
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 января 2021 г."Мы тоже не знаем того, кто сдает карты..."
Читать далее"Дело в том, что у нас с папашкой никак не сходится семейный пасьянс, потому что туз червей где-то блуждает, пытаясь найти себя"
Судьба продолжает плавно поворачивать меня в сторону скандинавской литературы, а я и не спорю) С творчеством известного норвежского писателя я уже была, кстати, до этого знакома: роман Юстейн Гордер - Апельсиновая Девушка мне в свое время очень понравился (читала почти 10 лет назад, но до сих пор помню:)
А вот книга Юстейн Гордер - Таинственный пасьянс совсем другая, нежели упомянутая "Девушка": мистическая фэнтезийная история, сказка в духе Кэролловской Алисы, псевдолегкое повествование аля Эрленд Лу, Ф. Бакман, Ю. Коваля, Е. Клюев, но с двойным дном и многоплановым подтекстом. По форме напоминает что-то такое детское, но сомневаюсь, что детям будет понятно - мне и то было не все здесь понятно (за что книге минус 1 балл:), зато написано красиво и образно, оцените:
"А теперь мы плывем прямо в страну Завтра.."
или еще
"Внутренняя коробка вмещает наружную, а наружняя внутреннюю"
"Тот, кто провидит судьбу, должен ее победить"
Завязка книги в отличие от языка, напротив, незамысловатая, но печальная: 12-летний Ханс вместе с папой отправляются искать маму, которая бросила их 8 лет назад и уехала из Норвегии в Грецию (что это за женщина, которая может бросить 4хлетнего сынишку?! Порою книги заставляют меня сомневаться в адекватности персонажей и не без оснований...) По пути их ждут приключения, знакомства с новыми интересными людьми и местами. А еще нас ждет классный авторский ход: книга в книге. Мальчик весь роман будет с лупой читать малюсенькую книжку-коврижку (о, в фантазии Гордера сомневаться не приходится!), и мы, читатели то есть, будем читать ее вместе с ним. В коврижке речь (после этих слов сомневаешься уже в собственной адекватности - книжка-коврижка:) пойдет об острове с живыми, вернее ожившими картами. Один мужик жил долго время на острове один, разговаривал с картами, а они возьмись и материализовались в реальности. Ну что круто: сила мысли и прочая эзотерика)) Ну это ж точно Алиса)) Приключений будет с навалом не только у Ханса с папой, но и у мужчины с картами, так что пристегивайтесь и отправляйтесь в путешествие, скучно не будет (может, вам будет понятнее чуть больше, чем мне))
4/5, добрая сказка с хэппи-эндом про нерушимость семейных уз, крепче которых нет ничего на свете, и про двух философов, маленького и большого, которые все-таки нашли беглянку)
2031,6K
Аноним8 апреля 2019 г.Читать далееЕсть книжка-коврижка, в которой рассказывается история: про жизнь на острове, одиночество и разговор с колодой карт, так, что каждая имела свой характер, о том, как эти карты ожили, о календаре и об игре Джокера.
...мы раскладываем пасьянс каждый четвёртый год. Это и есть большая Игра ДжокераВ истории в книжке также говорится о предсказании неких событий, о том, как были уничтожены: остров и карточные герои, а Джокер и Ханс сбежали с острова. А после рассказывается, что случилось с пекарем в Дорфе.
Эту историю читает мальчик по имени Ханс, он вместе с папашкой отправляется на машине из Арендала в Афины, чтобы найти там свою маму. По пути они останавливаются в разных местах: так на бензоколонке Ханс получает увеличительное стекло, а в пекарне в Дорфе коврижку, в которую была запечатана книжка. Книжку он читает втихаря от отца, используя лупу.
Многое завязано на игральных картах:- их 52 карты в колоде и каждые 52 года проклятье передается внуку
- Джокер (их или 2, или 4), который есть в колоде, но не замешан в игре, а больше как сторонний наблюдатель, так было и здесь. Так же по одному Джокеру из колоды коллекционирует отец Ханса. В книге Джокер – это карлик с холодными руками, который в конце украл книжку.
