
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 ноября 2022 г.— Мир катится в тартарары, и всё, что мы можем сказать: «Это очень хреново». Может, мы катимся в тартарары вместе с ним?Читать далее
— Может быть, — сказал Марти, — но Чак Кранц выходит на пенсию, так что, наверное, всё не так плохо.Продолжаю потихоньку читать последний вышедший сборник повестей Кинга, вторая вещь хоть и зашла вполне хорошо, но всё же без восторгов. Думаю, дело в том, что она для меня вышла немного неровной, состоящая из трёх частей, вполне себе взаимосвязанных между собой сюжетно, но при этом меня не покидало ощущение, что каждая часть была бы более интересна сама по себе, оформленная в рассказ что ли. Начинается всё с глобального апокалипсиса, причём виной ему не военные действия, мутирующий вирус или нашествие зомби, такое ощущение, что просто природа в один момент решила, что с неё хватит, и вот по всему миру одна за одной наступают катастрофы, вымирают пчёлы, горит средняя полоса Америки, Калифорния по частям уходит под воду и так далее, будто клетки огромного организма перестают функционировать одна за одной. Главного героя, разведённого учителя литературы при этом не перестаёт преследовать вопрос, кто же такой Чак, поздравления с выходом на пенсию которого появляются по всему городу в самых неожиданных местах. И вот в принципе на этой части можно было бы ставить точку, довольно необычная концовка, заставляющая и удивиться, и задуматься. Пожалуй, от меня была бы пятёрка как минимум за идею.
Вторая и третья части посвящены жизни этого самого Чака из объявления. Причём вторая, несмотря на то, что является просто отличной зарисовкой, любопытным эпизодом из жизни, по сути не даёт сюжету, вообще ничего, такое ощущение, что в голове у автора родилась эта сцена и он не удержался и написал её, причём мастерски, но всё же. Третья рассказывает о детстве Чака и тоже вполне хороша сама по себе. Рано оставшийся без родителей, Чак воспитывался в доме бабушки и дедушки. Дом же тот был старой постройки, в викторианском стиле с маленькой башенкой вместо чердака, дверь ведущая в которую всегда была заперта. Объяснялось это хлипким полом, который мог обрушиться в любой момент, но правда всплыла наружу, когда бабушки не было дома, а дедушка чересчур увлёкся выпивкой. Опять же повторюсь, это ещё одна интересная идея на отдельный рассказ, хотя по сути сюжет вроде как и напрямую связан с первой частью, но вот у меня в голове вышло три отдельные хорошие истории, а не одна полноценная. Может дело в том, что кульминация по сути происходит в конце первой части и дальнейшие описываемые события, которые хронологически являются предысторией, никак на это не влияют и особо ничего сюжету не дают. В общем, несколько неровные впечатления, но при этом однозначно со знаком плюс, просто может дядюшка Стиви и лучше.
— Человеческий мозг ограничен— это всего-навсего сгусток губчатой ткани внутри костяной коробки, — но разум не ограничен ничем. Его ёмкость колоссальна, его фантазия поистине беспредельна. Я думаю, что, когда человек умирает, рушится целый мир. Мир, который он знал и в который верил. Ты только представь: миллиарды людей на Земле, и каждый носит в себе целый мир. Миллиарды миров, созданных человеческим разумом.743,7K
Аноним10 октября 2025 г.Жизнь обычного человека
Читать далееИстория жизни Чарльза Кранца похожа на тысячи других и целиком укладывается в три главы небольшого рассказа. Бухгалтер, муж и отец. Живет свою обычную жизнь. Значимые события можно пересчитать по пальцам одной руки. Но в то же время, он целый уникальный мир. Всё то, что он увидел и узнал, за свою относительно не долгую жизнь, сохранилось в его памяти, формируя его представления о мире.
Идея, что у нас в голове целый мир, который постоянно расширяется или разрушается, в связи с болезнью, например, на мой взгляд хорошо перекликается с идеей, что мы живы, пока про нас кто-то помнит, т.е. мы живем в мирах (в памяти) наших близких, друзей и знакомых.
Рассказ о радостях и горестях обычного человека, приправленный щепоткой мистики, оставляет приятное послевкусие спокойной, светлой грусти. Недавно вышел одноименный фильм, с Томом Хиддлстоном в главной роли, который прекрасно иллюстрирует данное произведение.
56540
Аноним4 августа 2025 г.Рассказ, где Кинг отходит от шаблонов хоррора и уходит в метафизику
— Мне кажется, настоящие призраки — это наши воспоминания.Читать далее«Жизнь Чака» — философская притча с элементами хоррора, в которой Кинг выходит за рамки привычных шаблонов жанра, углубляясь в метафизические вопросы.
