
Ваша оценкаРецензии
Yulichka_230429 апреля 2025 г.Судя по всему, манией величия человек обязан собакам
Читать далееЯ очень люблю животных, поэтому книг, в которых они страдают, стараюсь избегать (до сих пор с содроганием вспоминаю навязанных школьной программой "Каштанку" и "Муму"). Но "Стена" настолько хороша, что я даже смирилась с гибелью четвероногих друзей рассказчицы, убеждая себя, что речь всё же идёт о вымышленных зверях.
Вообще вся ситуация, конечно же, вымышленная. Сорокалетняя женщина, имени которой мы так никогда и не узнаем, решает принять приглашение своей кузины Луизы и её мужа Гуго поехать на три дня в их охотничий домик в Альпах. Домоседка по натуре, наша главная героиня редко куда выбирается, но для приглашения Луизы делает исключение. Исключение, которое спасёт ей жизнь.
Из записок, которые ведёт героиня, мы узнаём, что приехав в горы, Луиза и Гуго, прихватив собаку, сразу же отправились в деревенский трактир. Пса Лукса хозяева почему-то вскоре отослали домой, а наша героиня, прождав друзей целый вечер в компании собаки, отправилась спать. Не обнаружив их и утром, женщина с Луксом отправились на поиски. Однако выходя из ущелья, они наткнулись на невидимую преграду: холодное и гладкое препятствие там, где не могло быть ничего, кроме воздуха.
Те, кого героиня видит за так называемой прозрачной "стеной", умерли в естественных позах. Складывается впечатление, что смерть настигла их в один миг. Но что это за мгновенный апокалипсис и каков его масштаб – не узнаем ни мы, ни наша героиня. И если сначала она надеется, что кто-нибудь объявится и спасёт её, то постепенно приходит осознание, что вполне возможно по ту сторону стены все умерли, а в живых осталась она одна.
Конечно, сравнивать модели выживания героини "Стены" и того же самого Робинзона Крузо смысла нет. У каждого из них своя "робинзонада". Во-первых, в такой ситуации человеку нужен мотив для выживания; и здесь они совершенно разные. У Крузо это надежда на своевременное спасение извне; у нашей героиня – забота о прибившихся к ней животных, так как становится понятно, что никакого спасения не будет. Ну а во-вторых, необходимо понять, что делать дальше.
В своих записках женщина подробно рассказывает о своих четвероногих питомцах, каждый из которых становился полноправным членом маленькой семьи. Пёс Лукс, корова Белла, телёнок Бычок, старая Кошка и её дети Жемчужина и Тигр – она любила их всех, но со многими ей пришлось попрощаться. Что интересно, любовь к животным она открыла в себе именно оставшись в абсолютном одиночестве. Как оказалось, человеку противопоказано жить совсем одному, не имея возможности ощущать возле себя тепло другого существа. Что интересно, оплакивая смерть своих любимых зверей, она в то же время практически не грустит о своих погибших дочерях, вспоминая с теплотой лишь их детские годы.
Подробно и скрупулёзно женщина также описывает тяжёлый физический труд, которого хватало в любой сезон: возделать огород, накосить сена, наколоть дров, почистить хлев, подоить корову, добыть еду – и так каждый день. Рутинная ежндневная работа изнуряет настолько, что уже не остаётся страшных мыслей о том "Что же будет дальше?"
О том, что будет дальше мы можем лишь предполагать. Открытый финал оставляет каждому простор для самых невероятных предположений.
139559
lustdevildoll14 января 2022 г.Смысл всего сущего в нем самом
Читать далееМедитативная такая неспешная книга, состоящая на 90% из рутинных дел, но смысла в ней заложено ого-го.
Безымянная сорокалетняя женщина едет с парой друзей на выходные в горы, вечером друзья уходят в деревенский паб, а она остается в охотничье домике с их собакой. Проснувшись наутро, она видит, что друзья не вернулись, а отправившись на поиски, вскоре обнаруживает, что часть долины отделена от окружающего мира невидимой стеной, а все, кто оказались снаружи стены, загадочным образом погибли. Она не знает, что такое эта стена и что произошло во внешнем мире - то ли ядерная война, то ли применение оружия массового поражения, то ли что-то другое. Факт в том, что она осталась жива, а других людей по ее сторону стены больше нет.
