
Ваша оценкаРецензии
zdalrovjezh3 июня 2021 г.Читать далееЕвпраксия - великая императрица Священной Римской Империи в 11 веке - личность, о которой я вообще никогда не слышала (и не удивительно).
А, глядите-ка, она даже на марке есть)
Книга рассказывает ее удивительное жизнеописание. Она, сестра Владимира Мономаха и внучка Ярослава Мудрого, была забыта своей родной семьей в раннем возрасте и успешно отправлена с огромным приданным в Саксонию, замуж за маркграфа Генриха. Ей было всего 12 лет, а она одна начала это длинное путешествие. После свадьбы в первую брачную ночь она не отдалась своему мужу, потому что была еще мала, и по обычаям Руси ей надо было ждать до своего совершеннолетия.
Так она оказалась в монастыре, в котором томилась, находясь в компании своей женщины, которую отправили из Киева вместе с ней. Но, как выяснилось, монастыри в средневековье - это легкий способ молодым женщинам не выходить замуж и вести распутный образ жизни. А мужчинам можно в любое время их посещать, потому Евпраксии было не особенно скучно.
Она еще девочкой была глубоко несчастна из-за своей жизненной истории, хотела убежать, вернуться к семье, которая о ней даже не вспоминала, или на худой конец остаться одной, зарыться в траве, так и лежать. Но нельзя, ибо она являлась оружием в руках, вершащих судьбы. Долго являться безответным оружием она не могла, тем более выросла она сильной личностью, поэтому ей предстоит стать великой императрицей. Благо, в нее влюбляется император Генрих, у которого умерла жена, и решил сделать ее императрицей. Но у Евпраксии был свой собственный план.
Книга очень захватывает, если продраться через первую сотню страниц, и запомнить основных персонажей. Она такая медленная, тягучая, но с супершикарным сюжетом. Сама личность императрицы поражает, хотя характер двенадцатилетней девочки, конечно показал неправдоподобно от слова совсем. Ну и еще, что самое классное, в книге очень много цитат из реальных летописей, что очень хорошо сопоставляет авторскую выдумку с реальной жизнью.
42992
KontikT3 мая 2025 г.Читать далееЯ всегда смотрю на исторические книги с точки зрения информации, которую они могут мне дать. И потому роман Загребельного про Евпраксию, сестру Владимира Мономаха, внучку Ярослава Мудрого и жену Генриха IV императора Священной Римской Империи был для меня очень любопытен с этой точки зрения, так как я даже не слышала о ней и ранее не читала ничего или не обращала внимания, если встречалось что-то случайно про нее.
Понравились главы ,названные "Летопись" и посвященные рассказу об исторических событиях и персонажах того времени. Не знаю на чем они основаны, откуда брал автор свои высказывания, что там приведены, хотя некоторые цитаты и отмечены откуда взяты, но не все , и это было познавательно и интересно и было бы правильным, если это действительно сведения из исторических источников указать в конце книги их- этого нет, только по ходу сюжета .
А вот рассказ о самой Евпраксии и конечно ее жизни сначала с первым мужем, потом жизнь в монастыре и наконец отношения с императором хотя и описан подробно ,но понятно, что тут многое вымысел автора. Так как даже на могиле Евпраксии непонятно кто она , почему удостоена чести быть похороненной в Печерском монастыре. Автор же на страницах романа описывает нелегкую жизнь Евпраксии, как он видит на основе тех сведений, что известны. А известно, что император женился на ней ради налаживания связей и принуждал ее к изменам впоследствии даже со своим сыном Конрадом.
Но Загребельный показал сильную женщину, которая даже будучи девочкой 12 лет еще с с первым мужем сумела постоять за себя, и впоследствии уже с императором вела себя так же независимо, даже дерзко. Не знаю, как такое возможно в то время, но описано интересно , правда не во все удавалось верить.
Конечно всей правды за неимением записей узнать трудно, и мне даже захотелось почитать кого- то другого, чтобы сравнить версии( кстати есть про нее даже у Дюма новелла-сравню). Здесь же конечно судьба Евпраксии не может не оставить равнодушной. То, в каких безысходных ситуациях оказывалась эта женщина вызывает сочувствие и уважение к тем шагам, что она предпринимала. Ей даже удалось бежать из под надзора императора, который содержал ее как узницу и обратится к Папе , обвинить его во многих преступлениях и непристойных для церкви отступлениях от веры .
Я не сразу привыкла к языку написания романа почему-то, хотя многие отмечают , что он хорош , но потом привыкла.