Рассказ состоит из трех частей, представленных в обратном хронологическом порядке. В каждой части — своя философская сердцевина.
Действие начинается за несколько дней до конца света: герой по имени Марти замечает на рекламном щите фотографию незнакомого мужчины с подписью: «ЧАРЛЬЗ КРАНЦ. 39 ПРЕКРАСНЫХ ЛЕТ! СПАСИБО, ЧАК». Вскоре изображение появляется повсюду — словно преследуя Марти. Постепенно выясняется, что этот мир существовал лишь в умирающем сознании Чарльза Кранца. И, подобно Чаку, внутри каждого человека — целая вселенная, наполненная его воспоминаниями, страхами и смыслами. Люди, которых мы когда-то знали, продолжают жить в нас, даже если их уже нет рядом.
Во второй части перед нами возникает светлый эпизод из жизни Чака — веселый, почти беззаботный момент, когда он танцует под ритм уличных музыкантов. Эта сцена заставляет задуматься: вся жизнь может свестись к одному, казалось бы, незначительному событию, которое вдруг раскрывает глубокую истину.
Последняя часть (хронологически — первая) переносит нас в детство Чака, где он сталкивается с призраками, среди которых оказывается… он сам. Это классически кинговская история о хрупкости границы между прошлым и настоящим.
Это не традиционный хоррор — скорее, тревожная фантастика с метафизическим подтекстом. Здесь нет привычного кинговского ужаса, как в следующей за «Жизнью Чака» истории о Холли Гибни. Вместо этого Кинг создает тонкую, почти камерную историю о том, что реальность — хрупкая конструкция и наша жизнь вполне может оказаться чьим-то сном, а границы между миром внутри и снаружи — лишь иллюзия.Содержит спойлеры432,4K
Аноним22 июля 2025 г.Мир в твоей голове
Читать далееАудиокнига
Мир в твоей голове - фраза, которую частенько используют для объяснения ценности человеческой жизни. Но при этом мало кто задумывается, что случается с миром в голове человека, когда человек умирает. А вот Кинг задумался, и не просто задумался, а красочно расписал, что происходит с миром в голове умирающего человека. Не раз и не два вспоминался в процессе чтения рассказ Юрий Олеша - Лиомпа , про мир, который схлопывается вокруг умирающего. Вот и здесь мир схлопывался, а так как болел его создатель долго, то и схлопывался он медленно. И мучительно. Чарльз Кранц перестал самостоятельно питаться, и самые продовольственные штаты потрясли катаклизмы, полностью уничтожившие сельское хозяйство; Чарльз Кранц начал терять память, и в мире начались перебои с интернетом и электричеством; у Чарльза Кранца отказывали органы, и целые районы погружались под воду в результате землетрясений. Медленная агония человека и мира, и наблюдать за нею было жутко.
Очень необычная книга для Кинга, возраст сказывается и приближение собственного конца, и такое вот творчество, как подготовка к уходу, переосмысление ценностей. Мистики здесь немного, но зато экзистенциальной философии полно. Собственно вся книга и есть размышления о ценности жизни. В итоге я очень впечатлёна и даже очарована. Надо еще фильм посмотреть, его очень хвалят, и за то, что режиссер практически не отступил от сюжета, и за то, что передал настроение и атмосферу, которую писатель вложил в эту небольшую повесть.Начало у книги страшноватое. Апокалипсис полным ходом. Причем такой, окончательный. Частенько конец света, это вовсе не конец, а начало нового витка. Но тут просто конец без вариантов.
Мы наблюдаем за концом света глазами обыкновенного учителя в обыкновенной школе Марти Андерсона. Он смотрит на мир вокруг, следит за новостями, которые неутешительны, наблюдает, как медленно рушится мир, и понимает, что это конец. А в последние дни везде появляются банеры, которые благодарят некоего Чарльза Кранца за 39 прекрасных лет. Сначала Марти Андерсон думает, что какого-то банковского служащего проводили с почетом и помпой на пенсию. А потом, когда образ Чарльза Кранца появляется не только на вывесках, но даже проступает на окнах и в ночном воздухе, становится понятно, что конец света как-то связан с этим самым Чарльзом.
