
Ваша оценкаЦитаты
Аноним27 марта 2019 г.Читать далее## 7.85% - correction
##
< Гештальт-терапевты работают, используя в качестве одного из основных принцип "здесь-и-сейчас", и проявляют особую чувствительность к тому, каким образом здесь-и-сейчас включает остатки прошлого опыта, например, своеобразие телесных проявлений, привычек или убеждений.
>>## 11.42% - correction
##
< Отношения участников гештальт-терапии сосредотачиваются вокруг четырех характеристик диалога:- Включенности. Она состоит в полном погружении, настолько, насколько это воэможно, в переживания другого человека без стремления осудить, проанализировать или истолковать его поведение, и одновременно в сохранении чувства своего отдельного, автономного присутствия. Подобным образом происходит экзистенциальная и межличностная реализация феноменологического доверия в непосредственном опыте. С помощью включенности обеспечивается безопасность окружающей среды, необходимая для феноменологической работы, а общение и понимание переживаний помогает сделать самоосознавание пациента более отчетливым.
- Присутствии. В задачи гештальт-терапевта входит выражение своих переживаний пациенту. Регулярно, с рассудительностью и проницательностью он сообщает о своих наблюдениях, предпочтениях, чувствах, получаемом опыте и мыслях. Таким образом, делясь своей личной перспективой, он моделирует феноменологические послания, помогающие обучать пациента доверию и использовать непосредственный опыт для усиления осознавания. Если терапевт полается, прежде всего, на интерпретации, основанные на положениях определенной теории, а не на свое личностное присутствие, то это, заставляет, в свою очередь, пациента не доверять феноменам, вытекающим из его непосредственого опыта, который и является только инструментом, способствующим осознаванию. Присутствие не используется гештальт-терапевтом для манипулирования пациентом в целях следования заранее установенным целям, а скорее стимулирует его способность к автономному регулированию.
- Обязательстве перед диалогом. Контакт представляет собой нечто большее, чем просто действие одного человека, совершаемое в отношении другого. Это что-то, происходящее между людьми в экзистенциальном смысле, что-то, вырастастающее из межличностного взаимодействия. И гештальт-терапевту ничего не остается, как сдаться на милость этого процесса. Именно это позволяет контакту произойти, а, не прибегая к манипулированию, конструировать контакт и контролировать результат.
- Диалоге как жизни. Диалог скорее является чем-то сотворенным, а не рассказанным. Его жизненная сила подчеркивается возбуждением и непосредственностью творимого. Он может принимать любую форму - танца, песни, рассказа или любой другой модальности,- выражающую и передающую энергию участников. Важным вкладом гештальт-терапии стало расширение параметров феноменологического экспериментирования , которое теперь включает возможность выражения переживаний с помощью разнообразных невербальных экспрессий. Вместе с тем, естественно, взаимодействие с клиентом ограничивается этическими принципами, целесообразностью, терапевтической задачей и т.п.
>>## 17.14% - correction
##
< Гештальт-терапевт может применять любые техники или методы, пока (а) они служат цели усиления осознавания, (б) они всплывают по ходу диалога и феноменологической работы, и (в) они находятся в пределах этических правил психотерапии.
>>## 17.85% - correction
##
< В гештальт-терапии нет никаких "должен". Вместо подчеркивания того, что должно быть, она уделяет внимание осознаванию того, что есть. То, что есть, то есть. Это положение резко отличается от установок терапевта, который точно знает, что должен делать пациент.
>>## 26.42% - correction
##
< Что касается периодических изданий, то "Гештальт-журнал", в основном, посвящен статьям по гештальт-терапии, "Гештальт-теория" публикует исследования по гештальт-психологии, а также избранные терапевтические работы. Библиографическая информация по гештальт-терапии содержится в обзорах Когана (1980), Розенфельда (1981) и Унсонга (1986).
>>## 29.28% - correction
##
< Если граница между организмом и окружающей средой становится не ясной, полностью исчезает или утрачивает проницаемость, это приводит к нарушениям контакта, осознавания и отделения себя от другого (см. Perls, 1973; Polster and Polster, 1973). При адекватном функционировании границы у человека контакт чередуется с отделением, пребывание в контакте с окружающей средой - с утратой внимания к ней. Граница контакта исчезает в полярно противоположных состояниях - конфлюэнции и изоляции. При конфлюэнции (слиянии) отделение и различение себя от другого становятся настолько не ясными, что граница утрачивается. При изоляции граница превращается в столь непроницаемую, что теряется сама способность контактировать, например, человек перестает осознавать важность других для себя.
