
Ваша оценкаРецензии
kupreeva7410 октября 2025 г.Читать далееДаже не знаю, что сказать... Роман отмечен Сталинской премией - это меня насторожило, и не зря. Редкими книгами с такой отметкой я восхищаюсь, и среди них, пожалуй, книги Н. Задорного (который, кстати сказать, и в КПСС-то не состоял). Тут же - много пафоса и показухи. Так много, что возникает вопрос: а не заказной ли это роман? Ну, я об этом никогда не узнаю, поэтому коротенько по сюжету пройдёмся. Если очень кратко, то в книге рассказывается о становлении советской власти в Адыгее. На этом я и завершила бы свою рецензию, ибо "крткст - с-ра тлнт", но в игре на ЛЛ могут не понять.
На первых страницах мы знакомимся с Биболэтом, который возвращается с учёбы в родной аул. По дороге он встречает другую героиню - Нафисет. Оказывается, у неё есть сестра Куляц. Эти две девушки такие разные, что не скажешь, что они сёстры. Куляц мечтает о богатом женихе, мечты Нафисет фантастически смелые по меркам её края - учёба. На родине героев есть крепкая кулацкая семья Бехуковых - источник всех зол в этом романе. Главному герою предстоит основать крепкий колхоз, где кулаки будут бессильны что-либо худое сделать советской власти, ибо есть партсобрания, на которых этих кулаков крепко пропесочат, чтобы тем неповадно было впредь... Мой пафос в рецензии - не насмешка над книгой, а копирование некоторых предложений романа. Может, раньше такие строчки и считались признаком хорошей книги, но теперь - вряд ли:
У нас есть неизменное и верное оружие - это линия нашей партии, которая всегда и всюду оберегает интересы трудящихся и ведёт их к победам. И если мы правильно проводим линию партии, - трудящиеся массы не могут не пойти за нами. В данном же случае, в ауле Шеджерий, массы не идут за коммунистами, причина этого - только в самих коммунистах, в их ошибках...С таким вот пафосом написана вся книга. Если убрать эти предложения, останется описание танца на пяти страницах, рассказ о батраке Иване, который обрёл счастье в партии и истории любви Биболэта и Нафисет - а свою любовь они нашли в учёбе и дальнейшей партийной работе.
Итог книги - дорога к счастью лежит через колхоз. Всё! Эта книга меня просто убила!58269
ErnestaRun30 января 2023 г.Санта-Барбара по-адыгски
Читать далееБерясь за подобную книгу, всегда нужно учитывать колорит эпохи. Советская национальная литература пропагандирует, увещевает и наставляет. И эта книга - не исключение. Она наполнена пафосом и клишированными фразами. Глаза горят ненавистью, сердца полыхают неутомим огнем любви к Родине, негодяи вынашивают злодейские планы, которые несомненно будут сорваны честными коммунистами. Именно так. Здесь каждая эмоция - через край, каждый вздох - на разрыв. А что вы хотели? Иначе светлого социалистического будущего не построить!!
Если такой подход вас не раздражает - книга отличная. Трогательная, наивная, с массой адыгских словечек и историей нравов и обычаев черкесов. Отношения полов, отношения классов, проблемы отцов и детей - все по полочкам.
Конечно это пропаганда, конечно идеологическое давление. Но, учитывая, как давно это было, все равно интересный опыт. Только такое чтение дозировать надо. А то можно ненароком самому в комсомол вступить....34217
Pijavka15 апреля 2025 г.Читать далееПризнаюсь честно, «Дорогу к счастью» я начинала читать для галочки, просто чтобы закрыть ещё один регион в проекте «Читаем Россию», но неожиданно книга увлекла меня. На первый взгляд — обычный роман о жизни в ауле, о переменах, пришедших с новой властью. Но чем дальше читаешь, тем масштабнее выглядит нарисованная автором картина жизни адыгейского общества в период коренных исторических.
Особенно сильно меня зацепила тема положения женщины. Я конечно знала, что в традиционных обществах у женщин было мало прав, но Керашев очередной раз напомнил, что одним из величайших завоеваний революции было освобождение женщины, которая из предмета домашнего обихода превратилась в человека. То, как в книге показан её путь — от тишины и покорности к голосу и выбору — произвело на меня неожиданно сильное впечатление. Подумать только, что вещи, которые мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, сто лет назад были чем-то из области фантастики.
