
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 августа 2023 г.Южный полюс, как и Северный, тоже потребовал жертв, прежде чем сдаться человеку, победоносно ступившему на него ногой.
Читать далееБеря в руки любые дневниковые записи, стоит сразу понимать, что, возможно, они не будут такими живыми и захватывающими, как хотелось бы. Однако, относительно дневника Роберта Скотта есть и радостная новость – они не столь скупы, как дневники, допустим, тех же Романовых. Я была приятно удивлена.
Скотт рассказывает о своей команде, снаряжении экспедиции и общих условиях. Даже о том, в каких условиях находились на судне лошади и собаки. Настроение команды весёлое и оптимистичное, они резво ловят пингвинов, чтобы добыть себе пропитание, ходят на лыжах, чтобы разогреть кровь. Много, много здесь будет о фауне, а также о кухне. По крайней мере сцены с пингвинами и их приготовлением запомнились мне больше всего, не считая трагичного финала. Надеюсь, трагичный финал ни для кого не спойлер? Об этом говорится в самом начале книги, в первой главе.
Порадовали интересные заметки из повседневной жизни экспедиции – это ночёвки в палатках и на судне. Почему-то инстинктивно кажется, что ночевать на корабле – это гораздо удобней, это не так. Я также не знала, что лошадь чисто теоретически можно поставить на лыжи. Вы представляете себе, как будет ходить лошадь на лыжах. Я нет. А это возможно. Также из предметов уже человеческого гардероба запомнились сапоги с шипами.
Не обошлось здесь и без трагедий, которые произошли во время экспедиции. Гибли и животные и люди, и, конечно же, не обошлось без обморожений. О главной трагедии вообще рассказывать не буду. Это очень тяжело читать – уже полностью демотивированная команда [их опередили норвежцы] ещё думает о возвращении домой, но надежда тает с каждым часом.
Я читала эту книгу, когда в Москве стояла невыносимая жара, но не смотря на это, я даже как-то умудрилась замёрзнуть, представляя себе всё то, о чём рассказывает Скотт. Ощущение такое, будто ты сам страдаешь от всех этих неудобств, так что впечатлительный читатель, любящий комфорт, должен будет запастись горячим чаем и пледом!
8611,9K
Аноним16 марта 2019 г.Безумству храбрых...
Читать далееЭто странное чувство – с переживанием читать страница за страницей книгу, финал которой известен всему миру уже больше сотни лет. Дневники Скотта - гимн безумству храбрых. Как и вся эта северно-южно-полярная истерия начала двадцатого века. Словно быть полярником – стало ответом на самый главный вопрос, когда нет вопросов «Кто ты?» и «В чем смысл твоего существования?», а есть лишь чудовищные погодные условия, борьба за выживание, бесконечная череда испытаний и гарантированный статус героя. Если сможешь вернуться.
С документальным жанром – дневниками путешественников, я признаться, знакома мало. Тур Хейердал в детстве и «Человек с луны» Миклухо-Маклая в юности – вот и весь мой багаж. Хотя по накалу эмоций и обилию интересных фактов и деталей – это очень увлекательно чтение.
Итак, несчастный капитан Скотт, мягкий романтик и воодушевленный мечтатель, навсегда оставшийся в истории вторым, вел очень подробные записи, где педантично перечислял все значимые события дня. Он был удивительно сконцентрирован на настоящем, в дневниках нет ни случайных воспоминаний, ни посторонних переживаний, ни отвлеченных фантазий. Если Скотт и допускал какие-то философствования, то в рамках конкретных ситуаций.
Большую часть дневников капитан Скотт очень тепло отзывается о спутниках, так часто, много и позитивно, что в какой-то момент я стала недоумевать – это избыточное английское джентльменство или он так искренне восхищается своими товарищами? О каждом у него есть доброе слово или верно подмеченная черта характера, которая непременно симпатична и полезна для дела. А уж как умиляет досуг первой зимовки экспедиции - тематические лекции, мастер-классы по рисованию и фотографии, лыжные прогулки, дискуссии. Прямо английский клуб посреди Антарктиды!