— Пятьдесят две карты превратились в пятьдесят две недели. И вместе они составили триста шестьдесят четыре дня. Всё верно. А тринадцать месяцев по двадцать восемь дней тоже составляют триста шестьдесят четыре дня. В обоих случаях у нас остаётся по одному лишнему дню…
— И это День Джокера, — сказал я.В конце произведения пасьянс сложился. Но остались неоднозначные чувства после чтения. Ожидала, что роман завершится тем, что Ханс устроится пекарем в пекарню в Дорфе, а закончился тем, что у него родилась сестра. И теперь не совсем понятно продолжится ли родовой пасьянс. Возможно проклятие снято, т.к. все карты были возвращены в колоду и больше оно не будет переходить к внуку, а возможно, что это не так.
Содержит спойлеры1402,4K
Аноним26 ноября 2022 г.Читать далееНе знаю как относиться к этой книге, если честно. Странная сказка, смешанная с реальностью и политая философией. Очень понравилась история про старого Фроде и его отшельническую жизнь на острове. Но не совсем была понятна линия наследства "пурпурного лимонада". Если от Фроде к Хансу Пекарю (дед - внуку), то почему от Ханса Пекаря и Альберта передавалось наследство рандомным людям? А как же тогда линия "от рода к роду"? Или это все же не история рода? Или я тоже излишне вдалась в философствования? Кстати, о них. Философия на тему 52 карт, карточного календаря мне понравилась. Не знаю, вычитал это автор где - то или сам придумал, но гениально. А вот всякое про Бога, марсиан, искусственных человечков - как-то вот мимо. И дико раздражало на протяжение всей книги пренебрежительное "папашка". Да и размышления 12-летнего мальчика вызывали, порой, недоумение. Слишком уж не по возрасту.
Книга - сказка. Книга - философия. Книга - мистика. Но все же чего - мне не хватило. И снова недоумение - как мог мальчишка, философствующий по взрослому, взять и раскрыть тайну, которую ему доверили? Ну и вполне себе прозаичный, далекий от сказки, финал. Слишком много вопросов, слишком мало ответов. Возможно, будучи подростком, мне бы книга зашла больше. Хотя... ведь много подростковых книг читаю и многие оставляют свой след. А про эту точно не вспомню уже через год.89424
Аноним19 октября 2011 г.Читать далееВот хоть убейте, я не понимаю взрослых людей, которые читают детские книги. Лично у меня на это нет ни времени, ни внутреннего настроя. На очереди стоит ещё столько взрослых, интересных книг, что штудировать «Колобка» не вижу смысла. Но это, в конце концов, дело вкуса.
И в то же время я очень люблю светлые книги, наполненные волшебством и сказкой. Книги, которые позволяют нам снова почувствовать себя детьми.
Но что в таком случае отличает сказочную взрослую книгу от детской литературы? Ответ довольно прост. Дети воспринимают мир на уровне бинарных понятий: радость и грусть, смех и слёзы, добро и зло. Для взрослых весть кайф в оттенках, в полутонах - радость и примесью грустинки, любовь с капелькой ненависти. Истинная красота рождается где-то на стыке.
От «Таинственного пасьянса» вполне логично ожидаешь именно такого симбиоза. С одной стороны - волшебная история, которую читает мальчик в самой маленькой на свете книжке-коврижке, золотые рыбки, пурпурный лимонад, несуществующий остров с таинственной колодой карт. С другой – суровая реальность, сбежавшая восемь лет назад мать и пьющий отец.
Но вот незадача - постоянно кажется, что тебя нагло обманули. Что это просто-напросто детская книга, но автор немного перемудрил. Или презентовал книгу как взрослую чисто в коммерческих целях. Но я думаю, что всё еще хуже – Юстейн Гордер просто так пишет и действительно считает подобные опусы вполне достойными взрослой аудитории.
В чем же, собственно, подвох?
Ну, во-первых, отсутствие тех самых полутонов. Вернее, здесь даже нет чёрного и белого. Вся книга написана в одном единственном цвете, и этот цвет карамельно-золотистый. Уже на середине повествования он приедается, челюсть сводит от сладости, и логично спрашиваешь: то, что банкет начали с десерта, это, конечно, экзотично, но а где же, простите, бифштекс? Потому что даже самые светлые и добрые книги обязаны включать ложку дёгтя. Достаточно вспомнить «Тайную жизнь пчёл» или «Книгу с местом для свиданий».
Автор делает то, что не допустимо ни в одном из видов искусств – ни в кино, ни в театре, ни в живописи - он срезает углы, смягчает конфликты. Да что там смягчает! Он их просто игнорирует. Все добрые, все хорошие, вся друг друга любят. Не думаю, что будет большим спойлером (это и так понятно с самого начала), что мать, которая бросила мужа с малюсеньким ребёнком, которая всё это время снималась для модных журналов и не разу ни прислала им даже открытки – она тоже хорошая. Они просто искала «самое себя». Её только нужно было отыскать и увезти домой, а не повесить на позорном столбе.
