
Ваша оценкаРецензии
Tarvalon11 сентября 2018 г.Александр Бушков: Сварог, снова Сварог и другие
Читать далееТаларский цикл (части 19 и 20 - ранее озвученные как заключительные, но... нет):
"Над самой клеткой льва"
"Радиант"Из раннего:
"Анастасия"
РАНЕЕ В ТАЛАРСКОМ ЦИКЛЕ"Из ниоткуда в никуда"
"Король и его королева"
"Вертикальная вода"
"Алый, как снег"
До "Алый, как снег" я планировала написать лёгонький такой отзыв, бравурный, как, собственно, сами книги в стиле: пришёл увидел, победил. Я даже придумала эпиграф, фразу из одной из последних книг: "- Лорд Сварог, вы гений! - Да я и сам иногда чувствую, как на меня что-то такое накатывает..." Несокрушимый Сварог, верные сподвижники, умная неревнивая Яна (которая Алентевита). Тайны вскрываются одна за другой, щелкаются, как орешки. Непритязательное такое чтиво, довольно коротенькие тома, слог лёгкий, иной раз - чрезмерно. Фантастика, простая, прямая и правильная, как главный её герой, который, конечно Король Королей и вообще лар, но изначально и в первую очередь - настоящий советский офицер: с вошедшей в кровь и плоть прагматичностью и в то же время справедливостью.
Несколько зацепила ситуация с Токерангом. Вроде как, и поделом мелким злыдням, и Делию жаль неимоверно ещё с тех, первых, книг (если учесть, что я практически с момента выхода "Летающих островов" и "Рыцаря из ниоткуда" читаю, то мне уже лет двадцать её жаль!), но вот так, походя, перетопить всех, включая детей и беременных женщин, оправдав себя тем, что они души не имеют, а значит это и не грех вовсе... В общем, как-то это чересчур, амигос.
Жаль, что Сварог не нашёл общего языка со Стахором. Я думала, будет наоборот: оба личности яркие, нестандартные, сильные. Однако, завершилось всё некрасивой - снова некрасивой! - сценой с почти состоявшимся изнасилованием Эгле. Фи, товарищи(
И вот - "Алый, как снег". Я не спала ночь, дочитывая. Не могла оторваться. К сожалению, не в благоприятном смысле слова. Странная Компания... Её больше нет. Полегла за четыре главы, осуществив предсказания Лесной Девы. Все её предсказания. И Тётку Чари сгубил шакра-чатурандж, в который она играть не умела и учиться не стала. И Шег Шедарис погиб генералом, хотя Сварог клятвенно обещал не поднимать его в чине выше капитана. И голову Бони отсёк лучший друг. И так далее, и так далее.
Как-то стало мне тоскливо без них. Прошли чередой воспоминания: "паренёк от сохи", растянувшаяся с любовным романам на роскошной постели юная Мара, Леверлин с виолоном. Они были со мной с конца 90-х. Бравые ребята, которым сам чёрт не брат, Странная Компания, королевская гран-ала. И их не стало. До последнего хотелось верить, что это морок и в эпилоге, после падения Безумного Зодчего всё встанет на свои места, но Зодчий повержен, а их... не стало. Впереди, если верить автору, ещё две заключительные книги.
Впереди ещё много загадок: доштормовой мир и Крепость Королей - это так, навскидку. А ощущения ... странные. Словно сказка, в которой всё всегда заканчивалось хорошо, вдруг неуловимо и неотвратимо стала страшной.
(28 сентября 2017 года)Страсти по Сварогу (20 июня 2013 года)
Итак, цикл А. Бушкова "Сварог"..... Я начинала читать его еще тогда, когда выходили первые книги, ждала, искала, проглатывала в считанные дни, если не сказать часы. На первом томе внеталарской серии внезапно потеряла интерес, и вернулась - причем полноценно, честно перечитав все с самого начала - только несколько месяцев назад.
(И все эти годы я помню предпасхальный день, Великую Субботу, когда мама пекла куличи, а я под этот сногсшибательный запах читала, как Сварог увидел белую дымную полосу, и как падала с коня сраженная Делия, как замирала на миг, а потом рассыпалась, разбегалась в стороны секунду назад ликующая толпа - и Леверлин падал на колени у распростертой на брусчатке любимой. Эта сцена так и осталась для меня самой сильной во всем цикле.)
