
Ваша оценкаРецензии
Аноним23 октября 2020 г.Великая Огородная революция
Читать далееСегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения самого известного итальянского сказочника Джанни Родари. Пройти мимо такого "вопиющего" юбилея я не мог, а выбор произведения для рецензирования тоже был недолгим, если честно, его вообще не было, "Приключения Чиполлино" - одна из сказок моего детства, которую я знал почти наизусть, а всё благодаря грампластинке, на которой была записана радиопостановка 1962 года, та самая, в которой синьор Помидор распевает:
Я синьор - помидор,
Наливаюсь соком,
Потому что на посту
Нахожусь высоком.Да что говорить, в Советском Союзе эту сказку очень любили, записывали пластинки, снимали диафильмы, мультфильмы, даже полнометражное кино в 1973 отбабахали, сняв в роли сказочника самого автора. А всё потому, что сказка эта была очень правильной с точки зрения идеологического отдела ЦК КПСС, ибо в ней действенно показывалось, что какими бы овощами не были угнетенные классы, под заботливым руководством профессиональных революционеров, заставляющих плакать угнетателей, они добьются победы и сбросят ненавистное ярмо.
Что же, такая "сказочная" трактовка была вполне ожидаема от пролетарского сказочника, всем известно, что Джанни Родари был членом Итальянской коммунистической партии и большим другом Советского Союза. Но мало кто знает, что прежде, чем прийти к коммунистическому мировоззрению, юный Джанни успел побывать в рядах итальянских фашистов. Но Джанни был натурой увлекающейся, поэтому чем глубже было разочарование в фашизме, тем с большей силой он отдался новой идеологии.
Не знаю, прав я или нет, но мне "Приключения Чиполлино" по своей тональности и бескомпромиссной наивности напоминает другую сказку - отечественную - "Трёх толстяков" Олеши, разница только в том, что у одессита героями выступают люди, а у итальянца антропоморфные овощи и фрукты, в остальном всё очень похоже.
Главная идея - победа пролетарской революции неизбежна, трудовой народ свергнет угнетателей и поработителей, и заживет счастливо. Наследники правящей элиты, начитавшись сказок Олеши и Родари, сами перейдут на сторону восставшего народа, как это сделал Вишенка, а некоторые из "бывших" перекуются и найдут себя в новой жизни, как это произошло с Апельсином.
Только не учел Джанни одного обстоятельства, что со временем овощи так перезреют, что им снова понадобится революция, теперь уже для того, чтобы свалить народное правительство и посадить на его место антинародное, как было в СССР в 1991 году, но Родари до этого не дожил, и слава богу!
Его овощная революция была неким симбиозом Октябрьской революции в России и итальянских политических реалий, потому что овощи и фрукты сказочной страны - самые настоящие итальянцы, да и о ком еще мог писать итальянец, как не о своих соотечественниках. Тем более, что исследователи творчества Родари, а есть и такие, утверждают, что прототипом принца Лимона выступает король Италии Виктор-Эммануил, а синьора Помидора - сам дуче Бенито Муссолини, правда, в сказке его никто вниз головой не вешал. В роли сыщика мистера Моркоу представлен господин Энглтон, руководитель итальянского отдела ЦРУ, во что, кстати, поверить очень трудно, уж больно туп этот Моркоу, а с другой стороны что я знаю об умственных способностях цэрэушников, наверняка, Родари был на эту тему более осведомленным.
А вот в образе Чиполлино, не корите меня строго, я увидел самого Владимир Ильича Ленина. Посудите сами, Чиполлино из семьи революционеров, отец сидит за политическое преступление, и Ильич был из семьи революционеров, брата казнили за то же самое. Чиполлино заставлял плакать своих врагов, и Ильич умел добиться того же эффекта, оба сидели в тюрьмах, оба писали тайными чернилами, оба руководили революционными восстаниями и захватывали замки: один - Зимний дворец, другой дворец графинь Вишен.
Более того, в сказке выведен и преемник Чиполлино - мастер Виноградинка, он же был сапожник. Надо напоминать, кто из соратников Ленина знал толк в сапожном деле? А после революции именно Виноградинка стал старостой победившей деревни, и даже был какой-то намек на культ личности, когда на стенах всех домов появилась надпись: «Да здравствует наш староста!» Только в оправдание Виноградинки, писал это не он сам, а его боевой товарищ Лук-Порей. Кстати, кого же мне этот усач напоминает? Ну, конечно, Семёна Михайловича Буденного :)
Что было дальше в победившей деревне Родари частично рассказывает, я эти факты тоже уже упомянул, но рискну предположить о чем писатель умолчал. Возмужавший Вишенка женился на Земляничке, и у них народилась куча гибридов, которым путь был один - в стиляги. Доктор Каштан получил широкую практику и основал клинический центр Бурденко. Кум Тыква и кум Черника продолжили сожительство в спасенном домике, над которым скромно развевался радужный флаг. Крота расстреляли, как врага народа, - участь большинства бывших подпольщиков, которых лучше уничтожить, чтобы не успели передать опыт. Тряпичник Фасолинка сначала заделался нэпманом, а потом переквалифицировался в тракториста. А Горошек в эмиграции написал беллетризованные воспоминания о социальном катаклизме в стране фруктов и овощей, и получил за это Нобелевскую премию.