В сказочной части романа автор волен творить что угодно – придумывать карточных карликов-острова-лимонады-молукков. Любой полёт фантазии. Но когда ты пишешь о жизни, будь добр уже гнуть правду-матку и не превращать реальность в клубнчную жвачку. В конце концов, исчезает контраст и не чувствуется остроты. Хотя, какая нафиг острота в десерте, правильно?
Местами книга кажется просто гениальной. История волшебного острова – это же психоделика в чистом виде! Очень сильно и страшно могло быть, если бы не подавалось под клюквенным сиропом. Кроме того, нам постоянно всё разжевывают, повторяют целые абзацы, не дают самим догадываться и обдумывать происшедшее. Даже там, где разгадка очевидна. Остаётся стойкое ощущение, что автор принимает нас за идиотов.
Образ отца – великолепный! Вы много видели таких чудноватых, умных, начитанных «папашек», которые вели бы с двенадцатилетними сыновьями философские беседы, размышляли о смысле жизни и читали лекции об античном мире. Да, он вечером любит пропустить стаканчик. Но многие мужики, после того, как сбежала жена, без зазрения совести сдали бы мальчика в интернат и спились к чертям.
Кстати, очень раздражает эта лобовая, топорная пропаганда против алкоголя и наркотиков. Как в средней школе на классном уроке: «Наркотики – это зло» - говорит пятидесятилетняя тётка с начесом. Нужно ведь тоньше, красивее. Нельзя делать выводы за читателя. Он не дурак – сам поймёт.
Опять же, возможно, такой посыл рассчитан на школьный возраст. Но тогда детки вряд ли поймут лекции «папашки». Вот эта нестойкая двоякость книги и портит всё. Нужно было либо довести контраст до крайности – мухи отдельно, котлеты отдельно. Либо писать детскую книгу.
В целом, книга безумно понравилась, но постоянно раздражала. Вот такая странная оценка для странного романа. Ему совсем немного не хватило до шедевра – одной маленькой ложечки дёгтя.
За книгу, подаренную в рамках игры «Книжный сюрприз», огромное спасибо Gaz !!!
72326
Аноним24 января 2013 г.Читать далееНаверное, я читала бы эту книжку совсем по-другому, если бы у меня не было знакомого философа. Уверена, подобным близким знакомством может похвастаться не каждый, да ещё чтоб философ был не липовый, а самый настоящий, для которого вопросы «Кто мы?» и «Откуда мы?» действительно являются очень серьёзными, можно сказать, основополагающими.
Поэтому ни папашка-философ, ни его предки и потомок ни на секунду не казались мне странными, а их размышления не казались надуманными или высосанными из пальца. Вероятно, философские вопросы время от времени задаёт себе каждый, что ж удивительного в том, что существуют люди, которые задают их себе постоянно. И при этом ещё успевают жить, радоваться и восхищаться окружающим миром. И задавать всяким неудобные вопросы окружающим, нам, то есть. Потому что, как говорил другой мой знакомый, всегда должен быть комар, который жалит. Вот философ и есть тот комар, который не даёт людям окончательно зарасти жиром или превратиться в суетливых белок.
В книге два философа – мальчик и его отец – едут вызволять очаровательную женщину (мать и жену, соответственно) из цепких лап глянцевого мира. Она сбежала из дома, чтобы найти себя, но одна из основополагающих мыслей Гордера состоит в том, что найти себя в глянцевом мире нельзя – он такой же ненастоящий, как мир оживших игральных карт. Да-да, параллельно с основной линией разворачивается побочная – полусказочная-полумистическая история рода, в которой игральные карты играют не последнюю роль.
