
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 ноября 2022 г.Чтобы познать смысл жизни...
Читать далееНужно потеряться в пустыне. Серьезно. Хоть на чуть-чуть.
Редко какой мой тур "Вокруг света" обходится без Шмитта. С его помощью я уже побывала и в Японии и в Китае, и в Бельгии. Такой он - литературный космополит и певец мира.
В этой книге - хочется верить - автор описывает свое личное путешествие в пустыню Сахара. Поехал он туда - по легенде, для съемок фильма о Шарле де Фуко (если вы не знаете, кто это - вам любезно об этом расскажут. И - не путайте с Мишелем Фуко!). Но кажется мне, что были у него и личные причины. Он в свои 28 лет - искал. Что-то - смысл жизни, Бога, свой стиль...
Шмитт - такой автор, который пишет так витиевато, что - я бы назвала его стиль даже избыточным. Иногда - его описания и эпитеты - прям дух захватывают! Например - описание той самой ночи в пустыне или - врезавшееся мне в память описание туарега. В накидке цвета индиго, с копной светлых волос... К этому уникальном народу я испытываю светлые чувства еще со времен книги Альберто Васкес-Фигероа - Туарег . За их жажду жизни, знания и - уникальное отношение к женщинам. И автор, похоже, мои чувства разделяет. Их зародившаяся и развившаяся дружба с туарегом-гидом - была очень трогательная. Есть и забавные, чисто писательские наблюдения - например, гида Дональда - "профессионального остряка" и нарочитого любимца публики.
Это было - быстро, безболезненно, но как-то - глубоко и безбрежно. Автор, конечно, поделился личным переживанием и опытом. Не многим дано даже увидеть пустыню - не то что в ней потеряться (да и не советую). Конечно - "поиски Бога" и пространные рассуждения об этом - такие отголоски словно высоколобой, студенческо-кухонной философии. (за это полбаллика и сняла) Но - молодости это свойственно. Я уже знала об очистительном влиянии - смены условий, экстремальны условий, влияния паломничества. Так что сюрпризом - были только духовные открытия автора.
Шмитта - я прям рекомендую. Не все его рассказы, конечно, одинаково полезны. Но - я бы назвала его стиль - "письмо кистью по слоновой кости". Это - очень красиво, что - на таком небольшом объеме - даже цветисто. Но - часто это бывает остроумно подмечательно и довольно глубоко. И теперь я знаю - почему.88558
Аноним27 марта 2018 г.Очарование пустыни и шок откровения
Читать далееЭрик-Эмманюэль Шмитт – весьма плодовитый французский автор, более известный как драматург, хотя в багаже у него имеется немало романов, разноплановых и в основном очень коротких, и даже несколько фильмов, в которых он засветился и как сценарист, и как режиссер. С последним и связан автобиографический сюжет «Ночи огня».
Отношение к творчеству Эрика-Эмманюэля Шмитта у меня было заведомо пресное – после того, как я прочитала его «Детей Ноя», о нем сложилось мнение как об авторе, в принципе, неплохом, но ничем особо не выдающемся. Читался его роман хорошо, но после себя мало что оставил – так, зыбкое воспоминание о проходной вещице.
«Ночь огня» сперва подтверждала это впечатление. Пресности добавлял автобиографический тон – рассказ от первого лица, об том, как двадцативосьмилетний Эрик-Эмманюэль намылился пересечь Сахару. Цель была немудреной – поглядеть на будущие декорации фильма о Шарле де Фуко, к которому он написал сценарий, – а способ пересечения довольно унылый: в туристической группе с профессиональным гидом. Пространные речи, что пустыня-де меняет людей, ох, сейчас и пройдемся, все очень по-туристически. Авторский голос заранее предупреждает – я вас умоляю, какие тут приключения. Сразу понятно, что неожиданностей не будет. Не встретятся бандиты. Не начнется мистики. Не спустится тарелка с инопланетянами. Автор просто погуляет, опишет красоту пустыни, вспомнит драгоценные жизненные моменты (что еще в пустыне делать) и сделает возвышенные выводы, важные главным образом для него одного.