>>## 30.00% - correction
##
< Ретрофлексия представляет собой расщепленность личности, внутреннее противостояние определенных частей личности ей как целому. Оно заменяет ей окружающую среду, например, человек делает себе то, что хотелось бы сделать другому или получить от него. Этот защитный механизм ведет к изоляции. Иллюзия самодостаточности, заменяющая человеку контакт с окружающей средой, является одним из примеров ретрофлексии. Хотя человеку свойственно иметь собственное дыхание и жевание, воздух и пища попадают к нему из окружающей среды. Формой ретрофлексии является также интроспекция, которая бывает как патологической, так и здоровой. Например, сопротивление потребности разгневаться может служить способом совладания со средой, в которой присутствует опасность. В такой ситуации кусание собственной губы, в частности, может оказаться более функциональным действием, чем высказывание чего-то кусающего.
>>## 30.71% - correction
##
< Патологическая проекция порождается неосознаванием и непринятием ответственности за то, что проецируется.
>>## 31.42% - correction
##
< Дефлексия является формой избегания контакта или осознавания путем ухода в сторону, например, если человек проявляет вежливость вместо прямоты суждений. Дефлексии можно достигнуть, не выражая прямо своего отношения или не принимая во внимание чего-либо. В последнем случае человек обычно чувствует себя "нетронутым" внешними событиями, а в предыдущем, его поведение становится не результативным, и он переживает, что никак не может получить желаемого. Дефлексия оказывается полезной, если на основе осознавания ситуации с ее помощью удовлетворяются определенные потребности (например, если температура ситуации нуждается в охлаждении). К другим примерам дефлексии относятся отведение взгляда в сторону, болтливость, неопределенность высказываний, рассуждения и разговоры о чем-то, а не с кем-то (Polster and Polster, 1973, c.89-92).
>>## 33.57% - correction
##
< Осознавание и диалог являются двумя главными терапевтическими инструментами в гештальт-терапии. Осознавание представляет собой форму переживания, которую, не очень четко, можно определить как бытие в соприкосновении со своим собственным существованием, с тем, что есть.
>>## 34.28% - correction
##
< Инсайт в качестве формы осознавания представляет собой немедленное постижение очевидного единства в корне отличных, несопоставимых друг с другом частей поля. Осознанный контакт создает новую, осмысленную целостность и таким образом несет в себе интеграцию существующей проблемы.
>>## 34.28% - correction
##
< Эффективное осознавание основано и черпает энергию из актуальной, доминирующей потребности организма. Оно включает не только знание о себе, но и непосредственное осознание текущей ситуации и то, каким образом явлена в ней личность. Любое отрицание ситуации, ее запросов или потребностей человека и выбранного им решения нарушают осознавание. Осмысленное осознавание касается бытия личности в мире, диалога с миром и осознавания Другого -- это ни в коем случае ни сосредоточенная на себе интроспекция. Осознавание сопровождается освоением, т.е. процессом познания того, что человек контролирует, выбирает и принятия ответственности за свое поведение и чувства. Без освоения личность, хотя и может проявлять проницательность в отношении своего опыта и жизненного пространства, но не осознает, какой силой он или она обладают, а какой нет. Осознавание содержит когнитивные, сенсорные и аффективные компоненты. Человек, который словесно признает свою ситуацию, знает о ней, реагирует и чувствует, откликаясь на нее, но на самом деле не видит ее целиком, не находится во всей полноте осознавания и контакта. Человек осознающий знает, что он делает, как он это делает, какими обладает альтернативами, и что именно он выбирает, чтобы быть тем, кем он есть.
>>## 35.00% - correction
##
< Акт осознавания всегда происходит здесь-и-сейчас, хотя содержание осознаваемого может быть весьма далеким. Процесс припоминания происходит сейчас; однако воспоминания могут к настоящему не относиться. Если ситуация требует осознавания прошлого или предвосхищения будущего, то эффективное осознавание принимает эти возможности во внимание.