Тема родового проклятия сейчас необычайно популярна, целые псевдонаучные направления от семейных расстановок до родологии (одно название чего стоит!) их обсасывают со всех сторон. Так что Гордер умудрился в одной небольшой книге уместить всё: от вечных вопросов до модных тем. Книга получилась немного рваная, но забавная и симпатичная. Конечно, это не образец стиля, приходится признать: писателем Гордер так и не стал, зато философом остался.68320
Аноним23 августа 2023 г.Путешествие <— книга —> предсказание
Что более удивительно? Что крохотное семечко растет, растет и превращается в живого человека? Или что живой человек может обладать такой богатой фантазией, что его фантазии начинают воплощаться в окружающем мире? Но не являются ли и сами люди такими ожившими фантазиями?Читать далееОкей, начну с того, почему я одновременно и довольна, и не довольна такой оценкой этой книги как тройка. С одной стороны я читала эту книгу только ради того, чтобы ее прочитать поскорее и приняться за что-то другое. Мне просто было скучно и безразлично. С другой стороны книга мне понравилась (и нет, не тем, что быстро закончилась), поэтому назвать плохой ее не могу. То есть она как бы и не зацепила меня (всё-таки скучно было), и зацепила (всё-таки чем-то понравилась. То есть тройка как бы и подходит, и нет.
Вообще проблемы начались еще с первых глав, поэтому очень часто прямо во время чтения я пыталась понять, что мне не нравится и как-то сформировать это в связный текст. Пришла к выводу, что мне не нравится, как написана эта книга. Но... ага, и тут есть проблема.
Когда-то русский космонавт и русский нейрохирург обсуждали христианство. Нейрохирург был православным, космонавт - нет. "Я не раз летал в космос, - хвастался космонавт, - но не видел там ни одного ангела". Нейрохирург был поражён этим высказыванием, но потом сказал: "А я оперировал много замечательных голов, но ни в одном мозгу не видел ни одной мысли".Под "как написана" я подразумеваю не только стиль повествования. Мне не нравится и то, что эта книга выглядит как длинная повесть с кучей странных героев и не менее странных событий, а не как роман о чем-то загадочном. Мне не нравится то, как нас погружают в события любой истории. Мне не понравилось то, с какой динамичностью происходят изменения в сюжете. Мне не нравится то, как преподносит свою историю главный герой. Мне просто не нравится то, как раскрывается эта достаточно интересная идея в этой книге.
Не уходя далеко от идеи, скажу, что аннотация передает ее неплохо и не слишком спойлерно. Да и вообще идея, ход с предсказаниями, две сюжетные линии ака прошлое и настоящее, путешествие — всё это мне действительно понравилось. В какой-то степени даже грустно, что такой прелестной истории досталась именно эта книга.
В общем, не советую эту книгу, но если хотите рискнуть — отговаривать от чтения не буду
64430
Аноним20 февраля 2020 г.Читать далееНет, не впечатлила, от слова совсем! Вот вроде бы сказка переплетённая с жизнью. Должно быть волшебно и интересно, но нет, не интересно, ну может быть местами.... И слишком затянуто, а периодами неимоверно скучно. Скучно так, что не хочется брать в руки. А ведь задумка интересная, в какой-то мере таинственная история, с возможностью отгадывать загадки, размышлять, но что-то пошло не так... Книга ставит определённые философские вопросы, а почему-то не хочется размышлять, о чём-то задумываться совсем не хочется...
Вкусы, конечно, у всех разные и многие от книги в восторге, но я не в их числе. Ничего особенного в книге не нашла, дочитала только ради того, чтобы дочитать.56725
Аноним3 февраля 2023 г.Сказка для взрослых.
Читать далееПриступая к чтению книги, пыталась вспомнить как же она мне попала в виш лист, но видимо это было так давно, что уже не важно. А все потому, что после чтения небольшое недоумение о смысле произведения. Я бы назвала это философской сказкой. В ней есть и сказочные мотивы и размышления о бытие.
Недоумение вызывало отношение матери к своему ребенку и мужу. Вот так запросто взять оставить их и поехать "искать" свою сущность.
Здесь мы наблюдаем за взаимоотношениями отца и сына, вместе с ними путешествуем в поиска мамы, а еще попадаем в сказочный карточный мир.
Мир карт играет особую роль в жизни папашки (как же коробило это слово на протяжении всей книги). Карты стали и частью жизни мальчика.
Еще один из мифических персонажей это Джокер.
Фото взято в сети ИнтернетИстория с картами это новый для меня прием в книгах, они придают особую атмосферу, привнося свой сакральный смысл.
Совершаемое путешествие в поиска мамы стало своего рода испытанием и открытием. Герои открыли в себе новые стороны, узнали многое друг о друге и поняли куда им дальше двигаться.
