
Ваша оценкаРецензии
Marikk18 декабря 2019 г.Читать далееПервая книга автора (что не удивительно) и мой первый плутовской роман (что удивительно, учитывая диплом филфака!)
Действие происходит в начале 17-го века в разных частях Испании. В центре повествования - Жиль Блас, сын дуэньи и стремянного, отправленный учиться в Саламанку. Что совсем неудивительно, до места назначения он так и не доехал, зато получил жизнь, полную приключений. Главной чертой героя можно назвать изворотливость. Куда бы ни забросила его судьба, как бы ни было плохо, всегда (при помощи хитрости) ему удается избежать верной гибели и, более того, возвысится.
Не буду описывать все хитросплетения сюжета романа, остановлюсь лишь на некоторых аспектах. В книге показаны все слои общества, начиная от разбойников и заканчивая придворными сановниками и самим королем. Разумеется, в изображении того или иного героя сильна степень идеализации, но тем не менее представлены широкие социальные пласты. Роман очень плотно населен персонажами. Очень много эпизодических, но не мало и таких, которые несколько раз всплывают то тут, то там по мере развития сюжета. Привлекло так же и наличие реальных исторических лиц (король Филипп III, граф Лерма, граф Оливарес и т.д.). Что касается самого Жиль Бласа. Мне показалось, что сам герой не сильно изменился, хотя действие романа охватывает, наверно, лет 20-25. Как был в начала плутом, так по сути им и остался (не, ну женился, остепенился, но сама-то суть!).
В целом, книга изобилует большим количеством не сильно нужных подробностей, есть несколько вставных эпизодов (рассказ героев о своих злоключениях, напрямую не связанных с развитием сюжета), но добрый юмор и плутоватые герои делают чтения романа незабываемым!492,2K
rootrude10 июля 2012 г.Читать далееДа, про этот роман можно много сказать: и провести параллели со всякими там Руссо и Вольтерами с их Эмилями и Кандидами, обратив внимание на несомненный просветительский лейтмотив произведения; и отметить, что жанр плутовского романа так точно подошёл под маскировку современной (для Лесажа, конечно) французской действительности, что и современники об этом догадались далеко не все и не сразу; и отметить, что в четырёх частях книги Лесаж дал не просто срез, а абсолютно исчерпывающую картину всего тогдашнего общества — от самых низов до самой что ни на есть придворной элиты; и восхититься замечательным мастерством, с которым Лесаж описал Испанию, в которой и не бывал-то никогда, — таким мастерством, которое вызвало вполне закономерные подозрения в том, что Лесаж не писал сам свою книгу, а всего лишь перевёл какой-то доселе неизвестный испанский текст; и отдать должное сатирическому таланту автора — настолько большому, что сатира в этом произведении практически не угадывается, уступая дорогу скорее лёгкому налёту иронии, что (на мой непритязательный вкус) является высшим проявлением сатиры, потому что гротеск — это гротеск, его не скрыть за кружевными манжетами, а ирония — это такой зверь, которого можно и не заметить, пока не наступишь на него всей пяткой, как на спрятавшуюся за камнем гадюку.
Да, про этот роман можно действительно много всего сказать, но для меня он ценен прежде всего потрясающим атмосферным юмором; в книге отсутствуют эталонные и нормативные бугагашки — просто весь текст пропитан таким потрясающим оптимизмом (и это несмотря на все те фортеля, что жизнь выкидывала перед честным и благородным Жилем — перед такими соблазнами и "благочестивый" детоубийца Авраам бы не устоял), что на душе становится бесконечно легко, вселяя в сердце железобетонную уверенность в тщете всяческих соблазнов, в бесполезности грехов, и напротив — веру в то, что, будучи честным человеком, невозможно остаться внакладе, ведь если ты взираешь на мир с улыбкой, если ты не гонишься за благами, идя по головам и пытаясь достигнуть цели всеми возможными (хоть и очень противными) средствами, то эта цель сама тебя найдёт, принеся всё то, что отберёт у бесконечной злобной мразоты, которая наполняет наш мир в таких неисчислимых количествах.
