
Ваша оценкаРецензии
Аноним15 июля 2025 г.Читать далее• Неспешный роман, в котором даже самое яркое событие со временем блекнет и затирается, потому что жизнь – длинная.
• Главный герой – как будто еще один «пятый персонаж», недаром Данстан Рамзи тоже появился на страницах книги. Сметливый наблюдатель.
• Дружба, зародившаяся в юности, может сохраниться на всю жизнь, даже если друзья оказываются абсолютно разными по характеру и ценностям.
• Роман порой напоминает энциклопедию: в нем и о медицине, и о философии, и о литературе, и о театре, и о религии.
• Книга о разных жизненных этапах. Порывистость молодости, устойчивость зрелых лет, старость, когда все собирают урожай с посеянных ошибок и все больше теряют, чем приобретают.26243
Аноним19 сентября 2018 г.Читать далееМногие писатели выводят нас на других писателей: персонаж упомянул роман или стихотворение, мы находим упомянутое и читаем, доверяя мнению автора. Робертсон Дэйвис же настолько просвещённый человек, что, читая его роман, периодически натыкаешься на «чёрные дыры» в своём образовании, осознавая, что не понимаешь глубинный слой эпизода или беседы. Если вникать в медицину, читать Шпенглера, до которого я не добрался, поэтов, которых Дэйвис цитирует, а затем перечитывать The Cunning Man, намереваясь осветить его самые далеко заходящие пассажи, уйдёт как минимум год. Но этого не требуется, чтобы подпитаться от книги чудесным ощущением того, что вы подняли весьма значимый пласт жизни.
Умная книга, написанная умным человеком: Дэйвис поднял этот жанр на новую высоту благодаря своей эрудированности и не-отторжению никаких сфера знания, включая психоанализ, мистику, древние и современные слепые верования. Сюжет, профессионально выписанный, освещается мудрыми комментариями происходящего, что не замедляет его быстрого движения на резких поворотах. Детективные истории (уверен!) намеренно прозрачны, позволяя читателю присоединиться к творчески-мысляще-интуитивным персонажам. Символика текста чётка, мистична, но и понятна. Концовка сама по себе делает честь любому писателю; в последнем же романе смотрится подведением итогов и напоминанием тем, кто ещё топчет землю.
В общем, если вы ищете не-лёгкой литературы о путях человеков по жизни – обращайтесь к Дэйвису.
231,1K
Аноним29 июня 2017 г.Читать далееOf course I understand that the love in the literature and the love in live are one, and that the intelligent reader must bring his own experiense to suppliment the experiense of the novel he holds on his hand,
Robertson Davies "The Cunning Man"Я, конечно, понимаю, что любовь в литературе и любовь в жизни не одно и то же. И что умный читатель дополнит собственным опытом содержание романа, который он держит в руках.
Робертсон Дэвис "Хитрец"Вторая книга "Торонтовской трилогии" и последняя, написанная Дэвисом. Большая часть творческого наследия писателя аккумулирована в трех трилогиях, у нас знают две - "Дэпфортскую" (по названию небольшого канадского городка) и "Корнишскую" (по имени героев саги - Корнишей). Первая, ранняя, "Салтертонская" на русский язык не переводилась. Завершить четвертое трехкнижие писателю не удалось и потому тоже вряд ли познакомимся в обозримом будущем.
"The Cuning Man" содержит шараду уже в названии. Буквальный перевод - "Хитрый человек" мало что скажет о герое, господине положительном, симпатичном и приятном во всех отношениях. Попытки поиска альтернативных значений ведут к "ловкачу", "пройдохе", "лисьей хитрости" и "змеиному коварству". Здесь, пожалуй, сделаю закладку для памяти. А объяснение найдется в тексте романа. Эта идиома использовалась в деревенской жизни для обозначения местечкового умника,человека опытного, много знающего и умеющего дать интуитивно правильный совет. Среднее между пройдохой и мудрецом.