«Если успеху способствует взаимное расположение и добротоварищеские отношения, то мы, поистине, заслуживаем успеха»
Жаль, что для успеха этого было мало. Плаванию, выгрузке, первой зимовке и подготовке основного этапа посвящена большая часть дневника (15 из 20 глав). Тщательные приготовления команды Скотта кажутся продуманными и достаточными, но знание финала – занозой сидит в мозгу, да и современные исследователи считают, что экспедиция была обречена на провал. Капитан Скотт в своей восторженной манере лишь отмечает, что «лучше, чем мы задумали, нельзя использовать имеющихся в нашем распоряжении средств».
Последние пять глав медленно и неизбежно из приключения становятся трагедией, за которой невероятно грустно наблюдать. Тяжелейшие условия. В начале января 1912 года Скотт достиг координат, последнего «рекорда» Шеклтона : «Мы уже находимся южнее последней стоянки Шеклтона, и южнее нас, наверное, никто не бывал», а позже записал «Отныне все ново для нас».И вот ценой чудовищных усилий к 17 января 1912 года Скотт, Отс, Эванс, Боуэрс и Уилсон доходят до полюса:
«Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили. Он первыми достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей»
«Что за ужасное место, и каково нам понимать, что за все труды мы не вознаграждены даже сознанием того, что пришли сюда первыми!»
Да, Амундсен пришел на месяц раньше. Возможно, разочарование и чувство потери победы внесли свой вклад в дальнейшую гибель экспедиции Скотта, хотя случившееся не должно было быть для него неожиданностью, ведь за несколько месяцев до этого он написал в письме: «Не знаю, что сказать насчет Амундсена и того, что ему предстоит. Если ему суждено добраться до полюса, то он должен дойти туда раньше нас, потому что будет двигаться на собаках быстро и непременно выступит рано. Поэтому я давно решил поступать совершенно так, как будто его не существует. Бег с ним наперегонки расстроил бы весь мой план; к тому же не за тем как будто мы сюда пришли».
Не за тем?! Тогда за чем же?! Зачем эти обморожения, недосыпы, голод, боль? Меня поражало, что даже в последние дни, когда финал был очевиден и даже извечный оптимизм Скотта казался наигранным – они не бросали геологическую коллекцию, собранную в дороге. Сани, напомню, они везли на себе, сбросили лишние приборы и инструменты, но продолжали тащить килограммы камней…
Смерть. Последней картой этого пасьянса была смерть. Все пять участников финальной части экспедиции погибли. Первым – Эванс. Вторым – Отс. Так вышло, что я столкнулась с использованием обстоятельств смерти Отса еще до того как дочитала до этого момента в дневниках Скотта. В «Авроре» Кима Стэнли Робинсона «по Отсу» умирали молодые самоубийцы на космическом корабле. «Пойду пройдусь. Может быть, не скоро вернусь» - сказал, уходивший в метель Отс, понимая, что задерживает товарищей. Уилсон, Боуэрс и Скотт умерли предположительно 29-30 марта.
В последние дни, когда метели не позволяли продлить агонию экспедиции и продолжить путь к очередному складу с топливом и продовольствием, Скотт писал письма – жене, близким своих спутников и череде высокопоставленных друзей и покровителей. Трогательно и как-то узнаваемо звучат его просьбы поддержать деньгами вдов, детей и матерей, и между строк человека, умирающего во славу великой Британии, мне чудится его отчаянная неуверенность в том, что Британия поддержит семьи погибших.
Последние слова дневника капитана Скотта: «Ради бога, не оставьте наших близких»
Хочется, хочется сказать тут что-нибудь пафосное, мол, так умер последний романтик и истинный английский джентльмен Роберт Фолкон Скотт.
Но, конечно, это не так – не первый и не последний.
