
Ваша оценкаРецензии
varvarra9 декабря 2022 г."Но если ты муха в паутине, то ты ничего не решаешь и твоё мнение паука не интересует".
Читать далееЕсли говорить о сюжете книги, то его проще представить в виде путешествия автора с группой уличных музыкантов в Мюнхен. Об этом сказано в аннотации, а в самом тексте можно проследить маршрут: Болгария (Бургас, София), Сербия, Венгрия, Чехия, Германия. Имеются и краткие характеристики-впечатления о каждом пункте.
Я такой себе турист, мне неинтересно, то, что интересно другим, я смотрю, как живут люди, насколько пространство города удобно для жизни.На каком-то этапе понимаешь, что сюжет – дело вторичное, рассказчику куда важнее высказаться, познакомить читателя с собственным философским видением. Было любопытно услышать откровение о городах. О тех, которые принимают тебя, впуская и охраняя. Мистика или просто любовь (а может правильнее сказать: настоящая любовь всегда с долей мистики)? Тот факт, что автор влюблён в Красноярск, сомнению не подлежит. Можно позавидовать взаимности.
Возвращаясь к сюжету. Уделено внимание игре группы в Мюнхене. Отдельные истории и случаи выступлений идут вперемешку со сценами встреч и знакомств, описаниями правил проживания в хостеле и экспонатов Пинакотеки...
Позже понимаешь ещё кое-что: писатель не случайно проговорился, что рассказ этот не про одно путешествие, а про два.
Одно в Мюнхен, а другое квантовое – путешествие к тому, как было всегда.Квантовый поиск на ветках мультиверса – это философское размышление о поисках того, с кем был знаком до рождения, с кем дружил в прошлых жизнях. Когда ты отыщешь его и узнаешь (по словам, по голосу), то и он должен узнать? А если твой аверче – паук, привыкший к определённым отношениям (поймать побольше мух в сплетённую паутину)? Если он слышит вибрацию нитей и откликается только на запутавшихся в сетях и то определённым образом?
Книга показалась настолько личной, что не хотелось вмешиваться, лезть с собственными замечаниями.
У меня очень красивый друг. Ему прощают эгоизм, надменность, некорректность и хамство.Умение прощать – хорошее качество.
58159
LinaSaks23 мая 2021 г.Посидим. Поговорим...
Читать далееНичего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету...
"Песенка друзей" из мультфильма "Бременские музыканты"
Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты
Крылатое выражениеНадо было еще в эпиграф вставить "Мы разные, но мы вместе", чтобы запутать всех окончательно и бесповоротно)
Неделю пытаюсь начать рецензию и неделю не знала на чем сделать основной акцент, потому что по книге смыслы равноразмазаны, хватаешься за один и тут же вылезает второй, третий, и ты не можешь про первый рассказать, не упомянув всю ту цепочку, что за ним тянется, и получается, как будто бы акцента нет... Но он есть, такой яркий и огромный, что ты в него поверить не можешь. Главное тут - абсурд. Абсурд абсолютного всего. Но это не абсурдизм Кэрролла ради самого абсурдизма - это абсурд в нас самих, в реальности вокруг нас. И когда вы считаете, что вы немного автор произведения, поверьте, большую часть времени вы - Мариян, но без цели, в отличие от нашего второго героя. Что печально - я не исключение. И это так позорно, потому что он-то миленький (Мариян), а мы только в абсурде - он, и выглядим воистину идиотами. И это автор, рассказывая о нем, описывает его через свой влюбленный взгляд, и поэтому мы Марияну многое прощаем, читая книгу, но если посмотреть невлюбленными-то глазами, а как есть? Чувствуете разницу - это не красиво. И мы выглядим так, как реальность, а не влюбленный взгляд.