И тогда автор коротко знакомит нас с Чарльзом Кранцем, который в этот момент умирает на больничной койке после 39 лет жизни, прекрасных лет. В последний день жизни Чарльза Марти Андерсон идет к своей жене, чтобы прожить последние мгновения вместе. Марти с женой смотрят на звезды, потому что электричество вырубилось. И когда Чарльз Кранц делает последний вдох - звезды гаснут, а когда последний выдох застывает в легких умирающего с последним ударом сердца, мир перестает быть.А во второй и третьей части мы как раз и знакомимся с самим Чаком и его жизнью. Вторая часть описывает самый яркий момент всей жизни Чака, который он несомненно заберет с собой. Спонтанный танец на улице под музыку уличного барабанщика менее чем за год до смерти.
А в третьей части мы знакомимся с детством и юностью Чака, которые никак нельзя назвать счастливыми, слишком уж много в этой части было потерь. Но при этом мальчик Чак рос, после каждой потери заново учился быть счастливым, и когда увидел самого себя на больничной койке в башне с призраками, понял, что будет жить и будет счастлив не смотря ни на что, сколько бы этой жизни не было отведено.Озвучка отличная. Слушала из сборника Стивен Кинг - Будет кровь (сборник) . Читал Игорь Князев.
Содержит спойлеры371,5K
Аноним1 мая 2020 г.Читать далее«И каждая пылинка ничтожная может стать центром вселенной»
Уолт Уитмен, «Песня о себе»Одна из лучших историй, прочитанных за последнее время у Кинга. Она о безграничности сознания в условиях иллюзорности и смертности материального мира. Она жизнеутверждающая, хотя и начинается со смерти.
Во-первых, стоит отметить то, как история выстроена. Повесть состоит из трех частей, или актов, и развивается от конца к началу. Открывается все фантастической картиной надвигающейся гибели мира: разрушаются города, части материков уходят под воду, отключаются средства коммуникации и электричество, происходят природные катаклизмы, а на улицах и в СМИ повсюду начинает появляться фотография некоего Чарльза «Чака» Кранца, которого никто не знает.
Все три части объединены, собственно, личностью Чака, с виду непримечательного банковского служащего. Но по мере чтения и отката назад во времени приоткрывается завеса над этим человеком, над тем, что он из себя представляет, какой была его жизнь до «апокалипсиса».
Снова, как и в первой повести сборника, Кинг размышляет на тему смерти. На самом деле, говорит он, важно не то, что рано или поздно это случится, но то, как ты проведешь годы ожидания. Что тебе будет вспомнить в последние мгновения, что о тебе будут помнить другие.
Самое прекрасное в этой повести то, что прочитав ее первый раз, можно тут же вернуться к началу и, зная всю картинку целиком, уже совершенно по-иному перечитать ее.
Я лично до сих пор не могу отогнать от себя мысль: «А что если все это и правда иллюзия, и мы на самом деле существуем лишь в сознании некоего умирающего Чака?» Особенно глядя на творящиеся вокруг помешательство и хаос…294,4K
Аноним27 мая 2021 г.Для одних смерть человека ничего не значит, а для других смерть этого же человека - конец света.
Читать далееВ Америке в прямом смысле начался апокалипсис - Калифорния обрушилась в пропасть, Небраску затопило, Огайо - палят пожары. И откуда не возьмись появились странные плакаты на которых изображен человек, работающий банкиром, в сером пиджаке и черных очках и надписью: "Чарльз Кранц. 39 прекрасных лет! Спасибо, Чак!" Там и тут, наряду с катаклизмами, появляются фото этого самого Чака. Он буквально везде: на билбордах, в рекламе, в небе и даже окнах домов, когда гаснет свет, но шутка в том, что никто и понятия не имеет кто он такой.
Так метафорично Кинг показывает значение апокалипсиса. Для кого-то он означает буквальный конец всего, а для кого-то концом является смерть близкого человека.
Уже позже, нам рассказывают о том, кто же такой Чарльз/Чак Кранц. Это добрый, порядочный человек, который прожил хорошую, но очень короткую жизнь. Человек, в 39 лет умирающий от глиобластомы. Нас окунают в его жизнь показывая сначала его смерть, потом детство, потом снова возвращая в настоящее - то есть к концу.
Жизнь у него была отнюдь непростой, но при этом особо не отличалась от большинства американцев - в 7 лет он остался сиротой - его родители и нерождённая сестренка погибли в автокатастрофе, а его забрали на воспитание родители отца, в 14 - умерла бабушка, а 17 дедушка и парень совсем осиротел. Позже появилась семья и ребенок и все было хорошо, пока болезнь не сразила его. И тот, кто когда-то танцевал на улице проходя мимо уличного барабанщика, собирая аплодисменты и овации зрителей теперь был не в состоянии открыть глаза.
