
Ваша оценкаРецензии
George318 декабря 2014 г.Читать далееВсе-таки двадцать с лишним постсоветских лет, в течение которых всячески очерняли все советское, в том числе и литературу, способствовали тому, что современное поколение почти не читает советских авторов . В советские времена"Жатва" входила в число наиболее читаемых книги не потому,что автор получила Сталинскую премию, а за свой интереснейший, порой почти трагический сюжет о послевоенной разрушенной деревне, в которой, тем не менее, продолжалась полнокровная жизнь с любовными треугольниками, житейскими заботами и радостями, связанными с возрождением села. Да и художественными достоинствами книга не обделена.Книга написана в лучших традициях социалистического реализма, еще того, который развивал и пропагандировал Максим Горький. Сам факт, что по книге в скором времени после ее публикации был на студии "Мосфильм" выпущен художественный фильм "Возвращение Василия Бортникова", названный по имени главного героя книги.
23706
ToshnoDushe5 июня 2018 г.Образчик соцреализма
Читать далееБезумно люблю книги о деревенской жизни. Но эта, помимо этого, ещё и производственный роман, и руководство по менеджменту. Ну а почему нет? Рассказывает она о колхозе, о людях, работе в коллективе. Особенно мне нравится описание процесса работы председателя, как и других руководящих должностей, встречающихся в романе.
На самом деле, таких книг-то немало, посвященных и деревне, и пятилеткам, и коллективизации, и колхозам.
Попробую разобраться чем выделяется "Жатва".
Уже с самого начала нестандартный поворот - Василий возвращается в родной дом после войны, а жена... с другим. И не просто с другим живёт, а полюбила по-настоящему. Закручивается треугольник. Довольно смело для данного жанра. И не банально.
Почему я назвал роман производственным? Из тех, что я пока читал, он наиболее подробно раскрывает внутреннюю колхозную жизнь, ближе всего вторгается в особенности коллективного труда, выращивания полевых культур и взаимоотношений между крестьянами. Меня подкупает это внимание к деталям. С другой стороны, иногда немного наскучивает.
Местами просачивается не то что фальшь, а неприкрытый агитационный, или пропагандистский (кому как угодно) мотив. Когда Сталин якобы из портрета мудрым прищуренным взглядом смотрит на Авдотью, обращаясь к ней и давая стимул к дальнейшим свершениям. Или в конце книги, когда уже совсем всё откровенно благостно и герои разве что не начинают петь и танцевать. Так что местами за чрезмерную восторженность стиля становится немного неудобно.
С другой стороны, ты же понимаешь, что это такая социалистическая песнь коллективному хозяйству на селе. Поэтому и набора штампов, свойственных такой литературе, избежать не удалось. Непростая подготовка к севу, восхищение перед тракторами, комбайнами и электрификацией, потом засуха, приходящее отчаяние, долгожданная благосклонность природы и итоговая победа труженика поля. Сюда же непростые взаимоотношения между некоторыми из сельчан, перерождение иных из несознательных элементов в самоотверженные передовики.
Здесь встречаются и прописные истины отношений между мужчиной и женщиной, доступные зачастую в первую очередь только тем, кто сам в жизни прошёл через подобное. Я, конечно, имею в виду Авдотью, Василия и Степана.
В одном из эпизодов Валентина и Андрей размышляют - как же так, вот они уже сколько лет вместе, а чувства всё те же. Секрет таких отношений вижу в том, что супруги очень мало проводят времени друг с другом, всё отдавая работе. Да и то успевая повздорить. Неоднозначная пара.
В общем, "Жатва" воспевает человека труда, ставя самоотверженность, инициативу и труд во главу угла. Этими идеалами горят все главные герои - от Андрея до Алёши. И, чёрт возьми, это хорошо и очень заразительно написано.