Конечно, ей крупно повезло, что владелец ее пристанища был из выживальщиков и обеспечил в домике достаточное количество всевозможных припасов от еды до спичек и патронов. Но все равно, даже имея все эти преимущества, ей приходится добывать себе пропитание, обустраивать быт и прежде всего справляться с одиночеством и куда-то девать время. У нее есть собака Лукс, вскоре на пастбище она находит корову, потом к домику прибивается кошка. Животные, конечно, скрашивают одиночество, но поговорить не с кем, и чтобы совсем не сойти с ума и сохранить остатки цивилизованности, она отмечает дни в календаре и ведет дневник - собственно, книга и написана в мемуарной форме.
По мере чтения задумываешься о многом. Например, что действительно важно для человека и насколько преувеличено значение многих вещей и идей, которыми озабочен современный мир. О разнице в мировоззрении городского и сельского жителя. Так подумать, вот отрубись сейчас во всем мире интернет, это же будет катастрофа планетарного масштаба - миллиарды людей, которые в одночасье окажутся не при делах. Также каждый из нас живет в своем пузыре, который волей-неволей образует невидимые стены. Героиня вспоминает своих детей, но признается на страницах, что любила их, когда они были маленькими и им требовалась забота, а выросшие дочери уже не так ее интересовали, да и она их тоже. Было бы ей легче, если бы в живых остались еще какие-то люди, или совместное существование превратилось бы в конкуренцию за скудные ресурсы? Последние страницы романа, когда на три абзаца таки появляется еще один человек и обрубает ниточки, связывающие ее с двумя питомцами, пробрали прямо до мурашек. Героиня, которая в начале внутренне противилась необходимости убивать, чтобы выжить, за два года жизни в одиночестве научилась не сомневаться ни секунды.
Все идет своим чередом, а я, как миллионы до меня, ищу в происходящем какой-то смысл, поскольку моя суетность не дает признать, что смысл всего сущего в нем самом. Ни один из жучков, без малейшего умысла мною растоптанных, не усмотрит в этом прискорбном для него событии таинственных связей всеобщей значимости. В тот момент, когда я шагнула вперед, он оказался у меня под ногой: блаженное тепло солнца, короткая острая боль — и все. Только мы осуждены гоняться за смыслом, которого не может быть. Не знаю, смогу ли когда-нибудь свыкнуться с этим открытием. Тяжело отказываться от древней, вошедшей в плоть и кровь мании величия. Мне жаль зверей, и мне жаль людей, потому что их швырнули в эту жизнь, не спросив согласия. Пожалуй, жалость к людям сильнее, поскольку у них хватало ума сопротивляться естественному ходу вещей. От этого они делались злыми, отчаявшимися и мало заслуживающими любви. А при этом можно было бы жить иначе. Нет более естественного чувства, чем любовь. Она облегчает жизнь и любящему, и любимому. Да только нам следовало бы своевременно понять, что это наш единственный шанс, единственная надежда на лучшую жизнь. Неисчислимая армия мертвых навсегда лишена единственного шанса человека. Все снова думаю об этом. Не понимаю, почему мы пошли неверным путем. Но знаю, что уже слишком поздно.942,7K
Mira_grey23 февраля 2025 г."Она опять в этот вечер одна О чём-то тихо грустит у окна..." (с)
Читать далееНеобычайно мирный апокалипсис на фоне безмятежных гор. Просто однажды утром героиня просыпается в мире, где теоретически не осталось людей. Почему теоретически? Да потому что проверить этого она не может из-за появившейся из ниоткуда стены, огородившей её от прочего мира, оставив для простора жизни не слишком большой участок гористой местности. Лишь издалека она сможет разглядеть часть прилегающих к стене деревень, в которых жизнь замерла в одно мгновение, оставив вместо живых существ окаменелые статуи.