А все начиналось с того, что жарким летним днем в начале 90-х майор ВДВ Станислав Сварог окончательно уверился, что сошел с ума.... Ибо стало его затягивать куда-то сквозь землю. И в конце концов - затянуло. Впрочем, с ума он все же не сошел - ни тогда, ни в будущем. Он всего-навсего оказался в параллельном мире, откуда на Землю когда-то каким-то неведомым образом попал его отец, известнийший на Таларе авантюрист. И вот Сварог уже лар, граф, обладатель магических способностей.... но нельзя сказать, что он отчаянно радуется жизни. Он, нет, он не авантюрист строго говоря, но он обладает феноменальной способностью оказываться в гуще событий. И еще он наделен острейшим чувством справедливости и сопричастности. А этого достаточно, чтобы жизнь не казалась медом.
Таларский цикл прекрасен. Он прекрасен тонким психологизмом, прорисовкой персонажей, живым языком. А вот потом начинаются фокусы: после "Той стороны льда" открывается Атаро-Граматарский цикл, то есть Сварог продолжает путешествие по параллельным мирам. Но тут есть одно НО он как бЭ его продолжает - в Таларском цикле прямо указано то, что путешествия по мирам ему снятся.... И тут мне вспоминаются известные Сны Ричарда Блейда - цикл повестей и рассказов, написанных по мотивам известной серии совсем другими, зачастую начинающими авторами. От книги к книге внеталарской серии съезжает язык, делаются плоскими персонажи, окружающий мир становится декорацией, наблюдается огромное количество нестыковок деталей, появляются "боги из машины", что вообще уже ни в какие ворота. Атарский цикл еще читабелен, продолжающий его цикл Короны откровенно бесцветен, Печать Скорби, которой (недописанной, кстати) в 2006 завершилось бесславное (и потенциально бесконечное) таскание все больше нищающего духом Сварога по мирам - откровенное позорище, которое венчает встреча Сварога с мадам следователем из другого бушковского цикла.
И вот - внезапно - "Чертова Мельница" 13-й роман цикла. Собственно, смело можно начинать читать его сразу после "По ту сторону льда", благо эти две книги разделяет всего неделя сюжетного времени, а весь атарско-коронско-земной эпос остается за скобками. Так вот, Мельница неожиданно хороша, прописана сюжетно, персонажно, антуражно. Язык снова начинает радовать. И складывается ощущение, что все сварожьи "сны" писали литературные "негры".
Зы. Продолжение следует: 14-й роман цикла "Слепые солдаты" уже вышел, готовятся к выходу до конца года "Из ниоткуда в никуда" и "Король и его королева".
Зззы. Серия "Серый Ферзь" - это тот же таларский Сварог.Любая история рано или поздно должна закончиться. И тут, пожалуй, лучше рано, чем поздно: чтобы восхищённые поклонники кричали "ещё!" и пачками писали фанфики. Громыко такое удаётся. Пехову. А Бушкову - нет. Таларский цикл длится и длится (ну как тут не вспомнить навязшее в своё время на ушах: "Всё хорошее когда-нибудь заканчивается... А наша передача - продолжается!"), и каждая последующая книга в нём всё больше - структурой, интригой и приёмами - напоминает предыдущую: загадки одна другой страньше, долгие разговоры, душевные переживания, версии и воспоминания - потом Сварог надевает митру хелльстадского короля/мундир девятого стола/перевязь с Доран-ан-Тегом - и скоренько всё разруливает с минимальными потерями. А тут - как на блюде - новая загадка.
Автор, видимо, и сам понимает, что не хуже своих персонажей из "Радианта" увяз в истории, как муха в янтаре. Именно поэтому, видимо, вырезал в "Алом, как снег" Странную Компанию: чтобы вывести новых героев-спутников Сварога - команду девятого стола. Однако эти милые ребята безнадёжно проигрывают тем, первым в самобытности и оригинальности. Юный компьютерный гений и в подмётки не годится Бони с Паколетом, молчу уж про Леверлина, а раскрепощённой умнице Канилле Дегро очень (очень-очень) далеко до рыжей Мары. И никакие козыри в рукаве, вроде внезапно открывшегося полудриадского происхождения, тут не помогут, увы. Странная Компания была живой и врезалась в память, а эти... куколки, даже имена приходится мучительно вспоминать.
Линии, которые автор счёл изжитыми, рубятся сплеча. Вот таже история горротских монархов, например: сколько туману вокруг неё было, сколько интриг и секретов, а закончилось всё банальной перестрелкой и всё - вот они Стахор и Эгле, жили друг другом и вместе погибли, ибо стали автору в тягость и не нужны.Ну что ж, бравый наш офицер и не менее бравый король добрался до самой загадочной планеты, бывшей ранее под властью Империи. Веками никто не мог понять, что там после Шторма происходит, а Сварог, гляди ты, управился за пару недель. Блицкриг, говорите: тут все последние книги сплошной блицкриг, написанный, кажется, с опорой на любимые стихи-песни. То бишь, не они вплетены в канву, как было раньше, а вся конструкция на них держится: автор берёт понравившиеся строки и давай вокруг них сюжет наворачивать.
