
Ваша оценкаРецензии
AceLiosko23 декабря 2021 г.Игры со временем
Читать далееИз всех труднопонимаемых, запутанных и метафизических произведений Пратчетта истории из подцикла о Смерти Плоского мира - самые труднопонимаемые, запутанные и метафизические. Материи, с которыми играется автор, и хрупкие, и несокрушимые одновременно, и оттого, как они завязываются в узлы похлеще Гордиева, становится почти физически плохо.
Аудиторы Реальности Плоский мир в покое не оставят, и в этой книге мы наблюдаем реализацию их плана привести шебутной и сумасшедший мир в порядок. Ну а то что их порядок довольно сильно отличается от нашего - вопрос второстепенный. Естественно, их надо как-то остановить, иначе всему миру придётся не очень хорошо. Но когда пытаешься влиять на Плоский мир, он сам на тебя ещё как начинает влиять, а потом догонит и ещё раз повлияет. То же касается и человеческой природы как таковой, во всей множественной Вселенной.
Понимать, что происходит, теорически ещё возможно, а вот как это происходит - лучше даже не пытаться. Безудержный полёт фантазии вкупе с известными клише, прямыми и вывернутыми наизнанку, многослойные образы и прямые аллюзии - Пратчетт сыпет в котёл всё и сразу, приправляет (весьма скромно) своим фирменным юмором и отправляет своё творение в путь.
Образ Лю-Цзе, простого-метельщика-который-на-самом-деле-легенда, кажется довольно скучным, но автору удалось придать ему вместе со всей характерностью персонажа и какую-никакую индивидуальность. А вот дети-неожиданности в этом подцикле уже начинают утомлять, хотя был в их истории и красивый твист, но этого маловато. Сьюзан Сто Гелитская вообще не растёт как персонаж, и если поначалу казалась очень интересной, то теперь хочется, чтобы её просто уже оставили в покое.
Подцикл о Смерти подошёл к концу, и учитывая его динамику, жалеть об этом не приходится.
942,1K
SeregaGivi11 мая 2022 г.Читать далееВ подцикле о смерти, сама смерть обычно не занимает центральную роль. Так вышло и в этой истории. Книга о времени, в которой так все закручено, что можно мозг сломать, если попытаться разложить все по полочкам. Но ведь и в реальности все не так просто. Люди пытаются все впихнуть в свои рамки, где будут четкие ответы о создании вселенной, времени, жизни и многого другого. Ученые идут в одном направлении, религия в другом, но мне кажется что все намного сложнее и человеческий мозг просто не способен это понять и разложить по полочкам. Вот так и в этой книге вышло. Понять как время может быть существом и родить ребенка не получится. Такое не в одной голове не уложится. Все что возможно - это просто принять это как данное и не вдумываться. Тем более книга то юмористическая. В этой истории и помимо времери много странного и труднопонимаемого, если попытаться вникнуть. Поэтому нужно просто бездумно читать и наслаждаться столь странными и невозможными персонажами. Ревизоры всей вселенной это тоже что-то трудноперивариемое. Но больше всех в этой книге мне понравилась внучка смерти. Приятный и интересный персонаж. Хотя она и ревизоры уже не в первый раз встречаются в книгах о плоском мире.
Оценка 8 из 1079496
dream_of_super-hero7 сентября 2011 г.Читать далееПомни о Первом Правиле, если придёт очередной Абокралипсис, его всадники устремятся навстречу Концу или Началу, там уже и не разберёшь.
Впрочем о Первом Правиле стоит помнить даже если Абокралипсис и не грядёт, просто с ним (правилом) как-то спокойнее живётся.
Внучка Смерти - очаровательная школьная учительница госпожа Сьюзен (последнее время моя любимая пратчеттовская героиня) старается спасти Плоский Мир. А Время, которое оказалось женщиной, рожает таинственного ребёнка, и не реагирует на создание часов, которые уничтожат Вселенную. И даже Смерть не устраивает такой исход, потому он обращается с просьбой к Сьюзен, которая поупрямившись для порядка, всё-таки берёт ситуацию под свой контроль.
