
Ваша оценкаРецензии
Аноним19 апреля 2022 г.В некоторых несчастьях мы виноваты сами.
Читать далееЧитая слова аннотации: "В конце 60-70-х годов И.С. Тургенев написал ряд повестей и рассказов, которые вызвали у читателей недоумение", не подозревала, что сама попаду в список недоумевающих. Слушать начинала с воодушевлением - приятный язык, подробное повествование. На нескольких страницах писатель расхваливает Александра Давыдовича Фустова (по сюжету - нового знакомого героя-рассказчика), достоинства его неоспоримы: он прекрасно танцевал, щегольски ездил верхом, превосходно плавал, столярничал, точил, клеил, переплетал, вырезывал силуэтки, рисовал акварелью, с чувством играл на цитре, знал множество фокусов, карточных и иных, разбирался в механике, физике и химии... Портрет написан не менее подробно: "его стройная фигура, его походка, голос, и в особенности его небольшое тонкое лицо с золотисто-голубыми глазами, с изящным, как бы кокетливо вылепленным носиком, с неизменно-ласковою улыбкой на алых губах, с легкими кудрями мягких волос над немного суженным, но белоснежным лбом"... Господин Фустов - лишь ступенька к знакомству с главной героиней, а такие щедрые восхваления понадобились для контраста, чтобы подчеркнуть утверждение: внешняя красота не всегда является залогом красоты внутренней.
Главная героиня - барышня Сусанна. Сведения о ней скромные, сообщаются больше намёками и недомолвками. Перешагнув через половину повествования, автор наконец-то переходит к основной теме - повести о Несчастной. Её мы читаем в виде дневника.
Сусанна Ивановна приходит к рассказчику, дрожащая и озябшая (за окном вьюга), спрашивая об уехавшем внезапно Фустове, говорит о скорой смерти ("Я чувствую бездну, темную бездну под ногами...") и передаёт тетрадку с описанием жизненных невзгод и страданий со словами: "...Прочтите, пошлите ему, сожгите, бросьте, делайте что хотите, как хотите... Но нельзя же умереть так, чтобы никто не знал..."До этого момента повесть меня вполне устраивала, а вот исповедь Сусанны нисколько не задела. Хотелось поспорить и с автором, и с героиней. Не удался Ивану Сергеевичу образ Несчастной. То, что героиня - особа нервная, экзальтированная - не поспоришь. Но Сусанне сложно сочувствовать. Она упрекает мать за связь с барином (от которой она и родилась), обвиняет отца, который обращался с нею как с равной, учил, кормил за одним столом: он, видите ли, заставлял ему читать! А что плохого в том, что родителю было приятно слышать голос дочери? Обвиняет и дядю, хоть тот назначил ей хорошую пенсию. И в чём вина дяди? В том, что тот был против связи с его сыном. Как так, она же любит! Когда мать полюбила барина - это было мерзко, а когда сама влюбилась в сына барина (да ещё кровного родственника) - так это прекрасно. И все вокруг плохие, злые, противные... Не удивительно, что у гроба почти не было людей...
Исполнение Разбаша Александра чуть отрывисто и как-то наивно. Чувствуется неопытность, но с творческим пылом в комплексе она хорошо сочетается. Юношеский восторг или гнев передавался с волнением, эмоционально. Манера чтения очень хорошо сочеталась с образом литературного рассказчика. Слушать было приятно.
68466
Аноним3 сентября 2025 г.Несчастная
Читать далееВсе женщины немного несчастны в любви... Не стоит обобщать и всякую любовь и всех женщин? Возможно... Но я, конечно же, расшифрую своё смелое утверждение. Да это вовсе не утверждение и убеждённость, а просто размышления, навеянные самой жизнью, в которой так устроено природой, что женщина чаще всего пассивна. Она должна быть такой, нет... Она такая и есть, если она Женщина. А что будет с мужчиной, к которому она начнёт проявлять знаки внимания, если он понравился ей чуть раньше? Он убежит от неё, теряя интерес? Упаси боже слабый пол от таких действий. Но что делать? Ждать и примерять зелёные линзы? Или соблазнять, по-женски соблазнять того, кто не подошёл первым? Ну, если это принесёт радость, то можно, конечно...
Однако, все мои такие рассуждения сразу померкнут на фоне любви, взаимной и настоящей, когда она словно невидимым магнитом соединяет двоих в одно единое... И кто из них был первым, а кто отдающимся - понять невозможно. Да и не нужно, когда вот оно - счастье! Но, когда познаёшь такое счастье, то становишься ещё более уязвимым, потому что боишься потерять, а если потеряешь, то... Даже и подумать страшно, что становится с душой и дальнейшей жизнью человека...