Когда информация о гибли Скотта и товарищей достигла Британии – он стал национальным героем, позже помимо восхваления была и критика, и обвинения в том, что его непрофессиональный подход погубил все дело. И пусть для моего циничного мировосприятия героизм – понятие зачастую крайне близкое к идиотизму, я не могу не восхищаться историей Скотта.
Возможно, пора поискать дневники Руаля Амундсена…
P.S.
Эпиграфом книги вынесена фраза Фритьофа Нансена: «В жизни человека необходима романтика. Именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности».Что-то в этом есть. Не находите?
302,4K
Аноним10 января 2019 г.Сегодня мы в первый раз играли в футбол. Южный ветер помог моей команде забить три гола.Читать далееПосле "Террора" у меня появилось ощущение, что я не прочь побольше узнать о том, как проходили полярные экспедиции, но тогда я ограничилась просто поисками в интернете. И вот, спустя столько лет, мне попались настоящие дневники настоящего капитана, которому было мало одного приключения в царстве льда и снега. После успешного завершения экспедиции на "Дискавери", Роберт Скотт решает покорить Южный полюс.
Что я могу сказать о Роберте Скотте как о писателе? Если говорить о литературном слоге, то это далеко не самая интересная для чтения книга. Но как дневник настоящей полярной экспедиции это по-настоящему увлекательное чтение, ведь капитан не пропускает ни малейшей детали - скорость ветра, температура, количество и качество снега, что делали люди, что делали лошади, как вели себя собаки, как готовили пищу, что подавали к столу, какие исследования проводились и о чем рассказывали на очередной вечерней лекции - все это скрупулезно записано, описано и подсчитано. И потому возникает ощущение полного присутствия там. И хотя периодически я начинала скучать над очередным перечислением того, кто и за какой лошадью ухаживает, что ж, так и должно было быть. Но по мере того как экспедиция приближалась к своей пиковой точке, а именно к достижению полюса, становилось все интереснее и интереснее. И это удивительно, ведь был заранее известен финал, притом не только финал, но и общие детали похода, а все равно читала и не могла оторваться, особенно на последних главах, когда они уже двинулись в обратный путь.
Что я могу сказать о Роберте Скотте как о капитане? Он был невероятно храбр, благороден и полон энтузиазма. Вероятно, он был действительно хорошим капитаном и неплохим организатором. Но по какой-то причине удача отвернулась от него. На всех этапах экспедиции он сталкивался с трудностями разного рода, а самую большую подножку подставила погода. Почему так вышло? В своих дневниках Скотт снова и снова недоумевает относительно того, как странно все складывается. И чем ближе трагический конец, тем больше горького сожаления в его словах. Я вот только не понимаю, как он вообще решился выдвинуться к Южному полюсу, наблюдая перед этим такие выкрутасы погоды и то, как не ладится все в итоге с лошадьми и собаками? И как бы потом не переосмысливали уровень его подготовки или его способности организатора, в своих дневниках Скотт был прав, никто бы не сумел предсказать таких странных и неблагоприятных погодных условий. Ужасное стечение обстоятельств - погода, травмы, какие-то неполадки с канистрами, в которых хранился керосин. Невозможно было даже предположить, что все это пойдет именно таким путем, ведь если бы возникло такое предположение, экспедиция бы просто не состоялась. Поэтому я и говорю - Скотту (и остальным конечно) не повезло, просто по-человечески не повезло. Подумать только, на пути к полюсу они отчетливо видели следы опередивших их на месяц (!) норвежцев, а на обратном пути поднялась такая метель, что занесло даже их следы, оставленные буквально несколько дней назад, из-за чего они неоднократно сбивались с пути.
