
Ваша оценкаЖанры
Книга из цикла
Денискины рассказы
Рейтинг LiveLib
- 526%
- 454%
- 314%
- 23%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 октября 2019 г.Детство будущих воинов-интернационалистов
Читать далееЭх, ностальгия!
Рассказ написан в 60-е годы, а я учился в школе все 70-е, но это, с точки зрения сегодня - почти одно и то же. Вот всё так и было, помнится, мы тоже ходили в школу с оружием, правда пистолеты с пистонами - это была роскошь, все же, я учился в деревенской школе, но зато у нас были рогатки, а еще резиночки. Те самые резиночки, что добывались из трусов, ага :)С обеих сторон делалось по петельке для пальцев, потом мастерились пульки из плотно утрамбованной бумаги, лучше жеваной, и пли! Ох, как же больно они били, если резинка была достаточно упругой и по длине подобрана правильно. Ну, рогатки классические тоже, но это для улицы, а вот в классе исподтишка это они - резиночки.
Но это я так, вспомнил, что называется, детство свое золотое. Но рассказ-то о другом, о великой силе искусства и о мощи социалистического воспитания. Мы и в самом деле были так воспитаны, красные были своими, а белые - врагами. Причем, нам было без разницы о какой войне кино: об Отечественной или о Гражданской, просто в одном случае роли врагов исполняли немцы, а в другом беляки.
Мы их по-настоящему ненавидели, наше социалистическое искусство очень старалось на этом поприще, белогвардейцы обычно изображались подлыми, злобными, кровожадными, часто - глупыми, ну как можно было таким поганцам сочувствовать. И правильно делали родные красноармейцы, что били и лупцевали эту белую сволочь. Иногда, в некоторых фильмах вдруг возникали вроде бы хорошие беляки, которые типа ошиблись и оказались в плохом лагере случайно. Этих бывало жалко, потому что они часто почему-то стрелялись. Нам непонятно было зачем они это делали, ведь можно же было нацепить красный бант и петь революционные песни с пролетариями вместе, пролетарии-то они же хорошие, они бы поняли и простили, раз ты хороший человек. А они все равно почему-то стрелялись...
Мы же совсем не разбирались в сортах беляков, мы же честно думали, что они все были "за царя!" Тонкости Белого движения, его ориентация на идеалы Февральской революции, на реализацию Учредительного собрания, отстаивание принципа "Великой, Единой и Неделимой России" были нам неведомы. Попробовал бы при нас кто-нибудь сказать доброе слово про Колчака или Деникина, мы понятия не имели чем один от другого отличается, в смысле - оба гады, но непримиримость у нас была нешуточная. Правда, в числе беляков у нас числились и такие фигуры как батька Махно и Петлюра. Ну, а как иначе, если они были против родных и близких нам красных.
Я и мои друзья в большой полотняный экран сельского клуба, на котором шли фильмы из истории Гражданской, не стреляли, как в рассказе, но сочувствовали мы красным от всего сердца и одобряющими криками частенько поддерживали. Это сплачивало и объединяло, позволяло почувствовать себя частью какой-то большой силы и внушало веру в завтрашний день, уж раз деды, вооруженные шашками, справились, то мы с АКМами справимся наверняка....
Многих из нас ждал Афган и бурные 90-е... - этому поколению еще выпадет повоевать по-настоящему, а пока мчатся по широкому экрану неуловимые, а мы такие счастливые, потому что они, а значит, и мы, - побеждаем!
1311,8K
Аноним24 октября 2020 г.СОКРУШИТЕЛЬНАЯ МОЩЬ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 60-х
«— Конечно!!! Хоть это и кино, а, может быть, без нас они и не продержались бы!Читать далее
— Кто знает…»
(Виктор Драгунский. «Сражение у Чистой речки»)Мальчиши 60-х!!! Как же они отличались от теперешних … Их воспитывали так, как пелось в песне на слова Лебедева-Кумача:
«Если завтра война,
Если завтра в поход, —
Будь сегодня к походу готов!»Виктор Драгунский в рассказе «Сражение у Чистой речки» из цикла «Денискины рассказы» оставил нам на память историю о воспитании мальчиков в 60-х годах прошлого столетия. Как разительно в то время мальчишки отличались от девчонок! Это несмотря на то, что уже давно не было раздельного обучения по гендерному признаку. Героико-патриотическим воспитанием были охвачены, конечно же все, в том числе и девочки, но в «войнушки» играли всё же мальчики. «Вооружались» тоже мальчики.