.36153
LANA_K24 июня 2016 г.Читать далееЦікавий історичний роман. Але, попереджаю, події, що описані в книзі, відбуваються не тільки в Київській Русі. Адже Євпраксії довелось прожити суттєву частину свого життя в далеко від рідного дому.
Втім, культуру, звичаї і вікові традиції Київської Руси автор зобразив дуже вдало. Втім, зумів він яскраво передати і те, що вібувалося в ті часи в Європі. І головними тоді буди лише 2 речі: для бідних - їжа, щоб вижити; для богатих - влада, щоб правити. І коли бідні могли задовільнитись малим, то королям влади багато ніколи не було.
Життя жінки в ті часи було вкрай тяжким. Вона часто ставала засобом для досгянення мети, а надто доті, коли вона була знатного роду.
Те, що 12-річну дівчнику видали заміж, тоді нікого не здивувало. Але макграфу захотілось відразу вступити в права чоловіка. І ось за це він заплатив високу ціну. Параксед (так звалась Євпраксія в Європі) зуміла вперше постояти за себе. Це був її перша битва за себе. Потім ще не один раз вона відвойовувала право буду собою. Ця війна зморила її, але, як мені здається, в останні роки життя все ж вона знайшла своє місце...
Доречі, вставки "літописні", як мені здається, цікавий приклад того, що багато інформації важливої все ж пропускалось, або й замовчувалось. А надо мало писали тоді про життя людей, які не були першими в державі.241,2K
Marmosik30 сентября 2016 г.Читать далееСвого часу читала у Загребельного Роксолану, й не дивлячись на дуже цікавий матеріал книжка читалась важко. Гадала що з часом моє відношення до творчості автора зміниться, але ні. Знову історичний роман про онуку Ярослава Мудрого Євпраксію, яка була імператрицею Римської імперії, дружиною Генріха ІV (Германського). Деякі описи і розлогі роздуми автора читала по діагоналі. Хоча дуже сподобалось, що автор чергував глави про Євпраксію і глави де цитував літописи різних країн. Дуже сподобались його слова про церкву та владу, як він описав боротьбу папи та Генріха, боротьбу за владу над людьми, їх жадобу і зверхність. Шикарні описи суспільства як і княжого руського двору, так і замки на скелях німецької знаті, й вежі серед сонця Італії.
Поблукавши сторінками інтернету зрозуміла, що постаті Генріха й Євпраксії (Адельгейди) автор намалював на свій розсуд. Й дуже здивувало, що на різних сайтах відношення до Євпраксії різниться. Тому у творі не слід шукати історичної достовірності, а слід розглядати як один з можливих варіантів розвитку подій. Але суспільство змальоване достовірно.
Окрім історичних постатей, постають перед нами і долі тих хто їх оточує. Хоч їхні долі проходять лише пунктиром, але на їх прикладі гарно видно відношення можновладців до простого люду. Журина – доглядальниця Євпраксії, яка разом з нею повинна була полишити Київ і їхати до германських земель, полишити чоловіка й сина. Вона залишилась і в монастирі з Євпраксією. І через неї було завдано Євпраксії болю.
Хочу навести саме тут декілька висловів, які мені дуже сподобались. В принципі кожен з нас і так мабуть знає про це, але людина таке створіння, якому потрібні підтвердження його думок.
Найбільше багатство в кожної людини, дароване їй самою природою, — думка, отже, з самого початку ставала ворожою вірі, тому часто була знищувана носіями християнства разом з її непокірними власниками. Вірю, бо не смію не вірити. Відмовившись від єдиного свого багатства — думки, отримуєш навзамін велич церкви, її авторитетів, настанови. Але де велич, хто авторитети і які настанови виконувати?
Але хіба ідея віри, ідея самого бога не виведена з ідеї свободи, притаманної людині від народження? Чому ж бог і його прислужники відбирали свободу в того, кому вона належала від природи? І чому почувалися вони самі вільнішими лиш тоді, коли позбавляли свободи й незалежності якомога більше число людей?Якщо поглянути на історію цивілізації, то таке відношення до людей притаманне не тільки церковній верхівці, а усім хто володіє владою, вони самостверджуються через приниження тих хто нижче їх, зривають свою злість, бо не можуть достати тих хто вище.
А чи знаєте ви чому день Святого Миколая відмічається два рази на рік? Ні, то думає вам буде дуже цікаво дізнатись про це, я була дуже здивована.
що слід остерігатися розмноження простого люду, бо заколоти — завжди наслідки занадто великої його лічби. Дітей треба відбирати й посилати на війну, на смерть, на знищення. Ще стародавні знали: що менше любиш дітей, то дужче відданий державі.
