
Ваша оценкаРецензии
Yulichka_230413 февраля 2021 г.До Штирлица не дошло письмо из Центра. Он перечитал ещё раз, но все равно не дошло
Читать далееВ пору моего безраборного чтения всех подряд книг с пометкой "детектив", произведения Дашковой я ставила на порядок выше других. Уж не знаю, было ли дело в умении автора построить интересные, оригинальные сюжеты, в их многоплановости или в грамотном художественном слоге. В любом случае, я прочитала всё, что было ею создано на тот момент. Затем наступило время других книг и других жанров, и вот через много лет я решила посмотреть, было ли время безжалостно к одной из моих любимых писательниц юности. А оно, знаете ли, оказалось очень даже благосклонно. К моему великому удовольствию, талант писательницы себя не изжил, слог не потускнел, герои не "ошаблонились", а мастерство повелевать сюжетом лишь упрочилось.
Этот политически-шпионский детектив Дашковой получился очень разноплановым, динамичным и многоходовым. События разворачиваются в период с 1952-го года, предпоследнего года правления Сталина, по 1977-й год, расцвет "периода застоя", удобренный правлением Брежнева. В романе представлена как историческая линия, основанная на реальных событиях и реальных персонажах, и яркая художественная линия, проходящая на фоне исторических событий, среди которых важное место занимает дело еврейских врачей 1953-го года.
Семнадцатилетняя Надежда Лискина – одна из многочисленных героев этого романа – и не подозревала, что ответственные чины МГБ (Министерства Государственной Безопасности) именно на неё возложат ответственную миссию в этом деле. Дочь известного врача-терапевта, студентка медицинского факультета из уважаемой она и не подозревала, что можно можно схватить человека средь бела дня, запихать его в машину и отвезти на Лубянку. В потом три месяца истязать морально и физически, пытаясь выбить подпись в якобы достоверном признании о разоблачении сионистского заговора еврейских врачей, задумавших убийство ряда советских лидеров. Надежде предполагалось вменить роль главного свидетеля на открытом процессе и что самое ужасное, свидетельствовать против собственного отца, который якобы состоял в террористической еврейской организации, сотрудничающей с американской разведкой.
Организатором же кампании по раскрытию мнимого заговора и главным мучителем Надежды Ласкиной был старший следователь МГБ Владлен Любый, безжалостный и беспощадный. Определённо, один из самых колоритных персонажей этого романа. Безоговорочный сталинист, наделённый определённой властью, он боготворил Вождя, слепо следуя его идеям. Молчаливая одержимость антисемистскими идеями тихо переросла в абсолютную идею собственной безнаказанности, которая привела к печальным результатам. Впрочем, на примере Влада Любого, думаю, показаны многие политические и государственные фигуры, следующие "сталинской линии". Чем всё это закончилось, мы все в курсе.
В книге много героев: главных и второстепенных, основных и эпизодических, реальных и вымышленных. Автор сумела не потеряться среди созданного ею калейдоскопа и чётко распределить каждому свою роль. Более того, всё и все здесь взаимосвязано, и почему-то вспомнилась теория шести рукопожатий. С другой, стороны, Москва, где происходят события, хоть и является столицей, всё же это отдельно взятый город, где так легко встретиться. Даже если ты этого очень не хочешь.
1634,6K
Tarakosha4 ноября 2019 г.Молчать нельзя говорить
Читать далееПосле абсолютно провального для меня лично «Пакта» Полины Дашковой было тревожно, но вместе с тем и интересно браться за её новый роман на старые темы.
С одной стороны, не хотелось в очередной раз прочесть пышущий неприкрытой злобой текст, беспомощный в своей вторичности (имхо), а с другой все течет, все изменяется и сравнить для себя мастеровитость автора никогда не поздно, да и плюс интересная аннотация стали теми фактами "за", против которых устоять оказалось сложно.И в данном случае стоит признать, что роман напомнил мне о её крепких интересных детективах, прочитанных в свое время немало, когда наличествует добротный текст, где все сюжетные линии крепко увязаны, герои в своей правдоподобности не вызывают подозрений, а развязка становится логичной и не притянутой за уши.