Автор не посчитала нужным наделить свою героиню именем, она так и останется безымянной на страницах книги, и, в принципе, в этом есть своя логика. К чему имена в мире, где никого уже не осталось? По крайней мере, в той части мира, что описана в пределах стены. Такой подход оставил странное впечатление, как будто героиня так и не обрела конкретный образ, оставшись призраком или воспоминанием о самой себе. Она продолжает влачить своё существование, погрузившись в рутину бытовых трудностей: растит урожай, собирает травы и ягоды, охотится ради добычи мяса и, конечно же, потихоньку осваивает трудности животноводства и разведения коров. Животные стали для неё смыслом жизни, именно в них она нашла своего рода утешение и отраду. Пёс превратился в лучшего и надёжного друга и помощника, кошки разбавляют мрачные и одинокие дни и ночи, а корова стала кормилицей и силой, побуждающей двигаться, а не погружаться в меланхолию и тоску.
В книге нет глубоких философских размышлений, ведь героиня прекрасно понимает свою ограниченность и неспособность ответить на вопросы глобального характера. Есть её личные мысли и рассуждения, но даже в них она старается сильно не углубляться, чтобы не погрузиться в пучину отчаяния. Она постоянно гонит от себя состояние безнадёжности, чтобы не растерять остатки сил и желания жить, но всё равно постоянно переживает новые потери, с которыми всё труднее смиряться. И то, что она описывает смерть животного задолго до самого момента смерти, мне очень не понравилось. По двадцать раз повторяется, что тот или та погибнет, заранее нагнетая их обречённость и не оставляя места для светлых эпизодов.
Очень спорным для меня стал тот момент, что по сюжету за пределы стены не может вытечь ручей, в итоге просачиваясь через почву на другую сторону, зато осадки в виде дождей или снега попадают без проблем. В моём представлении стена похожа на купол, а не на забор, иначе вряд ли бы она смогла защитить героиню от внешних факторов воздействия, которые привели к гибели всего живого, включая птиц, за её пределами. То ли это ляп, то ли автор плохо прописала такие подробности. В остальном это книга-размышление об одиночестве среди людей и в их отсутствие и о том, что только без общества ты можешь стать самим собой.87549
nevajnokto18 августа 2016 г.Свобода (?)
...Нет ничего страшней жестокости светила,Читать далее
Что излучает лед. А эта ночь - могила,
Где Хаос погребен! Забыться бы теперь
Тупым, тяжелым сном - как спит в берлоге зверь...
Забыться и забыть и сбросить это бремя,
Покуда свой клубок разматывает время... (с)Тема апокалипсиса и всего, что имеет отношение к фантастике, мягко говоря, не среда моего обитания. Мне там не комфортно и скучно. Даже если и возьмусь читать что-то из подобного, то нередко не могу дочитать, оставляю. На этот раз (один из редких случаев) я читала, буквально, не отрываясь. 192 страницы абсолютного восторга. Нет, сюжет крайне угнетающий и мрачный, повода для восторга в этом плане нет. Мне было хорошо от сознания того, с какой же талантливой женщиной повезло пообщаться! Автор - находка лично для меня.
Начну с того, что в её тексте нет ничего лишнего, никаких фиктивных приёмов с игрой на чувствах читателя, никаких словоизлияний, которые могут накрыть и задушить. Читается как-то естественно и плавно, другого определения не подберу.
Сюжет не нов, напоминает тематику Выживание Робинзона Крузо, но несколько в иной интерпретации.
Главная героиня - женщина лет 40, имя которой мы так и не узнаем, едет вместе с двоюродной сестрой и её мужем в их охотничий домик, чтобы отдохнуть на несколько дней от мегаполиса. В тот же день её сестра вместе с мужем решают поехать в ближайшую деревеньку за какими-то делами. Наша героиня долго ждёт их, но так и не дождавшись, засыпает. Наутро она снова не застаёт их дома и вместе с собакой хозяина идёт на разведку. Дойдя до определённой местности она сталкивается с непредвиденным: неизвестно откуда, неизвестно когда появилась Стена. Прозрачная, невидимая, бескрайняя, непонятная, вызывающая ужас. Она, как бы, делит мир на две части. Там, где женщина - жизнь продолжается, и женщина - единственный человек, оставшийся в живых. По ту сторону - всё остановилось. Наступило забвение...