Итак, начинается противостояние. В это же время Исторические Монахи, которые следят за равномерностью и связностью времени, замечают неладное в ходе истории благодаря послушнику Лобсангу Лудду. Лобсанга, как сложного послушника хитрый настоятель (недаром он прожил 900 лет), определяют в ученики к метельщику Лю Цзе, и тут уж они натворят дел.
Мне по-прежнему симпатичен Игорь как персонаж, а тут ещё и госпожа Ле Гион потрясает воображение. Ну и серые фигурки Аудиторов, ищущих лазейки в мир, естественно.
Хотя, наверное, обчиталась я Пратчетта. Вроде бы всё так же здорово, метко и с юмором, но... Чего-то не хватает до полного восторга, как это было вначале.
72292
Rosio9 июля 2018 г.Книга об уникальности человеков
Читать далееЧем прекрасен именно этот подцикл "Плоского мира", так это своей темой уникальности рода людского. И за это Терри можно только благодарить, так как в последнее время всё больше книг об ущербности, несовершенстве, слабости, жестокости... Мода на благородство ушла, новая же принесла собой интерес и уважение личностям спорным. В моду вошли стервы и брутальные негодяи. Ну и... Да и ну их! Что я в самом деле. Тут же речь идёт о совсем другом! У Пратчетта люди тоже несовершенны. Более того, Смерть называет их самыми ненаблюдательными существами во Вселенной, а Сьюзен проходится по неуемному любопытству, ради удовлетворения которого человек может совершить самую жуткую глупость. Но это всё сказано без сарказма и злости, просто как констатация факта. Зато у людей есть куча всего иного - эмоции, мечты, стремления. А уж как сложно мы оказывается устроены! Даже аудиторы не остались равнодушными (вот такой нонсенс - само равнодушие проявило подобие интереса) и попытались понять, что же такое человек, как он существует и что он делает. Эти убогие даже пытались постичь непостижимое - искусство! Пратчетт не устает показывать, какие люди необыкновенные, какие неповторимые и как этого не ценят и не понимают.
Сюжет строится вокруг старой легенды о стеклянных часах, с помощью которых удалось остановить время. Жуткая перспектива - мир навсегда замер, застрял в одном мгновении, прекратилось движение, а значит и сама жизнь. Это пытаются предотвратить. Но всё идёт как всегда не совсем через то место, через какое бы следовало. Что дальше? А дальше снова героически исправлять людские ошибки. С людьми так интересно! Никогда не соскучишься! Никогда без дела не останешься!
Здесь несколько линий. Одна отдана внучке Смерти Сьюзен. Вторая загадочной личности Лю-Цзе и его не менее загадочному ученику. Третья - часовщику Джереми, его помощнику Игорю и странной заказчице леди Ле Гион. Также есть более скромные линии аудиторов и Смерти. Последнего не так много, зато он знакомит нас с остальными четырьмя Всадниками Апокалипсиса. И тут тоже спрятана своя загадка и своя тайна. Ну и в конце концов, нас же ждёт знакомство с самой Время! Пусть мимолетное, но всё-таки.
Эх, хорошая история, жаль что это всё. Это была последняя книга из серии про Смерть, которая оставалась мной не прочитанной. И больше уже не будет. Грустно. Остается только перечитывать.
662,8K
wondersnow20 июля 2023 г.Шаг двадцать четвёртый; нет времени, кроме настоящего.