Так казалось, но ближе ко второй половине книги все стало меняться. И дело не в том, что автор стал намекать на какое-то грядущее событие, которое изменит ВСЕ (впрочем, легко было догадаться, что именно произойдет). Перемены начались с любопытного момента: туарег, сопровождавший группу, утречком стал молиться, как у них полагается. И ни у кого это не вызвало особых эмоций, хотя накануне вечером имел место спор о двигателе всего сущего, в котором на верующую женщину Сеголен («вы говорите как, а не почему») и философствующего автора («у каждой эры своя легенда») обрушился весь гнев сторонников неоспоримого научного знания. Позиция большинства сводилась к следующему: ну как так, ребята, что за чушь вы несете, ученые все уже точно выяснили. Трагизма добавляло то, что в группе были ученые.
И вот во время молитвы туарега Сеголен метко заметила Эрику, что это часть местной экзотики, которую обещали в буклете, и поэтому ни у кого не вызывает возмущения эта молитва. Но начни сейчас молиться она – о, это будет буря стыда. Ну как так, парижанка, наш человек, и вдруг молится. Кошмар же ж.
Этот момент плавно переводит повествование в русло глубоких рассуждений о разнице в менталитетах, о взглядах на религию со стороны науки, философии и самой религии. Сам автор, как персонаж, к этому моменту не верил ни в научные истины, ни в Бога. Но случай в пустыне все изменил. Да, он не был неожиданным, этакая досадная банальность, если смотреть на него как часть сюжета – даже наивность, но последующим текстом Шмитт встряхнул меня так, что все прочитанное прежде стало видеться в совсем иной перспективе, и текст уже не казался плоским и слабым.
Я, однако, отдаю себе отчет, что мое впечатление может быть основано сугубо на личных ощущениях – мне знакомо и очарование пустыни, и шок откровения. И Шмитт здорово это выразил, описав свои чувства и выведя простенькие, но глубокие истины о мироздании, месте человека в нем и сущности веры. А его дружба с туарегом добавила трогательности.
В итоге книга пробрала настолько, что пришлось с пару часов приходить в себя. Здорово вышло, очень даже здорово.
702,7K
Аноним2 марта 2018 г.Читать далееСколько раз уже зарёкшись не читать книги о нечаянном обретении Бога, снова наступила на те-же грабли, не смогла пройти мимо заманчивой аннотации. Хотя что тут может быть заманчивого, если искренне придерживаюсь убеждения, что у каждого это собственный путь, интимное дело и чужой опыт тебе ничто, каждый учится на собственных ошибках.
Да и по большому счету, вообще не вижу смысла в произведениях подобного толка. Навряд ли кому-то они помогут обрести веру, прийти к Богу. Для меня все это выглядит желанием покрасоваться или поразить публику, показать себя человеком богатой внутренней жизни, которому вдруг или не вдруг открылось откровение, спекуляцией на тему веры. Даже как-то неудобно становится за писателя, который без этого пишет добротные романы (по крайней мере, сужу по одной прочитанной до этого книге).
Шмитт отправляется в пустыню по совершенно другим делам и заботам и однажды одиноко проведенная ночь становится для него обретением Бога. Перед этим, конечно, будут вскользь разговоры о жизни и литературе, о науке и религии (это так автор ненавязчиво нас подводит к теме).
К сожалению, для меня все оказалось высосанным из пальца, на пустом месте, притянутом за уши и попахивающим псевдофилософией. Поэтому нейтральная оценка. Не прониклась, не поверила, не уверовала в историю автора.