>>## 36.42% - correction
##
< Говоря "Я есть" так, будто это является наблюдением стороннего человека, или будто "Я" не было выбрано им самим, или без понимания, каким образом он творит и увековечивает "Я есть", человек вместо просветленного осознавания совершает что-то нечестное и недопустимое.
>>## 36.42% - correction
##
< Ответственность
В соответствии с представлениями гештальт-терапии люди являются ответственными (способными к ответу); и это означает, что они представляют собой основных действующих лиц, определяющих свое поведение. Когда люди смешивают ответственность с обвинением и долженствованием, то они подавляют себя и манипулируют собой; "стараются" избежать интеграции и не стать спонтанными. В этих случаях они игнорируют свои истинные потребности, нужды, естественные реакции на происходящее в окружающей среде и выбор в конкретной ситуации. Соответственно, они чрезмерно подчиняются или, наоборот, восстают против долженствований.
>>## 37.14% - correction
##
< Например, они несут ответственность за свои действия, которые совершают в окружающей среде. Попытки же обвинить внешние силы (например, наследственность или родителей) в том, что человек выбрал сам, представляют собой ничто иное, как самообман. К его разновиднсстям относится и типичная реакция стыда, возникающая из-за принятия ответственности за то, чего на самом деле человек не выбирал.
>>## 37.85% - correction
##
< Хотя гештальт-терапия, прежде всего, является феноменологической системой, ей также приходится иметь дело с бессознательным, с теми явлениями, которые не осознаются, когда требуется. В гештальт-терапии осознавание понимается как пребывание в контакте, а не-осознавание - как нахождение вне его. Не-осознавание может порождаться разнообразными причинами, например, заведомым знанием о природе вещей и их предназначении, вытеснением, определенной когнитивной системой, особенностями характера или стилем жизни. Симкин (1976) сравнивал личность с плавающим мячом - в любой момент времени видна только его часть, а остальная погружена в воду. Не-осознавание становится результатом того, что организм не соприкасается с окружающей средой, а оказывается почти утонувшим в своем внутреннем окружении или фантазиях, или не контактирует с явлениями внутренней жизни из-за сосредоточенности на внешних обстоятельствах.
>>## 38.57% - correction
##
< В процессе воспитания дети проглатывают целиком (интроецируют) представления и поступки значимых людей. Это ведет к возникновению навязанной, а не совместимой с нуждами организма системы моральных ценностей. Повзрослев, люди нередко испытывают вину, если поступают в соответствии со своими потребностями, которые противоречат долженствованиям. Некоторые из них тратят чудовищную энергию, чтобы постоянно поддерживать раскол между долженствованием и потребностью, поскольку устранение этого противоречия связано с признанием того, что их личная мораль представляет собой противоположность интроецированным принципам. Долженствования превращаются в настоящих саботажников, и чем человек больше толкает себя к тому, чтобы быть тем, кем он на самом деле не является, тем сильнее становится сопротивление, и не происходит никаких перемен.
>>## 38.57% - correction
##
< Гештальт-теория - теория изменений
>>## 38.57% - correction
##
< Арнольд Бейссер, известный гештальт-терапевт, работавший в Институте Гештальт-терапии в Лос Анжелесе, создал парадоксальную теорию изменений, сущность которой состоит в том, что изменение возникает не в результате "вынужденной попытки другого человека или самого индивидуума изменить себя", оно появляется, если личность в определенный момент времени приложит усилия к тому, чтобы быть "тем, кем она есть", "полностью пребывать в своем актуальном положении" (1970, с.70). Поэтому, если терапевт отказывается от своей роли носителя изменений, то они происходят у пациента регулярно и осознанно.
>>## 39.28% - correction
##
< Любое насильственное изменение скорее является попыткой актуализировать образ, а не личность. Рост организма возможен только в том случае, если человек осознанно принимает себя и свое право на жизнь в существующей реальности. Обычно форсированные вмешательства задерживают этот процесс.
