
Ваша оценкаРецензии
Аноним25 сентября 2024 г.эта книга по случайному недосмотру может попасть в руки культурных людей
Читать далееИ то правда, книга не совсем для меня. Предыдущая, та, что про "внутренности" симфонического оркестра, была намного понятнее. Автор обещает написать ещё одну, её я вряд ли уже осилю.
У меня было весьма специфическое музыкальное образование.
В прихожей была радиоточка, её никогда не выключали. Ждали сообщения о начале термоядерной войны, о полёте Гагарина или ещё что-нибудь в этом роде. И действительно, иногда оттуда раздавался голос Юрия Левитана:
Внимание! Внимание!
Работают все радиостанции Советского Союза. Передаём важное правительственное сообщение.Я застал только сообщения о запуске космических кораблей: Терешкова (не к ночи будь помянута), Беляев с Леоновым и прочие. О термоядерной войне так ни разу и не сообщили.
Надеюсьопасаюсь ещё услышать о ней после многих десятилетий расслабона.
И там, в прихожей, было моё любимое место. Я садился на низенькую скамеечку и занимался естественнонаучными экспериментами. Например, высекал искры из камней. (Кто пробовал, знает, что они при этом приятно пахнут.) Или наблюдал коронный электрический разряд между поверхностью надутого воздушного шарика и остриём иглы. (Оба опыта следует проводить в полной темноте.) Ну и ещё много чего я изобрёл в раннем детстве, и до сих пор мне всё в таком роде интересно.
Сообщения о космонавтах приходили редко. Зато постоянно звучала какая-то музыка. В те времена в эфир шли исключительно произведения, тщательно подобранные музыкальной редакцией Всесоюзного радио и одобренные кем-то там наверху. Вот их-то я и слушал, потихоньку подпевая симфоническому оркестру... Этим и ограничилось моё музыкальное воспитание.
Как ни странно, оно принесло неожиданный плод. Нот я не знаю, зато могу в уме с хорошей точностью воспроизвести любую музыку в полнозвучном варианте, если запомню её наизусть. После того как выучил, мне для этого больше не требуются ни интеллектуальные затраты, ни какие-либо технические подпорки. Само звучит. Иногда это даже мешает жить, особенно читать.
Целиком симфония или опера таким образом ни за что не воспроизведётся, но какой-нибудь марш тореадора -- ещё как. Я его часто беззвучно слушаю утром как проснусь, он мне придаёт бодрости лучше, чем коньяк и кофе. И намного лучше, чем всем известная спорта профе-лактика.
При этом звуки, за редким исключением существуют сами по себе. Они не ассоциируются ни с какими названиями произведений, равно как и с именами композиторов, дирижёров или исполнителей. Кстати, чаще всего автор упоминает бессмертное произведение Джона Кейджа «4'33"».Неудивительно, что с таким "багажом знаний" я понял из книги В.А.Зисмана меньше половины. Послушал немного произведений, что автор упоминает в тексте, -- примерно дюжину не слишком длинных. А всего их там столько, что хватит на целый год слушать без еды и сна.
Про то как Пифагор получил ноты из созвучий, я прочитал уже сто раз до Зисмана. Спасибо, это я понял давно. Прочие музыкальные теории показалась маловразумительными и совсем не интересными.Дочитал книгу лишь потому, что В.А.Зисман умеет шутить и рассказывать уместные байки. Можно привести сотни хороших цитат, но не буду. Вне контекста они не прозвучат. Впрочем, одну шутку воспроизведу:
Всем известно, насколько эффективно работала голубиная почта. По сути своей это всего лишь способ передачи текстовых сообщений на основе биотехнологий.
Но ведь точно так же можно было бы вывести породу почтовых попугаев для передачи голосовых сообщений.По-моему, Зисману пора уже перестать дудеть в гобой и заняться писательством :)
В целом книга-то, несомненно, хорошая, но моё полное невежество не позволяет оценить её по достоинству. Предыдущая книга Путеводитель по оркестру и его задворкам была точно для меня, а эта не вполне.