Да, здесь автор снова обращается к истории XX века в СССР, а именно к концу правления Сталина И.В. и доводит свое повествование до времен правления Брежнева Л.И., по касательной задевая Хрущевскую оттепель.
Но главное отличие от её предыдущих романов на историческую тематику, на мой взгляд, в том, что тут П. Дашкова сместила акценты и во главу угла повествования поставила не реальных исторических деятелей, преподнеся читателю собственное видение и понимание их значения, а людей, живших и облеченных властью при них. Тем самым книга только выиграла, дав возможность заглянуть в ту эпоху с непривычной/не затертой до дыр стороны.
Так как сюжет основан на реальных событиях и главные персонажи - люди, обличенные властью или связанные с ней непосредственным образом, то политические события в стране и за рубежом нашли тут значительное отражение, но они являются важной частью сюжета и дают представление о смене умонастроений в зависимости от главного лица в государстве, а также о нашей помощи странам Третьего мира, что именно в художественной литературе встретишь не часто.
Не обошлось без еврейской темы, но это не настолько сильно бросается в глаза, да и скорее всего писать о том времени без оной просто невозможно.
Присутствующая в тексте некоторая доля мистики незначительна, равно как и правдоподобно встроенная в сюжет, она не вызывает отторжения.Что вызывает отторжение, но это уже исходит из сюжета - так это всегда и везде живущие фанатики, рьяно и до конца защищающие собственное видение происходящего, уверованные в своей избранности и тем опасные для окружающих их. Для них важна только идея и её воплощение, вставшие, даже нечаянно оказавшиеся на их пути - досадная помеха, безоговорочно подлежащая уничтожению.
Несмотря на то, что некоторые сюжетные линии практически обрываются, но главная интрига романа получает свое логическое завершение, поэтому и роман смотрится цельным произведением, который рекомендую к прочтению любителям современной прозы на историческую тематику.
1157,1K
russischergeist6 ноября 2019 г.Выйти из лабиринтов
Читать далееВсякая идея о совершенном обществе - это иллюзия
Анатолий Рыбаков "Дети Арбата"
Когда впервые увидел название книги, вспомнился анекдот из молодости про "Первый Ленинский тупик, Второй Ленинский тупик...", точной формулировки не помню уже, но словосочетание улыбнуло. Когда полез в Интернет, то обнаружил, что есть реальное книжное издание с названием "Ленинский тупик"...
Что же касается географии, то в Саратове есть интересное место, там имеются и Первый Тупик Чайковского, и Второй Тупик Чайковского, и Третий..., правда, уже не тупик, а Проезд Чайковского. Интересно, что именно последний из них имеет реально тупиковый вид, где находится, будете смеяться, местная коммунальная служба. Первые два таковыми, что самое интересное, не являются, проехать там можно от начала до конца и выехать в конце улицы реально можно.
Так что в случае реально имеющегося в Москве Горлового Тупика, тоже, на мой взгляд, не все потеряно. Мои друзья зачитывались детективами Полины Дашковой из конца девяностых, начала двухтысячных, а они проходили почему-то до сих пор мимо меня. Моя единственная встреча с ней была через сериал "Херувим", где играли хорошие артисты Купченко, Порошина, Чонишвили, Колганова, Серебряков. Ну, и, в общем-то всё. Спасибо моему другу, дуэлянту Тане Tarakosha , предложившую прочитать этот новый роман Дашковой. В ее рецензии сразу после моего прочтения романа я смог написать только одно слово: "необычно".
