
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 октября 2024 г.Читать далееВ конце 18 века начались разделы земель Речи Посполитой между тремя ее соседями – Пруссией, Австрией и Россией и в 1863 году, а именно в это время происходит действие романа, Польша уже давно не существовала как независимое государство. Нет ничего удивительного в том, что польские патриоты вынашивали мысль о восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 года, когда произошел первый раздел. События романа напрямую связаны с одним из крупнейших национально-освободительных восстаний 1863-1864 годов, вспыхнувшего на территории, входящей в состав Российской империи.
О самом восстании в книге говорится крайне мало, никакой полезной информации из нее не почерпнуть. Понятно, что будучи поляком, автор поддерживает национальную идею, книга получилась достаточно эмоциональная, в ней чувствуется боль за все происходящее и в то же время автор как будто понимает, что все это напрасно и восстание обречено на провал, потому что силы слишком неравные. И еще интересный момент, по книге выходит, что, например, польским крестьянам, что русские солдаты, что польские повстанцы – все едино. Русские даже предпочтительнее, потому что пока крестьяне не бунтуют и не помогают заговорщикам, их и не трогают. А вот повстанцы, обессилевшие, озлобленные, умирающие от ран и голода готовы обобрать своего же брата-поляка до последней нитки. Из книги вообще складывается впечатление, что восстание нужно было только патриотически настроенной знати и не пользовалось народной поддержкой.
Главный герой романа князь Юзеф Одровонж – один из немногих выживших в бою под Малогощем, где повстанцы были полностью разбиты. Он сильно изранен, на его теле буквально нет живого места, каким-то чудом ему удается добраться до усадьбы в Нездолах, где проживают хозяйская родственница и воспитанница Саломея и полуглухой повар Щепан. Весь сюжет романа – это по сути история спасения и выхаживания Юзефа обитателями усадьбы, что осложняется постоянно наведывающимися в поисках повстанцев русскими солдатами.
В книге много патетики, если смерть, то максимально героическая, если любовь – то всепоглощающая, если озарение о бесцельно прожитой жизни – то пробирающее до глубины души. Я не очень люблю пафос и во многое, что происходит в книге, мне слабо верится. Книга хорошо зайдет романтикам, кем я совершенно не являюсь, поэтому книга особо не зацепила, хотя следить за сюжетом было интересно.
29208
Аноним19 сентября 2013 г.Читать далееРазбуженная Польша, ее призывают восстать, и освободится от тяжкого бремени царизма. Но сколько потребуется человеческих жертв ради ее освобождения? Поломанные судьбы, разоренные хозяйства и потерявшие веру люди – действующие лица произведения.
ОН: повстанец из княжеской семьи, измученный несправедливостью и обозленный на власть. Юзеф Одровонж потерпел поражение на поле боя и был единственным выжившим воином. Мучаясь от ран и холода, он дополз до разоренной усадьбы пани Саломеи Брыницкой.
ОНА: покинутая всеми родственниками и несчастная молодая женщина. Ушли все, оставив ее одну в большой и когда-то богатой усадьбе. С Соломейей остался лишь старый глуховатый повар. И тут на пороге ее дома появляется раненый повстанец, самая тонкая струна ее души дрогнула, и она взялась его выхаживать.
ОНИ: вот и сошлись две судьбы вместе, разделив свою тяжелую участь. Что их ждет в обновленной стране? В разоренном доме? Ведь усадьба пришла в упадок как и сама Польша, где каждый постарался ухватить самый аппетитный кусок ее территории. Суждено ли им быть вместе. Ах, нет. Явилось третье лицо и ветер переменился.
Окончание книги меня просто обескуражило, разве можно так поступать?!13437
Аноним17 мая 2025 г.История одной драматической любви
Читать далееКакой же классный роман Жеромского Верная река (Wierna rzeka, 1912), который по объему скорее как повесть; просто жемчужина польской литературы! Здесь есть все: и отличный сюжет, и интересно пишет автор, никаких отходов в сторону на отвлеченные темы. Можно прочесть буквально за один день, и ни разу не возникает чувство скуки или утомления.
Роман назван историческим, но самих исторических событий здесь не много. В центре повествования любовная линия, перешедшая в драму, между раненым повстанцем-поляком, сражающимся за свободу своей страны от русского царизма, Юзефом Одровонжом, и Саломеей Брыницкой, взявшейся за его лечение и укрывательство, на свой страх и риск. Сами же события происходят в 1863 году, во время неудачного восстания поляков против русских. В отличие от романа Жеромского «Пепел», здесь нет утомительного перечисления фамилий солдат, нет описания батальных сцен, и проч. и проч. И хорошо, как по мне, ибо роман от этого только выиграл, сосредоточившись только на том, что произошло после боя. А именно: как раненый добрался сам до деревни, лечение его, укрывательство, постоянные налеты русских солдат в поисках укрывающихся, постоянные риски и страхи, что его могут обнаружить, и тогда придется туго всем: и укрывающим, и укрывающимся. И на фоне всего этого, этих невероятных мук и страданий физических, с одной стороны, мук, страхов и страданий моральных — с другой, вырастает любовь; неподдельная, искренняя любовь... К чему это приведет, об этом я умолчу, но одно хочу сказать: Жеромский Стефан отличный писатель, раз сумел затронуть и мои чувства. Незаслуженно сегодня забытый. Оценка наивысшая.
