
Ваша оценкаРецензии
strangerInTheRainGoHome16 декабря 2019 г.Жизнь после катастрофы
Читать далееЖанр постапокалипсиса в современной фантастике пользуется довольно большой популярностью. Но в основном авторы сводят бытие персонажей к выживанию и различным взаимоотношениям на фоне войны каждого против всех. На этом фоне особенно выделяется роман Кима Стэнли Робинсона «Нью-Йорк 2140», где показана обычная жизнь людей, только на фоне произошедшей глобальной катастрофы.
Итак, идет XXII век. Глобальное потепление случилось, большая часть льдов растаяла, и многие прибрежные города затопило. В том числе и Нью-Йорк. Но люди не начали массовый исход из города, а стали налаживать жизнь. Появились крытые переходы между небоскребами, сады на их вершинах, причалы у верхних этажей, а вместо автомобилей люди обзавелись лодками.
Линий повествования в романе целых восемь. Они связаны со следующими персонажами: программисты Матт и Джефф, инспектор полиции Джен, финансист Франклин, инженер Владе, безымянный гражданин, от лица которого мы узнаем хронологию катастроф, ведущая шоу Амелия, управляющая зданием Шарлотт, и мальчишки Стефан и Роберто, занятые поиском сокровищ. Все они связаны с небоскребом МетЛайф Тауэр, на примере которого нам показывается, как люди живут в новую эпоху и как справляются с настигающими их новыми бедствиями.
Повествование само по себе неторопливое, одни события постепенно сменяют другие. Большое количество повествовательных линий создает объемную картину происходящего. Интрига в романе также присутствует. В самом начале кто-то похищает Матта и Джеффа, и в то же время поступает предложение выкупа здания Мета. Следить за детективной линией интересно, но она не является основной.
Много внимания в романе уделяется экономической системе нового времени. Текст изобилует финансовыми терминами, которые сложно воспринимать человеку непосвященному. При этом важно уточнить, что основной смысл происходящих событий угадывается через пересказ персонажей, далеких от сферы экономики. Также может смущать изобилие цитат из нашего времени, как будто весь период от современности до 2140 года культура не произвела ничего нового, и не смогла заслонить культуру XIX-XX веков.
Основой романа, как и заявлено в его названии, является сам город Нью-Йорк в новых декорациях. Если вам интересна такая гипотетическая ситуация и нравится читать про то, как люди приспосабливаются к новым условиям, живут, экспериментируют, справляются, например, с ураганом, смело читайте «Нью-Йорк 2140». Это добротный, интересный в своей специфичности роман.
1052,4K
nastena03108 августа 2021 г.I Σ> NY
Потому что жизнь незыблема,Читать далее
Потому что жизнь шире уравнений, сильнее денег, сильнее оружий, ядов и плохой политики зонирования, сильнее капитализма,
Потому что Мать-Природа бьет последней и Океан силен, а мы живем только здесь и больше нигде, а Жизнь упряма и ее нельзя убить.
Вот Жизнь и стремится нырнуть в ваши темные омуты, Жизнь стремится разрушить ограды и вернуть общины,
О темные омуты денег, законов и квантиоценочной глупости, вы, сверхпростые алгоритмы жадности, отчаянные простаки, жаждущие услышать историю, которую сумеете понять,
Жаждущие безопасности, избавления от неопределенности, контроля над волатильностью, о несчастные боязливые придурки,
Жизнь! Жизнь! Жизнь! Жизнь стремится надрать вам задницы.Неоднозначные впечатления остались у меня от данного романа, даже в оценке очень долго колебалась, потому что мне вроде и понравилось, и в то же время много различных нюансов возникало по мере чтения, поэтому в рецензии попробую рассказать и собственно самой по мере написания разобраться, что мне понравилось, а что нет. Итак, автор рисует нам постапокалиптичное будущее Земли, человечество таки доигралось, озоновый слой разрушился, льды тают, уровень океана поднялся и соответственно все прибрежные города оказались под водой, по крайней мере частично. Нью-Йорк давно уже рос ввысь, так что до конца под воду не ушел, превратившись в своеобразную Новую Венецию, где люди живут в небоскребах на незатопленных этажах, перемещаются по городу на разнообразных плавсредствах, а сады разбивают на крышах. Мы как тараканы, в какой-то мере неубиваемы и можем приспособиться к чему угодно.
Новый дивный мир писатель нам показывает через различных героев, среди которых, я думаю, невозможно выделить главного или даже главных, они все важны и у каждого своя история. Это и двое мальчишек-сирот, водяных крыс, что ночуют, где придется и вдохновленные одиноким стариком ищут давно затонувшие британские сокровища под толщей воды и слоем асфальта. Это и двое хакеров, которые хотели бы поломать систему, в которой финансы правят миром, а власть и деньги сосредоточены по сути в руках единиц. Это и чернокожая полицейская, влюбленная в свой город и готовая защищать порядок в нем даже ценой своей жизни. Это и управляющий одного из превратившегося по сути в город-государство небоскребов, переживший когда-то личную трагедию, теперь он не представляет свою жизнь без работы. Это и пятидесятилетняя адвокат, которую бесит несправедливость, с которой она готова бороться днем и ночью в ущерб собственным интересам, здоровью и прочему. Это и молодой щеголеватый финансист, кажущийся на первый взгляд абсолютной пустышкой, но под маской прячущий очень даже человечное лицо. Это и звезда облачного шоу, путешествующая по всему миру на дирижабле (в новом мире они снова в моде), сексапильная немного глуповатая, но очень добрая девушка, которая больше всего интересуется выживанием животных после произошедших катаклизмов.