Сейчас уже немного больше мыслей, могу объяснить, почему я так написал. Не увидел я здесь детектива, хотя были здесь расследования, не увидел мистики (ну, если только самую чуточку в подмене женских образов), не увидел я и триллера, хотя задатки здесь были, но нет протягивания ощущения напряжения по всей книге, не увидел я и чистого шпионского романа о работе спецслужб, хотя главные герои имели к этому непосредственное отношение. Что же получилось у Полины Батьковны?
Вопрос! Дремучая смесь мини-добавок из вышеуказанных жанров автор поместила в реальную историю из советского времени. Читать мне лично было интересно, мне нравится читать о советской эпохе, и понятно, что это не только борьба за выполнение плана пятилетки или холодные соловецкие застенки, и не просто гнилая липатовская деревенская проза, эстетично-возвышенные рассуждения Тендрякова или анчаровская парадоксальность. Да, это ближе к рыбаковским сталинским коридорам, но здесь больше раскрывается тема о "деле врачей", а в глобальном смысле, о взрывоопасности фанатизма в любом его проявлении.
Через те непростые времена, как жесткое сталинское, так и более оттепельные варианты до семидесятых, автор показывает, что фанатизм всегда было можно как выставлять на показ, так и тщательно скрывать, даже от тех, с которыми работаешь бок о бок ежедневно более двадцати лет. Как опасно иметь дело с индивидуумами, вынашивающими свои идеи годами и не оставляющие свою ужасную идею в стороне, идя постепенно вперед к своей цели.
Сложно было выйти мне из тех рыбаковских лабиринтов, даже более поздние события с главных героем Юрой, уже заматеревшего и выросшего из своего легкомысленного комсомольского возраста, меня не смогли спасти, в чем я увидел намек на то, что фанатизм был, есть и будет, и его можно увидеть везде и всегда. А еще мне лично показалось, что автору не до конца удалось передать внутренний мир героев, даже главных. Похоже, давление реальной истории, а не полной картинки под полным контролем придумщика, сыграло небольшую шутку с Дашковой. Даже идеальная начитка в аудио Игоря Князева мне не смогла помочь "влезть в души" героев, а, следствие - не до конца ощутить понимание их местных поступков.
Тем не менее, после моих робких критических слов признаюсь, что проза Дашковой мне понравилась, и поднятая тема, и угол ее обзора необычен. Точно продолжу знакомство с автором, особенно если она пишет в таком тонком назидательном ключе.
И, в конце! Даешь ликвидацию Тупиков! :)
572,8K
nad120424 октября 2019 г.Читать далееНеоднозначно.
Как же я любила когда-то детективы Дашковой! Продуманный сюжет, интересные ходы, неординарные герои, отличный русский язык и просто драйв.
Затем начался период застоя.
Сначала политика Полина Дашкова - Чувство реальности. Том 1 (и второй том), потом какая-то мистика-история Полина Дашкова - Источник счастья (и, конечно, 2-3 тома трилогии), а затем уже и совсем запредельно упоротые исторически-политические детективы Полина Дашкова - Пакт , Полина Дашкова - Соотношение сил .
В принципе, этот роман тоже из категории последних, но понравился несколько больше.
Я не сталинистка, но сплошное очернение нашей истории мне не нравится. Имхо.
В этом романе накал ненависти тоже высок, но как-то это распределено более правильно. Очень сложное время, беспредел творящийся на самом высоком уровне, действия сильных мира сего ужасают, но, Слава Богу!, уже меньше уничтожающих личных характеристик (о внешности, о происхождении, о социальном положении).
Это есть и сейчас, но как-то более корректно.
Хотя про евреев — это жесть.
Наверняка это касалось только крупных городов. В своем детстве я такого не наблюдала. Да я до сих пор не различаю национальности.
И надо ли это???492,6K
majj-s1 октября 2019 г.Товарищ Сталин, вы большой ученый
Не с того ли моря беспокойны,Читать далее
Обгорелая бредит земля,
Начинаются глупые войны
И ругаются три короля?