В рассказе несколько моментов, которые обращают на себя особенное внимание, отражая существующую действительность советского периода. Интересно.
Первое. Культурно-массовое мероприятие – коллективный поход в кино (тем более, военно-патриотического содержания!) – не такое уж редкое явление. Но интересно, что школа организует его в выходной день – воскресенье! Сейчас такое не случается. А в те годы воспитательные и спортивные мероприятия проводились в свободное от учебы время. Даже образовательные мероприятия – олимпиады (городские, окружные), в которых участвовали далеко не все школьники, проводились либо после уроков, либо – в воскресенье. Спортивные соревнования – только по выходным. Почему? Учебе придавалось первостепенное значение. Запрещалось нарушать образовательный процесс любыми мероприятиями. Учитель, как и врач, был обязан выполнять свои обязанности, независимо от времени суток и дней недели.
Второе. Внешний вид школьников. Форма. Если кто-то полагает, что форма существовала только в советские годы, то, пожалуй, он ошибается. Разве сегодня массовое одевание школьников в образовательных учреждениях в джинсы (по моде) и футболки – толстовки – не есть форма? Учитывая, что происхождением её, как правило, мы обязаны китайским производителям, а они особым разнообразием не заморачиваются.
Только тогда форма имела ещё и воспитательное значение. Белые воротнички у девочек и белые подворотнички у мальчиков. Гигиеническое назначение этих аксессуаров – очевидно. Как и обязательное наличие расчески и чистого индивидуального (носового) платка.
«Я вечером все это рассказал маме, и мама положила мне в левый карман десять копеек на билет и в правый несколько монеток на воду с сиропом. И она отгладила мне чистый воротничок».Третье. А этот факт, описанный Драгунским в рассказе, из области невероятного. Когда мальчишки начали «войну» в кинозале, обстреливая экран с помощью различного «оружия» и началась невообразимая шумиха-неразбериха, киномеханик обязан был немедленно включить свет в зале и приостановить демонстрацию фильма. Уж что – что, а за порядком тогда следили!
Автору интересна была сама комичная ситуация, когда дети помогали «нашим». Первоклассники ещё толком не разбирались в исторической подложке кинокартины. Они не понимали, какая война на экране. Белые, фашисты – всё едино – это враги. А нашим надо помогать отбиться от врагов. Важно было показать военно-патриотический настрой малышей. Всю его грандиозность. Поэтому писатель воспользовался приёмом гиперболизации. В самом деле, – ситуация гротесковая.
И наконец. Финал рассказа – также явно гротесковый, на мой взгляд. Вряд ли, что после «разбора полётов» директором школы, дети не поняли, что они натворили в кинотеатре, чтобы оставаться при своём правом мнении. Что же хотел Драгунский показать развязкой?
Смею высказать своё мнение. Могу ошибаться. На мой взгляд, автор хотел показать на сколько глубоки и незыблемы основы героико-патриотического воспитания советских детей, что они фанатически (фантастически?) верят в то, что действительно помогали с помощью своего «оружия» изменить ход боевых действий на экране кинотеатра и реально помогли нашим …
Рассказ «Сражение у Чистой речки» из цикла «Денискины рассказы», по-моему, интересен современным не столько детям, сколько взрослым.
151,1K
Аноним6 марта 2019 г.Всеми возрастами правит,Читать далее
Окрыляет наши чувства,
Волшебная сила искусства.В этой рецензии хотелось бы рассказать не о самом рассказе Виктора Драгунского "Сражение у чистой речки", а о фильме Наума Бирмана "Волшебная сила", к которому рассказ имеет непосредственное отношение. Фильм был снят в модном сейчас жанре новелл, хотя в то время этот жанр назывался киноальманахом. Новелл в этом фильме три, и каждая должна показать, что волшебная сила искусства действительно правит всеми возрастами: детство (первая новелла), юность (вторая новелла) и зрелость (третья).