Всех их объединяет Нью-Йорк и та самая высотка, в которой они живут и пересекаются. Больше всего мне понравилась линия мальчишек с поисками клада и линия Амелии, той самой звезды шоу, хотя ее же история и заставила меня больше всего грустить, было до одури жаль белых мишек, которых она искренне пыталась спасти от вымирания, переселив в Антарктиду, то что с ними произошло ужасно, я негодовала и чуть ли не ревела вместе с ней... Общая же картина у меня не то что бы не сложилась, мне показалось, что автор и не ставил перед собой цель сплести все их линии воедино, хотя вроде он это и сделал... Как-то мне их разрозненные истории напоминали сборник рассказов, посвященных созданному писателем миру, герои которых пересекаются, общаются, порой перемещаются из своей истории в чужую, но по сути все это было для меня различными фрагментами одной большой картины, на которой нарисован постапокалиптичный Нью-Йорк...
Вот кстати раннее я говорила, что не могу выделить здесь главного героя, а сейчас поняла, что ошибалась, он тут есть, это как раз город, чувствуется, что автор к нему неравнодушен (и я могу его понять! однажды побывав, влюбилась на всю жизнь), он предстает перед читателями в самых разных обличиях. Мы видим его и в полном блеске и великолепии, одним из важнейших мировых финансовых центров, где богачи со всего света хотят заполучить квартирку ради престижа и плевать, что город частично ушел под воду, видим и потрепанным, но не сломленным, пережившим еще одно стихийное бедствие, которое разрушило множество зданий и убило многих людей и животных, населяющих его... (Кстати глава с описанием бури меня очень впечатлила, пожалуй, это моя любимая часть романа.) Нью-Йорк выстоял, новый Вечный Город, который нельзя стереть с лица земли.
Мне понравился описываемый мир, мне дико понравился сеттинг, меня не раздражал и не оставил равнодушной никто из героев, несмотря на их большое количество, они не картонки, а живые люди со своими интересами, мечтами, проблемами и тараканами, мне понравились отдельные истории, из которых автор созадет свой роман. Что же мне не зашло? Ну, во-первых, как я уже и говорила, отсутствие общесюжетной линии, которая, как тот мёд, вроде есть, а вроде и нет. Во-вторых, местами, каюсь, мне было откровенно скучно, когда автора уносило в финансовую сферу, от которой я очень далека, все эти игры на бирже, мировые индексы чего-то там, волатильность, трейдеры, финансовые пузыри... Общую идею я улавливала, а ковыряться в этом всем подробнее, честно говоря, желания у меня не возникало. В-третьих, это социалочка, заявленная автором, я не верю в революции, вот честно, точнее не верю в то, что народ от них реально выиграет. Конечно, автор молодец, что показывает альтернативное сопротивление власть имущим, бескровное, ненасильственное, но для меня нарисованная им картина абсолютна нереальна и утопична, я, как уже не раз признавалась, не очень высокого мнения о людях в целом и не верю в них. Поэтому да, прикольно, да, классно, но нет, нереально... Хотя посыл хороший.
В общем не жалею, что прочла, бросить мне, несмотря на ощутимый при чтении объем, не хотелось, но и каких-то восторгов тоже не случилось, хорошая социальная фантастика о мире уже пережившем апокалипсис, но сумевшем сохранить цивилизацию в привычном нам смысле этого слова. Больше всего меня порадовал сеттинг, пожалуй, я бы вернулась еще в этот мир, а точнее даже в этот Нью-Йорк с его дирижаблями, вапоретто и торчащими из океана, но при этом жилыми, небоскребами.
– Забавно было отметить, как мало Нью-Йорк изменился за эти столетия.
– Что есть, то есть. Если не считать того, что теперь он под водой и избит бурей.
– А как без этого? Суть остается вопреки обстоятельствам. Как всегда и говорила Мехитабель.743K
russischergeist14 сентября 2019 г.Вода - наше всё!
Читать далееВ первый раз пожалел, что именно с этого романа начал знакомство с творчеством автора, а не c трилогии или "2312", которые собирали пачками премии "Локус" или "Небьюла". Критиков здесь порадовало, что автор впервые обратился к многообразию в сюжете. И я тоже отметил этот факт по началу чтения, уж достаточно много жанровых элементов из разных стилей собрал здесь автор. И если, например, у Питера Гамильтона, которого я сейчас читаю параллельно, в итоге получается гремучая смесь, здесь же ближе к середине книги эти скачки и развитие параллельных сюжетов формально независимо друг от друга, стало меня раздражать. Конечно, это мое субъективное мнение, я всегда был противником произведений, где несколько сюжетных линий разбито и подаются автором просто скачками от одних к других, в принципе именно этот факт мне и мешает, например, полноценно наслаждаться романа Джорджа Р. Р. Мартина.