1756K
Аноним13 декабря 2014 г.Читать далееВ настоящее время, когда наиболее остро встает вопрос о здоровом питании, книга Джанни Родари приобретает максимальную актуальность. Тем более, что производство цитрусовых (принц Лимон, герцог Мандарин и барон Апельсин) и томатов (синьор Помидор) уже не являются основными составляющими итальянской экономики, а их место давно заняли Versace, Prada, Gucci да Dolce & Gabbana.
Герои "Приключения Чиполлино" довольно четко определяются по своей фруктово-овощной принадлежности, даже без ссылок на итальянское сельское хозяйство. Наличие цитрусовой составляющей предполагает благородство крови, что и неудивительно - мы помним сколько миллионов тонн ежегодно приплывает с плантаций Средиземноморья, там до сих пор пашут многие тысячи наших соплеменников. Графини Вишни, как я понял, эту благородную составляющую получили благодаря совместным удачным замужествам (оно и понятно, это же женщины, преимущественно кислые), ибо двоюродными братьями их покойных мужей (как это они хором-то померли?) были соответственно герцог Мандарин и барон Апельсин. Подтверждает это и то, что налицо генетический сбой - Вишенка, отщепенец и предатель чистоты крови ( а на деле у него просто дурная наследственность) - встал на сторону пролетариата и мы хорошо знаем из отечественной истории, что жизнь свою он кончит где-нибудь в Соловках.
Многочисленные крестьяне представлены здоровыми, с низкопроцентным содержанием сахара и углеводов, овощами. Здесь Лук (Чипполино, его папа и так далее), Тыква (кум Тыква, кума Тыквочка, приравненная по уровню ответственности к мужчинам из-за толщины, только ее одну из женщин засадили в тюрьму - еще один повод к здоровому похуданию), Лук-порей (страдалец-мученик, неудачно повешенный, ибо не все знают даже - что это за лук такой. Кстати, понятно - зачем принц Лимон первоначально собирался с ним брататься - вовсе не из-за усов, а потому что в засушенном виде тот в 1,5 раза увеличивает содержание витамина С, являющегося основой всех цитрусовых), Фасоль (бобовое, крахмалосодержащее, а потому и неинтересное) и Редиска (подруга Чиполлино, лук с редиской - что может быть гаже, но и что может быть полезнее. Где-то рядом должен быть и чеснок, ибо лук и чеснок - основа здоровья за минимальные деньги, все зеки об этом знают).Интеллектуальная элита пролетариата относится, разумеется, к фруктам. Это мастер-Виноградина, к которому обращаются даже за деликатным делом - подсчетом материальных ценностей. Профессор Груша, музыкант со скрипкой (в чем он профессор - так и не понял). Кум Черника - этот не только честно хранит чужое имущество, но даже прикладывает нечеловеческие усилия к его сохранению от воров (пример большого и толстого альтруизма).
Наконец, существует некая прослойка прихлебателей, в основном состоящая из трав - тех, кто пашет на ментов, но при этом колеблется, ибо является все же овощем (вариант - испытывает муки совести). Адвокат Горошек - бегает туда-сюда между оппозиционерами, достойный пример любого юриста, готового пинать справедливость с помощью закона. Синьор Петрушка, наставник Вишенки, прямо указывающий на то, что учителям совесть недоступна как термин, они о ней только разглагольствуют. Мистер Морковка - наемный сыщик, попавший в эту компанию, очевидно, из-за высокого содержания сахароидов. Здесь же должна была быть и сахарная Свекла, но ее вырезали цензоры, смущенные слишком большим количеством свеклы на полях Италии. Особняком здесь стоит Земляника и на месте графинь Вишен я бы сразу задумался - что делает ягода среди овощей-предателей? Ответ очевиден - шпионит. В общем, все благородные сами виноваты, потому что следовало сразу обращать внимание на намеки Джанни Родари, строгать овощные салаты и помнить о белковых диетах.
В результате - всеобщее равенство обеспечено всем овощам и в заключение - моя любимая цитата
«Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своём имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трёхсот лир за снег и четырёхсот лир за град».
Кстати, у нас их тоже двое - этих вишен. Старший и Младший. Это принцип двух консулов от истоков римского права, когда двое совещаются и один принимает решение. Любая семья функционирует по этому же принципу.1463,3K
Аноним21 ноября 2024 г.Хрупкий домик кума Тыквы и непоколебимый дух Чиполлино
Читать далее21.11.2024. Приключение Чиполлино. Джанни Родари. 1951 год.
Мир, где жители — овощи и фрукты, оказывается совсем не сказочным: здесь угнетатели, как синьор Помидор, устанавливают свои правила, а честные люди вроде кума Тыквы теряют даже свои скромные дома. Но Чиполлино, отважный мальчик-луковица, не боится выступить против несправедливости. Вместе с друзьями он бросает вызов сильным мира сего, доказывая, что справедливость и дружба способны победить любое зло.