>>## 40.00% - correction
##
< Дифференциация поля: полярности против дихотомий
Дихотомия представляет собой расщепление, в результате которого поле перестает быть целостностью, состоящей из отличающихся, но сцепленных частей, и превращается в набор конкурирующих (и/или) чуждых друг другу сил (смыслов). Например, дихотомическое мышление драматическим образом влияет на организмическую саморегуляцию.Оно характеризуется склонностью быть нетерпимым к разнообразию, свойственному людям, и парадоксальности истин, свойственной жизни конкретного человека.Что касается организмической саморегуляции, то она ведет к интеграции частей друг с другом и далее в нечто целостное, обьемлющее собой части. Как правило, поле состоит из полярностей: противоположных частей, которые комплементарны или развивают друг друга. Прототипической моделью, теоретически описывающей дифференцированый характер поля, может служить электрическое поле с отрицательным и положительным полюсами. Положение о полярностях рассматривает противоположности в качестве неотьемлемых частей целого, подобно инь и янь.
>>## 40.71% - correction
##
< Взгляд на поле как на сочетание полярностей обусловливает необходимость принятия и интеграции различий. Отсутствие подлинной интеграции приводит к различным видам раздвоенности, таким, как тело-душа, внутреннее-внешнее, инфантильное-зрелое, биологическое-культуральное и бессознательное-сознательное. Интеграция частей в новую целостность, в которой появляется их дифференцированное единство, может быть достигнута посредством диалога. С его помощью через интеграцию в дифференцированную на естественные полярности целостность возможно устранить дихотомии между Я-идеальным и Я-нуждающимся, размышлением и побуждением, а также социальными требованиями и личными нуждами (Perls, 1947).
>>## 41.42% - correction
##
< Определение здоровья I: Хороший гештальт как полярнсть
В случае хорошего гештальта перцептивное поле предстает ясно организованным и имеющим хорошую форму. Фигура, обладающая хорошей формой, четко выступает на более широком и менее различимом фоне. Отношения, возникающие между тем, что выходит на передний план (фигурой), и контекстом (фоном), являются очень важными. Если формируется хороший гештальт, то они отличаются ясностью. Хороший гештальт и представляет собой определение здоровья, свободное от какого бы то ни было конкретного содержания.Если личность является здоровой, то изменение фигуры определяется насущной необходимостью, это означает, что она заменяется другой, если потребность удовлетворена или вытеснена иной, более неотложной. Здоровое исчезновение фигуры не происходит слишком быстро, предотвращая получения удовлетворения (как в случае истерии), и не настолько медленно, что новым фигурам не находится места, чтобы возобладать на организмическом уровне (например, при компульсивности). Если фигура и фон отщепляются друг от друга, то человек остается наедине с фигурой без всякого контекста, или фон оказывается лишенным какого-либо фокуса (F.Perls et al., 1951). Если человек здоров, то осознавание точно определяет доминирующую потребность целостного поля, которая является функцией внешних факторов (физической структуры поля, политической активности, природных влияний и т.п.) и внутренних влияний (голода, жажды, интереса, прошлого опыта и т.д.).
>>## 42.14% - correction
##
< Определение здоровья II: Полярность творческого приспособления
В гештальт-терапии понятие здоровья включает творческое приспособление. Психотерапия, которая помогает пациентам лишь приспособиться, порождает конформность и стереотипность поведения. Психотерапия, ведущая к навязыванию человека миру и не принимающая во внимание других, может породить патологический нарциссизм и изолированную, отрицающую мир самореализацию. Личность, взаимодействие которой носит творческий характер, принимает ответственность за поддержание экологического баланса между собой и внешним окружением.
>>## 42.85% - correction
##
< Сопротивление является частью полярности, состоящей из побуждения и противостояния ему. Расматриваемое с точки зрения дихотомии, оно часто считается чем-то "плохим" и в подобном контексте оказывается ничем иным, как следованием своим, а не терапевтическим установкам. Рассмотренное же под углом полярности, сопротивление предстает в качестве интегральной части здорового функционирования, как характеристики, которые противостоят изменениям.
>>## 43.57% - correction
##
< Тупик
Тупик является ситуацией, при которой внешняя поддержка уже не поступает, а личность еще полагает, что не может поддержать себя. Последнее возникает, по большей части, из-за того, что энергия личности остается разделенной и одновременно тратится на побуждение и сопротивление. Наиболее частым, привычным способом совладания с этим разделением становится манипулирование другими.