Крайне прискорбно видеть, что это произведение настолько обходимо стороной на данном ресурсе — и это при таком огромном, можно даже сказать циклопическом или монументальном, количестве читателей у какой-нибудь мишуры, которая не стоит и двух строк этого романа, — что и рецензии-то ни одной у него нетути.
Обидно.
Не дело это, граждане-товарищи, ведь эта книга действительно заслуживает того, чтобы кто-то написал на неё по-настоящему хороший отзыв, что лично мне явно не по силам.
Ну что, берётесь?362K
KatrinBelous30 октября 2025 г."— Ого, сколько переходов от горя к радости и от радости к горю! Какая курьезная чехарда злоключений и благополучий. Но вы уже испытали большую часть превратностей фортуны." (с)
Читать далееВремя действия: 16-17 в.
Место действия: Испания
Впечатления: Мне очень понравился этот роман. Настолько понравился, что я даже не знаю как это выразить ^^ Вот как в прошлом году я читала Мериме и до сих пор вспоминаю его с теплотой, настолько прониклась к его историям, также я теперь полюбила Лесажа. Для меня тут всё сошлось:- я люблю истории об одном человеке, которые затрагивают всю его жизнь;
- я люблю авантюрно-приключенческую классику, написанную увлекательно и с юмором;
- я просто люблю классику, которая выделяется своим слогом, а Лесаж пишет великолепно;
- к тому же тут крайне интересный для меня сеттинг - Испания времен Лопе де Вега и Кальдерона, так что это ещё и возможность взглянуть на жизнь людей того времени и хоть немного проникнуть в их мысли, потому что автор писал в 18 веке.
"- Уже много лет, как я владею великим искусством притворяться и могу почитать себя счастливой, ибо одновременно пользуюсь всеми приятностями порока и хорошей репутацией, которую создает добродетель. Между нами говоря, мир и не знает другой добродетели. Чтоб стать нравственным по-настоящему, надо затратить слишком много усилий, а потому в наши дни довольствуются видимостью."В этом романе заключено так много всего! Да, это по сути история одного человека. Сына стремянного, который благодаря дяде каноннику получил образование и собирался поступать в Саламанкский университет дабы обрести профессию учителя, если бы по пути не столкнулся с разбойниками, что круто изменило его дальнейшую судьбу - Жиль Блас многое пережил, делал не всегда достойный выбор, сменил множество должностей, доверял не тем людям, совершал ошибки, но благодаря своему уму, приспособляемости и врожденному душевному благородству, смог обрести друзей, репутацию и со временем высокое положение в обществе. Но эта история занимает несколько десятилетий, и поэтому захватывает жизни других людей, которые встречались Жиль Бласу на пути. Персонажи из начала могут снова появиться в середине и их история завершится только в финале. И к ним постоянно прибавляются новые и новые, так что героев тут очень много) Но основных и важных для судьбы Жиль Бласа лишь несколько, поэтому не стоит бояться запутаться)
Не могу не отметить структуру романа. Она чем-то похожа на "историю в истории" как было в моем любимом "Монахе" Льюиса ^^ Персонажи, которых встречает на своём пути главный герой, не против рассказать ему свою историю. А я очень не против послушать))) Таких историй за роман несколько - мои любимые, конечно же, о трагической любви. Особенно запомнился эпизод романа - когда герои оказались в одном кастильском замке у подножия гор и в гостиной хозяйки увидели удивительно красивую, но мрачную картину с кавалером и юной девушкой, пронзенными шпагой. Оказалось, что события, изображённые на ней, произошли на самом деле и картина стала "карой" для сеньора из этого рода, который винил себя в случившейся трагедии, их история будет рассказана владелицей замка на страницах романа.