И снова Кинг показывает боль потери, задавая насущные вопросы, на которые ни у кого не найдется ответа. "Почему уходят наши близкие? Почему такими молодыми? Почему подобные страдания допускаются тем, кто выше? Я и сама порой задаюсь теми же вопросами, но ответ один - значит, у Него есть на это своя причина, которая пока неведома остальным. До тех пор, пока не пришло время.
Терять близких очень и очень больно. Особенно, когда они молоды, и казалось бы, могли бы еще прожить ни один десяток лет, но болезнь решает сама. Отнимая их у нас, а нас у них. А самое страшное, что она не смотрит на то известен ты или нет, богат ты или беден - она просто отбирает у тебя жизнь, приравнивая к остальным. Пример тому, и Фриске, и Хворостовский, и еще куча известных людей, умерших от этой заразы. Их не спасли ни популярность, ни деньги. Ровно как и близких ничего не спасет от боли потери.
Был здесь и элемент мистики и приведений, а точнее, в какой-то мере, ясновидения. Но это проклятье, а не дар, потому что попросту невозможно нормально существовать, зная, как должны умереть твои близкие. Или же ты сам. Сложно перебороть этот страх и просто жить не ожидая ничего, жить не сегодняшним днем, а не страхом смерти. Чак - один из немногих, у кого это получилось, и город вот таким интересным мистическим способом воздал ему должное и попрощался с ним.
Вполне в стиле Стивена Кинга - глубоко, пронзительно. И снова заставляет задуматься о ценности жизни и нашем отношении к близким, впрочем, как и всегда.264,2K
Аноним10 октября 2025 г.набор кинговских штампов и самоповторов
Читать далееНесмотря на то, что книгу, в которую вошла повесть, купила еще в прошлом году, руки до нее все не доходили. Однако в этом году вышел одноименный фильм с моим любимым Томом Хиддлстоном, потому нашла в своем плотном плане по чтению место для повести.
Произведение вызвало неоднозначные ощущения. И дело даже не в том, что оно написано в обратном порядке: от дня настоящего в жизни Чака до его времени в прошлом. Проблема в том, что настоящее никоим образом не объясняется - ни в настоящем, ни в прошлом. Я всю дорогу ждала, что нам расскажут, откуда взялись апокалипсис и все эти постеры вокруг. Но этого не случилось. И это - моя главная претензия к повести. Это не просто обманутые ожидания, это попытка навести плеть на плетень ради создания чего-то глобально философского и умного, за которой стоит ничто, пустота, та самая, кстати, из "Лангольеров".
Изобрази Кинг эту историю в обычном хронологическом порядке, она получилась бы крайне посредственной, которая тут же воскресает в памяти, как минимум, его же "Дюну" и "Летний гром" из сборника "Лавка дурных слов", которые не только появились раньше, но и получились сильнее в сюжетном и стилистическом планах.
Помимо этого, Кинг делает явные отсылки к другим своим произведениям. "Кладбище домашних животных" считывается на раз. При этом не совсем понятно, почему он решил изменить имена, ведь он любит объединять свои произведения в единую Вселенную. Честно, укажи он здесь оригинальные имена, эффект от повести оказался бы выше.
К сожалению, больше добавить мне нечего. Анализировать - нечего, размышлять - не о чем, хоть Кинг и старается заставить нас это сделать, вводя в повествование тему мультивселенной. Набор кинговских штампов и самоповторов. Лучше прочитать его оригинальные произведения - они глубже, искреннее, красивее, красочнее.
22281
Аноним14 октября 2020 г." ожидание. Вот что самое сложное".
Читать далееВ мире наступает конец света. Нет, не тот что прогнозируют религиозные фанатики, а конец всех человеческих благ. Интернет? Ушёл навсегда, скажем ему "пока". Супермаркеты? Да, скоро нечего будет есть, запасаемся консервами. Города разрушается...весь мир летит в тар-тарары... В общем, все "Хреново".
А как же Чак?.... Чарльз Кранц в коме....Ему от этого конца света ни жарко ни холодно. Как говорится "мёртвые не потеют". Пожалуй хороший бит и танцы - вот что ему нужно на последок!... Рок-эн-ролл, джиттербаг, будвайзер вот что нам всем нужно, чтоб понять эту историю.
_____________
Для кого-то этот рассказ, что называется, "ничего особенного"... Наверно так и есть, чего греха таить...