>>## 43.57% - correction
##
< Если говорить о личности, использующей организмическую саморегуляцию, то она осознает ответственность за то, что совершает для себя или других людей. Естественно, в процессе жизни человек обменивается с окружающей средой, но основная поддержка для регуляции его существования исходит изнутри. Если индивидуум не сознает своих внутренних ресурсов, то внешняя поддержка становится суррогатом самоподдержки, а не одним из источников, питающих личность..
В большинстве систем психотерапии состояние тупика предпочитают обходить стороной, например, за счет активного использования поддержки терапевта, если пациент считает эту свою способность к недостаточной. В гештальт-терапии пациенты оказываются в состоянии преодолеть тупик в процессе заботливого и любящего контакта, однако без совершения работы за них, их спасения или обращения с ними, как с детьми.
>>## 45.00% - correction
##
< психотерапии
С точки зрения гештальт-терапии единственной целью психотерапии является осознавание. Она состоит в расширении осознавания определенной области бытия, а также увеличении возможностей пациента автоматически при необходимости использовать навыки осознавания. Если основоположники гештальт-терапии считали его содержанием, то более поздние последователи видят в нем процесс. Однако и в качестве содержания, и процесса осознавание по мере продолжения терапии способствует углублению уровня лечебного воздействия. Оно включает в себя осведомленность об окружающей среде, ответственность за осуществляемый выбор, знание о себе, принятие своей личности и способность к контакту.
>>## 45.00% - correction
##
< Обычно, на начальном этапе терапии пациенты главным образом озабочены разрешением своих насущных проблем. Поэтому задачей гештальт-терапевта становится прояснение, каким образом они поддерживают себя, справляясь с этими ситуациями. Посредством усиления саморегуляции и самоподдержки гештальт-терапия способствует разрешению пациентом проблем. По мере продолжения терапии оба ее участника начинают больше внимания уделять общим проблемам личности. На завершающем этапе успешного курса терапии львиная доля работы уже направляется самим пациентом, и он оказывается способным интегрировать решение проблемных ситуаций, личностные проблемы, отношения с терапевтом и способы, используемые им для осознавания.
>>## 45.71% - correction
##
< Гештальт-терапия оказывается наиболее полезной для пациентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни. Хотя некоторые люди и утверждают, что заинтересованы в корне изменить свое поведение, тем не менее большинство прибегают к психотерапии, чтобы снизить имеющийся дискомфорт. Поводом для лечения может стать преувеличение недомогания, особенности дискомфортных проявлений или неудовлетворенность отношениями. При этом пациенты зачастую ожидают, что облегчение наступит от действий терапевта, а не вследствие собственных усилий.
>>## 46.42% - correction
##
< Наиболее показанной психотерапия является для тех пациентов, у которых тревога, депрессия и т.п. возникают по причине отвержения себя, отчуждения частей личности или самообмана. Если говорить кратко, то люди, не представляющие себе, как можно и дальше содействовать своему несчастью, являются самыми подходящими кандидатами для терапии, ибо открыты для работы над осознаванием, в особенности, осознаванием саморегуляции. Гештальт-терапия особенно подходит тем людям, кто интеллектуально неплохо осведомлен о себе, однако не растет как личность.
>>## 47.14% - correction
##
< Уважение, с которым гештальт-терапевт относится к личности в целом, помогает ему содействовать, чтобы пациенту стало ясным различие между "не могу" и "не буду", чтобы он он смог понять, каким образом внутренние барьеры или сопротивление, в числе которых важное место занимают прошлые знания, тревога, стыд или сенситивность к ударам по нарциссизму, тормозят работу осознавания.
>>## 48.57% - correction
##
< Обычным для гештальт-терапевтического подхода является облегчение исследования путем усиления внимания на том, что продолжает происходить с пациентом после окончания сессии и в отсутствии терапевта. Его часто оставляют в состоянии незавершенности, но задумавшегося, готового к действиям (opened up) и снабженного определенным заданием.
>>## 48.57% - correction
##
< Он же частично обьясняет, каким образом гештальт-терапия может быть столь интенсивной, несмотря на малое количество сессий в неделю. Можно сказать, что мы налаживаем сотрудничество с личностным ростом пациента, который продолжается без нас; а при необходимости инициируем его. Мы предоставляем ту степень фасилитации, которая способствует, чтобы изменения осуществлялись самим пациентом. Мы скорее поошряем личностный рост, чем стремимся завершить терапевтический процесс.