Итак, немного о фильме. Начнем с его создателей. Режиссер Наум Бирман ("Хроника пикирующего бомбардировщика", "Мы смерти смотрели в лицо", "Трое в лодке, не считая собаки"). Композитор Александр Колкер (снова "Хроника пикирующего бамбардировщика", "Трое в лодке, не считая собаки"). Оператор Александр Чиров (снова "Хроника пикирующего бомбардировщика"). Сценарист Виктор Драгунский, ну это понятно. Т.е. команда довольно сильная, кроме перечисленных еще и монтажёр и художник картины (хотя и не отметил их персонально тоже работали над фильмом "Хроника пикирующего бомбардировщика"), все друг друга знают, вместе сняли отличные фильмы. Науму Бирману удавались музыкальные фильмы. И этот фильм из их числа. И здесь не только песни, здесь есть балет! И хореограф фильма сам Кирилл Ласкари! Как же красив балет в этом фильме - он в начале каждой новеллы и в конце фильма!
Теперь непосредственно о первой новелле "Мстители из 2-го "В", снятой по рассказу "Сражение у чистой речки". Сюжет немного изменен самим сценаристом В. Драгунским. В рассказе, написанном в 1960 году, дети (кстати по рассказу они из 1-го "В") идут в кино на придуманный автором, а в действительности никогда не существовавший фильм "Алые звезды", но в 1967 году в советский прокат выходит блокбастер Эдмонда Кеосаяна "Неуловимые мстители" и логично, что в фильме "Волшебная сила", снятом в 1970 году, дети идут именно на него. Тут, мне кажется, сами "Неуловимые мстители" подарили Драгунскому сюжет для фильма, без них рассказ так и остался бы просто интересным рассказом, не воплотившись в киноновеллу.
Еще об актерах ничего не сказал. Учительницу Ларису Павловну (в рассказе она Раиса Ивановна) играет молодая совсем Людмила Сенчина (кто помнит, она еще снималась в советском вестерне "Вооружен и очень опасен"), а в роли директора школы Николай Трофимов (полковник в "Бриллиантовой руке", его знаменитый диалог с капитаном Михаилом Ивановичем:
А что, если…
– Не стоит!
– Ясно… Тогда может быть нужно…
– Не нужно!
– Понятно. Разрешите хотя бы…
– А вот это попробуйте!Ну и нельзя не сказать о песнях. В этой новелле поют все. И, кстати, это единственная музыкальная новелла из трех. И за счет музыкальной составляющей она и выигрывает у остальных новелл. Так вот, как я уже сказал, поют все. Поёт учительница, кстати по сюжету она учительница английского языка. И это, как мне кажется, тоже не случайно. Ведь именно Наум Бирман через 9 лет снимет один из самых известных фильмов об Англии по повести Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Стало быть, о песнях. Все они в этот фильме написаны Кимом Рыжовым на музыку А. Колкера. Учительница поет песню о кино и об английском языке. Дети поют тоже о кино, и о том, насколько кино интереснее телевизора, а директор поёт о забавном происшествии, которое случилось в кинотеатре, при просмотре фильма "Неуловимые мстители". Все песни настолько интересные и мелодичные, что хотелось бы их тут привести, но чтобы не перегружать рецензию, решил от этой затеи отказаться.
В заключение, несколько слов хотел бы сказать о рассказе. Рассказ входит в сборник "Денискины рассказы". Да он, собственно, и есть один из денискиных рассказов. Он будет интересен всем, а особенно юным читателям. Ну, а взрослым напомнит об их детстве. Драгунский через рассказ и фильм (уже как сценарист) доказал, насколько же сильным может быть настоящее искусство, его положительное влияние на детей и взрослых.52K
Цитаты
Аноним24 октября 2020 г.Я вечером все это рассказал маме, и мама положила мне в левый карман десять копеек на билет и в правый несколько монеток на воду с сиропом. И она отгладила мне чистый воротничок.
4311
Аноним24 октября 2020 г.За столом сидел Федор Николаевич, наш директор. Он встал и сказал:
— Сдавай оружие!
И мы все по очереди подходили к столу и сдавали оружие.3257
Аноним24 октября 2020 г.Я все время палил в одного толстого фашиста, он все бежал впереди, весь в черных крестах и разных эполетах ...
3281
Подборки с этой книгой
В школе и о школе. 1 - 4 классы
AleksSar
- 328 книг

В. Драгунский. «Денискины рассказы» весь цикл.
NataliaSnape
- 69 книг