661K
Аноним29 апреля 2017 г.Исповедь перед читателями
Этот рассказ, возможно, и всколыхнет кого-то, но никого не убедит… Я это сознаю. И мне больно… Сколько раз хотел я передать веру, горящую во мне! Как часто желал перед растерянными друзьями или отчаявшимися незнакомцами проявить силу убеждения! Увы, я не заразителен… Только рациональные доводы могут привлечь на чью-то сторону, не опыт. Я лишь испытал и ничего не стану доказывать, я просто свидетельствую.Читать далееОб этой книге я не хочу говорить много и подробно. Книга очень личная, автор делится с нами, с читателями, своим пережитым опытом. Когда-то в 1989 году ради написания сценария он отправился с группой туристов в пустыню Сахара и там ему не повезло заблудиться. Проведенная в одиночестве ночь под небом пустыни без еды, воды и лишь со смутной надеждой на спасение открыла для него путь к Богу. Вся книга по сути есть попытка поделиться этим с нами, попытка робкая, ненавязчивая и очень пришедшаяся мне по душе. Размышления автора очень близки мне по духу, поэтому книгу я смаковала, прочитывала по десять страниц и откладывала, потом опять возвращалась, и еще десять страниц и снова размышления. Очень полезный в духовном плане опыт.. а ведь я сомневалась, читать ли)
57797
Аноним5 июня 2016 г.Читать далееЭрик-Эмманюэль Шмитт – всемирно известный драматург и автор романов. Пьесы французского автора были поставлены на сценах двадцати стран мира, в том числе и в Украине. Его романы пользуются ошеломительной популярностью на всех континентах земного шара.
Новый роман прозаика «Ночь огня» увидел свет в прошлом году. Почти синхронно он был переведен на многие языки. Ажиотажа добавило еще и то, что в своей книга Эрик-Эмманюэль Шмитт подпустил читателя к своей персоне, наверное, впервые за писательскую карьеру. Эта книга автобиографическая. Автор делится с нами своим опытом десятидневного пребывания в пустыне Сахара, которое он совершил двадцать лет тому назад. Это был невероятный опыт, сравнимый с перерождением. Как говорит один из героев этой экспедиции: «Из пустыни не возвращаются прежними».
1989 год. Сценарист-философ Эрик-Эмманюэль Шмитт вместе со своим другом Жераром, режиссером фильма, отправляются в Сахару, чтобы составить себе представление о жизни Шарля де Фуко. Это нужно для будущего фильма. Персона Шарля де Фуко весьма примечательна и таинственна. Отставной офицер французской колониальной армии в Алжире вдруг бросает службу и пристает к берберским туарегам, разделяет с ними быт и кров. Шмитту предстояло написать сценарий к фильму об этой персоне. Они приезжают в Алжир, и вместе с группой туристов и поводырем туарегом Абайгуром отправляются в десятидневный тур по пустыне. Тур на выживание. Это вызов природе, вызов самому себе.
Пустыня обрушивается на путешественников неприступностью, огненным жаром, сухим дыханием, опасными ядовитыми ползучими гадами. Она защищается от людей всеми способами. Холодит ночью под яркими звездами, и жарит днем на раскаленной сковороде поверхности. Человек просто неугомонное создание. Его любознательность не имеет границ. Познавать, узнавать, изведывать – ненасытная страсть странника. В пустыне обостряются все чувства: слух, обоняние, вкус, страх и вера в Бога. До своего путешествия в Сахару Эрик-Эмманюэль был атеистом-агностиком. И тут он себе признался, что в человеке всегда есть вера, просто она не укладывается в рамки определенный религии. Увиденное автором в пустыне, пережитое чувство, которое облечь в слова у автора не получилось, вознесло его на высший (глубинный) уровень существования. Он обрел веру, не в определенного Бога (как бы там его имя не звучало в разных вероучениях), а просто веру во что-то.
Это очень глубокий роман, философский, самосозерцательный. Автор не проповедует определенные истины, он свидетельствует об увиденном и пережитом в пустыне. Духовный опыт автора, пережитый двадцать лет назад, сейчас может служить ключом к пониманию всего творчества автора. Ведь, у журналистов всегда возникали к нему вопросы по поводу веры и религии. Писатель всегда деликатно немного затрагивал эти темы в своих романах. Теперь мы можем узнать истоки его мировоззрения, благодаря этому роману-откровению. Чудесный роман!
55441
Аноним29 ноября 2020 г.Всего одна ночь
Читать далееКнига, не похожая ни на одну из доселе прочитанных Эрика Шмитта. Небольшая автобиографическая зарисовка, открывает истинную душу писателя, который подарил нам столь разнообразный книжный мир от рассказов до романов, от юмора до слёз.