А сколько в этом произведении мудрости! Простой, житейской. И ведь люди того времени не так уж поменялись за все эти столетия. Иногда читать подобные истории и приходить к такому выводу - утешительно, что ли. Особенно забавно было как Лесаж прошёлся по врачам и уровню тогдашней медицины))) Не знаю, что ему в своё время не вылечили, но по Лесажу "обратиться к врачу = ускорить свой конец", лучше доживать век без этих "учёных людей" и их советов))) Конечно же, досталось и системе правосудия, которая сдерет с бедняги даже то, что постеснялись забрать разбойники, и системе власти, которой важно только к кому и как хорошо ты сумел подольститься. А чтобы занять прибыльную должность, нужны связи и только связи, Жиль Блас проверил это на собственном опыте.
"— Сеньор! Хозяин мой, лиценциат Седильо, находится при смерти; он хочет продиктовать свою последнюю волю; нельзя терять ни минуты.
Нотариус был небольшой веселый старичок, любивший шутки. Он осведомился, какой врач пользует каноника. Я отвечал, что его лечит доктор Санградо. Услыхав это имя, он поспешно схватил плащ и шляпу.
— Ах, ты, господи! — воскликнул он, — бежим скорее, ибо этот доктор так ретив, что его пациенты не успевают дождаться нотариуса. Сколько завещаний упустил я из-за этого человека!"Говорит тут Лесаж и о литературе с театром. Это, наверное, одни из моих любимых тем в романе) Тем более, что Жиль Блас за свою жизнь успел поработать и в театральной группе, и в домах актрис, пользовавшихся популярностью в обществе, а среди его знакомых были литераторы. Да и сам он был отличным калиграфом и писцом)
"- Что касается пьесы, то не стану о ней распространяться: не хочу лишать тебя приятного ощущения, вызываемого неожиданностью. Скажу только, что она должна захватить всех зрителей. Я выбрал один из тех трагических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристотеля: надо возбуждать ужас. О! Если б я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все погибали бы в моих трагедиях: и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера. Словом, мне нравится только ужасное — таков мой вкус. И заметьте: эти пьесы увлекают толпу, помогают актерам жить в роскоши и обеспечивают авторам безбедное существование."Итого: Классика, которую стоит читать. Медленно, вдумчиво, с удовольствием от чтения. Я читала Лесажа весь август, дочитала в сентябре, пишу отзыв в октябре и всё ещё продолжаю думать об этом романе)
"— Сеньор Жиль Блас, — сказал он, вставая из-за стола, — я слишком доволен вашим превосходным угощением, чтоб покинуть вас, не давши полезного совета, в котором вы, по-видимому, нуждаетесь. Итак, впредь остерегайтесь похвал. Не доверяйте незнакомцам. Вам могут встретиться такие, которые, как я, захотят позабавиться над вашим легковерием, а может быть, зайдут и еще дальше; не будьте у них в дураках и не верьте всякому на слово, что вы восьмое чудо света."29165
Tiean14 мая 2017 г.Читать далееГерой этого романа проходит тернистый путь от сына полунищего стремянного, выставленного из дома в пятнадцатилетнем возрасте в самостоятельную жизнь, до нового дворянина — владельца собственного замка, счастливого обладателя небольшого состояния, молодой жены и двух детишек. Путь героя по жизни был весьма извилист: он побывал и в рабстве у разбойников, и в услужении у актеров, и в учениках лекаря и проповедника, и в тюрьме посидел, и при дворе послужил — в общем, везде успел.
При этом автор подробно описывает окружение героя на каждом этапе жизни, обычаи различных социальных групп испанского общества. Действие романа происходит в Испании, но считается, что Лесаж живописует в нем нравы французского общества конца семнадцатого — начала восемнадцатого века. Испания избрана из соображений маскировки от цензуры.