«Приключения Чиполлино» Джанни Родари — это классика детской литературы, которая умело сочетает сказочную атмосферу с социальной сатирой. Автор, обращаясь к детям, поднимает глубоко взрослые темы: несправедливость, угнетение, борьба за права и важность коллективного сопротивления злу. Однако вместо тяжелой дидактики перед читателем разворачивается увлекательное и смешное приключение.
Книга построена на метафорическом изображении мира, где герои являются олицетворением фруктов и овощей. Это позволяет Родари говорить с детьми на их языке, вводя яркие, запоминающиеся образы, такие как смелый Чиполлино, жадный синьор Помидор и несчастный кум Тыква. Через столкновение этих персонажей автор раскрывает социальную несправедливость, критикуя не только жадность и деспотизм, но и равнодушие общества.
История Чиполлино — это одновременно увлекательное приключение и символическая сказка о том, как «маленький человек» способен изменить мир, объединившись с единомышленниками. Темы дружбы, солидарности и сопротивления проходят через все произведение, вдохновляя читателя не бояться отстаивать свои убеждения.
Родари использует живой, динамичный язык, полный юмора и неожиданных метафор. Описания и диалоги насыщены игрой слов, что делает чтение особенно захватывающим для юной аудитории. Простота языка не умаляет его глубины: за кажущейся легкостью кроется продуманный ритм, позволяющий тексту не только развлекать, но и обучать.
Особое внимание привлекает мастерство Родари в создании персонажей. Каждый из них ярко индивидуален. Даже второстепенные герои, такие как адвокат Горошек или пес Мастино, запоминаются своими повадками и речевыми характеристиками.
К числу безусловных достоинств книги относится её универсальность: это произведение будет интересно не только детям, но и взрослым. Умение Родари мастерски вплетать серьёзные вопросы в лёгкий сюжет заслуживает особого восхищения. Читатель вовлекается в мир, где социальная критика подана через игру, а борьба за справедливость наполнена оптимизмом.
Однако, как и многие сказки, книга порой грешит чересчур прямолинейной моралью. Некоторые персонажи кажутся схематичными, что, впрочем, оправдано для произведения, рассчитанного на юную аудиторию.
«Приключения Чиполлино» остаётся одной из самых ярких книг в жанре детской литературы. Это не только захватывающее приключение, но и ценное произведение, которое учит важным жизненным принципам. Родари сумел создать историю, которая вдохновляет на смелость, доброту и веру в свои силы. 8 из 10.136760
Аноним17 ноября 2016 г.Великая овощная революция
Читать далееТоварищи в тюрьмах, в застенках холодных,
Вы с нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах,
Не страшен нам белый фашистский террор,
Все страны охватит восстанья костёр!"Гимн Коминтерна", 1931, Илья Френкель
У меня, знаете ли, уже пять «Чиполлин» с разными иллюстрациями. Трогает меня что-то в этой итальянской сказке.
Итак, 1951 год. Всего шесть лет прошло с окончания Второй мировой войны, и итальянская «любовь» к аристократии, столь ярко выписанная несколько позже Бернардо Бертолуччи в эпопее «Двадцатый век» (1976), дает о себе знать и на страницах этой детской книги.
Нет, «Чиполлино» куда мягче того же Джельсомино самого Родари или Приключений Гвоздика других итальянских авторов. Это, несомненно, красная итальянская сказка, сказка для детей «коммунистического народа», миллионной армии сторонников Компартии Италии, с отчетливым призывом к мятежу и желанием изменить социальный строй. Но все тише и спокойней, чем в других сказках, социальная рознь хоть и подчеркивается, но не институализируется, делая для виконта Вишенки возможным сменить сторону в конфликте. Вишенка, этот аватар Суфанувонга, отчетливо понятен – дитя своего класса, видящий его обреченность, переходит на сторону трудового народа.
В этом, сравнительно-социологическом плане интереснее всего адвокат Горошек. Вот он, классический либерал. Он вроде бы и хочет изменения существующих порядков, он вроде бы и тяготится службой по найму у латифундистов, даже присоединяется к народу, когда его самого бросает на произвол туповатых властей кавалер Помидор. Но как только народ свергает старый порядок, как только корона принца покатилась по мостовой, а графья и кавалеры задали стрекача, тут и Горошек показал свою сущность. Нет, народная власть ему не нужна. И он тоже отправился в эмиграцию.
Родари очень меток, очень точен. Его социальный анализ подобен скальпелю, вскрывающему всю подноготную прогнившего режима принца Лимона. Эта армия, которая устала от бессмысленных учений, от палочной дисциплины, которая боится генералов больше, чем преступников. Этот соглашательский дух упадочной аристократии, поддакивающей полубезумному принцу, утверждающему, что льет дождь при ясном небе. И эта вопиющая бедность, застарелая бедность, которая передается из поколения в поколение в деревнях.
"Три толстяка" чуть более пафосны, "Незнайка на Луне" видит путь к освобождению в техническом прогрессе, а вот "Чиполлино" очень органичен. Слияние радикальной дворянской интеллигенции с массами позволяет свергнуть ненавистный режим лимонов.
Тюремный опыт Чиполлино, способы связи заключенных и прочие прелести застенков как будто сошли со страниц воспоминаний большевиков. И легкий тон Родари совсем не меняет внутреннего содержания.
