомневается и колеблется, но постепенно его поступь становится все уверенней, мысли и действия – все жестче.
По мере чтения я все больше убеждалась, что Дызма - абсолютное ничто в моральном, социальном, умственном и нравственном смысле. Именно поэтому конец книги для меня оказался совсем уж неожиданным. Да… Это не «Ревизор»…
5239
Nikolay_List25 декабря 2017 г.Читать далееКнига о том, как в результате случайной находки и последовавших за этим цепи случайных событий, человек буквально из грязи попал в князи. Ну, не в князи, но почти в премьер-министры. История 30-х годов прошлого века, сейчас бы, конечно, вряд ли произошла, сейчас бы главного героя расшифровали бы дня за два, но в те дни не было не интернета, ни даже телевизора, поэтому бывший "балалаечник" так высоко и поднялся.
Книга написана легко, интересно, сюжет не отпускает. Многие персонажи имеют реальных прототипов, поэтому читатели того времени без труда узнавали своих соотечественников, входивших в правящую верхушку. Ну, а мне было просто интересно следить за сюжетом, и ждать развязки. Совсем не пожалел потраченного времени.
На очереди - две другие книги автора "Знахарь" и "Профессор Вильчур". Первую знаю по всем известному польскому фильму, а вторая - продолжение. Вот ее и буду читать с наибольшим интересом.4393
bobbybrown8 декабря 2014 г.Ожидал большего, к сожалению в книге совершенно отсутствует атмосфера времени и места действия, и персонажи довольно примитивны, разве что сумасшедший граф выделяется. Этакий растянутый фельетон, события которого могло произойти где и когда угодно. Потом из послесловия узнал, что это некая сатира на политических противников того времени, в общем это и есть уровень, журнальный "роман", не более.
2264