20228
Аноним5 июля 2024 г.Книга будет интересна как профессионалам, так и широкому кругу любителей музыки. Интересна хотя бы в силу того, что нет ничего приятнее, чем читать книгу о хорошо знакомом предмете, между делом обнаруживая некоторые неожиданности в том, что, казалось бы, только что было очевиднее некуда.Читать далее
Одних только действующих лиц здесь не меньше, чем в иной телефонной книге. Это неандертальцы, кроманьонцы, древние греки, римляне, египтяне, шумеры, китайцы, двадцать детей Иоганна Себастьяна Баха и четырнадцать Иоганна Штрауса-отца, это Шеллинг, Кант, Фрейд, Лейбниц, ученые, композиторы, изобретатели, художники, писатели, фараоны, императоры, два персидских шаха, львы, орлы и куропатки… и прочая, прочая, прочая...Работа по написанию сего произведения была проведена колоссальная. Столько всего выбрать, систематизировать и попытаться донести до читателя – это вызывает уважение. Пересказать, просто рассказать – не получится, это надо читать, одновременно прослушивая то или иное произведение – тогда погружение полное, настолько полное, что в любой компании блеснуть особенными знания в области музыки, не перегружая слушателей этими познаниями – будет самое то… Ведь музыка — это такая область непостижимая…
Р.S. Однажды послали девочку родители вынести мусор, и она, проходя, с банальным мусорным ведром мимо комнаты, услышала великую музыку, и все время - замерло…
Придя в себя, девочка увидела мусорное ведро на полу, поняла, что прошло немало времени, а в душе при этом был ни с чем несравнимый восторг от величия великой музыки!!!
Петр Ильич Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром» - именно с него началась всепоглощающая любовь девочке к классической музыке!1986
Аноним13 июня 2024 г.Читать далееДавно не получала такого удовольствия от чтения.
Во-первых, объедините в одной книге биологию, математику и музыку - и вы уже меня заинтересуете.
Добавьте туда юмор и веселые картинки, а также умение рассказывать просто о сложном, плюс явно торчащую из всех страниц любовь к своему делу и увлеченность - и все, я ваша с потрохами. Даже если весь мой опыт знакомства с музыкологией - это курсы музыкальной литературы и сольфеджио в музыкальной школе.
Здесь намешано всего понемножку - и про первые инструменты и опыт звукоизвлечения, и про слух (в том числе абсолютный), и про то, откуда пошли минор и мажор (а также то, что ими все возможности не исчерпываются), и про тональности и отсутствие постоянного эталона в них (о тысячу раз да, как меня в детстве убивало что ля на гитаре и ля на фортепиано это не совсем одно и то же ля), и про то, откуда вообще пошли ноты (и звукопись, и название), и про структуру музыкальных произведений, и про юмор в музыке - да чего тут только нет.
Вот, кстати, когда пригодилась Алиса - когда не вставая к компу, а сразу в процессе чтения можно просто попросить поставить то, о чем пишет в данном абзаце автор)) Здесь эта функция окажется очень полезной, ибо прослушать захочется много чего.
Требуемый уровень бэкграунда - в принципе, любой, если тема музыки вам хотя бы интересна и слова "темперированный" или там "увеличенная терция" вас не пугают, но если за плечами окажется хотя бы музыкалка или просто приличная наслушанность - удовольствия будет еще больше.
Помимо собственно композиторов и их произведений, также присутствуют: неандертальцы, куры, Платон и Пифагор, логарифмы, Эдисон, Папа римский и многие другие.1395
Аноним16 мая 2023 г.Небольшое лирическое отступление... Т.е. несколько небольших загвоздочек.
Читать далееЯ люблю музыку и являюсь по сути не только преданным слушателем, но и музыкантом-дилетантом. Почему? Да, у меня есть определённые навыки игры на гитаре, периодически я могу и спеть. Знаю, что гитара издает дзынь, дж-дж, на басу можно делать бум-бум, на ударных пурум-пубум-тссс, а клавиши синтезатора - это вообще универсальный прибор, которым можно воспроизвести любой ранее указанный звук или какой иной.
Иначе говоря, музыкального образования у меня нет, музыкальных школ я не начинал и не кончал. А слушаю я музыку в основном тяжёлую (если без подробностей, то это метал, хард-рок и т.д.)
Теперь к сути. Из аннотации можно уследить, что Владимир Зисман - оркестровый музыкант, имеющий соответствующее образование.
Книга, не считая лирических отступлений, также в большей степени посвящена музыке, связанной с симфоническим или иным оркестром.
Помимо этого, конечно, автор затрагивает и возникновение музыки, и её теорию, и опыт музыкальный - то, что не только прямо относится к оркестровой деятельности, но и в принципе, к музыке в целом: от первобытных людей и древней античности, до нашей современности.В книге множество, как исторических примеров, связанных с известными композиторами, так и иное, что пережил сам автор.
Если сказать в общем, то вся книга - это мысли автора на околомузыкальные темы, которые разбавляются юмором и всяческими отсылками к науке и истории.
К сожалению, многие из указанных произведений мне просто напросто неизвестны. Наверное, как и большинству будущих читателей. (могу ошибаться, конечно)
Однако, наиболее известные "хиты" Зисманом настолько разжевываются, что в конце концов становится понятно: ты их где-то точно слышал.