Сусанна познала такую любовь, да. Оттого серая унылая жизнь незаконно рождённой сироты обрела надежду. На какое-то мгновение. Она познала минуты взаимного притяжения с другой любящей и доброй душой, которой обладал её двоюродный брат. Да, такое бывало между кузенами в те далёкие времена, что поделать. Но не в этом суть. А в том, что на девушке, по рождению еврейке, видимо лежало проклятие, недаром Тургенев назвал эту печальную повесть "Несчастная", от которой так и веяло хмурым ноябрём и Достоевским. Это, наверное, осеннее предзнаменование...
Судьба сделала всё максимально возможное, чтобы сделать её таковой, несчастной. Она так разложила свой жизненный пасьянс, что каждое действующее лицо появлялось в её жизни в нужный момент и дорожка в ад мостилась даже без благих намерений. Потому что никто из "любящих" её людей и не скрывал к ней своего истинного отношения. А это были в основном мужчины, которые использовали беднягу. Отец не признавал и не обеспечил наследством, а наградил отчимом, который всё время хотел раздавить девушку, как раздражающую помеху. Сладострастный дядя, боже, хотел порока и разлучил её с любимым, своим сыном, проклиная обоих. И, здравствуй очередной тургеневский мужчина, который... Впрочем, мне пора остановиться с сюжетом...
Тяжёлая история... Была ли надежда, что сложится всё иначе? Вряд ли. Потому что нельзя в своей жизни встретить подряд тех двоих, которые сделают женщину счастливой. Их мало, таких мужчин, и на всех не хватит. Оттого и бросилась я в рассуждения в начале отзыва о психологии межполовых отношений. А там, где всё совпадает, не бывает рассуждений, а только ощущение свершившегося счастья. Которое чем огромнее, тем неустойчивее. А все слёзы, письма с мольбой о понимании, написанные женщинами во все времена, всегда обращены лишь к тем, кто умеет только неумело дотрагиваться до них себе в усладу, но не умеет любить...
"Помнится, где-то у Шекспира говорится о «белом голубе в стае черных воронов»; подобное впечатление произвела на меня вошедшая девушка: между окружавшим ее миром и ею было слишком мало общего; казалось, она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. Все члены семейства г. Ратча смотрели самодовольными и добродушными здоровяками; ее красивое, но уже отцветающее лицо носило отпечаток уныния, гордости и болезненности. Те, явные плебеи, держали себя непринужденно, пожалуй грубо, но просто; тоскливая тревога сказывалась во всем ее несомненно аристократическом существе. В самой ее наружности не замечалось склада, свойственного германской породе; она скорее напоминала уроженцев юга. Чрезвычайно густые черные волосы без всякого блеска, впалые, тоже черные и тусклые, но прекрасные глаза, низкий выпуклый лоб, орлиный нос, зеленоватая бледность гладкой кожи, какая-то трагическая черта около тонких губ и в слегка углубленных щеках, что-то резкое и в то же время беспомощное в движениях, изящество без грации... в Италии все это не показалось бы мне необычайным, но в Москве, у Пречистенского бульвара, просто изумило меня! Я встал со стула при входе ее в комнату: она бросила на меня быстрый неровный взгляд и, опустив свои черные ресницы, села близ окна, «как Татьяна» (пушкинский Онегин был тогда у каждого из нас в свежей памяти). Я взглянул на Фустова, но мой приятель стоял ко мне спиной и принимал чашку чаю из пухлых рук Элеоноры Карповны. Еще заметил я, что вошедшая девушка внесла с собою струю легкого физического холода... «Что за статуя?» – подумалось мне."64542
Аноним6 ноября 2014 г.Читать далееКак известно, Тургенев и Достоевский друг друга недолюбливали. А временами довольно резко друг о друге высказывались. Тем забавнее мне было читать «Несчастную» – казалось, написал её не Тургенев, а как раз Достоевский.
В повести всё, что Фёдор Михайлович так любит: несчастная, чувствительная и склонная к экзальтации барышня, униженная и оскорблённая; благородный и наивный рассказчик, не совсем Мечтатель, но что-то вроде того; пошляк-отчим, не лишённый садомазохистских наклонностей; крайне неприятный и неопрятный сынок; юноша, неплохой, но слабый и поверхностный. И страсти, страсти: низкие, тёмные, с неожиданным просветом, а потом опять всё чернее и чернее. Плюс финал – горький, отчасти безобразный, отчасти умиротворяющий.