Итак, что же я могу сказать о Роберте Скотте как о человеке? Он кажется мне хорошим человеком, но я предвзята и сужу в основном по тому, как он пишет о собаках и лошадях, которые были вынуждены на добровольно-принудительных началах преодолевать все трудности вместе с людьми. То, что они страдали и терпели лишения, вызывало у Скотта настоящее огорчение, он переживал и стремился сделать их пребывание там как можно более комфортным. А когда им снова и снова приходилось расставаться с очередной лошадью или собакой, он всегда сокрушался по этому поводу, притом не только потому, что это усложняло их экспедицию, но и потому что ему было их жаль.
Что я могу сказать о книге в целом? Конкретно в этом издании мне попалось введение от Пименовой Э.К., которое здорово подпортило мне общее впечатление. В своем введении она зачем-то кратко пересказывает все дневники Скотта, дает цитаты и даже некоторые фотографии. Зачем? Нет, для меня конечно не было неожиданностью, чем там все закончилось, я и так это знала, но все равно странно, потому что оказались проспойлерены всякие мелкие моменты, например, когда пропадет та или иная собака, кто и когда поранится и т.п. Нет, серьезно, смысл такого введения не доходит до меня. Это ведь не просто рассказ об экспедиции в общих чертах, она сделала именно краткий пересказ каждой главы. В общем, я удивилась, но не впечатлилась подобным подходом, не знаю уж, кому тут надо спасибо говорить, издательству или самой Пименовой. Но в тоже время, именно в этом издании просто невероятные фотографии, за которые надо сказать огромное спасибо Герберту Понтингу. От них дух захватывает.
Оценка для ДП - 1,5.
30828
Аноним8 марта 2011 г.Читать далееТяжело читать. Всё время непроизвольно сравнивала - а как там у Амундсена: дом, одежда, еда; как проводят рабочее и свободное время; что делают, чтоб облегчить себе путь к полюсу; совпадают ли погодные условия. А затем и по датам: где уже был Амундсен, когда Скотт дошёл до главного склада, который был, кстати, поставлен не так далеко, как у Амундсена (опять сравнение), и ведь это сыграло свою роль. Ничего не могу с собой поделать, но неизгладимое ощущение, что Амундсен реально был готов к походу на 100 %, а Скотт в основном основывался на вере в людей, с которыми шёл, хотя и считал, что сделал все необходимое. Невыносимо сравнивать.
Была ли гонка к полюсу? Если они шли к нему, зная, что идут параллельно и одновременно, учитывая это и думая об этом, то получается, что гонка была, однако, она была проиграна Скоттом еще на старте. Да, я понимаю, что он стал символом духа и мужества, но он отвечал за других людей и взвалил на них такую тяжесть…, они просто не могли остаться в живых.Есть интересный документальный фильм «Буран. Гонка к Полюсу» (6 серий), снятый BBC в 2006 году, в котором моделировались экспедиции Скотта и Амундсена с использованием снаряжения и еды того времени, единственное исключение – моделирование проводилось в Гренландии. Норвежцы с легкостью выиграли эту гонку, а британцы испытали на себе все трудности, с которыми столкнулся Скотт, и их даже сняли раньше времени с маршрута, иначе мог бы быть такой же исход, как у Скотта.
30561
Аноним7 декабря 2015 г.Читать далееСознаюсь, я начинала читать эту книгу с предубеждением. Прочитав около года назад "Южный полюс" Руаля Амундсена , я восхищалась организованностью норвежской экспедиции и считала, что только с такой подготовкой можно было приступать к покорению полюса. Поэтому нетрудно представить, какие ощущения вызывала у меня экспедиция Скотта - здесь и жалость, и недоумение, и ужас от осознания того, что каждая неудача, недоработка приближает неумолимый трагический конец экспедиции Роберта Скотта.