Хорошо, что все это сказка, хорошо, что ничего этого между людьми нет. Хотя, подождите…
972,7K
Аноним10 мая 2015 г.Читать далееСтроим ассоциативную цепочку — мир, труд, май, победа, шашлык, лук, Чиполлино. Привязка к злободневности есть, полёт нормальный.
В детстве Чиполлино читается иначе, чем в более солидном возрасте (ну молодец, Фокс, такая же унивесральная — и это не опечатка — и глубокая фраза, как "Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт"). Взрослые люди читают такие умные, ага, вот тут сатира, вот тут сатира, вот тут ещё и вот в уголке завалялась. Ахаха, синьор Помидор, да это же мой начальник, Геннадий Петрович (Александр Васильевич, если вы это читаете, то смотрите, как я вас ловко заменила на Геннадия Петровича, никто и не догадается, что я про вас пишу, вы же меня не уволите, нет, нет, нет?). Ахаха, знаю я этого терпилу Тыкву, пашет уже сколько лет на ипотеку, кафель в туалет до сих пор купить не может. Ахаха, а адвокат-то, адвокат, рожа коллаборационная, чтоб его! Всё так, всё правда.
Дети читают от обратного. Графёныш Вишенка, истеричный Мандарин и неадекватный Лимон — это не типажи и сатира, а вещи в себе, характеры конкретных персонажей. Встретит такой ребёнок потом типичного Мандаринчика, который будет изображать из себя жертву, и удивится: ну надо же, почему этот человек прочитал "Приключения Чиполлино" и взял себе на вооружение не поведение мужественной говорящей луковки или явно положительного героя-паучка, а какого-то противного и мерзкого типчика. Зачем? Это и есть пример положительного воспитательного эффекта, в отличие от навязчивой назидательности. Где в книжке говорится прямым текстом, что лучше быть похожими на таких-то персонажей, а не на таких? Да нигде. Но выигрывают и обретают счастье определённые характеры и поведенческие модели, а остальные товарищи — самое страшное для ребёнка! — высмеиваются. Так что следовать автоматически хочется за разумными-добрыми-вечными луковичками и редисками, тем более, что они не приторно слащавые идеальные детишечки с сахаром во всех щелях (как иногда бывает в детской литературе), а вполне себе живые бойкие хулигашки, которые тоже иногда могут накосячить или повести себя, как свинята, но потом обязательно всё исправят.
Читала комментарий Лунгиной к этому переводу, отмечу заодно занятную мыслю, которая, может быть, не у всех в изданиях есть (хотя у меня стопудово самое распространённое на бумаге, где ещё "Маленький принц" и "Мэри Поппинс"). Лунгина отмечает, что большая часть положительных персонажей в "Приключениях Чиполлино" — это овощи и фрукты, которые приближены к земле, то есть товарищи простецкие. Лук, редисочка, тыковка. Графья и знать — те, кто растёт высоко над землёй: вишни, лимоны, апельсины. И между ними барахтаются недотыкомки вроде томатов и горошка, которые и от земли уже ушли, и к небесным высям знати ещё не добрались, поэтому характер у них стремящийся к нехорошему, но не безнадёжно дурной. Теория Лунгиной, конечно, не без изъянов, если покопаться в персонажах, то можно найти несоответствия. У меня была похожая теория, но не с близостью к земле, а с доступностью того или иного фрукта-овоща для стола простонародья. Читай: редиску-лук-тыкву каждый дурак может сам вырастить и себе позволить, цитрусы — почти уже экзотические вещи, отсюда и социальное расслоение внутри романа. Но и тут точно так же можно найти конкретные примеры, которые под общую теорию не попадают. Думаю, что истина где-то посередине, скорее всего, Родари ориентировался на какие-то личные ассоциативные цепочки в определении характеров плодового царства, причём и теория Лунгиной, и моя тоже в этих ассоциациях замешаны.
Меня немного расстраивает, что лично мне в детстве никогда не попадались в руки издания "Приключений Чиполлино" с хорошими иллюстрациями. Самого лучшего Синьора Помидора я видела в "Весёлых картинках" (или "Мурзилке"?), где про него был какой-то стишок. А все остальные книжки в плане картинок были совершенно унылыми. Хотя, казалось бы, тут такое раздолье — только и малюй сочные яркие фрукты с мультяшными физиономиями.
Детский маст-рид, само собой.
941,4K
Аноним8 мая 2019 г.Целая жизнь, длинною в сказку...
Читать далееДжованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в городке Оменья (область Пьемонт в Северной Италии). С самого детства увлекался музыкой и книгами. После II Мировой войны, Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L’Unita) и начал писать книжки для детей. В 1951 году Родари опубликовал своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино». Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка «Чиполлино» 1973 года.