Ну що можна додати ще до цих слів.Й останнє:
Мучеників було завжди багато, мудреців мало.191,2K
3nni10 марта 2021 г.Читать далееЕё назвали Евпраксией, что по-гречески значит "счастливая" и сглазили с самого рождения. Нельзя княжон так называть, не такого они роду-племени, чтобы быть счастливыми. Их удел скреплять дружественные связи между государствами. Для чего и была Евпраксия выдана в 12 лет за Генриха Штаденского, маркграфа Северной марки, созданной для войны против славянских племен лютичей и венедов. За человека, который принадлежал к яростнейшим гонителям славянства. А вы говорите - счастливая.
Только не познала Евпраксия в свои юные года мужской любви, сумела отстоять свою девическую честь и право ещё 4 года не видеть грозного мужа. Уехала в монастырь, где воспитывались лучшие девушки Германии, а аббатисой была сестра самого императора. Может, в этом проявилось её счастье?
Больше им с этим Генрихом встретиться было не суждено - он смертельно простудился при очередном набеге на славянские земли. Опять повезло?
*****
В те далёкие времена (10-11 века) цари и императоры ещё не скучали в дворцах, а сами усмиряли непокорных баронов и смердов, разрушая чужие замки. Сами вели в бой свои войска. Таким был и император Германии Генрих, про которого сказано было: "Стал императором, когде еще темя не заросло"
Приехав в очередной раз в город, где располагался монастырь, Генрих увидел русскую княжну и влюбился, хотя годился ей в отцы. Вот с этого времени заканчивается везение и начинаются невыносимые страдания Евпраксии, о которых много раз не устаёт напоминать автор. На самом деле, ничего такого, что нельзя было вынести или вытерпеть (за исключением одной ситуации, где императрица выказала не дюжее спокойствие и сообразительность) довольно сложно притянуть всё, что происходило к разряду "невыносимых" страданий. Никто Евпраксию не бил, голодом не морил, на холод не выгонял. А то, что честь её княжескую ни во что не ставили, так мне это, простой простолюдинке, понять сложно.
Хотя то, что священники её оговорили и тем самым опозорили на весь свет, сделав из "светлой и чистой" "суку гулящую", это, конечно, тяжело. Ведь даже родные сестра и мать отвернулись от Евпраксии. А про реакцию единокровного брата Мономаха можно только догадываться.
Такова версия автора. Википедия же приводит несколько другую биографию Евпраксии, которая в рамки "невыносимых страданий" укладывается очень хорошо.
*****
Книга мне понравилась. Особенно тем, что автор в конце каждой главы вставляет что-нибудь про или из летописей. Интересно было читать строки:
Рожденный в Мейссене (некогда славянский Мишин) Адам Бременский за несколько лет до приезда Евпраксии в Саксонию писал: "Земля славян – обширная область Германии, населена винулами, которых ранее называли вандалами. Если причислить к славянам ничем не отличающихся от них ни по внешности, ни по языку богемцев и расположенных на том берегу Одера полян, то ихняя земля будет вдесятеро больше нашей Саксонии. Эта земля сильна войском и оружием, обильна всяческими товарами, со всех сторон окружена горами, покрыта лесом и реками, создающими ее естественные границы".Через тысячу лет от них уцелеет лишь горстка лужицких сербов да в названиях рек и городов будут угадываться славянские первоосновы.
Истреблены только потому, что их земля понравилась ненасытным соседям и еще более ненасытному их богу, – прикрываясь его именем, германские рыцари шли на незащищенные поселенья славянские. Знаем, что были славяне доброжелательны, умны, правдолюбивы, отличались твердостью духа и умеренностью. Германский хронист вынужден был признать, что славяне пусть "еще не просвещены верой, но одарены добрыми естественными свойствами, ибо весьма жалостливы к тем, кто терпит нужду. Золото и серебро они ценят мало и богаты редкостнейшими, не известными нам мехами, запахи коих влили смертоносный яд гордячества промеж наших. Сами же они считают эти меха не дороже всякой скверны и тем самым, я считаю, выносят приговор всем нам, ибо добиваемся куньих мехов, как высочайшего блаженства".
Уже тогда не давала покоя жадным до наживы германцам земля славянская.
Повторюсь, роман мне понравился. И хорошим языком, и задумкой, и самой историей. Но постоянные напоминания про страдания Евпраксии в конце концов стали вызывать раздражение. Да и конец получился довольно смазанный. Из-за того, что после возвращения в родной Киев (около 1099 года), практически никто уже про Евпраксию не писал и придумывать дальше её историю автору стало невозможно. Да и не очень интересно - после смерти второго супруга императрица постриглась в монахини (6 декабря 1106 года) и умерла в 1109 году.