И столетья уносит в воронку,
И величья проходят, как сны,
Что обидели люди девчонку,
И не будут они прощены!
Только я, став слепым и горбатым,
Отпущу всем уродством своим -
Тех, кто молча стоит с автоматом
Над поруганным детством твоим.
ДомбровскийДомбровский в эпиграфе не случаен, в эпизоде с избиением в фойе ЦДЛ писателя Зыбина вскоре после выхода на Западе его романа, безошибочно узнается история нападения на Юрия Осиповича. В "Горловом тупике" много такого рода отсылок к реальным событиям и фигурам, которые на миг ослепляют вспышками узнавания. Не суть, что в реальности некоторые события чуть смещены во времени; некоторые, вроде геноцида в Руанде (Нуберро) - достаточно сильно. Суть в том, что такого рода вещи имели быть и не отторгаются подсознанием даже самого просоветски настроенного читателя, как фальшивые и клеветнические.
В споре тебе приведут десяток резонов, согласно которым кормить (одевать, обувать, учить, лечить, развивать энергетику и поднимать экономику) наших африканских братьев было необходимо, а диссидентов надо было давить. Но отрицать, что именно так и происходило, никто не станет. Бить своих. чтоб чужие боялись и осыпать благодеяниями чужих, готовых при первой возможности переметнуться на сторону ГП ( Гарри Потттер ни при чем, это аббревиатура для главного противника США, а был еще ОП, основной противник, Китай - это так, для общего развития). Так вот, подобный образ действий в России традиционен.
О чем ты вообще, это детектив или политика плюс культур-мультур? Это умный, яркий, сложный, очень интересный детектив, Полина Дашкова признанный мастер жанра. Даже культовый, а фраза "легкие шаги безумия" именно с ее подачи давно и прочно вошла в обиходное словоупотребление. Последние лет двадцать, правда, я ее не читала. Ничего личного, результат чудовищного отторжения от детектива, как жанра. Очень рада, что возобновить знакомство удалось такой замечательной книгой.
"Горлов тупик", действие которого разворачивается в двух временных пластах: пятьдесят третий и семьдесят седьмой годы. сплетает множество линий и рассказывает о многих преступлениях, реальных и мнимых. Парадоксальным образом, оставляя первые безнаказанными, а за вторые заставляя расплачиваться невинных людей по всей полноте гамбургского счета. Постой, так что, основной принцип не будет, что ли соблюден: зло наказано, невинность торжествует? Ну, как вам сказать, а в обыденной жизни много вы, что ли, видели торжества невинности? Да успокойтесь, все будет как надо. Мир чрезвычайно сложная саморегулирующаяся машина. где есть несовершенное человеческое правосудие, но есть и божий суд, сторонники разврата, есть грозный суд, он ждет.
А пока он ждет, нормальные люди делают свою часть божьей работы: растят детей, заботятся о ближних, учат, лечат, изобретают. Невзирая. Но простите, я увлеклась и отклонилась. Исправляюсь, коротко о книге. В центре повествования судьба Надежды Ласкиной, врача эпидемиолога, в юности похищенной МГБ и на протяжении трех месяцев содержавшейся под стражей в условиях тяжелого морального и физического давления. Девушку готовили на роль главного свидетеля обвинения, чьей задачей предполагалось выступить на открытом процессе с разоблачением заговора еврейских врачей-отравителей, во главе которого, якобы стоял ее отец.
Есть и другая женская судьба, детдомовки Шуры, которой во всех отношениях повезло меньше, чем Наде. Обе сетью сложных сплетений соединены с фигурой работника органов госбезопасности правоверного сталиниста, Влада Любого, чья держимость манией быть замеченным Самим, постепенно перерастает в лютый антисемитизм, с каким мне, к счастью, никогда не приходилось сталкиваться в реальности. Хотя тут, думаю, дело еще в том, что кого не касается, тот и не замечает.
