
Самые читаемые книги на LiveLib
Justmariya
- 858 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Классическая фраза, но я не могу этого не написать. Да, сейчас пять утра. Я только что дочитала весь доступный перевод и не могу уснуть, потому что адреналин во мне хлещет через край.
Теперь к делу.
Не казалось ли вам, что Гарри Поттер - идиот? Мальчик-имбецил, до которого все доходит в самую последнюю очередь? Да и Темный Лорд, великий и могучий волшебник, узнавший самые тайные заклинания, тоже, мягко говоря, не блещет умом? А Дамболдор? Самый могущественный светлый волшебник на земле, регулярно изрекающий банальности, фактически правящий Британией и выстроивший такую комбинацию, которая неизменно привела бы к смерти главного героя, он, что, совсем рехнулся?
И вообще, пробовали ли вы посмотреть на вещи с другой, не грифиндорской, точки зрения?
И как?
В мире волшебников регулярно происходят такие вещи, глядя на которые хочется завопить"какого хрена?!" Представьте себе теперь, что Гари Поттер - умный мальчик (очень умный мальчик) и он вопит. И пытается понять, как же устроен мир вокруг него. Что он не верит никому и хочет сам разобраться, что же происходит вокруг. Что нет абсолютного зла и абсолютного добра (а иначе как же у таких добрых волшебников существует Азкабан?).
Мир сложнее и интереснее, чем кажется.
По напыщенности сюжета этот фанфик ничем не уступает канону, а логике повествования даже превосходит его. Я бы поставила на ней гриф Стругацких: "Сказка для младших научных сотрудников", а так же гиков, любителей научных фанатов и просто национально мыслящих людей.
Вот высплюсь и пойду искать английскую версию, чтобы узнать наконец-то, чем все закончится.

Гарри Поттер и методы рационального мышления - это такой более правильный Гарри Поттер, чем сами книжки про Гарри Поттера, где автор, Элизер Юдковскй, аккуратно исправляет все самые неадекватные части первоисточника и это приводит к глубочайшему переосмыслению не только самой истории Гарри, но и тех убеждений и установок, которые есть у читателя.
Вы задавались вопросом - ну как так вышло, что мальчика-который-выжил сплавили первым попавшимся маглам, фактически, и ни разу не проверяли, как те с ним обращаются? Ну ладно маги, но магловские-то социальные службы почему совершенно не беспокоились про то, что живого ребёнка заставляют жить в чулане, одевают черти как и харрасят в мелкие слёзоньки? В оригинальных книжках мы видим мир глазами Гарри, глубокого травматика на момент начала истории.
А у Гарри в версии Юдковского совсем другой бэкграунд - ему повезло вырасти психически здоровым. Без идеи и нормальности насилия в голове, без привычки прогибаться перед авторитетами, и с хорошими навыками рационального мышления. Не удивительно, что после первого и беглого знакомства с магической Британией Гарри понимает, что не в сказку он попал, ой, не в сказку.