>>## 49.28% - correction
##
< Перлз полагал, что конечной целью психотерапии является достижение "такого количества интеграции, которое способствует ее собственному дальнейшему развитию" (1948). Примером такой фасилитации является аналогия с небольшим отверстием, сделанным в сугробе. Лишь только начинается таяние, основа, бывшая поначалу маленькой дыркой, увеличивается сама по себе.И это естественно, что в случае успешной терапии достигается интеграция. Она требует от пациента отождествления со всеми витальными функциями -- а не только с отдельными представлениями, эмоциями и действиями. Любое их отвержение ведет к отчуждению.А повторное овладение ими позволяет личности стать целостной. В ходе терапии пациенту следует осознать ранее отчужденные части личности, попробовать на вкус, вникнуть в них и ассимилировать, если они являются эго-синтонными, или отвергнуть, если они оказываются эго-чуждыми.
>>## 50.71% - correction
##
< Если терапевт считает себя ответственным за пациента, то первый, как бы на основе тайного обоюдного сговора, поддерживает у второго без-ответственность, и в результате из-за установки, что пациент не в состоянии поддерживать и регулировать себя, лишь усиливает потребность в манипуляции. Однако, быть только остветственными за самих себя для терапевта и пациента недостаточно -- между ними существует союз (alliance), который следует внимательно, постоянно и компетентно оберегать.
>>## 52.14% - correction
##
< Сейчас я могу находится в контакте с окружающим миром, или сейчас я могу контактировать с воспоминаниями или ожиданиями. Если осознавание, воспоминание или предвосхищение не осуществляются в настоящем, то это относится к разряду нарушений. Настоящее является вечно двигающимся (еver-moving) переходом между прошлым и будущим. Пациенты часто не осознают своего актуального поведения. В ряде случаев они живут в настоящем так, как если бы не имели прошлого. Большинство живет в будущем, будто бы оно существует сейчас. Все эти явления относятся к расстройствам осознавания времени.
>>## 52.14% - correction
##
< "Сейчас" относится к настоящему моменту. Если пациенты в ходе часа терапии ссылаются на события своей жизни, оставаясь вне или до этого часа, то это происходит не-сейчас.
>>## 52.85% - correction
##
< Мы стремимся продвинуться от разговоров о событиях к непосредственному их переживанию.
>>## 53.57% - correction
##
< Т: Бессилие часто сопровождается яростью. Перед чем вы бессильны?
>>## 54.28% - correction
##
< В основе всех стилей и модальностей гештальт-терапии лежат уже обсуждавшиеся базовые принципы, а именно: сосредоточение на непосредственных переживаниях и опытном исследовании (феноменология), использование непосредственного контакта и личного присутствия (диалогический экзистенциализм), такие положения теории поля, как что и как и здесь и сейчас. Терапевтические интервенции осуществляются с учетом этих параметров, в соответствии с контекстом, а также личностными особенностями терапевта и клиента.
>>## 55.71% - correction
##
< Все техники сосредоточения пациента вытекают из вопроса: "Что вы чувствуете (переживаете, осознаете) сейчас?" и инструкции: "Позвольте себе этот опыт и посмотрите, что вы начинаете осознавать в нем или узнаете из него". Многие интервенции являются столь же простыми, как и вопрос о том, что пациент осознает, или в более конкретной форме: "Что вы чувствуете сейчас?" или "О чем вы думаете в данный
>>## 56.42% - correction
##
< Побудьте с этим". Это часто используемая техника, которая побуждает пациента рассказать о том, что осознается с помощью инструкций:"Останьтесь с этим на какое-то время" или "Почувствуйте это".
Техника "Побудьте с этим" поощряет его к продлению переживания, о котором он рассказывает и развивает способность пациента к углубленной работе над чувствами до ощущения завершенности.