Теперь несколько слов о том, что меня безумно заворожило и не давало спать, пока не дочитаю. Это мастерство автора, которое позволило мне до мозга костей прочувствовать глухое отчаяние женщины, её страшную участь и положение, чему невозможно придумать подходящее определение. Как это назвать? Это не горе и не беда. Это нечто сверх-.Я прониклась огромным уважением и симпатией к женщине, не утратившей разум и чувства в этих тяжёлых условиях выживания. С какой нежностью и терпимостью, с какой неподдельной любовью говорит она о животных, которые остались с ней жить по эту сторону! Кошка, собака, корова и женщина, для которой они были важнее, намного важнее, чем её собственная жизнь.
Прекрасное произведение данного жанра в виде личного дневника женщины. Я его когда-нибудь перечитаю. Этот, своего рода, жизненный урок.
81923
old_book_10 ноября 2025 г.Чистое выживание.
Читать далееЯ люблю всякие интересные антиутопии, постапокалипсисы и робинзонады, поэтому когда мне посоветовали эту книгу она сразу же отправилась в мой виш лист и не долго там пробыла.
С вводной сюжетной линией автор не стала сильно заморачиваться и просто поставила читателя и главную героиню перед фактом - вокруг из ниоткуда появилась стена, кто оказался внутри нее выжил, а все кто за ее пределами, застыли или умерли. Главной героине, собаке, кошке и корове повезло оказаться внутри...
И вот она (имени ее мы так и не узнаем) вместе с собакой, кошкой и коровой начинает осваивать новые навыки (уход за коровой, огород, сенокос, заготовка дров, добыча еды и т.д.), которые в будущем помогут ей выжить.
Я если честно ждал всю книгу какого то развития сюжета, но главная героиня повела себя как то неправдоподобно, она просто смирилась и начала строить новую жизнь. Стена ее не особо интересовала, не было ни одной попытки изучить или найти ее границы, что очень странно.
Такой своеобразный постапокалипсис получился, который ушел в чистую робинзонаду. Конечно книга не оправдала моих ожиданий на крутой сюжет, но читать было интересно, были конечно моменты когда становилось скучновато от всей этой рутины, но потом опять просыпался интерес.
"Я один, совсем один
Ни души вокруг, ни души
Я один, совсем один
Хоть дыши, хоть не дыши"
Нигатив75211
quarantine_girl9 июня 2025 г.Под куполом или все же под стеклянным колпаком?
Но если время существует только в моей голове, а я — последний человек, то с моей смертью оно окончится. Эта мысль радует. Пожалуй, что в моей власти убить время. Огромная паутина разорвется и канет в небытие вместе со своей печальной добычей. Мне причитается за это благодарность, но никто после моей смерти не узнает, что это я убила время.Читать далееЯ читала Под Куполом Стивена Кинга почти пять лет назад и тогда даже не подозревала, что ещё задолго до Кинга кто-то написал историю о том, как некоторую область накрыло как куполом. Вот только здесь стена была не игрушкой, а там она никого не оберегала.
Главная героиня — безымянная женщина средних лет, которая, возможно, осталась последним человеком на всей планете. Причиной этого стал некий катаклизм — то ли природного свойства, то ли научный эксперимент, но главное, что люди и животные по одну сторону прозрачной стены умерли и застыли, будто бы окаменели, а с другой — живут, дышат и в целом могут размножаться. И вся книга — это рассказ о том, как главная героиня жила, выживала и едва не умирала в этих условиях с кошкой, собакой и коровой в придачу. А еще эта история о том, как человек привыкает ко всему, даже к худшему кошмару.
Если о чем и предупреждать, то о том, что атмосфера тут далека до "лёгкой деревенской прозы", хотя события к этому и располагают. Это больше похоже на прозу Сильвии Плат, ее Под стеклянным колпаком , так что впечатлиться можно и очень сильно. Плюс здесь есть смерти (ладно, их здесь много и далеко не всегда они условные и где-то там произошедшие), так что атмосфера реально не располагает к веселью. Но оно того стоит.
Сюжет особо динамичным не назову, но, во-первых, объем небольшой, поэтому это не становится проблемой (да и всё-таки событий здесь не раз, два и обчелся), во-вторых, это одновременно и бытовой роман, и философская притча, а размышлений здесь очень много (как и тем для оных).
И хоть не могу обещать, что вы оцените концовку книги или стиль повествования, но книгу все равно советую. В этот раз риск стопроцентно оправданный, потому что эту книгу нужно читать всем
75295
ekaterina_alekseeva9312 апреля 2025 г.Один или в компании?