14523
book-shelf26 октября 2015 г.Читать далее"Евпраксия" книга о реально существовавшей Киевской княжне.
Евпраксия Всеволодовна, позднее Адельгейда, императрица Священной римской империи (1071 — 1109) — дочь Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха, в 12-летнем возрасте была выдана замуж за Генриха Штадена, маркграфа Саксонии и отправлена отцом на чужбину в сопровождении дружинников и няньки.
Много горя, стыда и унижений пришлось вынести несчастной, но сильной духом и гордой девочке вдали от родной земли. В раннем средневековье, когда в Европе царил разврат и человеческая жизнь ценилась ниже, чем жизнь зверя, и все это на фоне возрастающего религиозного фанатизма и мракобесия, девушке чистой сердцем и помыслами, как вода в ручье, все казалось диким, чуждым, мрачным, враждебным. И только родимая нянюшка была для неё единственной опорой и прибежищем от скверны и темных сил.
Однако, у автора весьма своеобразный стиль изложения, я бы даже сказала, на любителя. Очень поэтичный, даже какой-то парящий над грешной землей. Такое впечатление, что роман написал придворный летописец Киевской княжны. Евпраксия изображена красавицей небесной красоты и души ангельской, достойной встать в один ряд с девой Марией, что по мне является чистой воды украшательством, как там было на самом деле, никто уже рассказать нам не сможет. Это немного напрягает при чтении. В остальном же, книга прекрасная. Советую всем любителям истории.
14899
Afin4ik11 февраля 2013 г.люблю Загребельного за его искренность и реализм, безпафосность и патриотизм!
книга понравилась,тронула самые глубокие и потайные нити моей души.но конец просто обескуражил-была зла на автора,на сюжет,на всех мужиков...фу...камень на душе !
но читать все же советую! и я ставлю 510559
NelitaArven14 июня 2017 г.Читать далееЭто книга о тяжёлой судьбе Евпраксии — дочери киевского князя Всеволода и единокровной сестры Владимира Мономаха. Загребельный не использует версию о том, что её мать была дочерью половецкого хана, в его трактовке она из русичей. Мне показалось, что родители были равнодушны к Евпраксии, отец так точно, иначе он не стал бы отдавать двенадцатилетнюю девочку для маркграфа (для дочери князя это был слишком ничтожный жених), к тому же жених не присутствовал на свадьбе, вместо него под венец с невестой пошёл один из его баронов, впрочем, и со старшей дочерью киевский князь обошёлся не лучшим образом (её муж мог претендовать на византийский престол, но в итоге оказался в монастыре, а девочка вернулась домой). Маркграф оказался ещё тем чудовищем, Евпраксии повезло, что она знала его всего один день и с трудом выдержала его общество, а потом оказалась в монастыре, хотя такой смерти, как у маркграфа, не пожелаешь никому, ни малейшего сочувствия он у меня не вызвал. А зато я переживала за девочку, которая была оторвана от родной земли и перенесла тяжёлые испытания на чужбине, особенно эти переживания усилились после гибели её кормилицы. Лучше бы на Евпраксию не обращал внимание император Генрих IV и её жизнь не была бы такой тяжёлой (хотя у кого в ХI веке она была лёгкой?), я думаю, что никакой любви к русской княжне у императора не было, а было только желание породниться с византийцами (к ним Евпраксия не имела отношения, родом из Византии была первая жена её отца), да и вообще он никого не был способен любить, к первой жене и сыновьям он испытывал презрение, даже к верному барону Заубушу у него не было ни малейшей симпатии, Заубуш сам ещё тот негодяй, но нельзя не признать, что он оказывал императору огромную помощь. Когда выяснилось, что Евпраксия не имеет византийских предков, якобы любовь сменилась ненавистью и пошли угрозы, издевательство и клевета. Показано, как подло, низко и цинично вели себя по отношению к Евпраксии многие люди (как сторонники Генриха, так и его враги) от Папы Римского и Матильды Тосканской до простой девушки-служанки, которой императрица доверяла, а она оказалась лживой доносчицей. А Матильда Тосканская, её муж герцог Баварский и Папа Римский, которым графиня крутила как хотела, использовали императрицу как орудие в борьбе со своим врагом Генрихом. Самым подлым и мерзким человеком оказался аббат Бодо, который нарушил тайну исповедии оклеветал Евпраксию, в то время как девушка думала, что он её защитит. Единственным порядочным человеком и настоящим другом оказался сын Генриха Конрад, который относился к жене отца с уважением и сыновней почтительностью и был настоящим и преданным рыцарем, у него и в мыслях не было увести от отца жену, и он тоже стал жертвой клеветы, хотя отец и до этого его не любил. Аббат особенно «хорош», стал распространять гадости, хотя всё время сопровождал Евпраксию и Конрада в прогулках, и видел, что ничего, кроме дружбы, у них не было. Киевский князь Святополк, дальний родственник героини, тоже показался мне нехорошим и непорядочным человеком, он отнёсся к девушке как к вещи. Положительным моментом можно считать только возвращение Евпраксии домой, пусть даже потом она ушла в монастырь и прожила совсем недолго, пусть даже её родные поверили клевете и отказались от неё, всё равно она была дома, а не на чужбине. Обидно, что такой чистой, доброй и светлой девушке пришлось преодолеть тяжелейшие испытания и столкнуться с жестокостью, подлостью и непорядочностью. Писательское мастерство Загребельного вызывает у меня восхищение, бросается в глаза, что он проработал огромное количество материалов.
