
Ваша оценкаРецензии
KATbKA16 августа 2020 г.Осенний день длиною в жизнь
Читать далееНаши самые яркие и неизгладимые воспоминания частенько идут из самого детства. Со временем они стираются или, наоборот, приобретают гиперреалистичность..., но ощущение того, что это точно было, это связано именно с тобой не покидает человека всю жизнь. А в трудные минуты те самые отголоски памяти способны возвращать к лёгкости и беззаботности.
Одно из моих ярких детских воспоминаний, оставшееся и по сей день, это живопись в родительском доме. Наверное, само слово "живопись" прозвучало слишком громко и пафосно, если учесть, что это были всего лишь дешёвые репродукции в небольшой комнатке. Но для меня, особенно тогда, в них ощущалось что-то нереальное и даже мистическое. "Мадонну Конестабиле" Рафаэля можно было рассматривать часами, особенно, привлекал пейзаж на заднем плане; "Дети, бегущие от грозы" кисти Маковского были воплощением сказочных сестрицы Аленушки и её братца Иванушки. А "Сказка королей" Чюрлениса казалась настолько волшебной, что порой свечение на картине становилось явным и ещё более загадочным.
А над моей кроватью в скромной раме с бронзовым напылением неизменно висел осенний пейзаж. Среди высоких деревьев и пожухлой травы виднелась маленькая одинокая фигура женщины, идущая по аллее. Это был Левитан и его знаменитая работа "Осенний день. Сокольники".
Исаак Левитан
Осенний день. Сокольники. 1879
холст, масло. 63,5 × 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Много позже я узнала, что женский силуэт рисовал друг художника Николай Чехов. И, надо сказать, большинство работ корифея – осенние по настроению, несмотря на то, что Левитан изображал разные времена года. Но что-то грустное, туманное и неуловимо ускользающее сквозит на его полотнах. Паустовский очень точно подметил:
Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.
Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года.
И если мастер слова решил написать о мастере кисти, это, несомненно, должно быть гениально. Так и вышло. Даже в биографической повести Паустовскому удалось прибегнуть к своим "фирменным" средствам выразительности. Как талантливо получилось у автора передать всего лишь на нескольких десятках страницах тяжелую и трагичную судьбу Исаака Ильича. Взлёты и падения еврейского юноши, отовсюду гонимого, даже от русского пейзажа.
… талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, - это было делом коренных русских художников.Нелёгкая участь художника сказалась на его здоровье. Как странно об этом читать, но Паустовский описывает состояние последних лет жизни Левитана, начиная со слов "Ближе к старости…" И это учитывая, что живописец не дожил даже до сорока лет!
Его полотнами восхищается весь мир, а он всего лишь хотел быть ближе к родной природе. Никогда творца не привлекали заграничные пейзажи так, как русская местность. Здесь он черпал вдохновение, творил, находил покой….
Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам.
Исаак Левитан
Над вечным покоем. 1894
Холст, масло. 150 × 206 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва601,9K
KontikT7 сентября 2023 г.Читать далееА мне понравился рассказ биография Исаака Левитана. Написана познавательно и главное очень красиво. Читать было в удовольствие. Автор умеет описывать природу так замечательно, что так и видишь все эти красоты, А уж описание картин Левитана просто захватывает дух и опять таки дает представление о них и о том, как они писались, в какой период и как. Ну и конечно описана жизнь художника начиная с детства, его отношения с учителем Саврасовым, с Чеховым, вернее с семьей Чеховых.
Очень обидно, что из-за национальности художнику даже не дали медали или настоящего диплома, а диплом учителя чистописания это какой то нонсенс после того, как все знают его работы. Наверно самый плодовитый художник пейзажист в России был именно он.И да, если заглянуть в википедию , там о Левитане многое просто слизано с этой биографии, просто вырваны абзацы слово в слово и вставлены. Я порой удивлялась- где я это встречала, посмотрела , сравнила и вот оно где. Именно отсюда их этой небольшой биографии все это взято, и многие встречались уже с этим произведением именно в википедии на странице об этом замечательном художнике.
41857
iri-sa18 мая 2018 г.Читать далееИнтересно узнать о личности художника, хоть и не так подробно, как хотелось бы. Некоторые картины представляла до прочтения повести, но никогда не задумывалась о личности, о жизни...
Оказывается, " Осенний день в Сокольниках" - единственная картина, где есть фигура человека. Все остальные его работы изображают природу, избы...
Тяжело жилось молодому еврею в то время. Нищета, одиночество. Даже в училище к нему относились пристрастно, не дали звания художника.
Интересно, даже слово было придумано, относительно выражения красоты - "левитанистый".
Здорово, когда художнику удаётся передать солнечный свет. "Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушённым, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков".
Раньше никогда не задумывалась, наверное, даже и не обращала внимания, глядя на полотна. Но, однажды побывала в доме-музее художника Н.Хохрякова, которого ещё называют "солнечным художником", стала обращать внимание и на пейзажи других художников.Примечательно, что, кроме солнца ещё и он видел прелесть дождей. Захотелось сходить в музей и рассмотреть картины, соединить прочитанное и увиденным.
Обязательно прочту рассказ Чехова "Попрыгунья", послуживший раздором между двух друзей.
Неудивительно, что Левитан любил писать осень, богатое красками время года, ждал этого времени. Насчитывают около ста осенних картин, не включая в этот счёт этюды.