Персонажами этой удивительной истории выступают очеловеченные фрукты и овощи (кум Тыква, кавалер Помидор, герцог Апельсин, графини Вишни, Редиска, Земляничка и др.) Главный герой-неунывающий, бойкий мальчик луковка по имени Чиполлино, благодаря широте и доброте своего характера находит множество друзей и выручает попавших в беду жителей деревни, а заодно проучивает нахальных богачей, показывая им что щедрость души и уважение окружающих приобретается не властью и деньгами, а честностью и горячностью сердца. Джанни Родари, будучи приверженцем социальной справедливости и защитником бедных, показывает нам в качестве отрицательных персонажей крупных земельных собственников, так называемых баронов-латифундистов, а положительными обыкновенных, вечно притесняемых простых людей. Конечно, в аллегорической форме. Эта сказка, в первую очередь адресована, конечно, детям, не беда что они не смогут считать весь смысловой посыл, позже дойдут до этого, в свое время. И , естественно она адресована взрослым и никогда не потеряет своей актуальности, так как в любое время есть продажная, позорная власть, есть недовольные (еще бы!) своей нищетой и положением люди, НО! Для чего на мой взгляд была написана эта сказка, а чтобы люди не забывали о себе как о личности, что пока есть такие вот Чиполлино, еще не все потеряно. Он не просто «овощ» , он ЧЕЛОВЕК, который думает не только о том как можно набить себе пузо и открыть еще парочку офшорных счетов)) он умеет слышать и слушать ближнего, он протянет руку помощи и не пройдет мимо. Пока есть такие вот люди, мир подержится. Эта мысль, на мой взгляд, красной ниточкой бежит сквозь все произведения этого необыкновенного писателя, вот уже несколько десятилетий привлекающего читателей своей искренностью и неподкупностью к каждому своему творению852,8K
Аноним12 апреля 2025 г.Приключение Чиполлино или сказка ложь, но в ней намек...
Читать далее“Приключения Чиполлино”, написанная Д. Родари – это яркая и увлекательная сказка, полная фантазии и остроумия. Она наполнена глубокими нравственными уроками и социальной критикой, что делает её актуальной для читателей всех возрастов.
Основная мысль, заложенная в сказке, заключается в вечной борьбе добра со злом, свободе и справедливости.
Автор погружает читателя в удивительный яркий сказочный мир, который полон аллегорий, имеются элементы социальной и политической сатиры.
В центре этого мира находится - Овощное Королевство, где главными персонажами являются овощи и фрукты, что сразу создает уникальную атмосферу. Королевство преисполнено яркими и колоритными образами, каждый из которых олицетворяет определенные черты характера и социальные роли. Верховная власть в королевстве принадлежит Принцу Лимону, который представляет зло и угнетение.
Мир, в котором живут сказочные герои, фактически является отражением реального общества с социальными иерархиями. Овощи делятся на бедных и богатых, что служит аллегорией реальной социальной несправедливости. Принц Лимон и его свита держат в подчинении и угнетают обычных овощей, тем самым показывая читателю извечный конфликт между властью и народом.
В сказке описывается разнообразный сказочный ландшафт, который включает в себя - зелёные поля, городские улицы, замки и тайные места, где происходят основные действия. Каждое место наполнено метафорическим смыслом и служит фоном для борьбы героя с злом.
В сказочном мире присутствуют элементы магии и фантазии - говорящие овощи и фрукты, необычные происшествия и сказочные приключения, которые позволяют создавать невероятные ситуации и повороты сюжета.
Это мир, в котором существует чёткое разделение между добром и злом. Каждый персонаж выступает в своей роли — либо представляет силы добра, борющиеся за справедливость, либо является представителем зла и угнетения.
Особенно интересно представлено и показано, противостояние сил добра со злом, в виде двух социально направленных партий.
Партия «Фрукты - ягоды» - зло. Представители партии: Принц Лимон (правитель Лимонии), графини Вишни, сеньор Помидор, барон Апельсин, герцог Мандарин составляли истэблишмент сказочной страны и были олицетворением социальной несправедливости и всех плохих личных качеств: от жестокости и бессердечия до жадности, лености и занудства.
«Фруктам-ягодам» противостояла группа персонификаций - овощей, которые жили в нужде, подвергались эксплуатации и угнетению; фруктовые брали с них плату даже за воздух и дождь.
Да, как показывает История сказочной страны и современные реалии бытия, такое противостояние никогда долго не придерживалось и заканчивалось всегда –революцией и победой молодого и подрастающего поколения, воспитанного на старых традициях, нравах и огромного опыта ушедшего поколения. И сразу возникает вопрос – что дальше? Но История не терпит нарушения цикличности своего развития, и все опять повторяется…
Сюжет: В самом начале книги отец Чиполлино, старый Чиполлоне, попадает в тюрьму принца Лимона (что, по сути, делает Чиполлино диссидентом, и толкает на путь социальной борьбы превращая его в профессионального революционера). При свидании с сыном Чиполлоне разъясняет, что «в тюрьме полным-полно честных людей». На вопрос: «А за что же они сидят? Что плохого они сделали?» – старик отвечает: «Ровно ничего, сынок… Принцу Лимону порядочные люди не по нутру… Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане». Чиполлино решил освободить отца («мы пойдем другим путем…») и отправился в путь.