Такой он и есть, доктор Джонатан Хуло из Торонто. Выросший на краю света - железнодорожная станция Сью Лукаут, где и поезда почти не останавливаются. Сын начальника станции Отец, мать, священник, доктор (изрядный любитель заложить за воротник) - вот и все белые в его окружении. Остальные индейцы, потому что это резервация. И когда мальчик заболевает скарлатиной, мама приказывает всей индейской прислуге покинуть дом, потому что зараза может перекинуться на местных, вовсе не имеющих иммунитета. И выхаживает сына сама. Только это не очень помогает. Как и визиты пьяницы-доктора, впрочем.
Помощь, когда уж кажется, что мальчонка не выкарабкается, приходит от местной шаманки. В благодарность за заботу о своем народе, она устанавливает палатку в центре двора и камлает ночь напролет. И как-то странно получается, что маму у постели больного сына смаривает крепкий сон. А мальчик, который метался в жару несколько дней подряд и обессилел так, что руки поднять не мог бы, встает с постели, подходит к окну и видит яркое свечение изнутри палатки, а потом она начинает ходить ходуном, почти плясать. После он уже ничего не помнил, потому что потерял сознание. Наутро Джона нашли крепко спящим на полу у окна, слабым, но с нормальной температурой. Дальнейшее выздоровление было вопросом времени.
Этот случай определил выбор будущей профессии. Дальше Торонто, Колледж Святого Духа (Душок - на сленге учащихся и преподавателей), друзья: Чарли, он пойдет по религиозной части и Гилл (станет издателем, а его сын - герой первой книги этой трилогии - крестным рассказчика). Преподаватели, особо стоит сказать о сквозном персонаже Дэвиса, профессоре Дунстане Рамзи. Система узаконенного рабства, характерная для закрытых учебных заведений, своего рода дедовщина, от которой так страшно страдал Шелли, но люди не столь трепетной душевной организации неплохо приспосабливаются (можно в конце концов и в воду, которую подаешь "господину" плюнуть и оду его любимой девушке, написанную от его лица, так мудрено закрутить, что вместо горячих объятий тому достанется плюха).
Врачебная практика, война, самый хвостик Второй Мировой, ранение, госпиталь, возвращение в Канаду, создание собственной клиники. Любовь, интрижки, работа. И вечный поиск универсального алгоритма, который позволяет исцелять не болезнь, но больного. Метода, которым владели великие Гипократ, Гален. ибн Сина. Излечивать не препаратами, но комплексным воздействием, зрить в корень. В книге много такого, что откровенно смущало меня - рассказы о делах прихода и паствы, и церковных реалиях. Дэвис всегда уделяет много внимания религии, здесь же герой даже живет и практикует в непосредственом соседстве с Церковью св. Марии Магдалины и завязка сюжета - интервью, которое он дает молодой журналистке Эсмеральде Гиллмартин (да-да, той самой из-за которой погиб его крестник, я же говорю, что у Дэвиса сплетены тугие клубки).
Но много такого. что приводит меня в восторг и находит горячий отклик. Те самые чудесные исцеления и рассуждения о запахе изо рта - что он может сказать о человеке. И конечно, литература. У Хулло своя теория, согласно которой многие сюжетные коллизии большинства литературных произведений объясняются скрытыми заболеваниями героев. Следить за его расследованиями безумно интересно может еще потому, что я невольно классифицирую характер и поведение героев книги. которую читаю, с точки зрения астрологии: натал, транзит, синастрия. Я очень хорошо понимаю его, мы живем во время, когда узкая специализация, не оправдав возлагавшихся надежд, уступает место универсальному знанию.
Книга чудесная и ради нее стоило продираться сквозь английский. Ах да, возвращаясь к давешней закладке. Змеиная мудрость (не коварство), Змеи на кадуцее - древний символ медицины.