Написанная история потрясает происходящими событиями, одна книжка-коврижка чего стоит, но местами казалась слишком простой и нелепой.48281
Аноним16 сентября 2020 г.Заразно философичная книга
Читать далееКнига надолго останется в моей голове. Возможно навсегда. Не потому, что было как-то особо интересно читать, а потому что она - бездонная. Как Алиса в Стране Чудес и в Зазеркалье. С Льюисом Кэроллом у меня все сложно, читала, к сожалению, в глубоком детстве, ну не зашла тогда эта философия, мне казалось нудно и глупо. О том, насколько Алиса непревзойденно крута поняла много позже, из лекций Татьяны Черниговской :) и обязательно перечитаю, со взрослой точкой зрения!
Таинственный пасьянс на мой взгляд тоже из этой серии, затрагивает такие идеи, что глаза еще скользят по строчкам - а мысли в голове уже о другом, носятся с бешеной скоростью, вспоминается теория того, что вселенная это голограмма. Там, где Фроде вопрошает, будут ли его ожившие карты жить после его смерти - на месте Ханса Пекаря, я бы ответила Да! Будут. Ведь в моих (пекаря) фантазиях будешь жить ты, дающий жизнь картам! ...улавливаете глубину мысли?если думать так дальше по цепочке.. может и все мы - фантазия одного чьего-то мозга из далекого-далекого будущего? ..Сюда же квантовая физика с ее НАБЛЮДАТЕЛЕМ.. и еще много-много навеянных смутных мыслей всяких, которые еще только предстоит оформить и обдумать..
Книга понравилась, оставлю себе пометку, что неплохо бы когда-нибудь перечитать.48731
Аноним13 июня 2017 г."Это мы становимся старыми и седыми. Это мы изнашиваемся и умираем. С нашими мечтами такого не происходит. Они могут продолжать жить в других людях и после того, как нас самих уже не станет."Читать далее
Эта удивительная книжка - некая смесь детской наивной сказки и философского трактата. Эта сказка как холодный лимонад в летний день. Освежает путника в дороге, пузырьки играют во рту, а по телу течёт такой спасительный холод. Эта книга - путешествие. И с помощью неё мы перенесемся на море, в горы, города Древней Греции и Италии.Книга содержит в себе два сюжета. Первый: мальчик вместе с отцом отправляется на поиски своей мамы, которая 8 лет назад уехала на поиски самой себя. Конечно, это странно, что мать бросила ребёнка, но такова уж завязка книги. Именно по пути к предполагаемому месту нахождения матери, мы заглянем в вышеуказанные места.
Второй сюжет повествует о моряке, который чудом выживает после кораблекрушения. Он попадает на Таинственный остров, который населен карликами и ещё некоторыми странными существами. Ему предстоит разобраться, куда он попал и как найти дорогу домой! По закону жанра две эти линии должны пересечься. И случится это довольно скоро. Но чем все закончится, мы сможем узнать только дочитав все до конца.
Книга содержит в себе массу умных мыслей и интересных идей. Мне любопытно, автор сам до всего этого додумался? Или же идея с исчеслением времени (дни, недели, годы) с помощью карт была у кого-то позаимствована? Потому что это так удивительно. И какой фантазией надо обладать, чтобы такое придумать!!!
Отдельно хочу отметить оформление глав. Каждая глава названа в честь какой-то одной карты разной масти (трефы, пики, бубны и черви). Есть также глава, посвящённая Джокеру. И эпиграф к каждой главе взят из "Игры Джокера". Когда дочитываешь книгу, понимаешь всю суть, это оформление начинает играть новыми красками. И это действительно только радует.
Конечно, некоторые главные герои вызывали неприязнь. Не обошлось и без этого. Взять хотя бы мать ребёнка, о которой я писала ранее. Это же возмутительно! Оставить ребёнка с отцом, который к тому же любит приложиться к бутылке. А отец, не смотря на то, что моряк, тот ещё философ. Мысли у него действительно здравые. А также он знает историю и легенды.
Стоит отметить, что философские мысли здесь поданы доступно и понятно. Настолько, что смог бы понять даже ребёнок. Именно поэтому разговоры отца с сыном не утомляли и не вызывали скуки. Читать было не менее интересно, чем и приключенческую линию. А это очень многого стоит.
Книга небольшого объёма и не даёт заскучать. К слову, данная книга понравилась мне куда больше Апельсиновой девушки того же автора. Но... мне чего-то не хватило. Может, слишком уж наивной оказалась эта сказка. Может, ещё что-то. Тем не менее мне не хотелось читать книгу, не отрываясь ни на минуту. Наоборот. Я часто давала себе отдых от этой истории. В любом случае о прочтении ни капли не пожалела, получила удовольствие и могу советовать книгу другим).
39564