Но давайте по порядку, чтобы понять, о чем же я говорю, кто такой Мариян, почему он красив и не красив одновременно. И почему абсурд в книге важная тема. Я начну с самого интересного для меня, когда читаешь. Смысл - это понятно, это основа, а то, как автор подает книгу и оформляет. Здесь красивыми были эпиграфы к главам или названия глав, тут уж как удобнее, смысл не меняется, потому что цитаты из песен, которые использует автор - это как идея того кусочка жизни, которую он рассказывает, того примера, который он показывает, это крик души в какой-то момент, может быть. И если вы знаете музыку, если знаете слова, если умеете в символизм, то книга раскрывается больше, обширнее, становится насыщенной. Представьте, что вы видите как распускается роза, если вы все, на что ссылается автор, знаете, то она раскроется перед вами вся и вы поразитесь ее красоте, если вам что-то непонятно, неизвестно, вы не посмотрели что это и не послушали музыки души автора, то роза не потеряет красоты, но будет закрытым бутоном или лишь с парочкой распахнувшихся лепестков, вы слишком многого не увидите, возможно (я и такое увидела у прочитавших книгу), что вы даже не поймете, что стоите перед кустом розы и она будет сейчас распускаться, потому что вы слишком многое не хотите видеть и понимать, и поэтому, конечно, книга будет упущена, как и возможность познать красоту и увидеть, как стать лучше, как стать такими, какими вы хотите быть на самом деле...
И, конечно, красота книги — это то, что автор не бросает нас одиноко со сведениями, если он показывает психологию человека, то он объясняет почему это так, почему это хорошо или плохо. Он дает оценку происходящему и тут надо уметь читать, потому что он часто говорит - "потому что я так к Марияну отношусь, поэтому мне от этого красиво". Не все красивое для автора от Марияна, красиво другим людям в вас, если это не ваше. Нельзя брать поведение человека на вооружение. Мало того, опять же нам говорит автор, если вам нравится герой, будьте бдительны, вас может замотать в паутину. И будьте честными, если вы говорите, что он вам не нравится, то что-то с вами не так, он ведь реально миленький, как Депп. Вы всегда, абсолютно всегда, должны понимать, что и зачем вы делаете, почему вам кто-то или что-то нравится. Если этого нет, то вы абсурдны, нелепы и выглядите как Асен, который шпарит мимо тем, порой, и не понимает многого, и никому не нравится) Только автору, потому что он вообще не враждебен и может понять, как придать человеку смысл, вот бы еще самому человеку было надо себе придавать смысл.
Если попробовать кратко передать общую историю книги, то начну я с того, что это путевые заметки автора, но не в привычной нам форме, а с оценкой действительности. Не того, что мы хотим увидеть, не с туристической точки зрения, когда мы не думаем, как в этом месте жить, а именно с точки зрения разумного человека. Человека, который честно говорит на красивое, что это красиво, на нелепое - нелепо, на некрасивое - некрасиво. Нет, не вкусовщинка, а реальность. Когда ему не нужны объяснения почему так, потому что от этих причин улицы не становятся чище, а люди умнее. Он рассказывает правду. И благодаря этому перед ним открываются города. Приходят знакомиться, подкидывают подарки, потому что автор начинает смотреть в него, по-настоящему, не потому что он что-то хочет увидеть, а потому что он умеет смотреть, а не представлять.
А потом уже мы видим в книге большее, это не просто путешествие. Это путешествие с другом. Это путешествие отношений, решений, жизни. Это драма. Это жизнь. Это романтика - и поверьте, это очень страшно. Это пока ты читаешь о романтичности Марияна, который желает вытравить из своей жизни хоть малый вариант того, где Святослав и он не могут быть вместе - красиво. Но ведь это страшно, ты мог быть с человеком в сейчас, настоящем и красивом, вместе, но он выбрал сейчас быть без тебя, чтобы потом быть с тобой. Вот кажется где-то тут все пошло не так и ступило на стезю абсурда. Романтика, мать ее.