Роман попеременно погружает в глубокое ретро послевоенных лет и мягкое - времен цветущего застоя. Дает возможность взглянуть на африканскую экзотику со стоящим у власти каннибалом и аппаратные интриги советского руководства. Рассказывает об идеологической обработке ширнармасс и о работе врачей эпидемиологов. И это еще одна умная сильная книга, содействующая десталинизации массового сознания. Второй, менее очевидный смысл названия, в том что тупик в молчании, в пережатом горле, в невозможности сказать и быть услышанными, а выход из тупика говорением, проговариванием. Я слушала аудиокнигу в исполнении Игоря Князева и это немалое дополнительное удовольствие.
483,4K
Penelopa216 июля 2020 г.Читать далееКак-то после чтения книги о нашем печальном прошлом начала пятидесятых, я писала, что хочу найти роман, написанный от имени одного из этих «сталинских соколов», людей с холодным сердцем и пустыми глазами, хочу увидеть воочию, как ясноглазые комсомольцы вырастали в безумных садистов и палачей, как они пережили 1953 год, а потом 1956 год, как доросли до наших дней, что у них осталось в душе…
Вот в романе Полины Дашковой я кажется нашла именно такую сюжетную линию – Владилен Любый, сначала школьник, комсомолец, потом сотрудник органов, искренне верящий в свое дело палач. И 5 марта 1953 год для него стало крахом надежд и планов. Я готова была познакомиться со сложным психологическим винегретом, сложившимся в его голове… Но ничего не вышло. Автор пошла по самому простому и шаблонному пути, превратив его в безумного одержимого психопата. На самом деле жизнь и персонажи в той пьесе были куда сложнее
По сути в книге описан один из самых грязных эпизодов в нашей многострадальной истории – дело врачей 1953 года, гонение на евреев, грязное, беспринципное, удивительно жестокое и бессмысленное. Не зря герои с интересом изучают гитлеровские рекомендации по уничтожению еврейского населения, и находят для себя много полезного. Одной из сюжетных линий и становится противостояние вот этого самого Владилена Любого и Нади Ласкиной, семнадцатилетней девочки, сумевшей устоять перед опытным палачом. И желание обязательной мести стало целью всей его жизни вплоть до середины семидесятых, времени, когда разворачивается вторая сюжетная линия романа.
Сам по себе роман мне не очень понравился. Он написан по заказному шаблону. Действующие лица – интеллигентная семья Ласкиных, вот уж поистине интеллигентная. В ней приятны все – дед, мать, дочь, даже крохотный Никитка. Номенклатурная семья Уфимцевых – типичный представитель номенклатуры, со знакомыми генералами, с распутными детками, с пренебрежением поглядывающая на «сброд», в этих семьях все отвратительны и неприятны, кроме разве что Юрия Уфимцева, о чьей роли в жизни семьи Ласкиных становится ясно задолго до развязки
Такое черно-белое разделение упрощает картину и не идет на пользу роману.
Пожалуй, излишне оперетточным выглядят и наши странные связи с африканскими царьками, недавно слезшими с пальмы и ставшими нашими лучшими друзьями. Сарказм есть сарказм, но значительная доля истины в том есть, с кем только мы не дружили и кому только мы не вручали наши ордена, обесценивая их вдрызг ( вспоминается сразу Высоцкий - «отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер», ну и знаменитое
Живёт в песках и жрёт от пуза
Полуфашист, полуэсер,
Герой Советского Союза,
Гамаль Абдель на-всех-Насер)Все эти события вполне благополучных 70-х не менее мерзки, чем грязь 53-го.
381,7K
Arlin_5 апреля 2023 г.Страх – самая токсичная из всех эмоций. Страх создаёт эффект туннельного восприятия, сужает сознание до размеров игольного ушка. Ты больше не принадлежишь себе. Страх убивает.Читать далееПока я читала книгу Полины Дашковой, меня не покидало ощущение, что у меня в руках части головоломки. События постоянно перемещаются из настоящего в прошлое, сюжетные линии переплетаются и внезапно обрываются, герои меняются до неузнаваемости. В определенные моменты что-то щёлкает, кусочки головоломки встают на своё место, и ты с изумлением осознаешь, кто есть кто. Окончательно пазл собирается примерно к середине книги, но интерес не пропадает до самого финала.