«Я помню вчера, но то лишь воспоминание в моей голове... Был ли вчерашний день реальным? Или реально лишь воспоминание о нём?».Читать далееВ затерянной, гонгозвонной и йетиобитаемой долине всегда цвели вишни, голубело небо и светило солнце, потому что так хотели они, Исторические Монахи, у которых была всего одна – но зато какая! – цель: они следили за тем, чтобы завтра наступило, и в этом им помогало «Жызнеописание Когда Вечно Изумлённага» (я бы тоже была вечно изумлённой, если бы писала с таким количеством ошибок). В разные времена они сталкивались с разными трудностями, не подсчитать сколько заплат им пришлось поставить на течении времени, но то, что надвигалось на Плоский мир сейчас... Уже хорошо знакомые Аудиторы как только не тщились избавиться от ненавистного
мусорачеловечества, они пытались убить и мужчину в чёрном балахоне, и дедушку в красном халате, дошло даже до “подарка” в виде небольшого, но крайне стремительного астероида, которым в итоге закусил Великий А'Туин, и тут-то до них дошло: если остановить само время, то тогда остановятся и они, эти мерзкие людишки, которые мешают им, честным работягам, спокойно управлять Вселенной. Хороший план, надо отдать им должное, вот только они совершили одну ма-а-аленькую, но очень серьёзную ошибку: чтобы претворить сказку о стеклянных часах в жизнь, они, дабы контролировать процесс, сами стали людьми, и вот тогда-то... И ударила молния, и наступило безвременье, и весь мир замер, – почти весь, ибо кое-кто находился в гуще событий. И этот “кое-кто” был очень, очень зол.«Тик». Впрочем, Госпожа Сьюзен злилась на постоянной основе, всегда и везде, так что не сказать что данные события так уж сильно сказались на её настроении. Ненавистную ненормальность, от которой она так мечтала избавиться, она умело вплела в своё дело, и право, учительница из неё вышла ну просто замечательная, дети обожали её уроки (ещё бы, с такими-то экскурсиями и звёздочками). Отрываться от рабочей рутины ей не особо хотелось, но так как дедушка, подхватив косу, отправился созывать друзей на Абокралипсис (лучше бы на рыбалку позвал, честное слово), ей всё-таки пришлось вновь сесть на славную Бинки и под хихиканье вредного Смерти Крыс отправиться спасать бренный мир. Как завещало учение мудрейшей Мариетты Космополит, «На фига оно мне всё надо», но когда время вдруг разбивается, что ещё остаётся делать? Тут и юноша (x2) был, которому ещё предстояло найти себя (во всех смыслах этого слова), сиял лысиной и его учитель-метельщик с этими его вонючими самокрутками и занятной философией (всегда помни Правило Номер Один, это важно), была даже дева, которая познала саму суть бытия и перешла на другую сторону (ещё бы, ведь у нас есть печеньки!.. впрочем, учитывая её финал... это самая настоящая драма), и всё было разрушено, но вместе с тем было восстановлено, то был Путь, о котором мог бы написать тот самый Когд с этой его
безграмотностьюизумлённостью. Что тут скажешь, это и правда было... изумительно.Ну а Смерть тем временем обходил своих бывших коллег, которые очень сильно изменились с их последней совместной вылазки. На протяжении всего цикла главный герой забрасывал работу и блуждал по миру в попытке понять человечество, чем оно живёт и что чувствует, и это могло вызвать некоторое недоумение, мол, зачем вообще Мрачному Жнецу заниматься такими вещами, он должен просто забирать жизни и ни о чём больше не беспокоиться, но эта книга наконец раскрыла замысел сего необычного пути, и всё стало на свои места. Наблюдая за тем, какие черты приобрели Голод, Война, Чума и Ронни Соак (я в восторге от молочника, потому и буду звать его по имени), понимаешь просто всё. И это чертовски трогательно. Терри Пратчетт как только не высмеивал человечество со всеми его пороками, раз за разом доказывая, что оно вообще ничему не учится и постоянно наступает на одни и те же грабли, но... ох, сколько же всего в этом робком “но”. «Ты, Смерть, слишком сентиментален», – а может быть, его творец? Потому что он до последнего верил в Человека. Признаться, время от времени лично у меня эта вера как-то тускнеет, но именно благодаря таким вот историям – историям о смерти, кто бы мог подумать, – она всё ещё жива. И понеслись по небу четыре коня, за ними – колесница, и пророкотал гром, и часы вновь пошли. Всё это было очень, очень... по-человечески. В самом лучшем, драгоценном, всеобъятном смысле этого слова. «Так».