Книга начинается смешно, весело, легко, но с каждой главой свет пропадает, веселая улыбка сменяется усмешкой, красивый юмор становится не менее красивым сарказмом, лишь дружба остается дружбой, лишь цель, зовущая человека, остается неизменной. Лишь правда остается правдой. Ничего не меняется, просто открывается больше сведений, больше эмоций и поэтому ты видишь больше, понимаешь больше, что-то выплескивается на тебя из книги, и хорошо, если это не паутинки. Мы начинаем сопереживать автору. А автор и так знал, что придется делать. Он не строит иллюзий, поэтому спокойно пишет обо всем. Даже кажется, что не пишет, а сидит с тобой рядом и рассказывает. Если посмотреть на структуру книги, то можно увидеть, эти ответвления разговорные - это привычная схема разговора, устного рассказа. Когда ты рассказываешь о том, что было, это не всегда линейный разговор, это часто пояснения того, кто все эти люди и откуда растут ноги у истории, это возвращение в прошлое или перепрыг в будущее, но без линейности истории не понять, а линия идет. И мы узнаем прошлое автора и его друга. Семью Марияна. Тех, кто оказался рядом с автором и Марияном в их путешествии-поиске. Но это лишь схема разговора, автор использует привычные нам действия, иногда он обращается к читателю: "вы знаете, это должно быть вам понятно, как мы привыкли" - что-то подобное, что не замечаешь, но на что попадаешься, реагируешь, и где-то в тебе зреет - он рассказывает это все мне! Автор, где-то ближе к середине книги, когда ты уже привык к его манере, неожиданно действительно оказывается рядом:
Поэтому, если у вас есть что-то такое старое и ненужное, не стесняйтесь присылать мне.И ты не можешь не думать, а есть ли у тебя что-то, чтобы его порадовать? Ведь этот человек стал тебе хорошим знакомым, приятелем, тебе с ним интересно, тебе хочется знать не чем дело кончилось, а что еще он знает, на что еще обратил внимание, что это за Жизнь, про которую он на самом деле рассказывает.
Поэтому нельзя не поверить в спокойном повествовании о том, что в инстаграмном с виду кафе пробегает крыска. Что люди считают, что можно говорить на своем языке, предполагая воровство, и никто их не поймет (что не правда). Что бывают люди-Весны, а бывают никакие люди. Что можно встретить именно Человека в любом уголке мира, и точно также абсолютно везде мы видим деятельность тупого животного, которое хочет зваться человеком. Мы верим в горящий, голодающий интеллект, верим, что ради другого человека, который вспыхнул около тебя звездой, можно отменить все встречи на день. Так много простых, знакомых вещей возникают в этом рассказе, что ты веришь в самое абсурдное, что происходит, что говорит и творит Мариан и иже с ним.
И повторюсь, что это лишь схема разговора, потому что на самом деле, ты получаешь полноценную, продуманную, хорошо составленную книгу. Ты получаешь литературу, а не посиделки. Тебя лишь усаживают в удобное кресло, чтобы тебе казалось, что ты ведешь задушевный разговор. Поверьте, очень разные вещи написать так, чтобы это был разговор и просто написать разговор, как это было)))) Почувствуй разницу)
Мне хочется говорить и говорить о книге. Хочется завалить рецензию цитатами, мыслями, подмеченными состояниями, исполненными решениями. В такой малой по объему книге скопище идей, мыслей, смыслов. Невозможно описать книгу парой фраз. Ты пытаешься себя ограничить пояснениями, объяснениями, даже восторгом, и все равно, получается, что ты говоришь, говоришь, вспоминаешь что-то и снова говоришь. Ты на мир уже смотришь через призму разоблачительного абсурда. И получается, что ты продолжаешь говорить, но уже о жизни, а не книге, но в ее срезе и полотно рецензии увеличивается, потому что жизнь бесконечна)))) Так что попробую обойтись тем, что уже выше сказала, на что указала, что для себя вынесла из прочитанного.
Книга хороша еще тем, что это не выдуманный мир, не выдуманные люди и ситуации. Герои книги реальные люди, автор об этом тоже говорит. Мало того, вы можете пропутешествовать с автором по тем местам, где он был, не обязательно на карте, а в специально для книги созданном альбоме. И Мариян лицо не выдуманное, это живой человек, и действительно обаятельный, вы на фото выше гляньте и запомните - красота должна подтверждать себя, а не пользоваться тем, что ей все прощают.