В текстах Роулинг многие взрослые персонажи упрощены и обективированы: если старый профессор - то вот он профессор - и всё, у него нет других черт личности. Прорицательница - ну вот у неё ровно одна манера поведения и фиксированный набор монологов. Злая колдунья? Ну она зла просто... Ближе к последним книгам Ро немного разошлась и стала делать персонажей чуть сложнее, но всё равно герои в основном остались крайне нежизнеспособными. Вот чем занимается дома Люциус Малфой? Почему у МакГонагал нет бойфренда? Почему люди в этих книгах или женятся после школы, или остаются одинокими всю жизнь? О чем думал Тёмный Лорд и что им руководило? Что заставляло людей следовать за ним? Какая была мотивация у Беллатрисы, например?
Вот Юдковский берет всё это и исправляет, и персонажи Роулинг у него по-настоящему оживают, обретают глубину, мотивацию и способность меняться под влиянием обстоятельств. Например, у него крутейший Невил Лонгботтом, лорд Хаоса, фанат Кхорна и тренированный боевой маг, и я сейчас серьёзно. В фанфике восхитительный Снейп, который наконец-то, ну наконец-то включает мозг и задается вопросом - почему он, взрослый мужчина, продолжает каждый день класть свою жизнь на алтарь посвященной девочке, которая отвергла его еще в школе? Серьезно, что это за мотивация? Представьте, что вас в школе кто-то отверг, задаст ли это вам генеральную линию поведения? Тут крутейший Квиррелл, и восхитительный Аластор Грюм, шикарный такой альфа-badass, и даже Ремус Люпин замечательный.
И Драко. Драко, который способен думать и меняться, Драко, который с детства учился манипулировать людьми, Драко, который решает стать другом Гарри, так как хочет власти над ним. Из троицы Гарри-Герми-Рон Юдковскй выкидывает Рона ко всем чертям (и правильно делает - вообще типаж "дурковатый неудачник оттеняющий героизм главного героя" должен быть уничтожен как чудовищное клише) и заменяет его Малфоем, а пресную и наивную детскую дружбу - напряженным интеллектуальным противостоянием. Как в death note, только ещё лучше.
И это я еще не дошла до самой примечательной особенности - Гарри описан не как цельнолитая личность, а как личность мультиагентная - то есть, состоящая из нескольких субличностей. Это замечательный приём, позволяющий показать не внутренний монолог ( какового, в действительности, не бывает) но внутренний диалог\полилог героя. Я так, сходу, и не вспомню сразу других произведений, где герой был бы так тщательно описан в своём внутреннем многообразии, хотя наверняка они есть. Тем не менее, я уверена, такой подход делает фанфик Юдковского словом и в большой литературе. Надеюсь даже, что в будущем авторы будут писать больше книг с мультиагентными героями.
В фанфике отличный юмор, огромное количество аллюзий на всё на свете, кажется - от Наруто до Моби Дика, от warhammer 40k до Говарда нашего Филипыча Лавкрафта. А на стёбе над яойщицами я каждый раз хохотала в голос, что у меня бывает скорее редко.
Ну и, наконец, про главное. Про рациональность - по которой этот фанфик совершенно бесценное пособие. Серьёзно, такое количество материала я встречала в специализированных курсах по социальной психологи и иррациональности, но вот в развлекательной литературе - еще никогда. Все мои внутренние личности в этот момент запускают фейерверки и мысленно осыпают автора конфетти - в отличие от всех тех авторов, которые претендуютна звание знатоков человеческих душ, Юдковский действительно хорошо разбирается в том, о чем пишет, и приводит экспериментальные данные.