«Истории не развиваются, они сплетаются», – это особенно чувствуется под финал сего сказа, когда все нити сошлись в одной точке и пред глазами предстала цельная картина. Здесь был хаос, но был и порядок, время уничтожало, но оно же и воскрешало, а зла как такового и вовсе не было (но не могу не отметить конфеты как способ убийства Аудиторов в телах людей, эти кофейные зёрна в шоколаде... ох), – да, всё и впрямь получилось очень даже мифично, как выразилась бы одна весьма бойкая нянюшка (самое лучшее камео самой лучшей ведьмы), ещё и вишни под конец созрели, вот вам и поэтичность ко всему прочему (ах, сколько смысла!). И хоть и не оставляло под финальные аккорды щемящее чувство, что не все точки были поставлены (тут я просто тяжело вздохну, потому что... ну что тут скажешь, да ничего, нечего сказать, остаётся лишь вспомнить последнее «The End»), тот факт, что это последняя книга цикла, воспринимается пусть и с грустью, но с принятием, ибо главное было сказано. Времена и правда меняются, что-то уходит, что-то приходит, но в этом нет ничего страшного, сетовать же по этому поводу и вовсе бессмысленно. «Везде и всегда есть только сейчас», – вот что имеет значение. Жить прошлым или будущим опасно, ибо настоящее тем временем истлевает, и поставить на него заплатку, увы, будет некому, этот момент уже не вернёшь. Сейчас – это идеальный миг, а если его вдруг что-то омрачает, то всегда можно взять конфетку и улучшить его. Это, конечно, метафора. Или нет...
«Один из несомненных фактов жизни заключается в том, что среди пустых фантиков всегда хоть одна конфетка да найдётся».39383
SnowAngel24 октября 2025 г.Читать далееЭто сложная для понимания книга, если ты не знаком с плоским миром. А я с ним ещё не знакома... Поэтому мне много было не понятно, слишком метафорично, неоднозначно, непредсказуемо...
На самом деле, книга мне понравилась. Она очень глубокая, с двойным дном я бы сказала. И я к ней ещё вернусь, позже, чтобы поближе познакомиться с этими яркими и самобытными героями.
Пожалуй, больше всего понравилась Сюзан, за свою индивидуальность, харизму и необычный образ. Хотелось бы у неё побывать на уроках и поучиться у неё)
38112
zverek_alyona25 сентября 2022 г.Читать далееУже по названию понятно, что читателя этого романа ждёт "темпоральщина". Строго говоря, "Вор времени" не является темпоральной фантастикой, ибо здесь нет путешествия во времени в качестве составляющей сюжета. Зато есть много манипуляций со временем кроме традиционного убивания и растягивания: время нарезают, сворачивают, разворачивают, пересыпают, накапливают, дарят, используют в качестве накидки, останавливают и даже полностью игнорируют. С историями про время у меня всегда были сложности, но, к счастью, здесь обошлось малой мыслительной "кровью" с моей стороны.
Из старых - хотела написать "добрых", но передумала - знакомых читатель встречает здесь Смерть (который СМЕРТЬ!), мисс Сьюзен, Смерть крыс, Нянюшку Ягг, коня Бинки и ворона, которого в этом варианте перевода зовут Каркнул (ударение на последний слог). И, пожалуй, всё. Хотя нет - ещё целую толпу Наблюдателей. Правда, до сих пор они были знакомы читателю только как сущности, но никак не как отдельные персоны. Ранее Наблюдатели вообще не примеряли на себя понятие "персона". Впрочем, как и человеческое тело, а с ним и человеческие чувства - и те, которые вкус-запах-обоняние, и те, которые ненависть, гордыня, страх, влечение. Но то тогда, а то сейчас! (с)
В качестве полузнакомых действующих... эммм... лиц, здесь фигурируют всадники Апокалипсиса: помимо уже упомянутого Смерти, это Чума, Голод и Война. Но не только. В этой истории всадников Апокалипсиса не четыре, а пять! И пятый проявляет себя весьма эффектным образом.