>>## 57.14% - correction
##
< Включенность. С помошью этой техники пациента просят превратить свои чувства или мысли в действия. Например, терапевт может поощрить пациента "сказать это лично" (если человек присутствует) или использовать форму ролевой игры (такую, как разговор с пустым стулом, если адресат отсутствует). Предложение о том, чтобы "Проговорить это" является другим примером. Пациента, который вот-вот заплачет, можно попросить "сказать об этом словами". В гештальт-терапии включенность используется как способ усиления осознавания, не является формой катарсиса и не считается панацеей
>>## 57.14% - correction
##
< Преувеличение представляет собой особую форму включенности. Пациента просят усилить определенное чувство, мысль, движение и т.д., чтобы вызвать у него их более интенсивное (albeit) переживание, воспроизведенное в действительности или воображении. Включенность в движения, звуковую активность, искусство, поэзию и т.д. может стимулировать творческие возможности, а также быть средством терапии.
>>## 57.85% - correction
##
< Направленные фантазии
Иногда пациент может получить более продуктивный опыт здесь-и-сейчас посредством визуализации, а не включенности:
П: Вчера вечером я навестил свою подругу. Не знаю, как это случилось, но я оказался импотентом.[далее пациент, в основном, рассказывает о деталях и некоторых обстоятельствах встречи]
Т: Закройте глаза. Представьте себе, что сейчас вчерашний вечер, и вы находитесь вместе со своей подругой. Расскажите своими словами, как можете, о том, что вы переживаете мгновение за мгновением.
>>## 59.28% - correction
##
< Раскрепощающие и интегрирующие техники. Пациент часто оказывается настолько закованным узами стереотипного мышления, что не позволяет себе осознать альтернативные возможности. Эти узы порождаются не только традиционными механизмами психологической защиты типа отрицания и вытеснения, но и культуральными и иными преобретенными влияниями, сказывающимися на стереотипности мышления. Например, одна из техник состоит в просьбе к пациенту представить себе противоположность чего-либо, будто бы она существовала в реальности.Интегрирующие техники позволяют воссоединить процессы, которые обычно (в реальной жизни) не сочетаются или активно отщепляются друг от друга. Пациента можно попросить описать словами некий наполненный отрицательными переживаниями процесс, например, напряженность, плач или судорожные подергивания. Или, если пациент рассказывает о своем переживании, например, определенной эмоции, можно попросить поместить ее где-нибудь в своем теле. Еще одним примером является предложение выразить позитивные и негативные чувства в отношении одного и того же человека.
>>## 60.71% - correction
##
< ]
Самораскрытие терапевта
В своей работе гештальт-терапевт преимущественно использует Я-послания. Они облегчают терапевтический контакт и способствуют поддержанию сосредоточенности клиента. Им следует быть ясными и осознанными. Использование Я-посланий в терапевтических целях требует от терапевта определенных навыков, личной умудренности и способности к самоосознаванию. Например, он вполне может поделиться тем, что видит, слышит или чувствует. Или сказать, что задевает его. Факты, осознаваемые терапевтом, но остающиеся закрытыми для его собеседника, особенно, если они спонтанно выявляются при феноменологическом исследовании в терапевтическом сеансе и кажутся пациенту важными,.обязательно становятся предметом терапевтической работы
Механизмы
>>## 62.14% - correction
##
< Прежние ограничения, новые возможности
Общеизвестно, что ребенок нуждается в родительском отношении, которое поддерживает (вос)питывающее, экологическое равновесие между его организмом и окружающей средой. Например, матери важно следить за удовлетворением потребностей и способствовать развитию потенциальных возможностей ребенка. Ему жизненно необходима заботливая, питающая рефлексия его потребностей. И в то же время ему важно предоставить пространство для борьбы, в котором он мог быть фрустрирован или пережить неудачу. Он также нуждается в установлении пределов, в которых мог бы переживать и осваивать последствия своих поступков. Если родители не удовлетворяют эти потребности в силу необходимости иметь чрезмерно зависимого ребенка или недостатка собственных внутренних ресурсов, то у него возникают нарушения границы контакта и осознавания и появляется сниженная самооценка.
>>## 62.14% - correction
##
< К сожалению, дети часто растут в обстановке, когда удовлетворение потребностей требует обязательного получения одобрения родителей. В результате, как правило, спонтанная личность замещается искусственной структурой. У других формируется убеждение, что все их потребности без исключения должны удовлетворяться извне, и они отказывают значимым людям в праве на автономию. Вместо спонтанности это приводит к развитию импульсивности.