Мы видим две эпохи из жизни страны и отдельных персонажей. В настоящем – брежневский застой, высылка Солженицына, холодная война. В прошлом – самый финал сталинского времени, болезнь Самого, "дело врачей" в стадии разработки, еврейский вопрос на пике. Вместе с главным героем Владом Любым читатель попадает в закулисье: допросы, выбивания показаний, сфабрикованные признания и при всём этом – абсолютно дикая вера в собственную правоту. Герой – явно психически нездоровый человек, он верит в собственную избранность и приближенность к вождю. В стремлении доказать свою фантастическую прозорливость он сам сочиняет не только тексты признательных показаний своих "подопечных", но и недостающие факты их биографии. А с делом номер 53 доходит до крайности: полностью продумывает историю девушки от рождения до семнадцатилетия, тасуя необходимые события и реплики, видя сионистский заговор в каждой случайно брошенной фразе, в каждом взгляде и движении губ. Удивительно, как этот цинизм и расчётливость сочетаются с безоговорочной верой в Сталина и его гениальный план. Впрочем, когда операция провалится, а Сам умрет, Любый моментально перепрограммируется. Однако главное остаётся неизменным – это его вера в себя, в свои силы, в свою правоту. Вера, граничащая с комплексом бога.
Вообще Влад оказался для меня открытием, по аннотации я предполагала в нём положительного героя, поэтому довольно долго пыталась его оправдывать. Например, моменты неоправданной жестокости в адрес Шуры в начале их истории не вписывались в образ, выбивались из общего ряда. Только позже понимаешь, что это и был он, настоящий Владлен Любый. На допросах, в общении с коллегами, среди друзей – везде он носил разные маски, а настоящая паучья сущность скрывалась глубоко внутри до самого финала.Вторым центральным персонажем становится Надя Ласкина. Сначала она предстает перед нами в образе серьезного учёного: интересная специализация (читать про бактериофаги было не менее интересно, чем про политическое закулисье), несколько выездов в горячие точки – места серьезных эпидемий. Холера и чума отступают перед стойкой женщиной, но в душе её таится страх. Изматывающий страх – отголосок прошлого, которое внезапно вновь тянет к ней свои лапы. Для меня было неожиданностью узнать в Наде ту самую девочку-еврейку, объект 53. Сейчас, после прочтения, я думаю, это было очевидно, но описания Нади из прошлого и Нади в настоящем были настолько разными по атмосфере, что я далеко не сразу сопоставила факты. История Нади была мне интереснее и ближе, чем история палача-Любого, в ней слышны отголоски "Крутого маршрута" Евгении Гинзбург, "Любки" Дины Рубиной и даже "Кафедры" И.Грековой. Сколько скрытой силы, стойкости и жизнелюбия в истории этой маленькой женщины со страшной судьбой!
Единственное, что меня совсем не зацепило, – линия с Нуберро. Да, понятно, для чего она нужна в книге, в конце концов, Юра – важный персонаж во всех сюжетных линиях, но особенных ассоциаций не возникло, и даже кроваво-каннибальские подробности перестали шокировать уже после первых упоминаний.В целом, получилась интересная история о политических интригах и простом желании жить; о палаче и его жертве; о разных временах, но оставшихся неизменными проблемах.
Содержит спойлеры33775
InfinitePoint12 сентября 2023 г.После прочтения сжечь! А ещё лучше — до.