А для меня море тихой душевной радости. Бывает, что Кинг пишет очень просто. Но он сам сколько раз говорил, что его истории живут своей жизнью и сами по себе, а он лишь инструмент, который их фиксирует. Трудно назвать данную историю особенной, но в ней есть своя атмосфера. Кинг любит живую музыку и поэтому описывая жизнь и танец Чака, он передаёт свою энергетику рассказу и история становится живой. Потому что Кинг хороший рассказчик!143,8K
Аноним10 апреля 2021 г.Читать далееВот этот рассказ я точно хотела бы обсудить. Он вышел не в стиле Кинга. Фантастика и философия.
Я не совсем его поняла, поэтому интересно пробежаться по другим отзывам.
Рассказ разбит на три части - смерть, один день из жизни мужчины в зрелом возрасте и детство героя. Больше всего мне как раз понравилось детство и часть со смертью.
Автор погружает нас в будущее, где из-за катастроф один из штатов Америки оказался под водой, в других странах тоже случаются катаклизмы, а интернет практически исчез... Но повсюду люди натыкаются на плакаты, бигборды и рекламу с изображением неизвестного мужчины с подписью "Чак, спасибо за прекрасные 39 лет".
Люди не понимают, к чему это и кто этот человек... Вначале кажется, что эти три части мало связаны между собой, но в конце понимаем некоторые моменты. Есть над чем задуматься. Хотя важность нашего героя в глобальном плане для всей планеты я не совсем поняла....
Но тут, видимо, кроется что-то вроде глобальной катастрофы и разрушения мира...132,7K
Аноним21 августа 2025 г.Танцуй, пока молодая, девочка моя!
Читать далееЧерт бы побрал эту студенческую жизнь, с каждым годом не скрывая своего злорадства, съедающая все больше времени, по моему мнению, специально отведенное мирозданием на единение с собой (не зря же я с первого класса школы возношу молитвы летней Троице). Прошлый «писательский» сезон начался шестого июня, и то, пришлось поднапрячься, дабы мозг смог без серьезных сбоев в системе переключился с режима «Выучить, зажать все дырки и донести до пункта назначения» на «Фантазию, художественную чуйку и красноречие, хлестающие изо всех дыр». И сейчас, ночью двадцать первого июля, я вновь открыла документ, будучи неуверенной в своем умении складывать слова в предложения, подбирать по смыслу прилагательные... С таким успехом, 2026 будет годом блэкаута, по типу того, что дедушка Кинг продемонстрировал в своей повести «Жизнь Чака». Придется принять правила игры и стать вечным пленником взрослости. Думаю, жизнь постоянно вынуждает нас перерождаться; каждый раз словно вспышка сверхновой. Приближаясь к концу - новому началу, наша внутренняя Калифорния распадается на части и тонет в Тихом океане, звезды подмигивают на прощанье, слезно умоляя отпустить, а в окнах появляется твоя и так несимпатичная мина, вдобавок награжденная усталостью, морщинами, и другими атрибутами «зрелости», «старости», а может и «смерти». К чему это я? Дело в том, что этот временной и личностный излом напрямую касается Стивена Кинга, которому в этом году задувать свечи с цифрами «78», и, как сказала одна дама, бежавшая во Флориду, спасая свой саксофон: «Три четверти века! Тут призадумаешься...». На мой взгляд, творчество любого писателя, добравшегося почти до вершины своего личного Эвереста, становится в разы интересней. Аналогия с выдержкой вина никогда не устареет: во-первых, три столпа органолептики (вкус, цвет и запах), несомненно, протерпят изменения, как и темы, поднимаемые писателем в разные периоды своей карьеры. И, самое очевидное, - наслаждаясь напитком, многолетним узником темного погреба, дегустатор не поместит его ниже нектара богов в своей шкале ценностей. Выдержанные года и здесь заслуживают почтения. Но, послушав мнения читателей, сложилось впечатление, будто Стивен Кинг – передержанное вино из Шпайера. Право называться «вином» оно не потеряло, красуется в музее, но на вкус лучше не пробовать. Кризис в отношениях с «королем ужасов», особенно на фоне его поздних произведений, не пользующихся особым успехом, пугает меня не меньше, чем высококонтагиозная болезнь. Достаточно ли двенадцати прочитанных книг, чтобы устать от автора? Станет ли тринадцатая, да еще и опубликованная в 2020 году, – тем самым осиновым колом в заднице вурдалака? Есть ли спасение от этой эпидемии, и так ли невыносим нынешний Стивен Кинг, по сравнению с ранним творчеством? Ну что ж, попрошу бокалы в студию. Будем попивать винишко... извините, дегустировать.