12604
Аноним28 июля 2025 г.Читать далееОчень спокойная книга. Читать нужно не торопясь, вдумчиво, так же, как нам подаёт её автор словами своего героя. Здесь нет каких-то тайных секретных смыслов и головокружительных поворотов сюжета, это повествование Чародея об окружающих его людях и через них - о нём самом.
Мы проживаем вместе с героем жизнь - проходим через детство, юность, взрослую жизнь со всеми её радостями и невзгодами и приходим к моменту, когда можно просто наслаждаться окружающим. Мы рассуждаем вместе с ним обо всём - мифы коренных народов, история, религия, музыка, медицина, философия и многое-многое другое. Видим дружбу в разные времена, на все времена.Мне понравился стиль и юмор Дэвиса, и наверное я продолжу знакомство с автором, когда у меня будет достаточно времени =)
11113
Аноним21 ноября 2021 г.Читайте
Не люблю длинные рецензии. Поэтому ограничусь общим впечатлением. Для меня эта книга- венец творчества Дэвиса. Не все у него интересно. Но Чародей-это гармонично, остроумно, не выкинешь ни одного слова. Каждый эпизод на своём месте. Пожалуй, эта книга для перечитывания. Старая добрая классика.
11994
Аноним25 декабря 2024 г.Мне самому доводилось играть роль глупца под множеством личин, и потому я чувствую некое сродство с дураками, хоть и пытаюсь держаться подальше от их глупости, чтобы не заразиться
Читать далееРобертсон Дэвис — канадский писатель, известный своей «Дептфордской» и «Корнишской» трилогиями, в которых он с глубоким проникновением погружает читателя в человеческую психику, сочетая мистику, историю, множественные аллюзии на всемирную литературу, искусство, кинематограф и т.д. В его романах можно отметить зачастую такие темы, как мораль, религия, идентичность и природа творчества. «Чародей» (англ. The Cunning Man — «народный целитель», но еще и «хитрец») является последним романом автора, он не столь известен по разным причинам, одной из которых является незавершенность «Торонтской трилогии», в которую входит «Чародей». В этом произведении Дэвис исследует тему целительства и человеческого физического и духовного понимания. Он прибегает к глубокой психологизации персонажей, показывая их внутреннюю борьбу, сомнения и поиски себя. В этом романе, как и в предыдущем, «Убивство и неупокоенные духи», Дэвис использует сложные философские и богословские концепции, делая свои произведения не просто чтением, но и интеллектуальным вызовом.
В книге мы наблюдаем за жизнью Джонатана Халла, который имеет двойственную природу врача и «хитреца», совмещая традиционную медицину с неортодоксальными, почти магическими методами исцеления. Например, он может «вынюхать» болезнь у человека, в том числе, если он лжет. Сюжет охватывает период его жизни от детства до старости, показывая его становление как медика и человека, а также его сложные взаимоотношения с семьей, и в целом его окружением. Джонатан не только лечит тела, но и старается помогать людям в решении их душевных проблем. Главным конфликтом произведения можно назвать столкновение между научным подходом к медицине и интуитивным, между рациональностью и иррациональностью, а также между материальным и духовным. Внутренний конфликт Джона проявляется в его попытках примирить эти противоположные подходы и найти свой собственный «метод исцеления». Истинное исцеление требует не только знаний и умений, но также сочувствия, интуиции и понимания духовной составляющей человека. Дэвис показывает, что традиционная медицина, хоть и важна, но не всегда может охватить все аспекты человеческого страдания. Автор намекает, что целитель должен быть не просто врачом, но и своего рода мудрецом, способным видеть глубже, чем просто симптомы болезни.