Читать далееНеобычная фантастическая книга, от которой я ожидала чуточку другого. Это постапокалиптика, где некая “Стена” отделила героиню от целого мира. Ничего об этом явлении нам не дают знать, а жаль. Я рассчитывала, что будет история наподобие “Под куполом”, или хотя бы расследование причин возникновения этого явления и способ его снять, чтобы выйти в социум.
Что в итоге? Это оказалась больше психологическая книга с глубинным смыслом, который не было желания копать. Что человеку необходимо, чтобы не сойти с ума и выжить? А возможно ли существование человека в одиночестве?
Я думаю, что женщина выжила только благодаря компании, ну и пусть, что твари оказались безмолвные, все равно общение. Плюс человеку жизненно необходимо о ком-то заботиться, неудивительно, что есть стереотип, что одинокие женщины заводят с десяток кошек. Животные это компания, ласка, а еще человек чувствует, что другое живое существо остро в нем нуждается. Это история о глубинах изучения себя.
Психологическая составляющая, как и тема выживания совершенно не моя. Меня крайне редко цепляют подобные направления, так случилось и здесь. Больше всего тронуло не одиночество, а тяжелый ежедневный труд женщины, сопровождаемый постоянной болью. У нее так сильно болят ноги, что даже на меня это воздействовало.
Так как мои ожидания не оправдались, история не имеет начала и конца, лишь кусок жизни человека, оставшегося без социума, то наверно и оценить по достоинству я и не смогу. Знаете, было даже предположение, что это все нереально, а женщина, например, лежит в коме после аварии и мысленно борется за свою жизнь
Книга неплохая и необычная, но мне так было скучно, что я еще больше расстроилась от финала. Его нет. Мы так и не узнаем что ждет женщину дальше. Вырванные куски жизни и мастерство выживания, вот и весь набор.
74361
mira12413 марта 2024 г.Читать далее«Стена» книга австрийской писательницы Марлен Хаусхофер. Насколько я знаю, она не сильно популярна в России. По крайней мере, до этого я и сама знать не знала о том, кто она и какие книги пишет. Но, возможно, заядлые книголюбы хорошо знают её произведения.
Книга повествует о женщине, которая выжила после катастрофы, произошедшей на Земле. Охотничий домик в горах, где она находилась, каким-то образом оказался отрезанным невидимой стеной от всего остального мира. Стена как будто вросла в землю, её нельзя перейти или сломать. А люди по ту сторону просто застыли.
Уже тогда, десятого мая, я была убеждена, что произошла огромная катастрофа. Все говорило за это: отсутствие спасателей, молчание радио и то немногое, что я увидела сквозь стену.И вот наша героиня одна на всём белом свете с преданной собакой Луксом, вынуждена продолжать жить.
И чтобы окончательно не сойти с ума, она ведёт записи, пока не закончилась бумага.
Многие сравнивают «Стену» с «Робинзом Крузо» и называют «женской робинзонадой». Наверное, и правда, между этими произведениями есть сходство. Читая книгу, я тоже представляла себе, как Робинзон Крузо пытался выжить на необитаемом острове.
Но между этими произведениями, на мой взгляд, есть существенное отличие. У Робинзона Крузо были шансы на спасение и проблески надежды, а здесь она, увы, очень минимальна.
В какой-то момент мне даже показалось, что наша героиня не хочет избавления от всего этого. Несмотря на всю безысходность положения, тяжкий труд и непреодолимое одиночество, ей комфортно в своем домике. Возможно, потому, что она понимает: за стеной больше нет лучшей жизни. Всё живое погибло, там нет надежды на будущее.
Когда героиня вспоминает прежнюю жизнь, я словно видела себя, и на глаза наворачивались слезы. Может быть, у героини потому и нет имени, потому что ею мог быть каждый из нас? Может быть, каждый из нас глубоко внутри так же одинок?
Жизнь так быстротечна. И порой в суете сумасшедших дней мы многого не замечаем. Или не хотим замечать? А ведь в один миг всё может просто перестать быть.
Альпийские луга тихо, словно зачарованные, лежали под бледным октябрьским небом.Не ожидайте от этой книги слишком многого. Всё достаточно монотонно, пёстро и уныло. Здесь нет бешеной динамики. Но во всём этом: в единении человека с природой, в оглушительной тишине, в мыслях и прозрении героини есть своя уникальная красота.