Читать далееХочется только одного — ругацца и материцца. Злобный, мерзкий пасквиль. Мутная чернуха, выдаваемая за правду и рассчитанная непонятно на кого. Вот только не надо рассказывать, что г-жа Дашкова провела многие часы в закрытых архивах, долго и дотошно изучая секретные документы. Никаких секретов она тут не выдала, это всего лишь очередная интерпретация всем известных фактов, чистой воды спекуляция.
Опасность этой книги состоит в том, что всё преподносимое здесь как правда (с включением в повествование реальных исторических событий и реально существовавших политических деятелей) на самом деле является полуправдой. Если это художественная книга, тогда зачем всё это? При этом Дашкова пишет достоверно и убедительно, что делает эту книгу вдвойне опасной. Люди, плохо знающие историю нашей страны, могут поверить, что всё ровно так и было. Да, было и такое. Но зачем же так настойчиво убеждать нас в том, что не было вообще ничего хорошего? Если уж замахнулась на такую тему, то рассказывай всю правду, не вымарывая ничего по своему желанию, не искажая события и не вырывая их из контекста. За кого Дашкова нас принимает? За невежественную толпу, которой можно скормить любую псевдоисторическую халтуру?
Дело врачей? Антисемитизм? Да сколько же можно паразитировать на этой теме! А вы знаете, какое слово встречается здесь чаще других? Оно буквально лезет в глаза чуть ли не на каждой странице. Это слово "жид". Причём смачно так, с оттяжкой. Вот я не еврейка, в отличие от той же Дашковой, но даже мне было уже невмоготу его видеть и слышать. Зачем? Это что, вериги такие, самоистязание на публику? Может, хватит уже?
Не могу не упомянуть ещё одно словечко, которое высверлило мне мозг. Это глагол "сморщиться" и его вариации (поморщиться, наморщить лоб и т.п). Она вздохнула и сморщилась, он посмотрел на неё и сморщился, и так без конца. Если в ближайшее время кто-нибудь скажет"сморщиться" в моём присутствии, я за себя не отвечаю)))
Чуть не забыла. Здесь встречается нецензурная лексика, пусть немного, но есть. Этого я вообще не выношу. Меня это коробит, я считаю матерную брань исключительно вербальным способом выражения эмоций. При частном разговоре — да ради бога, можешь хоть небоскрёбы возводить из мата, но коли уж назвалась писателем — уважай читателя. Разве маты — это то, чем нас можно удивить и зацепить? Такое мы и сами умеем.
И последнее. В этой книге невообразимое количество персонажей. Даже не берусь их сосчитать, несколько десятков. Главных, конечно, меньше, но тоже хватает.
Гадкая, дурно пахнущая книга, которую г-жа Дашкова, не моргнув глазом, пытается втюхать нам со словами:
Какая-то часть общества способна помнить, думать, извлекать уроки, какая-то — тупо повторяет ТВ-пропаганду. Судя по тому, как борются с исторической реальностью чиновники-пропагандисты (уничтожают и секретят архивы, замалчивают и перевирают факты, называют черное белым), для них она представляет серьезную опасность. Они уж точно никаких уроков не извлекают, пытаются остановить время и существуют в дурной бесконечности, где Сталин — успешный менеджер в штопаных штанах, обаяшка, гений, государство — это наше все, личность — ничто, мы — самые лучшие, живем в осажденной крепости, нам все завидуют, ненавидят, хотят навредить.Ловко. Собственно, это всё, что нужно знать о манипуляции сознанием. Шпарит как по учебнику. Так что упаси вас бог принять Дашкову за пламенного борца за историческую правду. Её задача в другом — очернить наше общее прошлое, выпятить все грехи и промахи, вымарать правду. Зачем она это делает? Я бы могла сейчас толкнуть целую речь на эту тему, но благоразумно умолкаю.
28960
tarokcana85 декабря 2022 г.Очередная страшилка про КГБ.