Я бы сказал, что этот роман, мягко скажем, излишне американский, или другими словами, будет очень близок американским читателям, или хотя бы тем, кто был или живет в Нью-Йорке. Они знают город, достопримечательности, районы и могут адекватно воспринимать образно ситуацию города, возникшую после двух так называемых "скачков" - миникатастроф, поднявших на порядок уровень мирового океана и затопив все прибрежные города мира. Если многим городам тупо не повезло, то у части Нью-Йорка был еще шанс за счет верхней части города и больших высоток, которые можно было бы дальше использовать, если укрепить их гидрогерметикой. Вот именно в таком, совершенно незнакомом, так близком многим людям Нью-Йорке и происходит основное повествование книги.
А тут вам есть все, кто что полюбит - азартные до авантюрности хакеры, мальчишки - любители понырять, что найти очередной клад на затопленных территориях, детективная история, большой огромный дом с семейными мини-историями соседей, финансовые операции, фондовые индексы и балансы, любовная линия, современная внутренняя политика - да, обычный американский мир, но уже там, в утопической природе будущего. Этот гремучий сплав, конечно, развлекает, и читатели невольно задумываются о будущем нашей цивилизации в будущие времена большого потопления, а к такому сценарию, возможно, мы катимся реально.
Чего я не увидел в романе - явного продвижения в технологиях, мне даже показалось, что к состоянию через 120 лет мы даже ушли на лет 10 назад, не верится, что даже с таким катастрофальным состояниям планеты в области ИТ не было дальнейших новых прорывов. Очень много отсылок и метафор к американской культуре, политике, шоу-бизнесе, но даже не из современности, а именно из конца прошлого века - короче, все, что так близко самому автору по возрасту, но не факт, что близко более молодым американцам - потенциальным читателям, а уже людям, живущим через 120 лет и подавно. Вот, скажите, помните ли вы какие-нибудь знаковые слоганы, пламенные речи, например, Достоевского, Герцена или там императора Александра III или композиторов из "Могучей кучки"? Вот и они, люди двадцать второго века не вспомнят ничего существенного с двадцатого-двадцать первого кроме самого самого пламенного, типа знаменитых слоганов "Yes, We Can!" или "Betcha Can’t Eat Just One".
Что же еще снизило оценку от впечатлений после неплохого экологической фантастическо-детективной утопии? С одной стороны красивое, но уже слишком зашкаливающие количество и неудобные места вкрапления эпиграфов и крылатых фраз известных людей. Они, безусловно хороши, люблю их наличие в романе, но не со всеми местами их использования я согласен.
Генри Дэвид Торо: Не проникнемся ли мы сочувствием к ондатре, которая отгрызает себе лапу в ловушке, не пожалеем ли ее за ее страдания и в силу нашей общей смертности не оценим ли ее героизм? Не делает ли это нас братьями по участи? Для кого тогда поются псалмы и проводятся мессы, как не для таких, как она, достойных?Отлично сделаны вставки с рассуждениями автора о проблемах человечества, где заодно автор и рассказывает о том, что же произошло с миром за эти 120 лет. Вместе с тем, другие части романа очень динамичны по части диалогов, а так как персонажи уж очень разношерстные, то повествование действительно смотрится от этого динамично. Так что если вы хотите увидеть в своих глазах современную нью-йоркскую Венецию или поболеть за сумоистку, выступающую на соревнованию водном сумо и в очередной раз спасти мир от новой катастрофы, то эта книга для вас!
Буду ли я знакомиться дальше с творчеством автора? Безусловно! Автор убедил меня своим профессионализмом и интеллектом, а эти качества я больше всего ценю в современных писателях.
56923
majj-s23 мая 2020 г.Революция, ты научила нас
Нужно было любить эту землю так, как любишь свою мать, а если ты не любишь мать, то как своего ребенка или самого себя. Потому что земля – это ты сам.Читать далееОн невероятно крутой. и такой разный. Четыре книги (вторая половина моей карантинной весны проходит под знаком Кима Стенли Робинсона) - и ни одна не похожа на другую. Побывала в дальнем космосе с "Авророй", пожила в мире без Европы и европейцев с "Годами риса и соли", узнала и полюбила титана Возрождения со "Сном Галилея". Теперь время Нью-Йорка. Затопленного.
Глобальное потепление, о необходимости реагировать на которое так долго ̶т̶в̶е̶р̶д̶и̶л̶и̶ ̶б̶о̶л̶ь̶ш̶е̶в̶и̶к̶и̶ предупреждали экологи развернулось по экспоненте. Льды на полюсах значительно подтаяли. Уровень мирового океана поднялся на несколько метров. Прибрежные города оказались в зоне затопления, какие-то ушли под воду полностью. Не Нью-Йорк, который, вы помните, город небоскребов.