11419
Аноним5 января 2014 г.Читать далееК данной книге, посоветованной мне в рамках флэшмоба отнеслась немного настороженно. Во-первых, не знакома я была ранее с польскими авторами, а во-вторых, не нашла новых изданий книги (книга не пользуется успехом, что её не переиздают?). И как выяснилось, мои опасения были напрасны. Весьма достойное произведение, расширевшее мой кругозор в польской истории, сведения о которой у меня весьма скудны.
В основе книги восстание в Польше 1863 года против империалистическо - захватнической политики России. История восстания, терпещяго крах из-за вечной формулы "сытого голодного не разумеет". Думаю, что тема социального неравенства и различия интересов сословий прошла красной нитью через всю книгу. Не оказывающие поддержки своим соотечественникам польские крестьяне ( привыкшие думать, что барин лучше знает); старый повар Щепан, не знающий что делать со вдруг свалившимся на него богатством (которое он и пересчитать не может, так как и цифыр таких не знает) и куда вообще можно потратить деньги, так как не было у него их никогда; и наконец, то же самое социальное неравенство, ставшее препятствием любви главных героев.
А конец? Я другого и не ждала.9349
Аноним11 февраля 2016 г.Миновало почти безболезненно...
Читать далееЧто-то у меня с Жеромским не срослось... Я не могу назвать роман плохим, он просто не мой. Хотя с первых страниц мне так не казалось. Историческая проза - жанр особенный. В нем совершенство стиля, умение заставить читателя погрузиться в эпоху иногда важнее всего. И это именно то, чего в "Верной реке" мне не хватило.
Начиная с гиперреалистичного описания страданий выжившего Юзефа на поле бойни, автор сразу погружает тебя в атмосферу буремных времен с головой. При том, что стиль явно не мой, читать было более чем легко, и мастерская рука уже с первых страниц убеждала, что это ты затерялся в этом бесконечном лесу, это тебе трудно дышать… Но чем ближе к домам, тем все хуже. А дальше... дальше появились люди, крестьяне и не только, появились диалоги, и магия куда-то улетучилась. Безупречный слог описаний и красивых эпитетов и в то же время - какие-то скупые диалоги и примитивные речи. "Верная река" одновременно и погружает тебя в эпоху с головой, и не дает этим погружением насладиться сполна. Жеромский показывает трагичность восстания, раскрывает выжидательную, егоистичную позицию крестьян, безнадежность, обреченность борьбы, в которой те, за кого умирают, ради кого бьются остаются равнодушно-жестокими... Но романтическая призма, история влюблённости пани в раненого повстанца, через которую читатель должен взглянуть на историческую перспективу, вжиться в историю, эмоционально в неё погрузиться, совершенно не работает. Ни Саломея, ни Юзеф на этом долгом пути выхаживания раненого, пути, полном страха, тревог, бессонных ночей, ничем не трогают, к ним остаешься равнодушным (а порой персонажи и вовсе вызывают откровенное раздражение).
Мне не хватило монументальности, величия, безупречности прозы, если хотите, академичности, которая такие истории делает одновременно захватывающими, погружающими и необыкновенно глубокими, сильными, выразительными, заставляющими тебя чувствовать пульс времени и эпохи. Не хватило... да многого. Раскрытия персонажей, которые так и остались какими-то картонными, глубины чувств, поэтики, выдержанности... Да, автору удалось передать потерянность, обреченность, разруху, даже раскрыть проблемы социального неравенства, расширить познания в польской истории. Но не удалось ни тронуть, ни разбудить внутри переживаний, ни заставить сопереживать героям, почувствовать всю боль этого обреченного на провал, но такого отчаянного, правильного, следующего высшей цели освобождения своей земли от гнёта восстания. Как-то не срослось. Может, это просто не мой писатель. Ведь с Сенкевичем, к примеру, такого ментального "несрастания" не было и в помине. Это просто хороший, достаточно познавательный исторический роман о переломным и горестном периоде польской истории, который как будто проходит мимо тебя. А этот исторический период достоин более страстного, глубокого изложения.
2584
Аноним8 января 2015 г.Ничего особенного, обычный военный роман, особенность лишь в том, что описывается достаточно не популярный для военных романов период времени. Я и на уроках истории про него ничего не изучала, честно говоря.
Можно прочесть как легкий роман для интеллектуалов, читается легко, есть красивые описания природы, чувств и эмоций, но ничего внутри не переворачивает.1346