Оказывается, на заре своей карьеры Шмитт не верил в Бога, но верил в философию. Как все уважающие себя философы, он размышлял о сущности бытия, о бренности жизни. О том, что такое жизнь, и какова его роль во всём этом.
Кстати, подобные мысли и мне приходят в голову, хотя я ни разу не философ. Вот смотрюсь в зеркало: Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… Кстати, спасибо Сергею Есенину за горькие и красивые строчки.Однажды, ещё будучи совсем молодым, вместе с другими искателями приключений, Эрик отправился в пеший поход по Сахаре. И эти десять дней изменили его жизнь раз и навсегда.
«Какой же странной выдалась эта экспедиция в Ахаггар: я думал, что знаю, куда иду, а попал совсем не туда. Божественный маневр! Меня вела очень надежная рука…»
Отправлялся в экспедицию человек, который Бога знал только в форме вопроса. Когда же поход закончился - это был глубоко верующий человек. Человек, который постиг вечность, а вечность длилась одну ночь.Одна ночь изменила всю жизнь. Здорово, наверное, вот так вот словно перезагрузиться, ощутить себя заново родившимся. Внутрення свобода искала выхода и нашла его в песках Сахары.
И пишет об этом Эрик Шмитт искренне, не кичась, не пытаясь кого-то в чём-то переубедить. Там, в пустыне, он стал другим человеком.
У нас у каждого есть, была, а может ещё только будет своя пустыня.54472
Аноним12 октября 2020 г.Долгий рассказ о прозрении
Читать далееНапомнило произведение «Алхимик» пафосностью слога и псевдофилософствованием. В юности восхитился бы (как было с «Алхимиком») свежестью мысли и рассуждениям. Теперь скучно и раздражает, ибо заметны шероховатости мысли и пустота размышлений.
О чём: О десятидневном путешествии через пустыню. Важным тут является одна ночь, но ей автор уделяет столько мало внимания (не заслужено), что вся пьеса растекается в куче не нужных подробностей и фактов. Было бы замечательно если бы автор начал именно с ночи Огня, а всё остальное указал как предшествующее этому. Я так устал пробираться через все эти описания и реально заскучал, что когда было прозрение автора, ощущения смазались. Я не ощутил того же восторга и прозрения. Не хватило описания и погружения, а жаль.
Понравилось: показывание традиций жителей пустыни. Вспомнилось восхищение произведением «Дюна», когда я думал, что события происходят не на другой планете, а у нас на Земле в пустыне Сахара. Для меня это было интереснее, чем разбираться в хитросплетениях межзвёздных перелетов. Да и ближе воспринимались беды народа пустыни.
Так же понравились рассуждения про осмысленность существования. Диалог героя с религиозной попутчицей. Я вообще не любитель религиозных диспутов, ибо считаю что факты и вера вещи не совместимые (о чём спорить то?), но этот диалог мне понравился.
Разочаровало: раздражали философствования героя. Не знаю почему. То ли не уместны они были, то ли не теми словами и не из тех уст… а может всё сразу. Излишние нравоучения.
Самое ценное и интересное автор говорит после окончания рассказа. Вот это поворот!
Кому хочется посоветовать: заблудившимся в пустыне50494
Аноним16 октября 2018 г.Не забудь незабываемое!
Читать далее"Не забудь незабываемое", - слова туарега. Сколько в них смысла...! Вы когда-нибудь их видели? Я - да, в августе. В своём ярко-синем облачении и спрятанном лице он сидел в аэропорту Франкфурта, ждал тот же самолёт, в котором мы все вместе летели. И да, от него веяло (тем, о чем тут Шмитт разоткровенничился) тишиной, неспешностью, силой, противостоянием мишуре сегодняшнего главенствующего материализма.
Кто любит творчество Шмитта, тому обязательно следует прочесть этот автобиографическую исповедь. Лично мне теперь стало понятно, откуда у француза такие простые, мудрые, дотрагивающиеся до глубин души истории. Виной тому (а, может, и следствие) - его мистический опыт обретения веры и поиск Бога в Сахаре.
Одна ночь на земле вселила в меня радость на целую жизнь.