Некоторая часть их, построенная на скальном основании, оказалась по-прежнему пригодной для жизни. Нет, ну не по-прежнему, все переменилось и теперь бывший кондоминимум МетЛайф Тауэр, как и большинство подобных ему, стал общинным хозяйством. Просторные квартиры поделены на клети, с местом едва для кровати и стола, кухня общая, крыша отдана под садово-огородное хозяйство, по затопленному периметру на разных уровнях моллюсковые и рыбные садки.
И что, не разваливается? Основание надежное, а фундамент и часть стены, что под водой, изнутри и снаружи укреплена алмазным спреем (сверхпрочное покрытие на основе нанотехнологии). Передвигаются горожане на лодках и катерах. Никакого бензинового или дизельного топлива, только заряжаемые аккумуляторы. Откуда электроэнергия? Солнечные батареи, приливы-отливы, ветер - необходимость выживать делает человечество очень изобретательным.
И уверяю вас, жильцы Мета чувствуют себя невероятно счастливыми, полной мерой осознавая, насколько им повезло. Девять десятых нью-йоркцев живут в куда худших условиях, в домах, признанных непригодными для жилья и готовых обрушиться в любую минуту. Но это Большое Яблоко, дети, людям нравится в нем жить.
Занятно, что элитные высотки в лучших районах пустуют. То есть, не совсем, на несколько дней в году посещаемые владельцами, в остальное время находятся под вооруженной охраной. Лучшим жильем владеют люди, которые в состоянии содержать частную армию для его охраны. Недвижимость может сильно колебаться в цене, но основным финансовым активом пребудет вовеки.
Равно как незыблемым останется правило, согласно которому пять процентов населения Земли владеют восемьюдесятью процентами ее богатств. И, поскольку в целом непосредственно над ними (а также над их потомками до сотого колена) не каплет, готовы допустить, чтобы весь остальной мир отправился в тартарары. Помните эту замечательную логику Луи-После нас хоть потоп-XVI и Марии-Почему они не едят булочки-Антуанетты?
А значит, помните и то, чем она оборачивается? Нет, я отдаю приоритет эволюции перед революцией, мы в России слишком хорошо помним, к чему она приводит. У нас ужас повторения в генах, и прошедший век его не вытравил. Впрочем, вариант, предлагаемый КСР вполне может сработать. Ну, хотя бы потому, что действующей силой здесь выступит не Шариков под водительством Швондера, но удивительная общность людей, каждый из которых личность, а вместе они несокрушимая сила.
Нет, в основе не "взять все. да и поделить", как на определенном примитивном уровне можно истолковать предлагаемый автором вариант решения. Он большой умница и обосновывает происходящее в романе серьезной политэкономической базой. Вообще, с точки зрения человека, желающего повысить собственный уровень осведомленности о финансовых потоках, законах функционирования фондовых рынков, хеджирования и волатильности книга чистый восторг.
Разумеется, ценность романа в глазах читателя не в просветительстве. "Расскажи мне историю", - просим, беря книгу. И здесь она будет. Да такая, что дух захватит. Честно, в эпизоде с Амелией ("Облачной Звездой"), спасающей на своем дирижабле шестерых белых медведей, на которых, по странной случайности, не подействовал транквилизатор, я поймала себя на том, что сжимаю кулаки и пищу от страха, когда звери ворвались в ее отсек.
А программеры Матт и Джеф. Умники, оторванные от реальности. Каково это было, оказаться в подводной тюрьме за попытку "врезки". Что такое? Н-ну, род хакерства, перенаправляющего сверхдоходы корпораций на социальные нужды. Да, чистой воды робингудиана и утопия, но поплатились они за нее не по детски. И это было страшно.
А двое нью-йоркских беспризорников Стефано и Роберто, Том и Гек образца 2140. Сколько раз сердце замирало от ужаса за них, но и какая яркая незамутненная радость была, когда нашли - упс, молчу, не хочу портить удовольствия тому, кто захочет прочесть. Да что пересказывать. про всех в отдельности? Всего не расскажешь, а роман не об отдельных людях, он про "вместе". Надо читать. Чтобы вспомнить (или понять), что вместе мы сила.
– То есть ты хочешь сказать, что намерена сменить тренд, который длится уже десять тысяч лет.
– Что ты имеешь в виду?
– Что богатые богатеют, а бедные беднеют.42722
Solnechnaja22017 февраля 2018 г.Читать далее«Нью-Йорк 2140» – это первое мое знакомство с творчеством Кима Стэнли Робинсона, хотя в бумажном виде давно уже дожидаются и трилогия про Марс, и пока не переведенный на русский роман «Аврора». И знакомство более чем удачное. Почему-то у меня сложилось впечатление, будто бы автор должен отличаться особой дотошностью и скрупулезностью в описании мира и фантдопущений (не иначе как из-за общего объема «марсианского» цикла), и что увлекательной истории ждать вряд ли стоит, ограничившись полным погружением в реалии книги. Оказалось, что по крайней мере новый роман Робинсона совмещает приятное с полезным; он одновременно и интересный, и по-хорошему монументальный.