По дороге он встретил Тыкву, которого из дома выгонял сеньор Помидор. Храбрый мальчик заступился за Тыкву. Однако радость была недолгой: сеньор Помидор вернулся, выселил Тыкву и поселил в его доме злого пса… Но и тут Чиполлино приходит на помощь. Чиполлино сталкиваясь с вседозволенностью и произволом власти, видит, как плохо живется беднякам, которые отдавали последние крохи богачам: барону Апельсину, принцу Лимону, графиням Вишням, герцогу Мандарину. Поэтому он объединяет «под своим крылом» единомышленников и начал борьбу с угнетателями...Наблюдая за необыкновенными и порою сатирическими приключениями овощных персонажей, понимаешь, что Автор показывает во всей красе критику социального неравенства в обществе и произвола власти, а также борьбу и противостояние жителей королевства против гнета и власти принца Лимона и его приспешников, которая в итоге вылилась в революцию и свержение власти.
Поразительно, но главную роль в победе революции сыграл, обыкновенный крот, играющий сюжетообразующую роль. Он неутомимо роет подкопы и тайные подземные ходы под страной принца Лимона. Сам акт революции в Лимонии совершается посредством элементарного подкопа: «принц увидел, как земля разверзлась у самых его ног». В итоге из-под земли вылезает революционер Чиполлино… и свергает с престола.
Удивительно, но весёлый и озорной мальчик-луковка по имени Чиполлино противостоит против «Системы» - всемирной несправедливости, которую возглавляет злой и коварный принц Лимон. Чиполлино находит много друзей, которые помогают ему в этом деле. Объединившись в дружную команду, Чиполлино и его друзьям удаётся освободить из тюрьмы всех узников, разбить лимонное войско и выгнать принца Лимона вместе с его лимонишками из королевства, а замок графинь Вишен превратить во Дворец для детей.
Если вдуматься, то по сути вся война овощей и фруктов в целом – пародийна и метафорична: овощи сидят в земле-тюрьме (сравнение с русской народной загадкой: «Сидит девица в темнице…»), затем вырастают и оказываются наверху; фрукты растут высоко на деревьях, созревают и падают... Вот так, природный цикл получил забавное социальное истолкование.
В целом, когда ты «не один в поле воин», а вместе с друзьями, и совместно с жителями своей фруктово-овощной страны, помогаешь им освободиться от власти жестокого принца Лимона и его приспешников.
Героев в сказке множество, это овощи, фрукты и ягоды, которым присущи человеческие качества - доброта, самоотверженность, честность, доброта, а также жадность и подлость. Каждый фрукт или овощ в сказке - настоящая личность, хоть иногда и отталкивающая. При этом каждый герой обладает уникальной характеристикой, что делает их запоминающимися и многослойными.
Чиполлино - мальчик-луковка и главный герой сказки. Это смелый, добросердечный, жизнерадостный и решительный герой. Его доброта и отвага делают его настоящим лидером. Его основная мотивация заключается в желании справедливости и помощи тем, кто не может за себя постоять. Он наделен чувством долга и ответственности, что приводит его к активному сопротивлению злым силам. Несмотря на трудности, Чиполлино сохраняет оптимизм и веру в победу добра. Он борется с несправедливостью в своей стране, пытается освободить отца из тюрьмы и свергнуть власть принца Лимона и его приспешников.
Принц Лимон — антагонист истории, символизирующий зло и угнетение. Правитель государства, где живут все герои сказки. Лимон считал себя великим лидером. Все пытаются понравиться и угодить ему, хотя его просьбы часто бывают смешными. Его жестокие и порой не адекватные действия вызывают ненависть и презрение. Принц- самовлюбленный, высокомерный и высказывающий безразличие к другим – ну, и Фрукт, и какой!!! Да еще имеющий огромную власть. Он использует свои привилегии для угнетения слабых, демонстрируя характерные черты деспота. Это создает ощущение угрозы и несправедливости в мире Овощного Королевства.
Графини Вишни Старшая и Младшая - Богатые помещицы, которым принадлежит деревня, где проживают друзья Чиполлино. Тети графа Вишенки. Графини Вишни - представители ягодной знати, далекие от народа, равнодушны к проблемам бедных овощей. Вредные старые вдовы. Они постоянно срывают злость на графе Вишенке, пытаются обобрать до нитки своих подданных, очень жадны и трусливы.
Юный граф Вишенка - (в оригинале — виконт), племянник графинь Вишен и друг Чиполлино. Граф Вишенка - маленький мальчик и племянник графинь Вишен. Добрый и несчастный сиротка. Он слушается своих тёток, но встаёт на сторону Чиполлино и помогает ему.
Барон Апельсин — родственник графинь Вишен, двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Старшей. Он жаден и прожорлив, ест всё подряд, включая скот и деревья. Барон так разъелся, что не может сам ходить.
Герцог Мандарин —ещё один отрицательный герой, любит всё ценное. Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Младшей, Шантажист и вымогатель. Он капризный и привык любыми путями добиваться своего. Герцог постоянно играет на нервах у окружающих, чтобы ему дарили дорогие подарки, и угрожает самоубийством.
Синьор Помидор - управитель и эконом графинь Вишен. Главный враг Чиполлино и главный антагонист повествования. Он не только злой и жестокий, но еще и привык решать свои проблемы за счет других, тех, кто слабее его.
Горошек- деревенский адвокат и подручный кавалера Помидора. Горошек - хитрый и трусливый овощ. Он защищает интересы всех богатых жителей своей страны.