Единственное, что не давало забыть, что вещь написана Тургеневым – его полнокровный, ёмкий и выразительный русский язык. Тут с Тургеневым мало кто сравнится (точно не Достоевский, который кто угодно, но не стилист). Пожалуй, от языка получаешь наибольшее удовольствие, поскольку история бедной незаконной дочери не слишком оригинальна и, к счастью, не слишком актуальна. Конечно, Тургенев затрагивает здесь «вечные вопросы»: не был бы классиком, если бы не затрагивал. Скажем, почему люди ничтожные так любят куражится над теми, кто лучше, чище, тоньше и образованнее них. Или почему человек готов легко поверить оговору, даже если информация сомнительна, а оговаривают человека достойного. В плане понимания человеческой психологии Тургеневу тоже мало равных. В этом смысле даже достаточно проходные его вещи интересны.36850
Аноним3 ноября 2023 г.Несчастная Сусанна
Читать далееПрочитав немалое количество произведений И.С Тургенева, я уже подсознательно догадывалась, что конец данной повести будет трагичным.
Не удивительно, что чем ближе приближалось завершение, тем сильнее сжималось сердечко за главную героиню Сусанну. Потрясающая девушка, с большой привязанностью к матери и любящим сердцем. Я немного надеялась, что автор сжалится над судьбой девушки, однако катастрофичный конец все же настал...
На последних страницах идёт рассуждение от имени рассказчика повести - Петра, и вот он все недоумевает: почему эта девушка так скоропостижно покинула этот мир, какова настоящая причина такого безрассудного поступка и что же все-таки скрывается за этой смертью. Пётр приводит свои варианты на свои же вопросы. Таким образом, автор повести даёт нам открытый конец, поразмышлять над внезапной смертью Сусанны.
Произведение небольшое, но сильно задевает душу.Содержит спойлеры21288
Аноним31 октября 2024 г.Читать далееМолодой студент Петр Гаврилыч со своим другом Александром Давыдычем Фустовым знакомится с семейством господина Ратча Ивана Демьяныча - то ли чеха, то ли немца, работающего учителем по разным предметам. Эта семья производит на молодого человека крайне неприятное впечатление, и он не понимает, что заставляет Фустова знаться с ними. Причина же - в старшей дочери Ратча. Сусанна Ивановна - падчерица Ратча от первого брака. Ее родная мать, еврейка, умерла, и круглая сирота Сусанна вынуждена жить с отчимом и мачехой и их детьми.
Красивая, умная, хорошо воспитанная, в этой семье она крайне несчастна. Из ее тетради, в порыве отчаяния переданной Петру Гаврилычу, мы узнаем всю её трагичную судьбу.
Нельзя не сочувствовать Сусанне, всю жизнь лишённую любви, жалости и сочувствия. Ее происхождение и связанное с ним униженное положение приносят ей одни страдания в жизни. В то же время мне чего-то не хватило в ее образе. Впервые описывая ее на страницах повести, Тургенев сравнивает ее со статуей, холодной и неприступной. И до самого конца, даже зная всю её историю, она осталась для меня такой - я не смогла в полной мере проникнуть в ее душу. Мне кажется, у Сусанны были возможности вырваться из ненавистной среды, но, к сожалению, не было нужного для этого характера.
Нельзя не возненавидеть господина Ратча всей душой, да и вообще оправдать поступки практически всех мужчин по отношению к Сусанне.
В общем, теперь я знакома с ещё одним обездоленным женским образом в русской литературе...
14224
Аноним6 сентября 2023 г.Очень реалистично и откровенно печально.
Читать далееТургенева я люблю. Помню как в детстве читала и перечитывала его "Бежин луг", "Записки охотника". В школе это были "Отцы и дети". Самостоятельно прочитано было многое.
А вот "Несчастная" прошла мимо меня.
Времена другие, а тема вечная - любовь и предательство.
Несчастная по рождению, жизни, любви, смерти Сусанна. 28 лет. В наше время это расцвет,
Клевета. Оговорили несчастную отчим со своим сыном. Уехал возлюбленный. А она так жить не может и не хочет.
Дневник. Из него мы узнаем о жизни героини. Кто она по роду. Как жила, какие чувства испытывала. Страдание. Безграничная любовь к матери.
Было интересно прочитать и увидеть эти характеры персонажей, которые мы и сейчас повсеместно встречаем.