Близится середина XXII века, и человечество наконец получило достойный ответ на все созданные им экологические проблемы – таяние ледников вызвало повышение уровня Мирового океана, и прибрежные зоны многих стран оказались затоплены, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Агрессивная аннотация наводит на мысли о фильме «Послезавтра» и о том, что в романе нас ждет описание эпического апокалипсиса. Хотя подобные сцены в книге тоже найдутся, второй по счету и пока последний катаклизм случился в самом конце XXI столетия, и жизнь мирового сообщества в общем и целом устаканилась, несмотря на обилие беженцев из все еще подтапливаемых регионов, время от времени падающие в зоне литорали здания, подточенные приливами и отливами, и дамоклов меч в виде оставшихся ледников. Вымершая из-за климатической катавасии фауна и остановка грузового и пассажирского сообщения в нашем привычном смысле прилагаются. Люди несколько образумились, быстренько сократили выбросы CO2, придумали какие-то суперпрочные и водонепроницаемые материалы для строительства домов и обработки поверхностей, занялись спасением выживших видов животных и из личных автомобилей пересели в водный транспорт. В таком виде мы и застаем Нью-Йорк – вся бывшая прибрежная зона покрыта водой, улицы запружены лодками, катерами и яхтами, а между домами люди передвигаются по крытым «небесным» мостам.
В центре повествования – небоскреб МетЛайф Тауэр на Мэдисон-сквер с двумя тысячами жителей и причудливой архитектурой. Все персонажи, сделанные Робинсоном рассказчиками, за исключением абстрактно-конкретного горожанина, живут в Мете, а события романа то прямо, то опосредованно касаются в равной степени и небоскреба, и Нью-Йорка в целом. Первые главы наводят на мысль, что сюжетно роман будет основываться на экономике – несмотря на природные бедствия, капитализм никуда не делся, и неравенство между мультимиллионерами, покупающими за баснословную цену квартиры в сухом Верхнем Манхэттене, и несчастными обитателями литоральной зоны, которым некуда податься, не дает покоя некоторым героям. Но хедж-фонды, «пузыри» на рынке недвижимости и индексы, определяющие надежность вложений, сменяются то производственным триллером с похищением и диверсиями, то приключенческим романом с поисками сокровищ затонувшего в конце XVIII века в проливе Хелл-Гейт корабля, то социальной фантастикой, поднимающей вопросы взаимоотношений людей в новых климатических условиях.
Персонажи у Робинсона очень разные, и объем романа дает раскрыться характерам и показать переход от абсолютной чуждости незнакомцев к сплоченности, вызванной общей целью. К концу книги ни с кем из них не хочется расставаться, даже с пресловутым горожанином, который время от времени прерывает повествование экскурсами в историю Нью-Йорка, подробно разъясняет, как происходил процесс таяния ледников, и размышляет, почему нью-йоркцы никогда не одеваются по погоде.
Мир недалекого будущего в романе на первый взгляд мало отличается от нашего, но дьявол кроется в деталях, и вот уже упомянуты композитные материалы, из которых небоскребы строят уже не в десятки, а в сотни этажей; летающие деревни, удерживаемые в воздухе аэростатами; плавучие острова, переправляющие жителей и беженцев из гавани в гавань; и коридоры естественной среды обитания, аналогичные нашим заповедникам. Наряду с технологическими новинками у мира романа есть и вполне знакомые черты – блогеры, которые могут заниматься исключительно полезным делом спасения вымирающих животных, но все равно должны заботиться о рейтингах и количестве просмотров; дроны, приспособленные для подводных работ; и аналоги наших смартфонов, носимые на запястьях. Никакого киберпанка и полетов на Луну, поэтому «Нью-Йорк 2140» и не читается как фантастика. Описываемый Робинсоном мир кажется очень логичной экстраполяцией существующих реалий в XXII век. Возможно, излишне оптимистичной в плане супер-композитов и летающих поселений, но у нас еще 120 с лишним лет, чтобы все это организовать.
То, что в конце автор прямым текстом заявляет, что люди нисколько не поумнели, и все очень плохо и станет только хуже, не добавляет роману пессимизма. Даже самые драматичные события уравновешиваются стремлением людей если не исправить свои ошибки (и даже не перестать их повторять), то по крайней мере не сдаваться и организовывать свою жизнь в условиях, которые кажутся совершенно для этого непригодными (и даже, обожемой, на этом зарабатывать!). Да и главные персонажи, по личным ли качествам или из вынужденной необходимости, помогают друг другу и окружающим, так что мир «Нью-Йорка 2140», несмотря на довольно мрачные перспективы, живет и радуется жизни – этакий сплав романа-предупреждения и гимна выживаемости людей.
P.S. Никогда у меня не было мечты побывать в Нью-Йорке, а теперь, благодаря роману Робинсона, появилась. Единственное, что меня разочаровывало в книге – то, что читать ее было бы идеально, прогуливаясь по улицам города, упомянутым автором, и представлять над собой толщу воды и морскую живность.