Томат — верный друг Чиполлино, комичный и оптимистичный персонаж, что делает его важным союзником в борьбе с несправедливостью. Его добродушный характер помогает сглаживать конфликты и поддерживать боевой дух в трудные времена.
Морковь — еще один друг Чиполлино, который отличается решительностью и храбростью. Она активно участвует в приключениях и готова отстаивать свои убеждения, что подчеркивает ее смелость и стойкость. Морковь показывает, как важно поддерживать друг друга в трудные времена.
Редиска - девочка, боевая подружка Чиполлино. Это смелая и ловкая девочка. Редиска познакомилась с Чиполлино в деревне графинь Вишен. Когда полицейские-Лимончики арестовали полдеревни из-за пропажи домика кума Тыквы. В тот же день Редиска пообещала Чиполлино помогать ему во всём и отправилась с ним на разведку к замку, в подземелье которого заключили арестованных жителей деревни.
Земляничка - служанка в замке графинь Вишен. Она жалеет графа Вишенку, помогает Чиполлино. Земляничка - благородная и остроумная, всегда выступает за справедливость
Старый Помидор - этот персонаж символизирует мудрость и опыт. Он представляет собой отеческую фигуру, обучая молодежь важным жизненным урокам. Его рекомендации и советы помогают другим героям принимать правильные решения и понимать значение добра и зла.
Кум Тыква - бедный старик, потративший всю свою молодость на то, чтобы воплотить свое единственное желание - построить дом. Домик он построил, но потерял его из-за несправедливости.
Мастер Виноградинка - сапожник, который любил... математику. Он восхищался и уважал Чиполлино за то, что-то смог противостоять синьору Помидору. Попал в тюрьму за свою честность.
Другие персонажи, такие как родители Чиполлино, создают контекст для его приключений. Они представляют собой заботу и поддержку, что помогает подчеркивать важность семьи и дружбы.
Также среди персонажей есть животные - Слон, Крот, Кот, Медведь и многие другие.
По сути, сказку можно назвать аллегорией, под видом овощей и фруктов среди ее героев читатель может увидеть, как самые лучшие, так и наиболее отталкивающие человеческие качества.
Автор весело и остроумно высмеивает разногласия между богатыми и бедными, между правителями и подданными, хочет донести до читателей мысль о том, что каждый имеет право на свободу и справедливость.
Стиль Автора отличается легкостью и игривостью, что делает чтение увлекательным и доступным как для детей, так и для взрослых. Он использует яркие метафоры, остроумные диалоги и элементы фэнтези, что создает волшебную атмосферу.
Читать “ Приключения Чиполлино” легко и приятно благодаря простому языку и увлекательному сюжету. Каждый персонаж запоминается, а приключения держат в напряжении, что делает историю интересной и динамичной.
Сказка учит детей ценить дружбу, отвагу и справедливость. Она показывает, что нельзя терпеть несправедливость, что со злом надо бороться всем вместе, и тогда добро победит. Одновременно сказка показывает, как важно поддерживать друг друга в трудные времена и не оставлять друзей в беде. Дружба и взаимопомощь помогут решить любые проблемы и победить зло.
Поэтому Чиполлино и К* становится символом надежды и борьбы за лучшее будущее.
В целом, “Приключения Чиполлино” – это не просто детская сказка, а произведение с глубоким смыслом. Оно поднимает важные вопросы о социальной справедливости и морали, заставляя читателей задуматься о своем месте в мире. Эта книга остается актуальной и поучительной, передавая ценности дружбы и смелости будущим поколениям.
84820
Аноним18 ноября 2012 г.Читать далееЧудесная книга! ЧУ-ДЕС-НАЯ! И сама по себе и в сравнении! Это к обсуждению детских революционных сказок, поднятому в моей рецензии на Три толстяка . Да, перед нами сказка о борьбе неимущих с имущими. Да, сказка детская, а темы не детские. Но как это подано! С какой любовью к детям, с какой любовью к людям вообще! И что самое важное - с какой искренностью и незлобивостью подана такая трудная тема!
Приостановив этот поток сознания, расставлю по полочкам то, что действительно хочу сказать:
1) в этой книге не смотря на очевидную полярность имущих и неимущих видны обычные люди, хоть и представленные в оболочке овощей и фруктов. Они реальнее многих людей, живущих на страницах художественного вымысла. Они поступают вполне себе по-людски: боятся, предают, проявляют благородство, поддаются соблазнам, любят, хитрят, подличают... Никакой "нарисованности". Наивность - да, но это детская, чистая, если хотите, позволю себе сказать, что это святая наивность. Автор пережил все это, оно ему не в новинку, он знает, о чем говорит, но он знает и о том, что дети должны оставаться детьми. Джанни Родари потерял отца в 10 лет, потому в книге отцу Чиполлино она дает шанс. Мы так до конца и не узнаем, выжил ли тяжелобольной Чипполоне. Пусть у ребенка останется право на надежду;2) книга несет ту естественную мудрость, которую собственно во всех передрягах человек должен сохранять, чтобы не утратить себя: всегда надо оставлять в сердце место для прощения. Человек оступается, но именно в его, человеческих, силах признать эту свою особенность, признать это право на ошибку и за другим человеком. Антигерои в книге получат шанс на достойную жизнь, на полноценную жизнь. Удивительно, но все это произойдет без унижений и публичного поругания;
3) основной ориентир книги - дружба. Героизм отдельного героя - не панацея, если нет сплоченности, если нет поддержки. За детей, извлекших это из книги Джанни Родари, можно только порадоваться!