Без зазрения совести скажу, что начала я сборник "Будет кровь" с козырей, ибо ради «Жизни Чака» я и бросилась сюда, сломя голову. В текущем году писатель собирает богатый урожай по экранизациям, но именно трейлер фильма с Томом Хиддлстоном в главной роли зацепил меня своей нетривиальностью. Обычно в какую книгу Кинга ни ткни – все сведется к борьбе со злом в лице злобного клоуна, пьяницы-психопата, Стэна-читателя и т. д., где первый завлекает шариками и убивает, второй хлещет алкоголь, бредит и пробует убить, третья фанатеет и... не знаю подробностей, не читала (но суть, надеюсь, ясна). Не нужно раскладывать карты Таро, чтобы раскусить автора уже на стадии трейлера. И тут моя внутренняя собака Павлова впадает в ступор при просмотре эпизодов из «Жизни Чака». Сразу стало понятно, что произведение может и не великое в привычном нам понимании, но уверенно смотрит в этом направлении. К тому же, в нем предстает другая личность писателя, трогательная, приземленная, оплакивающая несправедливость времени, которому свернуть шею мы не в состоянии. Оно обрубает жизни, предписывает конец счастью и любви, но предательски продлевает страдания, нашептывает обществу законы, часто убийственные, как в «Зеленой миле». Помимо разума высказалось и сердце, куда навсегда попала сцена с танцем главного героя. Данный эпизод стал контрольным выстрелом и при просмотре трейлера, и при чтении повести. Так я и осознала свою нужду в очередной порции Стивен Кинга.
Первые секунды чтения произведения не обошлись без тихого «Я скучала» и прилива теплых чувств с нотками ностальгии. Все-таки, старина Кинг по сей день остается для меня спокойной бухтой, где можно пришвартоваться, устав от перемалывания закостенелых высокоинтеллектуальных романов. Единственным автором, чьи остроты понятны здесь и сейчас, чьи мысли не нужно разгадывать вечность, как улыбку Мона Лизы. Родителем, чьи двери всегда открыты. Теперь перейдем к отличительным чертам «Жизни Чака», ее специфике. Начнем с того, что завязка повести меня впечатлила, даже для тринадцатого раза. Читая первые двадцать страниц, я вдруг пережила жуткий кошмар матери троих детей, возвращающейся с работы домой, которая наивно полагает, что разрисованные обои – это потолок для ее чада, выше которого им не прыгнуть, а по итогу натыкается на чумазых детей в центре мини Апокалипсиса. И, судя по синяками и ссадинам на их головах, ими они пробивали не только потолок. Девять баллов по личному дерьмометру, сказал бы агент Джей. Писатель смело перечеркивает все свои шаблоны, ловко удерживает интригу и продолжает заводить читателя в центр лабиринта, где одновременно все начинается и заканчивается. Вторую фишку структуры повести оставлю про запас, сначала замечу, как же здорово Стивен Кинг прокачался по теме Интернета, стриминговых платформ, смайликов и прочих напастей современности. И как же мега-здорово он играет на слабостях человека XXI века. Например, освещая проблему истощения нашего эмоционального интеллекта через случаи, когда мы ограничиваемся короткой фразой и грустным смайликом для прекращения отношений, или делая из разрыва всемирной паутины катастрофу вселенского масштаба. Надеюсь, в будущих романах автор возьмется написать полный сценарий возможных мучений, в случае если стрела пронзит нашу Ахиллесову пяту. Паучихи точно от горя будут преждевременно съедать своих партнеров, остальное – на усмотрение Кинга и его фантазии (а в ней давно теплится идея о пауках, так что момент настал). Встреча с такими знакомыми до боли словами, как Netflix или YouTube, не только наполняет меня радостью внука, чей дедушка, оказывается, «свой в доску», но и напоминает о любимом художественном приеме писателя – превращать произведение в музей своей эпохи. История пишется на наших глазах. Также продолжаются и эксперименты в области любовных отношений. Ранее я видела гармонию и понимание в паре на страницах «Зеленой мили», абьюз в «Розе Марене», «тикающие часики» продолжающие тикать, несмотря на радикулит, в «Бессоннице». Теперь коллекция пополнилась историей Марти и Фелиции, существование которой не кажется таким уж безумным после просмотра «Сцен из супружеской жизни». Казалось бы, что вдохнет жизнь в отношения, трещащие по швам? Развод, конечно, вещь страшная для демографии, зато былые чувства эффективно реанимирует, буквально вытаскивает из могилы монстра Франкенштейна. Такая вот тайна "возрождающей молнии".