P.P.S. Очень порадовали манера письма и эрудиция Робинсона, который между делом вставляет выдержки из стихов Маяковского и Уолта Уитмена, ссылается на Пинчона (pynchonpoetry of twilight on the water – восхитительно), Йейтса, Беккета, Мелвилла, Дос Пассоса и других. Мелвиллу досталась даже отдельная сюжетная ветка с призраками и старыми кладбищами. Сведения об экономике и экологии познавательны и не должны отпугнуть даже самого неискушенного читателя, у Робинсона явно талант рассказывать обо всем достаточно просто, пусть и в манере некоторого превосходства (когда он предлагает читателю пропустить пассаж про таяние льдов и перейти к основной истории, если тому сложно и непонятно).
401,4K
etapoid20 сентября 2019 г.Читать далееБлагодаря тому что рецензию писала не по горячим следам, пересмотрела оценку и поставила 8.
Мир и персонажи прописаны хорошо, их взаимодействия, отношения в тесном кругу, совместные приключения, эдакий кружок по интересам в рамках одного дома. Мне особо понравился финансит, его изначальная пафосность не привлекала, но по ходу он раскрывался с другой стороны, то что вытаскивал мальчишек из передряг, как переживал отношения с местной красоткой, как в последствии терзался от нахлынувшей симпатии к домоправительнице. А вот сама главная мне была довольно безразлична, но под конец впечатление испортилось, зря она в политику полезла.
Мне не было понятно, почему в мире 22 столетия так часто упоминаются личности и события 20 века, это довольно странно и не логично, как по мне. А ещё, дедушка очевидно врун, как он сохранил карты, всё же мир значительно шагнул вперёд и о встречи с Хемингуэем тоже ложь, скорее всего.
Недописан мир, нет ощущения что это 22 век.Хотя претензии есть, но по впечатлениям нормально.
23635
Miss_Dragon26 апреля 2024 г.Экономика потопа
Читать далееБрала книжку с глубокой неуверенностью, что дочитаю вообще - опыты с этим автором раньше были не особо вдохновляющими. Но сюжеты же интересные, ну погрызу кактус... Оказалось, даже не кактус! Глобально тема не особо легкая и понятная - многое завязано на финансы, биржу, недвижимость, прочие вещи, от которых обычно я дальше, чем от освоения Марса, но читалось (слушалось) все равно влет. Действие в целом было привязано к одному месту, достаточно локализовано по времени, и в этом месте переплелись истории совершенно разных людей, начиная от "водяных крыс" - нелегалов и прочей нищеты, промышляющей неизвестно чем на затопленных улицах (глобальное потепление is coming), через тех, кто сейчас был бы "офисными работниками", компьютерщиками, коммунальными работниками, до довольно крупных шишек, знаменитых блогеров, финансистов и политиков. Дети постоянно путаются под ногами и ищут клад, взрослые пытаются сохранить свой дом, почти обычная жизнь. Отдельной ноткой был налетевший на город ураган, с которым все усердно боролись. Герои получились не вершиной психологизма, этого я и не ожидала, но все же достаточно живыми и разными. С героями у этого автора в прежних прочитанных мною книгах был особый швах, так что тут прямо порадовал. Местами действие было напряженное и переживательное, местами я ржала в голос. Правда, по детективной линии ожидания не оправдались, в целом детектива не случилось, ответы приплывали как-то ну почти сами. Ну и не очень-то и рассчитывала, прямо скажем.
15171
Kelderek22 августа 2019 г.Тонет, тонет, не потонет
Читать далееЛьды однажды растают, даже к гадалке не ходи. Как же будет жить человечество, что случиться с прибрежными районами? Как произошедшее повлияет на социальную организацию общества, экономическое устройство? Ким Стэнли Робинсон в своем романе «Нью-Йорк 2140» заходит много дальше Лалин Пол с ее «Льдом», где озвученные выше вопросы тонут в каких-то отвлеченных лозунгах: Арктика гибнет, корпорации наживаются.
По Киму Стэнли Робинсону корпорации будут наживаться всегда. Любое событие, технологический прорыв или природный катаклизм, способно стать поводом для рыночной игры. Но это не важно. Важно другое – кто станет получателем прибыли и в чем эта прибыль в итоге будет выражена – в абстрактной цифири на частном счете или в конкретных и ощутимых всем обществом благах.
Вообще сопоставляя в определенном аспекте эти столь разные книги, лишний раз убеждаешься в том, что фантастика – больше чем литература. Здесь недостаточно одной лишь констатации фактов, горестных воздыханий, мелодраматического заламывания рук. Всегда надо показать, как и что работает. И в этом деле любой писатель-фантаст обставляет просто писателя. Но об этом чуть позже.
Пока о самой книге: льды растаяли, с мишками тоже не все OK, люди живут в новообразованной Венеции со всеми вытекающими отсюда последствиями – протечки, водный транспорт, совершенно иная логика отношений и инфраструктуры в мегаполисе.