81,4K
Fides-Kangelari7 января 2023 г.Ерунда на постном масле
Читать далееКнига не понравилась. Это не исторический роман, а что-то среднее между бульварным чтивом про "лыцарей" и очень плохеньким рассказиком, растянутым на огромное количество страниц.
Лейтмотив тянется гнилой ниткой один избитый, пошлый - секс. Как Евпраксию пытались изнасиловать, как ее потом изнасиловали, как потом заставили каяться в том, что ее изнасиловали.
От Киевской Руси здесь ничего нет, один пошлый загнивающий Запад в лице Германии, Италии и иже с ними. Никакого сюжета как такового нет - насилие, страдания, слабая философия, помноженные на лишенные какой-либо красочности слова. Слог автора прост как простыня, скучен, пресен. Одним словом, все слишком неинтересно, что даже не стоит это читать.5447
Rita_Scitter21 февраля 2017 г.– Ему нельзя не верить! Он такой искренний! Ну совсем хитрить не умеет ... ни на грош!Читать далее
Крадус упер руки в бока:
– Да ну? А отроки, при дворе воспитанные, учатся этому с пеленок. Как же его-то эта наука обошла?
Итак, в сегодняшнем выпуске Средневековый мир - 2: скандалы, интриги, расследования.
О нелегкой женской судьбе, проблемах в супружеской жизни и результатах попыток выжить в суровом мужском мире при помощи непротивления расскажет императрица Священной Римской империи Адельгейда, в девичестве Евпраксия. Как зачать от мужа-импотента. Воспитание в монастыре - морально-этические стороны современной педагогической системы. Травить или не травить: что делать, если мужа потянуло на эксперименты в спальне?
Князь Владислав поведает о вечных проблемах отцов и детей: что делать, если муж дочери ушел в монастырь. Сменила маркграфа на императора - стоит ли волноваться? Как не упустить воспитание наследников и сохранить княжеский стол?
Император Генрих: черная месса, как способ вернуть былую мужскую силу. Может ли война стать оправданием отсутствия секса? Башня, как способ спасти брак от развода.
Как вы уже поняли из вышенаписанного, Евпраксия больше напоминает современные дамские романы с историческим уклоном. Даже цитаты из летописей не спасают произведения от налета желтизны и скандальности. Местами это могло бы быть увлекательным, если бы историк во мне не отбил себе лицо бесконечным фейспалмом. Да, император Священной Римской империи служащий черную мессу в 12 веке это эпично. Сестра императора, католическая аббатисса, на минуточку, отвечающая за воспитание знатнейших девиц Германии и Европы шляется вокруг прудов голой трахая подвернувшихся под руку юношей. Напоминаю, на дворе конец 11 - начало 12 веков. Крестовые походы. Входящие в силу иезуиты и инквизиция. Дело происходит не в развеселом Лангедоке. И подобные выходки при обилии врагов у Генриха проходят безнаказанно. При том, что последний, если что, пребывает в прямой конфронтации с папой.
В общем и целом. Читается Евпраксия неплохо. Роман себе и роман. Если вы не историк, не католик и не поклонник западно-европейской культуры - даже удовольствие получите. Но в оригинале Евпраксию лучше читать только в том случае, если вы носитель языка или хорошо его знаете. В противном случае берите перевод. Вполне приличного качества текст из Акунинской библиотеки. Самое главное - не ищите полной исторической достоверности. Общие вехи биографии Евпраксии переданы точно. Все остальное - отдано на откуп автору.51K