У меня очень красивый друг. Ему прощают эгоизм, надменность, некорректность и хамство. Мы все прощаем красоте. Лишь бы она была с нами. Не понимая, что, если ее не беречь, не заставлять ее постоянно подтверждать, что она красота, она исчезнет. Останется некрасивый хам.Автор от книги к книге подтверждает свою красоту. И это удивительно приятно. Потому что автор следует тому, что говорит. Даже среди абсурда.
48315
Solncevika19 мая 2021 г.#Безднища
Читать далееС чего начать? Что это рассуждение человека, который путешествует с друзьями по Европе без прикрас и лишней мишуры. О взаимоотношениях людей и о том что в каждой стране или городе есть душа всего? Или о том что там где нас нет не всегда хорошо, как описывают. Вы подумаете, что это бред, но нет - это человек, который говорит все как есть и что думает так же . И это замечательно, не все любят правду какая она есть, считая её за бред.
В книге есть юмор, даже не так, тонкий сарказм, но не жёсткий, а правильный, наверно так можно сказать, вызывает улыбку. Интересно. Он показывает страны где был, без праздничной мишуры и инстограмного лоска, а обычной, как видит сам. При этом рассуждает обо всем что видит и слышит, о своих спутниках, о людях. Но больше всего он говорит о своём друге…
Они разные как плюс и минус, но не могут друг без друга, у их особое притяжение. Они вечном поиске друг друга, соприкасаются и опять отталкиваются. Он самодостаточный человек и знает чего хочет. Ему не так интересно место где он, а сами люди, их поведения и образ жизни. Ему интересна сердцевина места где он есть , душа страны или города. И уличный музыкант, вечно бегущий и живущий и здесь и там, не считающий с чувствами других. Как обаятельный паучок, правильно говорил автор, опутывает своих жертв паутиной, а они и рады там остаться. Они разные, но и в тоже время уравновешивают друг друга. Понимают, но не всегда разделяют…
Рассуждение о людях и обществе, как оно катится в безднище. Они потакают каким то идеалам, ищут выгоду, использывают и втаптывают в грязь. Люди теряют человечность. Для их дико получить помощь просто так не требуя ничего взамен. А любовь и дружба обесценились под условиями и требованиями. Перестали быть человеком и любить, уважать именно человека, а не статус, деньги или красоту. Теряем себя в этой безликой толпе.
Книга интересная, не выдуманная, а написана о том что было и что это все реально, этим она привлекательна ещё больше. С таким другом не соскучишься, но это хорошо когда два не похожих человека понимают с полу взгляда и ценят за то что есть. Замечательная история, как и все в общем книги автора.
1399
dee_dee1 июня 2021 г.Из #Безднища с надеждой
Читать далееМне обещали историю о жизни уличных музыкантов. На улицах и на станциях метро Нью-Йорка можно встретить много разножанровых групп и одиночек. Можно слушать оперные арии, потанцевать под блюз или полюбоваться на музыканта, играющего на рояле в сквере Вашингтон Парка. То есть, с внешней стороной я немного знакома. Узнать же закулисье всегда интересно.
Автор немного слукавил, ведь написал он не столько о жизни артистов, сколько о человеческих отношениях, взаимопомощи, дружбе, людской глупости и самоуверенности, о городах в которых он побывал. В книге есть ода кофе и правила поведения в чужих городах. Этакий путеводитель по жизни с советами, как её (жизнь) облегчить и расцветить ранее невиданными красками.
Я не во всём согласна со Святославом. Так, по мелочам. Например, я предпочту погулять по "вырвиглазовым" районам незнакомого мне города. Это - история и я это люблю. "Общение - краеугольный камень любви". Мне кажется, что общение - краеугольный камень всего: мира, дружбы, науки и техники. И я тоже развожу "натуральный сок" водой - не люблю слишком сладко.
Зто я полностью согласна в вопросах языка, людского объединения и дружелюбия. Не толерантности, не терпимости, а именно дружелюбия. Ведь дружелюбие - это когда ты не кричишь на каждом углу, что ты толерантен ко всем инаковым ибо они имеют право, а просто молча не обращаешь внимания на инаковость, потому что право даётся не людьми, а природой или небесами. Вот и автор именно, что дружелюбен.