Там впереди Сварог, наверное, ещё много чего бравурненько разрулит: там же ещё Крепость Королей каким-то чудом не найденная стоит, и доштормовое прошлое за неким балкончиком маячит (пожалуй, что и Тарену Тареми Сварог через окошко накануне катаклизма в более устойчивое будущее затянет - не пропадать же добру).
В общем, я уже сама не понимаю, зачем это читаю, но остановиться не могу, так что всё на совести автора.
НО(!)
Когда Александр Бушков был относительно молод и жил в СССР, он писал совсем другие книги. По-настоящему хорошие, интересные, заставляющие думать. И писал он их хорошим языком.
Повесть "Анастасия" я прочла ещё подростком. Сейчас понимаю, что это был мой первый постапокалипсис (даже так) и, в принципе, можно сказать, что именно с неё началась моя любовь (да простится мне не совсем верно подобранное слово) к этому жанру.
В общем, как водится, что-то случилось - что за 500 с гаком лет - плотно забыли, и человечество оказалось отброшено куда-то к Средневековью. Княжна Анастасия живёт в Счастливой Империи, и она - рыцарь со всеми регалиями: шпоры, серьги с бриллиантами, золотые серп и молот в навершии шлема, золотые же серпы с молотами на церимониальном рыцарском поясе. Оруженосец Ольга опять же. Верная, но со скандальной репутацией: шепчутся, что она извращенка и в постели позволяет мужчине быть сверху. Ах да, в Счастливой Империи полная круговерть в гендерных ролях - женщины пол сильный, мужчины, соответственно, наоборот. Ну и всякое такое прочее: Серый Кардинал и гвардия его Красные Дьяволята, Лик Великого Бре и Гологоловый Хру, прячущийся в кукурузе - обрывки и осколки былой истории, принявшие вид причудливый и крайне далёкий от истины, но почитающийся имено что истиной в последней инстанции.
Из "Анастасии", видимо, потом и произрос Сварог. Общие корни очевидны: катаклизм из первоповести - жуткий таларский Шторм; "маг", повелитель неживой материи, что угрожал нашей княжне - почти всемогущие таларские лары, что вынимают необходимое из воздуха и не понимают слова "экономика"; попаданец... Да, в "Анастасии" тоже был везунчик. Тоже офицер, кстати говоря. Ну и открытый финал. В Свароге он тоже вечно открыт.
"Анастасия" читается на одном дыхании, от неё оторваться невозможно. И, как показала практика, невозможно забыть.3466
poisk6315 мая 2020 г.Мыло мыльное
Читать далееВо-первых стоит высказать уважение и похвалить Бушкова, чувствуется у него талант, знания многих отраслей окружающего мира. Во-вторых есть у него легкость передачи сложной информации, построение понятных и ярких образов...
Вот только, по моему разумению и мнению, Бушков бессмысленно и беспощадно пустил это под нож коммерциализации и монетизации, превратив в жвачку. В начале года я поразился первыми книгами про Сварога. В них было достаточно штампов для жанров и "попсы", однако в целом, в конце 90х годов Бушков (имхо) сделал прорыв и большой задел для эпического фентази, для классного мира. Его Таларский цикл мог бы быть ярким выдающимся творением, а превратился в измученную жвачку.
Малый объем "Над самой клеткой льва" ещё больше "режется" бессмысленным и беспощадным очередным вложением "Приложения" на 20% объема "книги". Да, есть решение вопросов прошлых книг, как и очередное появление новых задач и вопросов. Снова задел на следующую серию... И это при том, что в книге огромное количество пустого трёпа, секса, рассусоливанию каких-то третьестепенных вопросов. После прочтения в этом году Мартина с его "Песнь Льда и Пламени" - сразу проводится аналогия "воды" в тексте, в которой у Бушкова она явно не в тему.
Логичный вопрос будет наверно: "отчего я читаю дальше?" Первые книги мне понравились и я пообещал себе прочитать весь цикл полностью и узнать ответы на все вопросы Таларского цикла. Плюс, всё таки есть своё мнение, тем более, что я отмечаю возможности Бушкова, которые он хорошо проявил в первых книгах, а дальше лишь проводит общие наброски, закрашивая всё остальное водой в рамках обычного сериальчика. Имхо это не уважение к читателям.
2252