... Было время, у меня в плеере пылились все произведения Баха. Не знаю зачем, но я их послушал. В мое оправдание, можно сказать, что Бах - это металлист в классической музыке. (Оправдание, смешно)Информацию, которую преподносит читателю автор в целом не нова, но достаточно интересна.
Большинство хоть как-то связанных с музыкой любителей знает знает, несмотря на то, что нот 7, а в октаве их 12, что есть гаммы, мажор и минор, ну и т.д. (может и не знает, но точно чувствует, что это так)А вот, что нота "ля" в разные столетия имела разную частоту (Гц), а значит и все произведение от этого было выше или ниже по тональности - это для меня уже интересный факт.
В книге также упоминается звукоряд, который не всегда был таким, каким его используют современные музыканты. Рассказывается о появлении и формировании нотной записи, записи звука - и ещё много чего интересного не только музыканту, но и простому творческому обывателю.
Даже палеонтология затронута и, повторюсь, археологические изыскания...
Книга о том, что музыка может быть не только простой, сложной, плохой и хорошей, но и очень занимательной.
Хотелось бы отметить, что указанные в книге музыкальные произведения хорошо бы включать, да ознакомиться до или после чтения. При чтении, мне кажется, это будет затруднительно. Да и значительно увеличит длительность поглощения книжного материала.
Однозначно, всем советую к прочтению.12188
Аноним4 ноября 2025 г.Книга необходима каждому, кому не чужды занятия музыкой
Читать далееНа мой взгляд, эту чудесную книгу о музыке и музыковедении обязан прочесть каждый человек, кто не равнодушен к музыке, кто играет на музыкальных инструментах или в целом увлекается музыкой. Причём не обязательно классической. Читая её, я очень пожалела, что такой книги мне не давали читать, когда я училась в музыкальной школе. Ибо в этой книге открываются такие удивительные знания, от которых прямо мурашки бегут.
Владимир Зисман, профессиональный музыкант, раскрывает секреты закулисья. Он не только делится забавными и поучительными фактами из жизни классических композиторов, но и вдохновляет интересоваться всем вокруг, изучать, побуждает на каждом шаге расширять кругозор. В книге я нашла ссылки и упоминания как любимых и хорошо известных мне произведений, которые я играю сама (например ,"Похороны куклы" из Детского альбома П. И. Чайковского), так и наводки на совершенно незнакомые мне вещи и творцов-композиторов. По-хорошему, книгу нужно читать с блокнотом в руках, и в блокноте отмечать возникшие идеи, инсайты и планы послушать то или иное упоминаемое произведение.
Отдельный шик этой книги - язык автора. Ироничный стиль повествования, дружеский, тёплый -и при этом невероятно экспертный, глубокий. Читать эту книгу - одно эстетическое удовольствие. Несмотря на кажущийся небольшой объём - книга меньше чем формат А5, она что-то среднее между А5 и А6 и в ней всего 440 страниц - её лучше читать вдумчиво, в несколько заходов. Читать определённую её часть, а потом останавливаться, задумываться, искать музыку, слушать, наслаждаться ещё больше.
Книга снабжена интересными забавными иллюстрациями, которые весьма наглядны. Здесь нет занудных схем, долгих пространных объяснений, "воды". Автор в нескольких разделах структурированно раскрывает особенности музыкознания. В книге можно найти информацию про основы музыки, связь музыки и математики, интересные факты о том, на какой частоте оркестры в разное время играли ноту "ля" - и надо сказать, нота ля в XVIII веке и нота ля XXI веке звучит по-разному, потому что была принята в разное время разная частота. Можно узнать про слух и звуки, про музыку, посвящённую основным событиям в жизни людей - свадьбе и похоронам, о музыкальных ладах, особенностях нотной записи и звукозаписи, о музыкальных формах. На каждой странице человека, которому не чужда музыка, открывается целый новый мир и новые знания. Потрясающая книга, которая помогает узнавать о музыке, мотивирует интересоваться ею именно как искусством, а не просто как сотрясением воздуха.
523
Аноним31 мая 2025 г.Читать далееАвтор изображает Петросяна, каламбурит по поводу и без, делая тем самым книгу ещё более тоскливой. Не знаю, на кого она рассчитана: музыканты это всё уже знают, немузыканты половины не поймут. Части поделены на главы-фрагменты, и озвученная в каждом мысль в 90% случаев развития не получает - автор бросает её, едва начав, и бежит к следующей. Вопрос - зачем? Писать книгу только ради того, чтобы почувствовать себя значимым? По мне - сомнительное предприятие. Реально толковые, подробные главы - про звуковысотность и абсолютный слух, остальное - вода, разбавленная сленговыми словечками в попытке "приобщиться " к молодежи. Я разочарована, ожидала от книги большего.
567