"У жен хорошо развита интуиция; у бывших жен интуиция работает, как высокочувствительный радар"Та самая структурная деталь, оставленная на закуску, идеально вписывается в рамки представленной идеи. И чем больше я задумываюсь о концепции «от смерти к рождению, или от последней главы к завязке», тем меньше сомнений остается в моих прежних словах о величии этой повести. Стивен Кинг переворачивает с ног на голову наше понимание об анатомии сюжета, подобно Джону Фаулзу в «Любовнице французского лейтенанта», где автор не скрывает наличие кресла режиссера и продюсера под задом и полномочий Бога. В данном случае Стивену Кингу не обязательно делать произведение дико сложным в понимании, созывать симфонический оркестр, чтобы сказать свое слово, - ему хватает одного инструмента и тишины на сто страниц. Все романы, повести строятся согласно неписаным законам от начала к концу. Таким образом, мы наблюдаем развитие героя, порой от рождения до смерти, от первого необдуманного поступка до формирования четкой системы жизненных ценностей. Стивен Кинг правильно замечает: «Ждать – хуже всего». И в реальной жизни, и в книгах мы находимся в нервном ожидании заключительных аккордов, гнем спины на работе с целью обеспечить себе безбедную старость и достойную смерть, хотя бы в материальном плане, работаем киркой в мрачной шахте нашей души, чтобы однажды воссиять яркой звездой на небосклоне, найти смысл жизни и внутренний стержень, и через десять секунд (если бурлящий временной поток не смоет тебя раньше) погаснуть навеки. Поэтому Кинг в «Жизни Чака» призывает нас не совать свой длинный бессовестный нос в конец произведения, не считать главы до конца нашей истории, а пытаться наполнить до краев каждую прочитанную строчку, пройденный шаг или прожитый день яркими эмоциями. Главный герой повести, Чарльз Кранц, - один из миллиона муравьев в бетонном муравейнике, игрок из запасного состава, который всю свою карьеру просидел на скамейке и ни разу не внес значимую лепту в судьбу своей команды, умирающий в тридцать девять лет от рака, с классической подачи мог бы вызвать сожаление на автомате, абсолютно бесплодное переживание-паразит. Однако, в течение ста страниц на моем лице отражалось что угодно, только не боль и отчаяние. Я искренне смеялась, когда Чак стал звездой уличного танцпола, отплясывая под ритм барабанов. Редко доводится быть счастливым за КОГО-ТО, особенно в книгах.Тогда головные боли казались ему сущим пустяком, возраст и статус «важного клерка» –не помехой для наслаждения мгновением. Ирония скрыта в злосчастных девяти месяцах: неприкрытый намек на зарождение новой жизни спорит с пульсирующей опухолью в головном мозгу, высшей степенью произвола в, казалось бы, совершенном организме. И никакого чуда, божьего дара. Странным образом это перекликается с сестрой Чака, которая по стечению обстоятельств так и не появилась на свет, и потерей матери. Да и банеры с благодарностями Чаку больше похожи на поздравительные открытки ко дню рождения, чем на предвестники смерти. Эта «беременность» также заставит бросить работу, прислушиваться, как плод пытается вырваться из замкнутого темного пространства, пока он до дна не выпьет все соки из своего хозяина. Статус «сироты» главного героя, потом уход любимой бабушки тоже волшебным образом не омрачается слезами, так как на почве любой трагедии вырастает что-то новое. Без бабушкиной любви к музыке не было бы коронного покачивания руки в такт, не менее коронной лунной походки. Без танца и других сиюминутных безумств нет наслаждения от прожитой жизни, а значит и ранний уход из нее достоин только сожаления. Любовь во всех ее проявлениях побеждает смерть, поэтому после прочтения повести не хочется грустить, разве только из-за ее малого объема (я бы многое отдала за "графоманскую" версию второй главы). Только это и помогает смириться с тем, что ты увидишь во время визита в башню, "откуда видно больше, чем тебе хотелось бы". От раскрытия ящика Пандоры и вовсе лучше отказаться, но мало ли, найдутся такие смельчаки.