Благодаря книге, я наконец-то поняла что такое анархия. Вот, честно, столько лет живу на свете не понимая, а оказывается всё так просто! Всего лишь изменить отношение человека к себе, к окружающему миру. Перестать искать виноватых, перестать требовать привилегий для себя родного. Понять, что никто ничем тебе не обязан... И всё: правительство теряет свою актуальность. Такая мелочь... Ну, а пока: законы, границы, полиция...
Текст воспринимается очень легко. Глаза не устают бегать по строчкам. Ощущение такое, будто Святослав сидит рядом и просто разговаривает со мной. А разговор-рассказ он же как строится? Что-то вдруг вспомнилось из прошлого, названо новое имя и пошла история немного в другую сторону. Так? Вот и в книге не ждите четкой хронологии событий. И это - не недостаток. Это - достоинство. Я просто сидела рядом с хорошим человеком и не мешала ему говорить.
Немного о магии книги и электронной читалки.
Моя читалка показывает процент прочитанного текста. Если книга не увлекла, то с надеждой смотрю сколько там ещё осталось до конца. В случае же с #Безднищем, я с ужасом наблюдала как быстро мчусь к последней странице.. И вот уже 99% прочитано! Каждую страницу перелистывала с опаской, что именно она может оказаться последней... Вчера вечером я дочитывала книгу достаточно долго. Может, несколько часов с перерывами. И моя читалка всё это время показывала 99%. Волшебство! Потому что на прочтение одного процента текста обычно уходит пару минут (в зависимости от объема книги).
И ещё.
Я пыталась отмечать все понравившиеся и впечатлившие меня моменты в книге. Бросила. Выяснилось, что необходимо выделить практически весь текст. Лучше оставить книгу в читалке и возвращаться к ней время от времени.
#литмаркет
12133
svetlana_volk18 мая 2021 г.#БЕЗДНИЩА
Читать далееЕсли коротенечко – восторг! Ну, собственно, как и все произведения Святослава.
Если с подробностями, то ловите.
Знаете, есть такие произведения, неважно, длинные они или короткие, буквально пропитанные злободневными мыслями и красивыми оборотами речи, оригинальными!, которые автор ввинчивает как бы невзначай, крутит ими, вертит. А ты читаешь с открытым ртом и ручкой над блокнотом, ибо так и хочется зафиксировать каждую мысль и перечитывать и перечитывать, приближая момент, когда они оперятся наконец и превратятся в крылатые.
Вот только вдумайтесь: "У меня появился этот жест, приглаживать волосы, потому что волосы от общения становились дыбом, может, я и лысеть начал поэтому."
Или просто-разжёванная подлинная социалистическая идея. Или: что такое быть настоящим анархистом? И это только капля в море. А переплывать вам его лучше самостоятельно.
Это касается всего произведения.
Отдельно хочу сделать несколько акцентов.
Первый. Название. Ну тут я прямо преклоняюсь. Замечательная идея оформить его как хэштег (кстати размышления о жизни оффлайн и жизни онлайн тут тоже есть). И отсюда возникает работа для извилин: это всё-таки "без днища" (без дна) или БЕЗДНИЩА (бездна, но только БЕЗДНИЩА)?
Казалось бы, почти одно и то же. Но нет. Не одно и то же. Ну и ответ вы на страницах книги получите, обещаю.
Второй. Если вы до сих пор думаете, что везде хорошо, где нас нет, то "#БЕЗДНИЩА" точно для вас. Потому что это путеводитель по простой, обычной жизни европейских городов. Так сказать, оборотная сторона красивых картинок из этих ваших энтернетов. И да, в некоторых моментах поймаете себя на мысли, что нас не всё так плохо.
Третий. Очень запала в душу идея одушевления городов. Да, у Святослава своё видение этих "душ" (а как ещё?), но они настолько красиво выписаны, что мне захотелось посетить Красноярск и Сочи.