Название указывает на то, что настоящий чародей — это не просто «врачеватель тел», но тот, кто способен видеть за пределы обыденного и использовать свое «хитроумие» для помощи людям. Атмосфера романа пронизана сочетанием магического реализма и постмодернизма, создавая ощущение, что мир полон невероятных магических чудес и что за повседневностью скрывается нечто большее. Дэвис мастерски использует описания клинических случаев, переплетая их с размышлениями о природе человеческого существования. Подтекст произведения строится вокруг исследования границ между наукой и верой, а также между рациональным и иррациональным. Мир медицины, описанный в романе, становится метафорой человеческого стремления понять, и попытки контролировать свою жизнь. Ощущение постоянного напряжения создается благодаря противоречивым методам лечения Джонатана, которые, при всей своей эффективности, кажутся окружающим подозрительными.
Недостатком в романе можно назвать чрезмерную сложность восприятия философских рассуждений. Несмотря на это, книга заслуживает внимания благодаря своей аутентичности и глубине поднимаемых тем. Дэвис создает сложную историю, тем не менее читается она легко и ее хочется читать и возвращаться к ней.
10172
Аноним5 августа 2024 г.Читать далееНачало романа мнепонравилось, я даже поискал другие романы писателя, но потом книга как-то «сломалась»и ее уже долистывал. Отдельные главы написаны великолепно, но целостноговпечатления, единства, увы, не ощутил. Также не захотелось прочитать ни одногоромана из известных робертсоновских трилогий, хотя и начинал.
Как-то мне попалсяотзыв на один канадский фильм. Там было написано, что кино канадское, то есть,ни хорошее, ни плохое. Подобным образом я бы охарактеризовал и «канадскийпрорыв» в литературе.
10357
Аноним16 марта 2024 г.тело и дух неделимы (да ну, правда что-ли?)
Как будто бы автобиографичное повествование, нацеленное прийти к ответу на вопрос, заданному в самом начале: «кто подставил кролика Роджера… эээ, простите, заговорился! Кто убил отца Хоббса?» Ведь этого, буквально канонизированного персонажа, точно кто-то убил! Или нет?Читать далее
Дать подробный ответ вызвался Джонатан Халла, он же Джейсон Пик, доктор медицины, член Королевской гильдии врачей, а также почетный кавалер ордена Polonia Restituta (боже мой, я вся горю).
Кароч, суть в чем… Основной сюжет проносит нас через всю жизнь доктора Халла. Она наполнена трогательными (как в прямом, так и переносном смысле) сценами, философскими беседами, выпитым виски и овсяными ваннами. О, а еще там есть друзья! Старые добрые школьные друзья… Так вот именно эти самые, на первый взгляд второстепенные персонажи - зерно Романа. Но понять это можно только когда добираешься до финала!
Теперь к собственным мыслям. Это первое произведение Робертсона в моей книжной эволюции. Я не знаком с Дептфордской трилогией и не могу сказать, стал автор лучше или хуже по отношению к сделавшей его звездой серии! Однако, когда была перевернута последняя страница, эта книга не оставила никакого послевкусия. Да, видно, что автор начитан (много ссылок на классику), любит музыку и театр (та же проблема со ссылками) и владеет слогом. Но нет. Не зацепило. Даже слегка утомило. Оказалось, что я не настолько начитан и близок к искусству (не всегда узнавал произведение, на которое ссылается автор). Приходилось гуглить - то есть фактически расписываться в своем невежестве :)))) и это разрывало мое эгоистичное сердечко на части)
Тем не менее, за отличный слог и забавную подачу, а также живых и продуманных (пусть и не всегда логичных) персонажей ставлю 8/10!!!
Думаю, кто то сможет оценить его по достоинству! Я не смог6194
Аноним23 августа 2022 г.Пожалуй, наименее интересный роман Дэвиса из всех прочитанных мною. Эрудиция, шарм, юмор, прекрасный стиль - всё за что я люблю этого автора - в романе присутствует, но драйв Корнишской и Дептфордской трилогий пропал. И хотя я все равно получила удовольствие, читая роман о «Торонто каким он был», мне было немного грустно думать что автор уже не «Дэвис каким он был».
2426