Мне просто непередаваемо понравилось это произведение. Несмотря на сумбурность текста, запутанность повествования и отсутствие второстепенных персонажей. Одна героиня без имени здесь центральный и практически единственный персонаж. Что мы знаем о ней? Её воспоминания безлюдны. Те люди, которые там появляются, появляются ненадолго. И даже в снах героиня видит лишь тени животных, не людей.
Читая это произведение, я не надеялась на счастливый финал. Его и нет. Здесь открытая концовка.
И очень жаль, что у героини закончилась бумага.
Ночь совсем не мрачная. Она красивая, я её полюбила. Даже когда шёл дождь и облака скрывали небо, я знала, что звезды здесь — красные, зелёные, жёлтые и голубые. Они всегда здесь, и днём, когда их не видно, тоже.Вслед за этой книгой очень хочется перечитать Робинзона Крузо и прочитать книги «В диких условиях» Джона Кракауэра и «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо.
Оказывается, есть также фильм по книге
https://www.kinopoisk.ru/film/572368/Непременно советую посмотреть.
Я посмотрю обязательно! И конечно же, буду дальше знакомиться с творчеством Марлен Хаусхофер.
59681
TorenCogger7 октября 2023 г."Я не думала, не впоминала и не боялась"
Читать далееРоман-антиутопия написан в 1963 году австрийской писательницей. Одна из лучших ее работ. Впечатления у меня получились смешанные. С одной стороны - любимый жанр постапокалипсис, переживания героя, возникающие проблемы. С другой - затянутое и скучное повествование, возможно, это задумано специально, чтобы история получилась максимально реалистичной, погрузить в "день сурка", наполненный бытовыми проблемами попавшего в беду человека. На мой взгляд получилось немного слишком обыденно.
По сюжету женщина средних лет, мы так и не узнаем как ее зовут, приезжает в охотничий домик на выходные. Альпийские луга, свежий воздух, дом у подножия горы. И однажды утром понимает, что случилось что-то страшное и необъяснимое, оказывается в полной изоляции вдвоем с собакой. Постепенно привыкая к новому существованию начинает делать заметки о том, что с ней происходит, о чем думает, на что надеется до тех пор, пока не заканчивается бумага...
Да, это эпистолярный жанр, где через дневник мы узнаем, что случилось. Получилось суховато и очень монотонно. Вызывает восхищение, как автор пытается смоделировать ситуацию, а главное реакцию на нее обычного человека. Женщины, которая ничего не умеет и не знает. Это не Робинзон, который может что-то сделать своими руками. Не физик и не биолог. Просто человек, который пытается выжить. Насколько это получилось, судить читателю.
Идея совсем не новая, хотя для 1963 года оказалась весьма интересной. Мне сразу вспомнился роман Жан Жубер - Дети Ноя , только там французские Альпы занесло снегом. Это может быть купол или отрезанный от внешнего мира остров. Главное не это. Интересно наблюдать за поведением человека, его поступками, размышлениями. Обесценивание всего материального, к чему стремится человек в обычной жизни. Новенький Мерседес, богатый дом, все это не нужно в суровых условиях выживания в ограниченном пространстве. Насколько быстро теряется рассудок от одиночества или ужас скрывается в природе? Этот роман по сути - ода любви к природе, показан единственный шанс выжить через внимательное отношение ко всему живому.
56748
alibkristina18 октября 2024 г.Исповедь одинокой души и одинокого разума. (c)
Читать далееМне очень понравился слог автора, размышления героини и очаровательная атмосфера книги, пропитанная не столько одиночеством и грустью, сколько умиротворённостью и любовью к братьям нашим меньшим.
Событий в этом произведении почти нет; это скорее философский роман, в котором каждый поворот мысли оставляет след в душе. Такой вот роман-размышление.
Ничего не происходит, и увлекательным можно считать только начало, где мы знакомимся с персонажами и их новыми жизненными обстоятельствами, возникшими в результате загадочного феномена — «стены».
Очень жаль, что эту историю так растянули; мог бы получиться чудесный рассказ и украсить какой-нибудь сборник.
55490