Четвёртый. Читая "#БЕЗДНИЩА" всё дальше и дальше, я в завидной частотой ловила себя на мысли: а не Чак ли наш Паланик балуется, поместив в несколько иные условия Рассказчика и Тайлера Дёрдена? Но когда прорисовалась одна важная мысль, выдохнула: не, тут не балуется. Скорее меня хочет затащить в свой Бойцовский клуб.
Заинтригованы? Тогда скорее читать!
Святослав, а вам спасибо большое за книгу! Она на самом деле крутая!
12100
NatalyaIlina7505 июня 2021 г.Путешествие никогда не кончается...
Читать далееСумасшедше прекрасная нарезка реальности, реальностей и аллегорий к реальностям, приправленная философским спокойствием наблюдателя как-бы-со-стороны. Который и "здесь", и "сейчас", и немного "над", и даже временами "вне".
Мне понравилось абсолютно всё! Даже не стану расписывать особенно выдающиеся эпизоды, потому что "Безднища", состоящая из случайных-неслучайных осколков - удивительно цельная вещь. Не стёклышки в калейдоскопе - сам калейдоскоп, тот самый тубус с зеркалами, в котором сотворяется чудо! И, как калейдоскоп, её можно вращать-перечитывать бесконечно, снова и снова находя красоту необычного сочетания мысли-слова-чувства.
Обнажённые города, неловко прикрывающие стыд заплёванных переулков музейными шедеврами иных веков, обнажённые люди - голенькие души во всей их беззащитности: "…а это точно мне? Бесплатно?". Обнажённые чувства: "нельзя быть счастливым с тем, кто может быть счастлив без тебя и нельзя быть счастливым без того, кто не может быть счастлив без тебя"... Мешанина языков и ясная простота мыслей... Это всё - "Безднища". Не та, которая: "в какую ещё безднищу нужно загнать мир?", а та, у которой нет дна, нет начала и нет конца. Которая - жизнь.
СПАСИБО!1191
liosta26 мая 2021 г.Собственная квантовая #Безднища
Читать далееОбложка с надписью на китайском с первого взгляда создает впечатление, что под ней нас ждут увлекательные приключения где-нибудь в Гонконге, но нет. Добро пожаловать в Мюнхен!
Это какое-то на первый взгляд бесшабашное, а на второй – очень глубокое путешествие. И тут очень к месту приходится название. #Безднища – это не про возможности европейского города (хотя, как известно, в Германии все зарабатывают миллионы! (с)). Это и совсем не про поездку в Европу, и не про нелегкую жизнь уличных музыкантов. Это, скорее, про взаимодействия и взаимоотношения во всем их многообразии. Про свои, внутренние, "бездны".
Когда я начала читать #Безднищу, то думала, что ГГ вымышлен. Что-то вроде воображаемого друга. Но нет, он такой же реальный, как и все остальные.Текст обрушивается на тебя с порога в карьер, и вот ты уже не заметил, как оказался посреди Мюнхена и суетишься вместе с героями. И не отпускает до самого финала (который, кстати, нагнал на меня сначала немало тоски, а потом… но не буду спойлерить).
Герои – такие же люди, как мы, у них свои недостатки и достоинства, они в чем-то придурковатые (да простит мне автор, но не могу иного слова подобрать!), где-то шебутные или, наоборот, бездумно-пофигистичные, и вот это подкупает больше всего. Они живые, куда живее всех надуманно-сложных книжных персон. И ты с удовольствием проникаешься этой их жизнью, потому что она здесь – настоящая. Полная, непредсказуемая, со своими безумствами и странностями. И она так близка к твоей. Ты играешь с героями в бетонном тоннеле, переводишь слепых девушек на красный свет и добиваешься внимания игнорирующего всех официанта.
#Безднища – не бессюжетная история, но ее сюжет остается за кадром, а на первый план выступают переживания. Текст наполнен и переполнен рефлексией, "внутренними разборками" с собой и с тем, что происходит. И в какой-то момент ты можешь переключиться с вот этой персонажной рефлексии на свою собственную, и в этом главная ценность книги, как по мне.