Про совершенно новых персонажей писать не буду - про них лучше прочесть в первоисточнике. Кстати, именно в этой части цикла о Плоском мире я наконец-то нашла объяснение моей перманентной антипатии (лёгкой, но тем не менее) к мисс Сьюзен. В очередном приступе самокопания она сама признаёт, что слишком рациональна, чтобы вызывать симпатии. Вот! Её дедушка регулярно демонстрирует больше эмоций, чем эта "училка" - пусть даже не всегда привычным для людей образом.
Слушала новый перевод Татьяна Боровиковой (хороший, мне понравился) в исполнении Александра Клюквина - ДА! (кто слушал Пратчетта "в Клюквине", тот поймёт). :)
36490
Delfa77722 декабря 2025 г.Всё - испытание.
Читать далееВот и добралась я до книги о Плоском мире, которая одновременно смешит и озадачивает. Раньше такого с произведениями Пратчетта у меня не случалось. Очень уж концентрированное переплетение философии, физики и эзотерики получилось на этот раз. Да, все это приправлено фирменным юмором автора и все же... Такое количество временных теорий и парадоксов я, в последний раз, только в курсе квантовой физики встречала. И это вызывает противоречивые чувства, заставляя радоваться и недоумевать одновременно. Первое - от того, что парадоксы я люблю, второе - потому что мало и мимоходом.
В итоге, читаешь ты книгу и кажется, вот‑вот разгадаешь тайну Времени, но сюжет делает очередной ход — и ты снова в начале лабиринта. Персонажи точно знают больше, чем говорят. Получается же у них не только измерять, но и контролировать время: останавливать, нарезать, наматывать, разматывать и проделывать прочие, не менее интересные штуки. А как до объяснений доходит - метафорами отделываются.
А вот с персонажами все стабильно. Встреча со старыми знакомыми - как бальзам на душу. Знакомство с новыми - как находка еще одного сокровища в свою коллекцию. Особенно неунывающий старичок Лю Цзе понравился. Его бы с Нянюшкой Ягг познакомить. Вот уж два сапога пара! Нянюшку нам, хоть и ненадолго покажут, зато в разные периоды ее жизни и с непременным упоминанием ее хита и кота. Игорь из Убервальда более подробно познакомит нас с кодексом Игорей. Йети тоже нашел чем удивить. А какие в здешних школах увлекательные экскурсии!
Сюжетная линия с ревизорами мне сразу две хорошие книги напомнила - Собачье сердце ( в плане того, как изменение формы существования меняет сознание) и Войну миров (результатом нашествия и причинами поражения). Так что, вернусь я, пожалуй, к Вору времени еще разок. Имея больше свободного времени, чтобы посмаковать все предложенные Пратчеттом загадки.
3188
Anton-Kozlov26 сентября 2021 г.Читать далееЯ начал знакомство с созданным Терри Пратчеттом Плоским миром довольно давно. Первой книгой была "Мор - ученик Смерти". Позже я узнал, что это первая книга в подцикле о Смерти. Я решил идти по нему до конца, по возможности не читая других книги серии. Только одна первая книги подцикла о Ринсвинде затесалась в этот стройный ряд. Долго я шел к цели и вот наконец последняя книга о Смерти прочтена. Я могу поставить галочку в списке миницелей. Смерть будет встречаться и в других книгах, как в "Цвете волшебства", так что я не буду очень скучать.
Книга рассказывает суть времени, о часах, которые показывают безупречно точное время, а также о привязке жизни к этому течению. Если времени не будет, то не будет и жизни, а заодно и Смерти, а это уже напрямую касается главного персонажа подцикла.