Читать далееКнига Полины Дашковой увлекательна, но неприятна. Как в жаркий день, когда долго хочешь пить, и, наконец, дорываешься до воды. Пьешь, понимаешь, что вода с гнильцой, но остановиться всё равно не можешь. Так и с этим романом. Его невозможно отложить, потому что сюжет закручен, есть и эмоции, и накал страстей. Но после остаётся чувство неудовлетворенности. Как от воды, которая не пошла на пользу.
Сюжет: 1952-1977 гг. СССР. Действие переходит от Сталина к Брежневу; от международных отношений к жизни обычных людей; от любви к трагедиям; от реальности к мистике. Глобально, масштабно и реалистично. Показаны неприглядная изнанка работы КГБ и руководства страны, печально известное "дело врачей", жалкая жизнь советских граждан. Читая подобные книги, где чередуются события и люди, разделённые четвертью века, хочется поскорее обнаружить между ними СВЯЗЬ. Здесь она проступает постепенно, вводя в заблуждение, путая и интригуя.
В описываемые времена роман был бы отнесён к "антисоветской литературе". У книги явный перегиб: всё было плохо, мерзко, подло и глупо.
Руководители КГБ и ЦК были, по мнению автора, дураками и/или психами, и/или садистами. Не лучшим образом показаны и рядовые советские граждане. Часто употребляется обезличивающее "ширнармассы" (отвратитеььное, на мой взгляд, слово).
Роман является полным антиподом литературы советского периода, когда советский строй восхвалялся, и недостатки у него отсутствовали. Здесь отсутствуют достоинства. Но плох любой перегиб. Отторжение вызывает любое передергивание фактов, в какую бы сторону не велась подтасовка. Складывается впечатление, что автор яро ненавидит СССР в целом и, как написали бы раньше, "красной нитью проводит эту мысль". Как будто в писательнице сидит личная обида на Сталина, КГБ и жизнь в то время, и она в своих книгах её выплескивает на читателя.
В конце 90-х годов прошлого века, когда было модно поливать грязью Советы, когда снова был период "мы наш, мы новый мир построим", этот роман получил бы твёрдую "5". А сейчас только "3". Потому что книга не должна подавать ситуацию настолько однобоко и пессимистично. Увлекательная книга, а оставляет какое-то безнадёжно-гнетущее впечатление. Кроме того, много ненормативной лексики.
Таким образом: роман интересный, но мне не понравился.23800
Mezhdu_Prochim25 ноября 2019 г.Москва — город маленький
Читать далееДля меня Полина Дашкова стояла в одном ряду с Марининой. Ожидался просто российский дамский детективчик, который попал в список читаемого только благодаря озвучке Игоря Князева. А тут неожиданный сюрприз. Это роман, затрагивающий тяжелую и страшную страницу истории СССР. Конец правления Сталина, дело врачей. В центре событий - еврейская семья. Папа - терапевт, дочка - студентка первого курса медицинского. А дальше история про то, как стать седой в 17 лет.
Я такие вещи обычно не читаю, бегаю от них. А тут влезла, и назад пути нет. И читать страшно, страшно не из-за мистики какой. А потому что у психопатов (в прямом смысле слова) на руках все козыри, все возможности и неограниченная власть.
У меня с историей плохо, на каких-то неточностях автора поймать не смогла бы. Вот и впитывала, как губка: Сталин, Берия, немного Хрущева. И волосы дыбом вставали. И страшно, что история идет по спирали. Эти застенки, тюремные пытки, закрытая граница, дефицит. А вот на том, что Москва у Дашковой оказалась очень маленькой, я постоянно спотыкалась. Все друг друга знают, все друг через друга связаны. Даже странно, что Юра узнал о Наде лишь через 20 лет.
Горлов тупик... Да, улица такая. Коммуналка на ней, беспроссветная жизнь, тупик. Но нравится мне еще этот "горлов". Комок в горле, молчание, подписка о неразглашении, жизнь в вечном молчании, все внутри.
Совершенно не жалею, что неожиданно взяла эту книгу. О жутких, но нужных вещах она.191,1K