661,1K
Аноним4 октября 2025 г.Читать далееЗабавно было прочитать эту книгу во взрослом возрасте. Внешне сказка во вселенной, где людьми называются овощи, что казалось бы придаёт истории некоторой несерьёзности, но это нехилая такая метафора. Не очень то она и кажется детской, несмотря на то, что тут провозглашается дружба, взаимопомощь и прочее.
По всем признакам это феодальное общество. Верхушку этого общества составляют лимоновые, представленные солдатами и главным правителем страны - принцем Лимоном, что говорит о классово-сословном обществе, где верхушкой является воинское сословие. Имеются тут и феодалы, которые ведут свой самостоятельный суд, принимают автономные от центра решения на своей территории, устанавливая налоги и сборы на осадки, воздух и прочее. Есть и податное овощное население, которое обязано подчиняться решениям местных феодалов. С ними нужно согласовывать возведение строений в рамках этих территорий.
В центре повествования здесь Чиполлино или луковка, после того как его отец был репрессирован в связи с тем, что случайно отдавил ногу августейшему принцу Лимону, отправился в странствие в поисках нового дома и пришёл в феодальные владения графинь Вишен, где столкнулся с ужасами феодализма. Местный овощ кум Тыква некогда согласовал с графом Вишней возведение жилого строения, и после того как накопил 117 кирпичей, его возвёл. Получилась такая уютная "квартира-студия" куда он еле вмещался. Видимо с черновой отделкой. Можно теперь снимать ролики в тик-ток. Поначалу малолетние альфы-беты начали хейтить в комментах, но кум Тыква позаботился о леденцах для малолетних хейтеров и просмотры с лайками росли.
И вот как-то проезжал синьор Помидор и объявил строение незаконным из-за отрицательного выживания графа Вишни и несогласования с наследниками, которые нищеброды, и подлежащим сносу. Под руки попался и Луковка Чиполлино, и заставил реветь этого синьора. И история закрутилось. Дело пошло к социально-экономической трансформации (революции). Герои конечно тут очень гиперболизированные, если смотреть на барона Апельсина, сожравшего всё, что угодно. Хотя и среди низовых лимончиков были близкие к нуждам простого народа, да и юный граф Вишенка оказался близок с народом.
Одни сплошные метафоры про разные социальные процессы, противоречия в обществе. В общем детям, людям с критическим мышлением и юмором читать рекомендуется.
60305
Аноним14 ноября 2017 г."С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать, это возмутительно!"
Читать далееВ заголовке рецензии моя любимая фраза из мультфильма, в книге её, увы, нет.)
Как же можно говорить об этой книге и не спойлерить?
Подозреваю, что ни один здесь присутствующий читатель не скажет, что не знает развесёлого и справедливого мальчика по имени Чиполлино!) Кто-то книгу читал, кто-то мультфильм смотрел. Кому-то читали родители или бабушки с дедушками. Кто-то (такой, как я, например) уже пятый раз перечитывает его. Но результат ведь один - всем она очень нравится.)
Я не буду пересказывать сюжет, и уточнять, где именно происходит революция. Но она здесь есть. И это факт. Хоть и детская литература, и написано как для самых маленьких, но очень по-бунтарски.)
Во время чтения, моя фантазия рисовала некий экшн, и я всё чаще ловила себя на мысли, что неплохо было бы снять некий римейк... Не, ну а что, на Белоснежку сняли же?) Вот и тут, пусть самого Чиполлино играл бы, к примеру, Лиам (или как там его) Хэмсворт, Крота - Стэтхем (уже прям вижу, как он затягиваясь сигарой, поворачивается лицом к камере, растягивает рот в улыбке/ухмылке и нажимает кнопку на пульте, а сзади него раздаётся оглушительный взрыв, пыль оседает и открываются проходы к стенам темницы) Вишенку круто сыграл бы Дилан О'Брайен (после роли Стилински в Волчонке, он ассоциируется у меня с диким гением))). Мастера Виноградинку - Брюс Уиллис, Горошком пусть будет Бред Питт, а Чиполлоне пусть сыграл бы Роберт де Ниро, умудрённый опытом и "знающий жизнь" мужчина... Ну и так далее. Как Вам идея?)
Прошу прощения, если кого-то обидели мои "фантазии" я абсолютно ничего плохого не имела ввиду. Само произведение мне безумно нравится, как и сюжет, как и язык повествования. Очень интересная развязка, яркие герои. Пусть это и детская литература, но мне было во сто крат интереснее и веселее читать именно эту книгу, чем большинство прочитанных ранее.
Посему советую к прочтению, обязательно найдите минутку. Особенно если вы любите такие произведения для отдохновения ума и души.)
Всем добра и яркого настроения =)
Спасибо за внимание!
542,3K