При этом Керашев превратил роман в агитационный манифест. Чувствуется, что автор пишет искренне, и с глубоким уважением к своим героям. Он их не идеализирует. Все они живые люди, ошибаются, сомневаются, борются с собственными слабостями, сомнениями и страхами. Но при этом идут вперёд к тому будущему, которое они для себя определили.
В результате книга оказалась не «для галочки», а для души. Вот бывают же приятные сюрпризы.
33146
Lananokhin14 января 2024 г.Долгая "дорога к счастью"
Читать далееКнига Тембота Керашева "Дорога к счастью" мне понравилась. Конечно, она немного наивна, но в то же время содержит искреннюю веру в лучшее, чего не хватает современной литературе.
Тембот Керашев - адыгейский писатель, за "Дорогу к счастью" он получил Сталинскую премию. В книге автор пишет о становлении советской власти в Адыгее, о смене обычаев, традиционного уклада жизни. Интересные адыгейские обычаи изображает Керашев, например, ухаживания за девушкой. В то же время автор описывает проблемы адыгского общества, которые стремится решить советская власть. Это и расслоение общества, а главное, положение женщины. Традиционно женщина в семье бесправна, она не имеет никаких прав, не может есть без разрешения, она превращается практически в рабыню. Даже её приданое после свадьбы раздаётся родственницам мужа.
Есть в романе и приключения, и любовная история. Главные герои, Биболэт и Нафисет, полюбили друг друга, но их чувства проявились не сразу, было много препятствий на их пути. Нафисет - это пример адыгейской женщины, которая нашла в себе силы вырваться из старых обычаев, она начала учиться. Нафисет пережила похищение, была спасена, и этот обычай уже кажется жителям аула диким.
Название "Дорога к счастью" как нельзя лучше передаёт стремление к лучшей жизни, к счастью людей и всего государства.
Когда читаешь этот роман, начинаешь осознавать, что советская власть привнесла много положительного в жизнь целых народов.
Безусловно, книга идеологична, наивна, но мне она понравилась своей лёгкостью, искренностью, поэтому я её высоко оценила.30389
ChydoSandra20 марта 2023 г.Читать далееКаждый хотя бы в общих чертах знает как в СССР строился коммунизм. Если не из уроков истории, то возможно из каких-то литературных источников. Я никогда раньше не задумывалась как это происходило с учётом мусульманского вероисповедания, а именно с учётом более жестких обычаев и парадигм. В данной книге автор как раз описывает внедрение коммунизма в Республике Адыгея. Повествование получилось красочным, живым и моментами даже приключенческим. Много проблем затронул автор в книге - борьба с кулачеством, образование колхозов, отношения отцов и детей, равноправие (хотя бы некое) полов, необходимость всеобщего образования. Всё это можно назвать принятием нового или эпохой перемен. А перемены никогда не даются легко. Что важнее - советский суд или многовековые обычаи?
Будущность дочерей заботила его мало, и он говорил, что «дочь — это чужая скотина в базу».Есть в книге и любовная линия. Она не очень яркая, так что любовного романа ждать не стоит, это скорее необходимое дополнение для полноты картины.
P.s. Интересный факт. Третья книга в рамках проекта "Читаем Россию" и третий раз подряд поднимается тема насильной выдачи девушки замуж (и это уже после отмены крепостного права). Разные регионы, разные по своей сути романы, но проблема повсеместная. Я не удивляюсь, но такая данность и неотъемлемая часть нашей истории воспринимается болезненно.
23196
FlorianHelluva18 ноября 2025 г.Читать далееЗнаете, вот вроде все на месте в романе, а ощущение... не то. Немного картонное все и с ноткой пафоса.
Мир менялся на момент революции, тогда мечты девушки об образовании были смелыми, а грезы юноши построить самый правильный колхоз - замечательными.
И вроде посыл хороший, а перегиб идет, и в текст не верится. Вернее есть ощущение, что могли быть такие люди, так слепо живущие идеей. Но какие же у них должны быть розовые очки, насколько они были оторваны от реальности... Такие размышления и такая мораль больше наивной детской литературе бы подошли. А вот тема под детскую литературу не очень вписывается.
Но что было действительно занятно - это смотреть на жизнь людей того времени в той местности. Их обычаи и правила, характеры и мечты. Хотелось бы однажды посетить этот край, потому что уж есть в книге - это любовь к своей земле.
1776
RenellVails15 июня 2023 г.Что такое счастье?