Вся повесть "сквозит" красками, от самых светлых, до самых тёмных, даже в описаниях его жизни...
---
401,1K
ilarria6 июня 2018 г.Почти неведомый мною Исаак Левитан предстал удивительной личностью из маленькой повести о нем. Паустовский сумел заинтересовать, слегка очертив основные моменты жизни знаменитого художника, его творческие порывы, любовь к России, тоску, болезни. После чтения захотелось углубиться в изучение картин художника, чтобы сравнить, насколько точен был Паустовский в своих описательных характеристиках работ Левитана.
Качественный ЖЗЛ.331,3K
SollyStrout14 октября 2023 г.Читать далееПовесть, рассказывающая о жизни художника Исаака Левитана. Жизненный путь его показан с детских лет до самой смерти, но без подробностей и анализа. Крупными мазками автор описывает его жизнь, наполненную страданиями, гонениями и печалью. Зато когда речь идет о творчестве, о самом процессе, о поисках своих красок и способов выразительности или о местах, которые вдохновляли художника, здесь автор не скупится. С любовью описывает сам он те картины природы, те места, что любил Левитан.
Исаак Левитан из еврейской семьи. Его родители приехали в Москву из маленького местечка, но скоро скончались. Сестра Левитана жила по чужим людям, а сам он тайком ночевал в классах Училища живописи, в котором учился. Его наставником был великий Саврасов, человек крутого нрава, сильно пьющий. Еврей, ученик того, кого не очень любили окружающие, не имел из-за этого успеха у преподавателей. Согласно царскому указу, запрещавшему евреям жить в «исконной русской столице», Левитана выселяли из Москвы не раз. Особенно выделяет автор дружбу Левитана с семьей Чехова. А потом и многолетнюю ссору с указанием причины. В жизни художника много грусти, нервозности. Это можно объяснить характером человека: он был творческий, чувствительный, трогательный, мнительный, увлекающийся в любви. Паустовский характеризует его так:
У Левитана не было психической выносливости.Эта нестабильность характера тяжело отражалась на жизни Левитана. На него накатывала хандра, доходило даже до попыток самоубийства. Тогда он сбегал от всех на природу, так и спасался. Творческий поиск тоже давался нелегко: он "приходил в отчаяние", "слеп от бешенства". При этом он много работал. Саврасов советовал ему много писать на воздухе. Позже Левитан будет путешествовать по стране и по Европе. Русский пейзаж Левитан любил всегда, а вот русский народ полюбил только после этих многочисленных поездок по средней России. А теперь мы считаем пейзажи Левитана своим великим наследием.
15647
alenenok7213 декабря 2014 г.Надеялась, что понравится больше, чем про Кипренского, но как-то совсем не впечатлило. Не трогает душу и такое ощущение, что хотелось ему достать грязное белье (что с Кипренским, что тут), не в такой степени, как делают это сейчас, но все же. Я не очень такое люблю. Нет, не надо приглаживать известную личность, на наверняка было что рассказать и более интересное об этом художнике.
В целом второй раз уже думаю, что лучше бы Паустовский писал о природе.14591
EvA13K12 марта 2019 г.Читать далееСовсем небольшой, но невероятно чудесный рассказ о жизни и творчестве великого русского художника-пейзажиста Исаака Левитана. Оказывается его молодость сопровождали бедность и одиночество, так как родители умерли, когда он был еще мальчишкой. А из-за еврейской крови его несколько раз выселяли из Москвы.
Паустовский замечательно переплетает рассказ о жизни Левитана с описание природы, что очень созвучно картинам художника. В процессе чтения я не удержалась и вышла в интернет полюбоваться.
Всего в нескольких страницах автор описал всю жизнь и при этом не кажется, что рассказано мало. Удивительным образом Паустовский умудрился уместить в небольшом рассказе не только описание жизни художника, но и его тоску по чистоте воздуха и поиск солнца.
121,4K
Margo5410 марта 2023 г."Барсучий нос" лучше!
Совсем небольшой(слава Богу) рассказ про Левитана. Что то ни жизни , ни творчества художника я особо не увидела. Всё такое прилизанное, ненастоящее. Еще и расшаркивание перед советской властью в конце. Вот уж совершенно лишнее, на мой взгляд.
Но описание природы средней полосы России автору удалось. Тут в мастерстве не откажешь.7553
Laggar6 июня 2017 г.Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.Читать далее.
Совершенно небольшая по объёму, но удивительно ёмкая книжка. К.Паустовский рассказывает о жизни великого пейзажиста И.Левитана - от худенького забитого подростка-еврея в каморке вечно пьяного гения Саврасова до всеевропейской славы. Мы узнаём о его поездках по Волге, по провинциальной России в поисках сюжетов, московском и ялтинском периодах, смерти в кругу друзей. А ещё о продолжавшейся всю жизнь дружбе с А.Чеховым.К.Паустовский, великий мастер с точным точёным слогом в несколько страниц раскрывает нам мир и душу художника.
6753
lenaleus5 октября 2011 г.Мало написано о самом художнике, скорее воспевается его творчество. Но это ладно... в принципе книжка читается и вовлекает. Я хотела возвращаться к чтению после остановок. Странным выглядит концовка "художник был грустным оттого, что не было революции".
в общем даже немного жаль что потратила время на чтение.6344