Одна ночь на земле подарила мне предчувствие вечности.Обычно подобные религиозные откровения читаешь у святых отцов, теологов,религиоведов. Как правило, они более сухо стилистически оформляют в книгах свой опыт. Тут же - чувства и эмоции, известные нам, современникам Шмитта. Ко всему тут неплохо описан Алжир и его жители, сама Сахара и, конечно же, туарег. Я очень рада, что случайно (а разве что-то случайно в нашей жизни?) наткнулась на книгу и прочла её.
– В твоей стране есть пустыня?
– Нет.
Абайгур потрясенно смотрел на меня.
– Правда?
Я утвердительно закивал, и он вздохнул:
– Как же ты можешь?У меня она есть)
43691
Аноним29 июля 2017 г.Читать далееУдивительно, что на эту книгу не нашлось среди многообразия отзывов ни одного отрицательного. Я, наверное, окажусь первой такой убогой, кто от книги плевался.
В этом месяце началось мое знакомство с автором, против которого у меня уже были предубеждения. Я очень не хотела читать его книгу "Оскар и Розовая Дама и другие истории", которую купила находясь в каком-то затмении. Книга пролежала на моих полках три года, и я всё-таки до нее добралась, чтобы уже определиться - отправить ли ее на книгообмен. Но случилось чудо, мне понравились практически все повести в сборнике (моя рецензия). Автор взлетел в моих глазах, и более того: мне срочно потребовалось прочитать у него что-то ещё. Я остановилась на "Ночи огня" во-первых, потому что это одно из самых последних произведений Шмитта, во-вторых, это автобиографическая книга, а в-третьих, она небольшая по объему. И последней пункт на самом деле ничем мне не помог - я читала книгу несколько дней и никак не могла ее "добить" - было невыносимо скучно. На середине я сдалась, так как в общем уже было понятно, в каком направлении мы движемся, и ради чего автор всё это пишет.
Ну не люблю я читать произведения, в которых автор рассказывает (неважно насколько хорошо и талантливо) о своим озарении, о встречах с Богом, о трансформации сознания. Эти книги бесполезны, так как это все равно, что перед вами за ширмой будет сидеть человек, есть какое-то экзотическое блюдо, и пытаться на словах описать все, что он чувствует. Если же автор включает свои идеи в подтекст - это можно сравнить с тем, как если бы вы попробовали это заморское блюдо с закрытыми глазами. Ещё одна причина: никто и ничто не переубедит меня в том, что "озарения" - это вещь очень личная. Каждый, кому выпало такое счастье, должен беречь это знание и не расплескивать: "Здравствуйте. Давайте поговорим о том, как я познал Бога". Писатель, тем более такой как Шмитт, который очень умело вплетает религиозные концепции в произведения, может использовать свои озарения и завуалировать их в произведениях (чем он и занимался - события, описанные в книге произошли около тридцати лет назад, и с тех пор автор написал достаточно много произведений), но зачем-то теперь ему понадобилось об этом рассказать прямым текстом. Это такое "коэльо", от которого просто тошнит.
Но я все-равно не жалею, что попыталась прочесть книгу, так как это меня отрезвило в отношении к писателю. Я буду читать его произведения дальше, но буду относиться к ним более критически.
42324
Аноним14 ноября 2018 г.Читать далееВ первые морозные деньки, когда за окном закружились снежинки, меня потянуло в пустыню. "Оттуда не возвращаются прежними", - убеждает читателей один из героев книги, и я ему верю. Эта книга, несмотря на все переживания за наших путешественников, подарила мне покой.
Во многом это автобиографическое произведение, но мне было интересно вопреки отсутствию особенного интереса к биографии Эрика-Эмманюэля Шмитта. Ведь книга даже не о нем лично, а о большом пути-поиске самого себя.
Мне понравилось то, что в романе совсем нет показушности, самолюбования и принуждения читателя к чему-либо. Автор просто рассказывает о собственном духовном перерождении, не утверждая, что его точка зрения, его убеждения являются истиной в последней инстанции. Мне кажется, главное в этом произведении - не путь к вере, а путь к себе. Ну и, конечно, потрясающие картины пустыни.
Сыпется песок, сыпется снег, кружит Земля вокруг своей оси...39515