Перед нами вновь роман не о героях, а о месте. Помимо всего прочего, книга Робинсона - научно-фантастическое признание в любви к Нью-Йорку. В наш век антропоцентризма за такой подход можно было бы только похвалить, но автор явно перебарщивает с креном в социально-экономическую и прочую географию. Герои в этом романе – пешки, сюжет – лишь предлог, чтоб читатель не умер от скуки, читая растянутое описание полузатопленного Нью-Йорка. Что касается действующих лиц, то можно сказать, что у Робинсона вообще сложился с течением времени некий пантеон масок комедии дель НФ: финансист, юрист, блогер, детектив, революционер, политик, ученый, технарь-инженер. Эти маски со времен «Красного Марса», кочуют у него из одного романа в другой, оттеняя столь же строго заданный набор событий – преступление, обуздание сил природы, политические игры и обязательные народные волнения.
Робинсон во многих книгах занят тем, что просто тасует декорации. Поэтому в романе «Нью-Йорк 2140» все тот же джентльменский набор: наука+революция+детектив. В зависимости от той или иной книги определенный компонент оказывается ослаблен, другой или другие напротив усилены. В «Нью-Йорке 2140», как и в последующей «Красной Луне», к примеру, революции побольше. Не роман, а художественная рекомендация о том, как «пора вернуть эту землю себе», с изложением методики и тактики борьбы с распоясавшимся неолиберализмом и принаглевшим капитализмом.
В этом романе футуристический нон-фикшн вообще превалирует над художественной составляющей. И это ощущается не только по ощутимому крену в описательство Нью-Йорка, готового эволюционировать в Восторг из «Биошока», а уже по одному тому, что самыми содержательными, убедительными и интересными являются главы чистого нон-фикшна, написанные от лица некоего «Гражданина».
Конечно, любой классический НФ-роман собственно тем и отличается от романа с использованием фантастического элемента, что имеет двойственную художественно-документальную природу. При этом документальное соотносится не с настоящим, а с грядущим. Фантаст описывает в рамках далеко не художественных, то чего еще не может быть, так словно оно существует, а он сам – живой свидетель того, как это несуществующее существует и работает.
В этом смысле Робинсон в «Нью-Йорке 2140» работает практически в русле жюльверновской традиции, отягощенной однако некоей идеологической концепцией. Здесь эта концепция выдержана в антикапиталистических тонах (роман открывается мини-дискуссией об изъянах капиталистического строя). Хотя антикапитализм, следует признать, в книге довольно специфический. По существу разговор идет о своего рода движении к госкапитализму нового типа, который противопоставлен разнузданности рыночных акул, переходу к капитализму экономики, домохозяйств, удовлетворения потребностей, а не хрематистике, то есть строю финансово-спекулятивного характера. Собственно политической программы у героев, кроме «отнять и поделить» нет, так как нет системной политической идеологии, нет видения нового общества, нет новой версии коммунизма или еще какой-нибудь концептуальной социальной системы.
Все кончается экономическими нюансами (и от того в романе много экономики) и вопросами общественной собственности, за которой и скрывается довольно странная концепция государственного капитализма без государства.
Идея безгосударственности кочует у Робинсона из романа в роман, его заменяет излюбленная американским автором община (в данном случае что-то вроде ТСЖ, которое и становится основным объектом описания и субъектом деятельности в книге).
Идея общинной или общественной природы того, что называется государством, оправдывающая понравившуюся автору фишку с национализацией сама по себе ценна, особенно для нас, мыслящих и оперирующих какими-то мифологическими сущностями, фантомами чистой воды вроде неких метафизически изначальных и самостийных «государственных денег», «государственных субсидий».
Робинсон из книги в книгу, а здесь особенно отчетливо дает понять: «все вокруг колхозное – все вокруг мое». Это напоминание, весьма кстати, поскольку те, кто олицетворяют собой государство, как правило, забывают, что своим существованием государство обязано обществу, а отчуждение от него никому ничего хорошего не принесет.
И все же, следует помнить, бродящий в творчестве Робинсона, общинный идеал работает только в обособленных, замкнутых марсианских поселениях или городах-полисах, распадающихся в свою очередь на мелкие группы, подобно затопленному Нью-Йорку 2140-2143 года, о котором идет речь в романе.
Что будет с государством? Что придет ему на смену? Вот об этом хотелось бы почитать подробнее. Но Робинсон стоит на своем, и в этой приверженности к размышлениям об американской общине, да и в самой стилистике конкретно «Нью-Йорка 2140» чудится нечто хайнлайновское («Луна – суровая хозяйка» и далее). Жюль Верн плюс Роберт Хайнлайн – вот такое местами возникает ощущение от романа.
Книжка по поднятым вопросам распределения общественного дохода и социальной справедливости, актуальна, спору нет.
Но здесь следует спросить насколько уместно волнующие нас здесь и сейчас вопросы разыгрывать на примере будущего. Интересно будет также заметить, насколько различен вектор отечественной и американской литературы. Российская проза пытается проецировать современные сценарии в прошлое, а американская, по крайней мере, так у Робинсона, делает это, вглядываясь вперед. Забавная психоаналитика получается.