А маскировать есть что. В изображении Лесажа французское общество представляет собой сборище плутов и мошенников всех мастей. На любой ступеньке социальной пирамиды все обманывают всех, все продается и все покупается, кража чужой собственности считается явлением обыденным, должности выпрашиваются, продаются и замещаются бездельниками и плутами всех мастей. На этом фоне Жиль Блас выглядит даже человеком весьма порядочным. Он старается не забывать друзей и благодетелей, при возможности оказывает людям услуги не только за деньги, проявляет благодарность и относительную верность своим сюзеренам, обманывает и обкрадывает умеренно, опять-таки относительно. Но такова жизнь во Франции в изображении Лесажа. Никто ничего не делает, все интригуют, мошенничают и воруют. Причем делают это легко, непринужденно и даже с изяществом, всерьез не обижаясь друг на друга. На что же обижаться, если сегодня обманули и обокрали тебя, а завтра это сделаешь ты сам, вернув себе утраченное и даже приумножив.
Книга написана почти триста лет назад. Она интересна не только с точки зрения описания нравов современного автору общества, но и с позиций чисто литературных. Какие бы события ни описывал автор, он делает это подробно, размеренным ровным языком, от первого лица, каковым является главный герой романа. Повествование нигде не ускоряется, не замедляется, не делается более эмоциональным или волнующим. С первых страниц понятно, что это пересказ своей жизни главным героем и значит, с ним ничего непоправимого случиться не должно: он выберется из плена разбойников, выйдет из тюрьмы, выпутается из очередной аферы и оправится от болезни. Иначе кто же расскажет нам всю эту длинную и занимательную эпопею. В этом особенность данного романа: он плутовской, да, и приключенческий, но при этом и мемуарный тоже. Мне такой стиль повествования нравится, и чтение данной книги доставило много приятных минут. Но если читатель жаждет динамичного, острого, захватывающего действия, это не его книга.
Достоинство этого романа не в приключенческой составляющей сюжета, хотя история жизни главного персонажа вся — сплошное приключение, а в воссоздании подробной, точной, насыщенной деталями картины современного автору испанского и/или французского общества. По прочтении книги остается ощущение, что ты побывала там, настолько живо описаны обычаи и повадки представителей различных социальных групп.
Роман определенно хорош. Он выдержал проверку временем и сейчас читается не только как памятник литературы семнадцатого-восемнадцатого века, но и как увлекательная книга о жизни современников автора.
92,3K
foxs13 декабря 2012 г.Прошу извинить за ошибки плохое зрение и за своевременную рецензию.
Но так- как я интересуюсь культурами Испании и Португалии ,мне книги очень понравились еще раз подчеркну книги сейчас дочитывая ночной поезд на Лиссабон приступлю к Жиль Бласу всем юнным советую их прочесть и давайте писать цитаты из Лесажа Алена Рене ведь из книги прошлого века тоже почерпнуть можно много.91,9K
KniznayaGuseniza29 мая 2023 г.Как будто про нас
Читать далееМалоизвестный роман оказался очень любопытным и навел на мысли, что наше время подозрительно напоминает 17 век. Главный герой из простой семьи, получивший "базовое среднее" образование, то есть навыки чтения, письма и латыни, также весьма неглупый от природы, отправлен из родного дома заканчивать учебу. Далее его жизнь полна разных поворотов и коллизий, герой рассматривает ее с разных сторон, параллельно познавая себя. Он, как в песне был и "богом и чертом", не чуждаясь, порой, рефлексии по своим неблаговидным делам молодости. После ролей слуги, лекаря, разбойника Жиль находит, в чем его призвание - это административная карьера. Как и в нашем мире, главной целью он ставит сытость и преуспеяние в рамках закона, держится за сильных мира сего. Его главное обаяние в понимании себя, своих пороков, а также, в приходе к избеганию излишеств. В книге есть жестокие и жесткие моменты, многие персонажи социально беззащитны. Жаль молоденькую актрису, погубленную сластолюбивым королем. Она была как будто из другого времени - более духовного и менее прагматичного. Можно сказать, что Жиль Блас - обычный человек , зеркало своего времени. Книга содержит много прямо таки реалистичных моментов, написана языком ясным и образным. Финал весьма трогателен)
3435
mr_jok29 июля 2019 г.Франция и Испания
"Испанский" плутовской роман - реалистическое отображение Франции начала XVIII в., жизнь и приключения испанского мещанина Жиль Бласа.
11,6K