Нельзя же подходить к каждому встречному с просьбой: "Вот тебе 1600-страничный фанфик по Гарри Поттеру, прочитай его, пожалуйста". Поэтому я берусь рекомендовать вам эту книгу, если в ситуации, где вам предложат загадать три желания, ваш ответ будет примерно таким:
Предыстория книги известна: Петуния Эванс вышла замуж не за Вернона Дурсля, а за университетского профессора Верреса, поэтому их приемный сын Гарри Поттер-Эванс-Веррес вырос в благоприятной любящей среде, где поощрялась его тяга к научным знаниям. Он — гиперрационалист, его знания очень глубоки для его юного возраста. Каким волшебником станет такой Гарри, и как к нему отнесется Магическая Британия? С кем он подружится на платформе 9 и 3/4? Каким будет Патронус? А боггарт? Куда его распределит Шляпа?
Если вы до сих пор не понимаете, почему Невилл Лонгботтом не был распределен в Пуффендуй, какую ценность для школы имел профессор Квиррелл, и зачем вообще нужны снитч и Слизерин; если Гарри Поттер показался вам живым персонажем лишь в тот единственный раз, когда выпил зелье Феликс Фелицис; если вы прочитали все семь книг, но так и не избавились от ощущения "какой-то хрени", ради всего рационального, прочитайте эту книгу.
Предыстория известна и с другой стороны. Элиезер Юдковский изначально писал цепочки эссе о человеческом мышлении, когнитивной психологии, эвристике и предубеждениях, квантовой механике, лингвистике и многом другом. Его посты в блоге LessWrong — это подробный гид по человеческим заблуждениям и тому, как с ними бороться. Для того, чтобы донести свои мысли той части аудитории, которой было "слишком скучно", Юдковский вложил их в уста Гарри Поттера, одного из самых популярных литературных героев современности, а ситуативные примеры, причины и следствия поместил в волшебную вселенную, созданную Джоан Роулинг. Получилась настоящая бомба, выбрасывающая в атмосферу взвешенную смесь фанфика и науч-попа. Поистине, мир Хогвартса универсален и не враждебен ни для каких идей. Спасибо, Джоан, я прощу тебе следующий прокол в романах о Гарри, о котором вспомню.
Многие сдаются на первых главах "ГПМРМ" (Юдковский сам советует бросать чтение, если отторжение не отступит главе к 10-й). Это неудивительно, ведь, кажется, первоначальной целью было запихивание как можно большего количества эссе автора на ограниченное число страниц фика. Поэтому Гарри Поттер ведет себя как натуральный высокомерный осёл, изредка прерывающийся, чтобы прочитать лекцию невольному слушателю. Это происходит первые глав 30, повествование выравнивается к появлению углеродных нанотрубок (вот всегда бы так). Очевидно, что на самом деле Гарри — не осёл, но юный Ричард Фейнман, укравший дверь. Или, если использовать более популярный пример, — сытый Шелдон Купер, занявший свое место. Гарри Юдковского — такой же деструктивный для жанра персонаж, как придуманный всей обширной семьей Стивена Моффата современный Шерлок Холмс, — и, на самом деле, такой же притягательный. Лайт Ягами он, наконец, только куда более дальновидный.
Да, можно жаловаться на сухость языка и менторский тон рассуждений, на присущее всем фанфикам, к которым не прикасался профессиональный редактор, некое косноязычие. Эту книгу, все-таки, писала не филологическая дева Роулинг. Мне, к примеру показались скучными главы о социальных экспериментах Квиррелла, да и об общеизвестных вещах типа Стэнфордского эксперимента многие рассказывали интереснее. Но, несмотря на недостатки, Юдковский создает действительно умный сюжет, логичный и оттого очень эмоциональный и захватывающий, от которого временами мурашки разрывают хребет, как тогда, когда палач в каноне заносит топор над головой гиппогрифа. Джоан хотя бы жалела нас и никогда не подносила нас так близко ко рту дементора. Юдковскому удалось создать мотивированных и умных персонажей, пусть не сразу: сначала он воплощает в жизнь гениального и рационального трансгуманиста Гарри, а затем учится тому, чтобы остальные персонажи на его фоне не выглядели идиотами. В результате я запомню Невилла, Малфоя, Гермиону, Минерву Макгонагалл, Грозного Глаза и профессора Квиррелла именно такими. Кстати, одновременно с главными героями в этом Хогвартсе учится уйма народу, и мы познакомимся с очень многими из них. Помните, в каноне Распределяющая Шляпа объявляла Ханну Аббот и Блейза Забини, как дань алфавитному порядку? Юдковский про них не забыл. А еще ученики взаимодействуют между факультетами, и для вселенной Хогвартса это плюшка почище квантовой физики.
А сколько здесь отсылок! Толкиен, Пратчетт и Орсон Скотт Кард, Звездные Войны и Звездный Путь, Мои маленькие пони и Девочка-волшебница Мадока, Лавкрафт, Охотники за привидениями, — божечки да все на свете тут есть, и да, меня легко купить, когда автор говорит на одном со мной языке.
Так и пропадают читающие девочки в пастях хитрых и рациональных троллей: теперь придется читать Юдковского и ждать новых публикаций, бороться с предубеждениями, экспектить Патронуса и стараться не советовать эту книгу каждому встречному. Это удивительный образчик паразитирования на чужой идее, который с 2010 году публиковался в режиме онлайн и, наконец, обрел финал 14 марта 2015, куском праздничного пирога на нумерологический красивый день числа Пи. Эта история логически завершена, самое время с ней познакомиться.
P.S. Хочется отметить русский перевод "ГПМРМ". Я, со своей привычкой залезть и проверить, не просрали ли очередную шутку али фишку, несколько раз была очень приятно удивлена.

Люди взрослеют не потому что становятся старше, они взрослеют, когда попадают во взрослые ситуации.

То, во что верят люди, не ощущается ими как вера, они просто думают, что мир такой и есть.












Другие издания