Читать далееНаверное, многие смотрели культовый советский фильм «Доживём до понедельника» и помнят, как ученики девятого класса писали сочинение на тему «Что такое счастье?». Я ещё тогда подумала, как же можно определить, что такое счастье. Это такое отстранённое понятие. Ведь что для одного является счастьем, то для другого – несчастьем. Именно на эту нотку я и обратила внимание, читая данное произведение. По суровым законам адата, женщину заковывали в цепи рабства, лишая её всякого проявления самостоятельности, и буквально «замуровывали в стенах женской половины дома». Её родители продавали старику, если у него имелись хотя бы хоть какие-то деньги, и она беспрекословно подчинялась воли его семьи. Её приданное раздавали сёстрам мужа, самой же выделяли лишь пару платьев. Нельзя что-либо съесть раньше других, нельзя из чужой кринки взять молока для ребёнка. Постоянные попрёки и осуждения. Кто счастлив в такой ситуации? Семья мужа, получившая бесплатную рабыню, конечно, да. А вот сама женщина – вряд ли.
03:04
Или, например, другая ситуация. Если ты знатен родом и богат имуществом, то закон целиком и полностью на твоей стороне. Унижая и нещадно эксплуатируя простого крестьянина, пользуясь плодами его труда, богатей, конечно, счастлив. А вот счастлив ли сам труженик, находящийся на положении раба и лишённый возможности пользоваться плодами своего труда, возможности учиться и иметь собственный голос? Вряд ли. Поэтому классовое столкновение неизбежно. Да, книга о классовой борьбе, о большевистской борьбе за свободу и равенство адыгейского народа. Написанный в советские времена, а это 1939 год, роман очень наивен, слишком правильный и немного пафосный. Но, если абстрагироваться от коммунистической идеологии, которая не каждому по нутру, то можно погрузиться в мир прекрасных адыгских традиций и обычаев: где уважение к старшим и гостеприимство стоят на первом месте; где женщины, получив свободу, сохранили старые привычки – стыдливость и безмолвную робость. Можно насладится многозначительными шутками и поучаствовать в словесных состязаниях. Можно услышать звуки скрипки, которая надрывно стонет об искалеченных старым миром людях и выплакивает острую боль их души. А когда боль утихнет и слёзы высохнут, можно погрузится в мир популярного адыгейского танца «Исламей». И я, как любитель восточных танцев, предлагаю его вам посмотреть.Ну, а что же такое счастье? Каждый решит сам, прочитав эту книгу. А для меня, счастье – это мы с вами. Счастье в том, чтобы любить, творить, дружить, читать интересные книги и не забывать о лучших традициях своего народа.
13207
OrregoChield2 января 2024 г.Читать далееЭтой книге была присуждена Сталинская премия третьей степени за 1947 год - это первое, что нужно учитывать, собираясь ее прочитать. Насколько я понимаю, роман был написан еще до войны на родном адыгском языке автора, а впоследствии был переведен на русский.
Действие его разворачивается, по ощущению, где-то не то в поздних двадцатых, не то в ранних тридцатых годах. Перед читателем появляется целая череда разных героев и героинь: Биболэт - студент, учится в московском вузе, в то время как его сестра Айшет замужем за Хусейном Бехуковым, сыном богатого семейства. По соседству живут красавица Куляц и ее младшая сестра Нафисет, которая тянется к знаниям и новой жизни, середняк Мхамет, старик Халяхо, который всегда знает все новости, и его друг Карбеч, самый старый человек в ауле, молодая женщина Амдехан, совершающая неслыханную дерзость (развод), комсомолец Доготлуко, опасный тип Измаил и некоторые другие.
В романе показан обычный адыгейский быт той эпохи, много внимания уделяется положению женщин и обычаям, которые с этим связаны, вроде того, что свёкр не должен никогда видеть свою невестку (не во избежание ли это снохачества? - комментирует внутренний ехидный голос), а также расслоению адыгейского общества той поры - отдельно богачи, отдельно уорки (местная знать), отдельно бедняки и батраки. Автор показывает и любопытные традиции ухаживания за девушками (сложная ритуальная болтология), и родительские амбиции касательно дочерей, и тусклую, скованную обрядами и придавленную бытом жизнь замужней женщины, и варварское похищение невесты, и препятствия, чинимые обществом на пути девушки, женщины к самостоятельной жизни - все эти детали, а также общий настрой книги и стали для меня ее главными достоинствами.
Не скажу, что тут есть какой-то сквозной увлекательный сюжет, эта история скорее про судьбы людей из народа, особенно женщин, за что ей честь и хвала. Погрузиться в эту эпоху и это общество было довольно-таки интересно, но каких-то захватывающих приключений тут, конечно, не найти.8104