Впрочем, столь же уместно спросить, насколько убедительна экстраполяция опыта финансового кризиса 2008 года в качестве примера решения проблем, на события, которые отстоят от него почти на сто пятьдесят лет тому вперед? Есть ощущение, что экономические механизмы к тому времени проделают значительную качественную эволюцию.
И тут мы сталкиваемся с еще одной занимательной вещью.
Кажется, вполне очевидно, что время любительских книжек о космосе прошло. Астрофизически подкованные авторы могут дать, а может и сейчас дают (я не сильно слежу за твердой НФ) совершенно иной образ космической фантастики. Любители перебираются в сферу социальной НФ. Но насколько обоснованы и убедительны книги, создаваемые без должной профессиональной подготовки в данной области? Я не знаю. Как долго любители будут еще там резвиться?
На мой взгляд, социология и экономика являются на сегодняшний день столь же неподъемными областями для дилетантов, как и астрофизика. Повышение ценза научности приведет к тому, к чему уже приближаются «любительские» книги Робинсона – потерям в художественном плане, к превращению НФ в сферу узкоспециализированной литературы, которая будет являться художественным приложением, иллюстрацией определенной научной дисциплины или даже направления.
Мне представляется, что «Нью-Йорк 2140» Робинсона знаменует собой начало распада синкретичных научно-фантастических текстов. Упрячь в одну повозку лебедя, рака и щуку, то есть художественное, научное и идеологическое далее будет все труднее и труднее. Больно дорога расплата за нынешний синтез – дикая эклектика, мешанина идей, художественная блеклость и, смею предположить, вопиющий непрофессионализм.
В будущем такие сочетания будут все менее возможны. Приключенческая, научная и идеологическая фантастика разойдутся по своим квартирам. Возможно ненадолго, на какой-то период. А пока перед нами «Нью-Йорк 2140» - книга, которая старается быть романом в привычном смысле этого слова. Правда, у нее это плохо получается. Может и не надо было стремиться на полку «художка»? Может Робинсону следовало смело кинуться в пучину нон-фикшна? Хотя полузатопленное состояние, как было отмечено, выше более соответствует НФ-жанру. Плата за это чисто формальное соответствие, однако, высока: книгу трудно назвать захватывающей особенно в художественном отношении.
Да, пора, наверное, прощаться с художественными финтифлюшками. Только научная очерковая прогностика, только хардкор. «Мечте навстречу!»
14976
Visto25 сентября 2019 г.Читать далееПродолжаю знакомиться с жанром и «Нью-Йорк 2140» стал следующей «ласточкой». Правда «ласточка» взлетала со скрипом и заметными усилиями.
Изначально нас знакомят с несколькими героями-рассказчиками, которые являются частью некой общей истории, но они воспринимались мной в виде очень уж разных элементов какого-то пазла. Единственное, что объединило их на старте был Нью-Йорк.
Сам город тоже можно назвать отдельным героем, ведь внимания со стороны автора он получил действительно много. Описательных фрагментов с избытком. Знаете, сложилось впечатление, что это просто ода любви городу.
По сути здесь мало какой-то художественной части. Порой возникало чувство, что передо мной некий нонфикшн. Вплетенный детективный сюжет здесь хоть и добавлял некий интерес, но все же померк на фоне описаний.
Возможно это просто не для меня. Не жанр, а автор и кто-то другой найдёт в книге множество деталей, которые зацепят и вызовут отклик. Мне было откровенно скучно, пресно и невкусно.
Не знаю на счёт других авторских трудов, но этот точно мне не зашёл. Сделаю вид, что ничего не произошло и попробую что-то ещё из написанного им, чтобы сделать окончательные выводы о нашей совместимости.
13521
LiveAlex3 ноября 2024 г.Нестройное собрание стройных форм
Читать далее4 года назад я начал читать эту книгу - и вот прочитал. Дюжина героев, которых я путал. Повествование всё время перескакивало. Движение сюжета по скорости может сравниться только с черепахой, да и то она покажется шумахером. Автор слишком грамотен для меня: куча политических, экономических, философских, социальных теорий, биржевая торговля и еще много чего. Роман представляется собой постапокалипсис и утопию одновременно. Уровень океана поднялся так, что Нью-Йорк затоплен, но народ не растерялся и продолжает жить-поживать. Утопия в том, что хорошие победили плохих на государственном уровне! Сюжет напоминает работу сантехника, который ходит по квартирам одного дома и чинит поломки там и сям. Вот весь сюжет. В романе сантехника нет, но сюжет именно такой. Жизнь идет, всё течет и ничего не меняется. Особенно меня доставала девушка, путешествующая на дирижабле. Еще тут есть хакеры, кладоискатели, полицейская, председатель ТСЖ - если по-нашему, трейдер, "сантехник". Фантазия у автора работает, но вот написать роман, от которого нельзя оторваться у автора не получилось. Наоборот, всё время хотелось его бросить. Удержался только на "спортивном" интересе. Это не роман! Это нестройное собрание стройных форм... Здесь нет ни героя, за которого переживаешь, ни связного сюжета, чтобы ожидать его завершения. С тем же успехом можно почитать газету...
12171