Несмотря на известный исход гонки Амундсена-Скотта, я только к середине дневниковых записей Скотта до конца ощутила и осознала, что за всем этим стоят реальные люди, которым не суждено увидеть не только родные берега Англии, но даже зимовье в Антарктике. Трудно сказать, кто виноват в таком трагическом финале. Скотт в своих записях и прощальных письмах к близким винит неудачу с погодой, лишь раз высказав нечто, больше похожее на сожаление, нежели на упрек в адрес слабой готовности своих товарищей к суровым полярным испытаниям. Действительно, погода не щадила Скотта, начиная с выхода "Терра Нова" из Австралии, и на всем дальнейшем пути к полюсу. Сколько времени и сил пришлось затратить только на выгрузку и переброску грузов с корабля на лед! Кто знает, чем бы завершилась экспедиция, если бы не было задержек в пути из-за пурги, если бы не приходилось тратить запасы продовольствия и топлива на вынужденное прозябание в палатке, с надеждой вглядываясь в окружающее ненастье...
Скотт с товарищами дошел до южного полюса, они победили непогоду и трудности с рельефом, они дошли, превозмогая боль, усталость и голод. Но каково же было их разочарование, увидев на полюсе норвежский флаг... Скотт достиг полюса 17 января 1912 года, Амундсен же побывал здесь на месяц раньше. Скотту ничего не оставалось, как повернуть назад. Вопрос о приоритете открытия полюса не стоял...Первая потеря произошла 17 февраля - оборвалась жизнь квартирмейстера Эдгара Эванса, еще через месяц ушел в пургу Отс, больше не в силах быть обузой для товарищей. Около десятка дней оставалось Скотту, Уилсону и Боуэрсу... им элементарно не хватило продовольствия, не хватило сил дойти до очередной склада - склада Одной Тонны, где их ждали запасы и возможное спасение...В ноябре 1912 года на месте их гибели товарищи поставят памятные знаки, навсегда увековечив смелые и отважные сердца...А нам остались чудесные фотографии Понтинга, рассказывающие о быте и работе экспедиции, дневниковые записи Роберта Скотта, его прощальные письма жене, друзьям, близким своих подчиненных, погибших вместе с ним. Эти письма морально тяжело читать, понимая, что это конец, трагический и в чем-то даже нелепый...
А я год спустя перечитываю "Южный полюс" Амундсена, по-прежнему восхищаясь его талантом организатора, но уже с тихой грустью по несбывшимся мечтам Роберта Скотта и его оборвавшейся жизни...
21755
Аноним1 марта 2025 г.Читать далееЧтение чьих-либо дневников - это всегда занятие довольно медитативное. Потому что большинство вещей, о которых пишет человек - его обычная повседневная рутина, даже если это путешествие к Южному полюсу. Роберт Скотт вел дневник почти полтора года до самой своей смерти на обратном пути с Полюса.
Можно ли из его записей получить представление об арктической экспедиции 1910-1912 года? Пожалуй, можно - правда несколько ограниченное. Но зато можно прекрасно «увидеть» Скотта как человека.
Ответственного, чувствительного, искренне восхищающегося своими товарищами, доброго и трудолюбивого, в чем-то наивного, но при этом подверженного депрессиям и тревожности. В общем, живой человек.Можно много рассуждать о его ошибках как руководителя, просчеты со снабжением, отказ от собачьих упряжек, что закономерно привело к печальному финалу, но и он, и его команда заслуживают и безмерного уважения и восхищения.
Рекомендую обязательно прочитать книгу еще одного участника той экспедиции Эпсли Черри-Гаррарда «Самое ужасное путешествие». Его рассказ уже после всех событий очень обстоятельный и гораздо более объемный.
983
Аноним9 июня 2014 г.Как будто сам там побывал.
История очень грустная. Зная исход изначально, все равно читаешь последние записи в надежде, что все обойдется. Отчасти виноваты сами. Видимо на обратном пути занимались исследованиями, чтобы скрасить горечь поражения от Абмудсена.
Издание отличное, много иллюстраций, великоленая 50 страничную историю Шеклтона особенно было приятно прочитать в конце.