С любопытством наблюдала за повествованием от лица главного героя Петра Гавриловича (на момент событий 18 лет). Его мысли, наблюдения, описания, на мой взгляд, больше свойственны более взрослому человеку. Но тогда все таки времена были другие.
Фустов. Большая любовь Сусанны. Или ее несбывшиеся надежды?
Обидно, что даже похороны героини проходят как насмешка над ее жизнью. С хохотом и дракой.
Очень реалистично и откровенно печально.
6250
Аноним21 октября 2025 г.печально
"Я никогда не заставлю тебя плакать другими слезами... Он ошибся... Он заставил."Читать далее
Хотела почитать что-то жизнеутверждающее, а случайно открыла Тургенева. Теперь даже рада — впереди ведь ещё столько его произведений, которых я не читала.
Даже не знаю, как написать об этой книге так, чтобы не проспойлерить. Несмотря на название, я надеялась, что и на улице главной героини когда-нибудь будет праздник, но ничего подобного. Несчастная так и несчастная — и жалко, и досадно из-за гнусности и несправедливости её окружения. Ещё больше печалит то, что в реальной жизни бывают судьбы куда хуже, чем у этой девушки, и, возможно, Тургенев вовсе не выдумал эту историю. Капелька надежды, которая появилась в её жизни, стала началом конца — от этого ещё тяжелее.
Если говорить о сюжете, то мне было интересно, что Тургенев повествует от первого лица. Был ли его персонаж так же влюблён в неё? Будто бы да. А что касается Фустова… обидно, что именно его недоверие стало последней каплей в и без того печальной судьбе девушки. Его любовь, если это вообще можно так назвать, меня не убедила. Как и самого автора.5138
Аноним29 сентября 2022 г.Читать далееГлавное отличительное свойство Тургенева и его самый большой талант, это не описание природы, по моему мнению, а характеры, которые он описывает. И прочитав эту повесть, я не был разочарован. Как замечательно описаны характеры отца Сусанны, ее отчима Ратча, ее самой, Фустова. Скорее всего, когда эта повесть попадет к вам в руки, это будет уже не первое произведение Тургенева. И вы будете знать, чего ожидать от него. И если вам нравится творчество Тургенева, то и эта повесть доставит вам удовольствие.
5260
Аноним1 августа 2024 г.Моральные устои дворян в XIX веке
Произведение погружает в 19 век и показывает нравы и ригидность социальной структуры. "Столбовые дворяне" позволяли себе "любовные утехи", но не могли признать своих незаконных детей. Общество не позволяло, не одобряло. Дети и взрослые страдали. Исход этой безысходной ситуации как в "Анне Карениной" - смерть. В таком социальном капкане невозможно жить.
Это одно из произведений, которое показывает моральные устои российского общества от самых низов до столбовых дворян.4177
Аноним7 декабря 2016 г.Читать далеепрочитала повесть И.С.Тургенева "Несчастная ".
Повесть мне понравилась, написана в духе Достоевского.
Эту историю жизни поведал молодой студент Пётр Гаврилович, на глазах которого и закончилась история любви девушки Сусанны и некоего Фустова, с которым Пётр Гаврилович общался довольно коротко.
Много вопросов затронул автор в этой повести, само название говорит, что девушка несчастна по жизни, со своими близкими, здесь очень трудная её личная история, ознакомившись с которой начинаешь понимать Сусанну и в тоже время, когда читаю о таких наивеличайше ранимых натурах, всё время задаю себе вопрос, неужели нет другого выхода из сложившейся ситуации, кроме смерти...?
Молодая, красивая, с таким нежным чувствительным сердцем, ах, как хотелось уберечь её от рокового шага...
Но... тот, кто мог это сделать его не оказалось рядом, в самый нужный момент. И кто же ты, молодой, красивый, умный, многое умеющий делать, уважаемый господин Фустов? Как обманчив вид человека и в каких ситуациях он показывает свою истинную натуру, свою сердцевину - это тоже рассказывает автор в повести и ещё много таких деталей, на которые обязательно обратишь внимание, например, как в трактире ,поминая только что усопшую и похороненную, ведут себя те, кто выпил лишнего....
"...словом, посыпалось всё то, на что так щедра русская душа, когда станет, как говорится, нараспашку..."Мне запали в душу слова Сусанны:
"...Несчастные дети умнеют скорее счастливых...на свою беду..."
А может быть она ушла из жизни вслед за своей настоящей и единственной любовью - Мишелем?4813