Если Смерть может стать родителем, то и Время тоже может быть родителем кого-то. И тут есть сын времени, который сыграет значимую роль в книге.
Интересный персонаж тут - Игорь. Все Игори всю жизнь служат кому-то или чему-то. Этот тоже занят тем же. В общем, тут много интересных и памятных персонажей.
Тут как всегда действующими лицами будут Смерть и Сюзанна, а также некоторые другие. Имена некоторых персонажей очень интересно обыгрываются Терри Пратчеттом и нашими переводчиками.
Я слушал книгу в аудиоформате в озвучке Александра Клюквина. Это было очень здорово. Работа сделана просто отлично. Озвучка дополнительно здорово погружает в атмосферу книги и даёт ощущение присутствия. Я слушал уже три книги в таком варианте. Очень советую именно его, если аудиоформат вам нравится.
Слушая эту книгу о времени, я поймал себя на мысли, что я просто теряю то самое время, как это было раньше с книгами фэнтези. И я решил удалить единственных представителей этого жанра в моём списке, а были они только от одного автора - Терри Пртачетта.
31501
Oblachnost25 октября 2025 г.Если у тебя котелок не варит, он не скоро закипит (с)
Читать далееАудио
Книга, как и обычно у автора, очень интересная, наполнена искрометным юмором и не лишена некоторой доли философии.
В данном случае в зону внимания автора попало Время.
В книге Время такая же антропоморфная сущность, как и многие другие. И здесь Время - она. И она даже родила сына, собственно именно сын Времени и является одним из главных героев (или двумя главными героями, если уж точно).
А начинается все с Серых господ. И эта книга отчасти является пересказом истории Михаэль Энде - Момо , только вместо девочки Момо здесь Сьюзан, вместо волшебной черепахи Кассиопеи, лысый и морщинистый монах Лю-Цзе, а вместо дома Мистера Хора целый монастырь монахов времени под названием Ой-Дунь.
Сьюзан в книге порадовала, она, по крайней мере, перестала прикидываться нормальной, и когда дед призвал ее на помощь в очередной раз лишь немного покочевряжилась для приличия.Серые господа решили в очередной раз прикопаться к Плоскому миру, и сделали заказ гениальному часовщику Джереми на создание стеклянных часов. А это не просто прибор для измерения времени, это артефакт, способный пленить Время, запереть его в стеклянной клетке, и тогда начнется Обокралибсис. Заказчицей выступила одна из аудиторов, которая на время операции взяла человеческое тело и имя Мериада Легион, потому что выступала голосом всех аудиторов, которых действительно Легион. И в помощь Джереми даже прислали из Убервальда одного из Игорей, потому что один бы он точно с этой задачей не справился.
Но с человеческой формой аудиторы сильно просчитались, поскольку в книге автор поднял очень интересный вопрос насчет того, как форма меняет содержание. Именно поэтому в Плоском мире СМЕРТЬ такой человечный. Люди придали ему форму человека, пусть и в виде скелета, но человека. Здесь так же появляются остальные всадники Обокралибсиса, а на плоском мире их не четверо, а пятеро. И пятым является существо, которое всем представляется простым молочником Рони Соахом)) Да и все прочие очень и очень антропоморфные. Но тем не менее они собрались вместе, пусть и с неохотой, чтобы ВЫЕХАТЬ.
Очень понравились в книге монахи, особенно метельщик Лю-Цзе)) Который сделал себе репутацию, и теперь ему даже делать ничего не нужно, потому что его репутация все делает за него))- И что вы будете делать? - спросила Сьюзан.
- Врать, - сообщил счастливый Лю-Цзе, - Поразительно, как часто это срабатывает.
И да, ни за что не стоит забывать "Правило номер один"!
Озвучка супер! Книгу читал Александр Клюквин. Звук "Буэ" в его исполнении был потрясающим!))
29190