Много опечаток, но они не отвлекают. Очень увлекательно.8505
Аноним18 июня 2020 г.Читать далееЭто дневники Скотта и несколько комментариев к нему. К сожалению, дневники неполные, а отредактированные, чтобы поддержать легенду о Скотте как Герое, кем он никогда не был. Оставили только позитивное (и то получилось одно нытье), а все, что говорило о его некомпетентности, плохих организаторских способностях, а также его саркастические замечания по поводу членов экспедиции - убрали. Так что имеем прилизанную выжимку для поддержания легенды.
Лучше читать одновременно с книгой «Самое ужасное путешествие» Э. Черри-Гаррард , чтобы лучше понять хронологию событий и получить более обширное представление о сложившейся ситуации.
Записки Скотта полны постоянного его душевного смятения и депрессии и не слишком интересны в литературном плане.
Главный плюс книги – возможность посмотреть карты (хотя их мало) и то, что вся экспедиция расписана по дням в хронологическом порядке.Фото есть, но они маленькие и какие-то мутно-расплывчатые, как будто нарисованные (в электронном варианте книги "Самое ужасное путешествие" фото намного лучше).
7988
Аноним27 февраля 2023 г.Покоритель Южного полюса.
Читать далееДавно известен финал этой трагической экспедиции, но очень уж хотелось прочитать дневник от первого лица. Конечно, я понимала, что эти дневники - лишь малая часть того, что записывал Р. Скотт, и конечно они прошли цензуру, но любопытство взяло вверх.
С первых же страниц бросается в глаза то, что подготовка к экспедиции шла весьма странно. До сих пор не укладывается в голове, как можно было променять собак на лошадей, и это при том, что сам Скотт консультировался с Нансеном о том, как же будет лучше передвигаться в царстве вечных льдов. Не совсем понятно из каких соображений компоновался провиант, так как при чтении возникает стойкое ощущение, что экспедиция, при походе на Южный полюс, мягко говоря - голодала. Ну и моторные сани - тоже вызывают массу вопросов.
Сам Скотт - тоже фигура, весьма, противоречивая. Почему? - спросите вы, а вот почему - не раз он упоминает о том, "Какой же нехороший человек Амундсен, и как это он посмел тоже пуститься в экспедицию к полюсу, это прерогатива только великой державы - Великобритании", и тут же через несколько страниц " А собственно нам все равно на Амундсена, мы идем своей дорогой, в своем ритме, никакого соперничества" - и так по кругу несколько раз.
Да и вообще с самого начала повествования Скотт пишет все с каким-то флёром трагизма - то у них собака утонула, то лошадь околела, то в шторм попали страшный, то еще что-то. Не то, что бы сплошные жалобы, но стойкое ощущение - пожалейте нас - не покидало всю книгу.
Отмечу тот факт, что перед чтением дневников Скотта, мною была прочитана книга Амундсена, где он описывал свой путь к полюсу, и все как-то у него складно было, и все просчитано на несколько шагов вперед, и на все непредвиденные случаи было заготовлено несколько запасных вариантов. Подготовка была масштабная, чего только стоит тот факт, как виртуозно было рассчитано - сколько собак должно вернуться с ним на большую землю. Да, и у Амундсена были сложности с подготовкой, с началом экспедиции, с закладыванием складов, да и сам путь до полюса был не легкий - НО!!! все это было описано как само собой разумеющееся, ибо не бывает все слишком гладко и идеально, а уж тем более туда, куда не ступала нога человека.
Но вернемся к Скотту-мне, безусловно, очень жаль его и его товарищей по-человечески, ибо замерзать в палатке при здравом уме и осознавать, что через день/два твой жизненный путь оборвется - пожалуй самое жуткое.
Книгу советую к прочтению, для расширения кругозора - как минимум, будет полезно.3263
Аноним2 января 2017 г.Это издание стоит пролистать только из-за хороших, качественных иллюстраций. А дневники капитана Скотта лучше читать в старом издании "Последняя экспедиция Р. Скотта". Там все грамотно, без опечаток.
2705