Честно, ничего похожего на #Безднищу мне еще не встречалось. Любая книга – это либо история о, либо информация для. Даже сборник путевых заметок – это всегда история о. А #Безднища – где-то на стыке. Что-то из сферы высшей математики в литературе и психологии – все знают, что высшая математика есть, но далеко не все ее понимают, а нечто сложное и многогранное часто воспринимается очень по-своему.
При всей открытости и кажущейся простоте текст сложный, именно этими своими переплетениями. И вставочки из области квантовой теории очень к месту.
В этой книге я для себя лично нашла несколько ценных сносок, касающихся квантовой запутанности. Это тот самый случай, когда информация не нова, но как нельзя своевременна.Впечатление неоднозначное. Это какая-то перегруженность в хорошем смысле – там много, очень много всего, над чем стоит поразмышлять. Перечитать еще раз, вдумчиво. И заново открыть для себя свою собственную #Безднищу.
1188
ViktoriyaKulyasova25 мая 2021 г.Истории из жизни и рецепт счастья
Читать далееЯ не удержалась и прочитала новую книгу Святослава Альбирео с загадочным названием #Безднища. =) Но если в прошлый раз была строгая научная фантастика («А Прометей был после выдуман...»), то теперь – лёгкий, местами забавный, местами саркастичный дневник одного путешествия с заметками на полях. Совершенно другой жанр.
Я, кстати, люблю, когда писатель в разных жанрах умеет, не зацикливается на чём-то одном. И мне непонятны претензии некоторых других читателей, мол, я хотел, чтобы опять было то и то, а мне совсем другое понаписали.
А ещё я люблю байки из жизни. Когда-то, помню, зачитывалась Веллером. И сообщество Вконтакте Just Story мне порой нравится полистать. Сама я по жизни домоседка, с людьми общаюсь в основном по интернету, из Питера выезжала куда-то всего несколько раз, и то не за границу. Ну не чувствую я в этом потребности. Однако я не социофоб какой-нибудь, мне интересны другие люди и как они живут, а потому нравятся рассказы обо всём этом.
Наверное, поэтому мне и понравилась #Безднища. Она как будто собрана из лоскутков, из событий и ситуаций, из настроений и разговоров. Но вместе с тем пронизана единой темой. И нет, это не тема «загнивающей» Европы и её неприспособленности для людей, хотя про неё тоже много сказано, и многое для меня было открытием. Я же с европами только по фотографиям в интернете знакома, а там всё красивое, чистенькое и отфотошопленное. Я говорю про тему отношений, и в частности дружбы, которая, по заверению автора, есть следующая стадия после любви. И в самом конце книги – фраза, которая всё определяет:
«Это трудно усвоить, но необходимо, для честности перед самим собой и для чистой дороги к счастью. Ты можешь быть счастлив без того, кто может быть счастлив без тебя. И не можешь быть счастлив без того, кто не может этого без тебя».
Вот такой простой рецепт счастья. И даже странно, что он редко кому приходит в голову. Всё же так очевидно! Нет, страдают, пытаются влезть в не свои истории... Это как пытаться натянуть на себя вещь не твоего размера. Или она на тебе разойдётся по швам, или будет висеть, как на вешалке. В любом случае красиво не выйдет, а выйдет уродливо и грустно.
Есть у книги и психологический пласт, когда автор рассказывает о разных людях, встреченных во время путешествия в Мюнхен или в другое время, об их поведении, характерах, мотивах. Это тоже очень интересно читать. Тем более что описано это всё ярко и живо, прямо представляешь себе этих людей, их внешность и повадки.
Ну и ещё один пласт... даже не знаю, как его назвать. Можно было бы повесить ярлык «магический реализм» или что-нибудь вроде этого. Но нет. Это скорее реальность, которая, если уметь видеть, открывается с волшебной стороны. Та самая, где города оживают, являются в облике мужчин или женщин, угощают печеньем и желают удачи. Эти моменты я читала с особенно широкой и мечтательной улыбкой. И кажется, что это уж точно вымысел, ну или какой-то особый художественный приём, призванный убедить читателя, что в книге сплошная фантастика и выдумки. Но нет. Мне знакомо это, когда вдруг все светофоры начинают тебе светить зелёным, и все люди на пути оказываются добрыми и милыми и стараются помочь, и все двери открыты, и всё складывается наилучшим образом.