Пациентам в контакте необходимы здоровые и непосредственные терапевтические отношения, которые для терапевта не будут таить угрозы утраты себя как личности в силу потворствования пациентам, а состоять в исследовании и проработке их проблем, и которые не породят у пациентов чрезмерной тревоги, стыда или фрустрации по поводу терапевтической позиции, исключающей проявления уважения, заботы, принятия, прямоты и честности.У пациентов, приступающих к психотерапии, обычно выявляется низкая способность к осознанию своих потребностей и сильных сторон личности, они испытывают страдание (pain), тратя больше сил на сопротивление, чем поддерживая свою организмическую целостность (self). Они прилагают усилия заставить терапевта сделать за них то, что, по их мнению, не способны совершить сами. И если в этом им идут на встречу, то у пациентов исчезает возможность возвратить себе и интегрировать утраченный или не развившийся потенциал. Они не могут, по-прежнему, обращаться к организмическому уровню саморегулирования и быть ответственными за себя. Они не в состоянии обнаружить в себе силы, необходимые для автономного существования, ибо терапевт лишь удовлетворяет их потребности, не развивая осознавания и не способствуя упрочению эго-границ (см. Resnick, 1970).
>>## 63.57% - correction
##
< По мере того, как гештальт-терапия продолжается, и пациенты осваивают, что значит быть осознанными, ответственными и непосредственными в контакте, состояние их эго-функции улучшается. В результате, у них появляются инструменты для более глубокого изучения своей личности. С их помощью детские переживания, оказавшие влияние на развитие пациентов, могут быть исследованы без состояний регрессии и сверхзависимости, столь необходимых регрессивным способам терапии, а также без временной утраты компетентости, которую влечет за собой трансферентный невроз. Травматические детские переживания помещаются в контекст текущего осознавания без установки, что поведение человека целиком и полностью определяется прошлым опытом. Пациенты активно проецируют трансферентный материал на гештальт-терапевта, получая в ответ новые возможности более глубокого исследования своей личности.
>>## 65.71% - correction
##
< Фрустрация и поддержка
Гештальт-терапия поддерживает равновесие между фрустрацией и поддержкой пациента. Терапевт скорее исследует, чем вознаграждает его желания - это и фрустрирует собеседника. Контакт, предлагаемый терапевтом, несомненно, является поддерживающим, но его честность фрустрирующим образом действует на манипуляции. Проявляя себя в контакте, гештальт-терапевт сосредотачивает внимание на исследовании побуждений, крушений планов и надежд, потворства своим желаниям и слабостям. На манипуляции пациента терапевт отвечает их не-подкреплением, неосуждением, не стремясь намеренно фрустрировать за подобное поведение. Поддержание баланса между заботой и твердостью постоянно остается важной терапевтической задачей.
>>## 69.28% - correction
##
< использования
Проблемы
Гештальт-терапия может оказаться эффективной в отношении любой категории пациентов, профессионально знакомой терапевту, в которой он чувствует себя комфортно. Если у терапевта есть реальные возможности установить отношения с пациентом, то основные принципы гештальт-терапии - диалог и непосредственное переживание - вступают в силу немедленно. Однако для каждого пациента, общие принципы терапии следует согласовать с конкретной клинической ситуацией. Если лечение осуществляется путем слепого следования "гештальт-терапии", то оно может оказаться неэффективным и даже вредоносным. Больные шизофренией, социопатические личности, клиенты, страдающие пограничными или обсессивно-компульсивными расстройствами, естественно, нуждаются в различных терапевтических подходах. Таким образом, компетентная практика гештальт-терапии требует более широких оснований, чем просто теория гештальт-терапии. Несомненно, терапевту необходимы дополнительные знания в области психиатрического диагноза, теории личности и психодинамических концепций.
В практике гештальт-терапии клиницист встречается со значительной долей благоразумия и осторожности. Подходы, которые применяет гештальт-терапевт, различаются терапевтическим стилем, учитывают особенности личности клиента, диагностические соображения и т.п. При их использовании важное значение сохраняет и всемерно поощряется индивидуальная ответственность терапевта. Однако гештальт-терапевтов следует стимулировать, чтобы они имели твердые знания в об0544