
Ваша оценкаРейтинг LiveLib
- 525%
- 450%
- 30%
- 225%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 ноября 2023 г.Иллюзия
Читать далееЧто же такое цивилизация? Каково ее влияние на личность? В чем ее притягательность и в чем опасность... Что преобладает: плюсы или минусы? Вопросы эти не новы. Сколько раз они поднимались и рассматривались. Сколько раз критиковалось это явление человеческого общества. И уходя от него, вновь к нему возвращались.
Согласно определению из учебника или Вики, цивилизация - это совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития). Основана она на прогрессе и с ним взаимосвязана. Впрочем, как и с культурой. Но самое интересное в том, что постоянным спутником цивилизации является ностальгия по мнимоидиллическому прошлому. И в старину, и сегодня раздаются призывы к натуре, природе, близости к ней, единению с ней. "Цивилизация - природа" - вечное противостояние, идущее, наверное, с момента ее зарождения. В этих призывах живет тоска по простоте и естественности, тоска о счастье - крепком и реальном. Прошлое - идеально, в нем все лучшее, а сегодняшнее - совсем не то, оно уступает прошлому, все не так и не этак. Одним словом, что прошло, то стало мило. Не знаю, как кому, а лично мне таких вот ярых сторонников подобных призывов порой хочется спросить: что в вашем понимании простота и естественность. Боюсь, что в основном они и сами не понимают и все их заверения - сплошная сложность для восприятия, не говоря уже об осуществлении.
Эса де Кейрош в своей романтической (да, еще романтической, но уже с признаками перехода к реалистическому направлению в творчестве) новелле попробовал рассмотреть роль и влияние цивилизации на личность, на восприятие и качество жизни. Что ж, получилось весьма поучительно, но не убедительно. Почему? Да, наверное, потому, что не сторонник я руссоитских взглядов. Слишком уж они упрощены.
Главный герой новеллы, Жасинто, богат, знатен и пользуется всеми благами человечества. Повзрослев, он держит руку на пульсе последних событий в мире прогресса, он даже переписывается с известными светилами инженерной профессии, чтобы быть в курсе важных событий. Его дом снабжен всевозможными приспособлениями - достижениями инженерной мысли, необходимыми для уюта и удобств. Правда, в случае какой-либо поломки, выхода из строя того или иного приспособления, возникают проблемы, решение которых - это отдельная тема, порой вызывающая вопрос, а так ли нужны все эти удобства. И вот эти проблемы автор нарочито гипертрофирует и блага цивилизации смотрятся уже иронично как-то. Но самое главное - это изменение личности человека (читай - Жасинто) под влиянием этой самой цивилизации, городской жизни. Молодой человек, в расцвете сил, оказывается доведенным до зеленой тоски и безнадежного пессимизма, оглушенным последними криками, шумами и писками "цивилизации". И только патриархальная примитивность сельской жизни в горах возвращает Жасинто радость, интерес и вкус к жизни. Возвращение совершается по воле случая, оказавшимся счастливым, хотя изначально все выглядело как сплошное несчастье. Впрочем, за этим счастливым случаем можно усмотреть/услышать проповедь умеренности и розовой идиллии. Все это иллюзия, которая так же туманна и растает при более детальном рассмотрении и критическом взгляде.
Однако автор отрицает только крайности прогресса и цивилизации: он против кулинарных изысков и явных излишеств в сервировке, но не против здоровой пищи и тарелок (вот она, дипломатия). Тем не менее его призыв не свободен от ретроградства, он исключает или забывает, что спасение от прогресса в самом прогрессе, назад дороги нет. Что ж, такова точка зрения, волне обоснованная. Читателю остается либо согласиться, либо нет. И это его право.
15176
Аноним24 января 2019 г.Не учите меня жить!
Читать далееЯ не люблю быть первым читателем. Особенно когда ставлю "красную" оценку, потому что она, единственная, так гробит рейтинг произведения, что многие другие читатели поверят мне и пройдут мимо. Вкусы у всех разные, а на мне такая ответственность... :))
Ну да ладно.
Рассказ, повествующий о цивилизованном человеке, вкусившем прелести деревенской жизни, мне не понравился. Он ни о чём, он неинтересен сам по себе, а самое неприятное - он отдаёт унылым морализаторством в финале, как будто читатель - мелкий неразумный детёныш, которого надо срочно наставить на путь истинный. В предыдущем прочитанном мной произведении автора, "Мандарине", концовка меня тоже, мягко говоря, не порадовала, и произведение получилось бы в разы интереснее, если бы в нём отсутствовали две последних страницы. А "Преступление падре Амаро", наоборот, заканчивается очень логично и естественно.
Делаю вывод, что автор может как вознести финал на очень высокий уровень, так и безбожно его слить. Пока что счёт 1:2 в пользу слива. Читать Эсу де Кейроша продолжу, памятуя о великолепном "Преступлении...", просто понадеюсь, что в следующий раз он всё-таки не будет меня, читателя, так настырно и неприкрыто правильной жизни учить.4351