Второй день думаю только о «Жизни Чака» и не перестаю черпать из нее мудрость, латающей в моем мировоззрении кое-какие пробелы. Повесть мотивирует послать экономические и возрастные предрассудки в пах созвездия Большой Медведицы (координаты звездочки пусть отыщут сами). Способность зажигать себя и окружающих, как фейерверк, дышать полной грудью, не зависит от успехов в работе, будь ты хоть рядовым бухгалтером, как Чак Кранц, или успешным киноактером, и от того, сколько хронических заболеваний ты успел накопить к пятидесяти годам. Все сводится к свободному порыву. Помимо частных вопросов проступает тема важности судьбы одного человека в огромном мире. Здесь мне на ум сразу пришла песня одной из моих любимых групп –Linkin Park «One More Light», где есть такие слова: «Кого волнует, если погаснет еще одно пламя? На небе из миллиона звезд. Кого волнует, если чье-то время закончится?». Каким бы Стивен Кинг не был фанатичным тружеником и автором, чье имя точно войдет Зал славы литературного рок-н-рола, он остается живым человеком с привычными нам страхами. Как отразится его уход на писательском мире и его фанатах? Что он и его книги значат для каждого из нас, хватит ли нам сил сохранить по частичке его духовного наследия? Какие люди вылепили из бесформенного куска глины талантливого Стивен Кинга, чьим ободряющим словам и напутствиям он и мы должны быть благодарны? Разобьем эти вопросы на две смысловые линии (да-да, за два дня успела перемудрить). Третья глава представляет из себя проекцию погибающего сознания Чака Кранца с дорогими людьми, незнакомцами, мимолетное знакомство с которыми он ценит на вес золота, словами, поменявшими ход его истории. Сразу бросается в глаза масштабность катастрофы, ведь наш внутренний мир чрезвычайно сложен и уникален, и каждый человек значим и прекрасен по-своему. Отчасти эта параллель «смерть-бедствие» применимо и к родственникам умирающего. И в фильмах, и в частных случаях можно иногда подметить сравнение потери дорогого человека с землей, ушедшей из-под ног, или нехваткой кислорода, давлением пространства, словно кто-то посадил тебя в невидимый изолятор и откачивает воздух. Мир вокруг перестает быть прежним, какие-то оттенки он теряет навсегда. Удушливую безнадежность, ощущение близости конца и тревогу за это, испытывают и герои, что населяют сознание Чака. Бесчисленные самоубийства, люди, слоняющиеся словно призраки с глазами - бездонными колодцами, - тому доказательство. И последнее наблюдение связано опять со второй главой и тем, как писатель показал нашу неразрывную связь друг с другом. Кроме Чака в ней фигурируют еще два персонажа: уличный музыкант Джаред Франн и студентка Дженис Халлидей, для которых денек одинаково не задался. У одного барабаны, видимо, заиграли не с той руки, поэтому с деньгами и публикой как-то не везет, у другой – парень встал не с той ноги, и Дженис повезло вовремя развидеть в нем дегенерата. Через час они уже забудут о своих проблемах и с детской непринужденностью будут мечтать о создании творческой группы и гастролях по всей Америке. «Драйв превратился в чью-то историю», заставил Чака остановиться посреди улицы, благодаря мастерству Джареда Франна, а тот, в свою очередь, обогатил истории десятка прохожих. И тут посмею сразу и согласиться, и не согласиться со словами, адресованными маленькому Чарльзу «Не мни себя главным героем – ты являешься им только в собственной голове». Вторая глава показывает, насколько мы важны друг для друга в создании нечто удивительного, где все в равной степени главные герои. Соприкасаемся орбитами, совместными усилиями плетем мимолетные мгновения счастья. И расходимся, чтобы когда-нибудь поблагодарить этих людей в своих снах. Я и сама хочу поблагодарить Чака Кранца за двухчасовое знакомство. Этого времени хватило, чтобы тебя полюбить и не желать отпускать. Но, не будем о грустном! Тридцать девять шикарных лет! Спасибо тебе, дружище.
"Человеческий мозг ограничен – это всего-навсего сгусток губчатой ткани внутри костяной коробки, – но разум не ограничен ничем. Его емкость колоссальна, его фантазия поистине беспредельна. Я думаю, что, когда человек умирает, рушится целый мир. Мир, который он знал и в который верил. Ты только представь: миллиарды людей на Земле, и каждый носит в себе целый мир. Миллиарды миров, созданных человечески разумом"P.S. Глазам своим не верю - уже двадцать первое августа. Или с возрастом теория относительности начинает работать и на Земле, или меня проглотил сборник Стивен Кинга, как Алана Пэрриша – игра «Джуманджи». Где-то моя сестра – многословность – оплакивает ограничение рецензий по количеству слов и разрушенную мечту об отзыве на целый сборник.
Содержит спойлеры9469