Ну и философско-мистический пласт, отсылающий к подлинной Реальности, напоминающий, что вокруг только иллюзия, Майя, и не стоит поддаваться её играм, а всегда нужно помнить, что здесь мы только гости, каждый со своими целями.
В общем, книга мне очень понравилась. И я бы с удовольствием почитала ещё что-нибудь в этом духе. Рекомендую любителям путешествий (неважно, настоящих или виртуальных), баек из жизни и ненавязчивой философии.
979
OlAlbireo18 мая 2021 г.Все истории реальны. Никаких преувеличений.
Читать далееЭта книга - представитель современной литературы в ее самом хорошем смысле. Это живой рассказ, как если бы вы встретились со Славой где-нибудь на берегу моря и, прогуливаясь, слушали его рассказ об одном путешествии, переглядываясь и смеясь над нелепыми и забавными ситуациями, задумчиво глядя в даль, когда история подкидывает вопросы, требующие своих ответов.
Это рассказ о Европе, туристической и настоящей; о хороших людях, идущих на свет маяка и тех, кто не знает куда идет; о невежестве капитализма; о живых городах; о красоте и о жизни; о дружбе и тех, кто хотел бы ее иметь. Эта книга часть этой самой Жизни, к которой автор дает воможность прикоснуться.
Бегите читать -подходит для любого дня, времени суток и погоды ^__^
769
NadezhdaShipitsyna7 июня 2021 г.Читать далееОчень... необычная для меня книга. Книга - диалог, книга - беседа, книга - философия. Короткие жизненные зарисовки, из которых, как пазл, складывается рисунок дружбы и вечного поиска друг друга. Идея единства и многообразия пространства, мультиверсум - и паук, который перебирает нити разных пространств, чтобы отыскать того самого, единственного. Родную душу. Что при этом в паутину залетают разные мошки, и не могут выбраться, дела не меняет - это их выбор, или просто жизнь так сложилась. Меняются ветки реальности, и души снова и снова ищут друг друга. Фоном идут европейские города, и брюзжание героя на их несовершенство. Фоном идут странные уличные музыканты, которые, кажется, делают что угодно, лишь бы не играть и не зарабатывать на этом. Но в этой книге я, как завороженная, шла за языком. Не за сюжетом, сюжета как такового здесь и нет, пожалуй. А за возможностью подстроиться и примерить другое мироощущение, другой способ мышления, другой взгляд. С чем-то согласиться, с чем-то поспорить, чему-то возмутиться, на что-то взглянуть с другой точки зрения, где-то удивиться, как при подобный посылках герой пришел к тем выводам, к которым пришел. Отношение к людям вокруг, к той самой родной душе - аверче - без очарования, но с пониманием неизбежности. Даже не знаю, кому бы я порекомендовала эту книгу, ни в один из привычных форматов она не вписывается. Наверное, тем, кто ищет что-то новое, кто готов к беседе, к спорам в процессе чтения. Описание Европы и тамошних городов лично для меня слились в одно пятно, как бывает, мелькает за окном поезда или автобуса. А вот идея городов как людей - это да. Я примерно так же ощущаю разные города, и вообще разные места: какие-то принимают тебя, какие-то отталкивают, каким-то нет до тебя дела, где-то просто не совпадает внутренний ритм, и жить там - нет, а иногда приезжать в гости - почему бы и не да? Я шла за языком, и некоторые шероховатости, вроде не там поставленной (или пропущенной) запятой, или резкой смены настроения, порой царапали. Но вот я вынырнула из этой Бездны - и понимаю, что она манит к себе. Тот редкий случай, когда я не могу оценивать в категориях "понравилось" - "не понравилось", но однозначно не жалею, что прочитала, в рамках марафона #лит_рид
664