111,5K
MartinaEdena5 января 2025 г."К чему у людей душа лежит, к тому и руки приложатся"
Читать далееКратко о романе- имеем отстающий колхоз в послевоенное время, наблюдаем все этапы его восстановления. В начале книги дела колхозные смешаны с делами семейными, личными. После все личные истории героев постепенно растворяются в делах колхозных. А дела колхоза здесь максимально раскрыты, подробно описаны процессы работы, представлены долгие собрания(и не раз). Роман производственный, поэтому ближе к концу было совсем скучно. Самый большой минус- приторное завершение, страниц на 70. Поставила высокую оценку, потому что люблю романы о деревне, хорошие описания природы и атмосферы того времени, не раз прошибло на слезу.По книге снят фильм "Возвращение Василия Бортникова" 1953 года, буду смотреть.
3118
Vansaires12 февраля 2018 г.Читать далееВслед за картинами советских художников мне захотелось прикоснуться и к советской литературе – самым что ни на есть традиционным её представителям; тем самым, которые полвека тому назад получали государственные премии и пользовались любовью миллионов читателей, и никому не известны сейчас. На самом деле, уже одна только эта ситуация позволяет лишний раз задуматься о законах бытия и времени – и в том найти облегчение от сиюминутных тягостей жизни. Потому что чем будет всё, что так нас волновало, заботило, огорчало, казалось неразрешимой проблемой и представлялось неизмеримо важным ещё через сто лет? Быть может, окажется такой же безвозвратно исчезнувшей, реликтовой деталью прошлого, какими являются для нас реалии советского колхозника и идеалы советского писателя. И какие из наших мыслей и чувств пройдут беспристрастный суд времени после того, как будет отброшено всё, чем живёт современное общество с его представлениями и идеалами – и новое поколение с совершенно другими идеями и мечтами придёт на наше место и прикоснётся к нашему прошлому, пройдя мимо того, за что нас хвалили наши современники, и сохранив, как жемчужину, то, что мы сами, быть может, в себе никогда и не замечали?
Обо всём этом задумываешься, прикасаясь к советскому прошлому – наивному идеалу коммунистического рая на земле, когда все плохие перевоспитываются, все трудности побеждаются, и каждый новый шаг – только вперёд, только в светлое будущее, выше, сильнее, быстрее, с улыбкой и песней на устах! Между прочим, я верю в те же самые идеалы и сейчас :) Но, должно быть, необходим был этот опыт, и необходимо то чувство фальши, которое, увы, сопутствует прочтению и становится почти невыносимым на последних страницах книги, наполненных самыми воодушевлёнными настроениями автора и героев, победивших «тёмную сторону» – в себе самих и в окружающем их мире. И тогда ты приходишь к выводу, от которого и хорошо, и грустно – потому что вряд ли ты обретёшь с этой мыслью понимание даже у единомышленников – что человек призван всегда бороться с тьмой, но он не может и не должен её победить, потому что только равновесие между этими двумя началами даёт истинную жизнь и истинную мелодию души.
Что же касается прочитанной книги, то было интересно наблюдать за тем, на что отзывалась собственная душа – и было это, скорее всего, не то, что сама автор считала в своей книге наиболее важным. Любовь Авдотьи и Степана. Неправильная, некоммунистическая, но бессмертная в своей жертвенности – бессмертная во времена любой религии и любого общественного строя, когда человек отказывается от своего личного счастья ради долга, ради близких, ради блага других. Смерть Алёши – нелепая, случайная, и оттого особенно трагичная, если смотреть с земной точки зрения: почему же молодым ушёл именно он, самый лучший, не сомневающийся в своём пути, казалось бы, с детства предназначенный к тому, чтобы стать строителем передового коммунистического общества? Но не закономерно ли, что именно эта смерть и прорастает зерном жизни, вокруг которого колхозники строят своё новое, счастливое будущее… и которое звучит нотой истины, искупающей всё наигранное, для меня, того самого представителя нового поколения, для которого их мечты стали иллюзией, возводимое ими здание – легко рухнувшей декорацией, а бог, в которого они верили – дьяволом?
…И, с одной стороны, эта истина об утопиях трагична для человеческой души, а с другой – только так и постигаешь, что трагический опыт не бесполезен, как не бесполезно всё, во что мы вкладываем все силы своей жизни, а иногда и самое жизнь — забвение может постигнуть плоды земные, но песня сердца, рождённая мечтами и болью, разочарованиями и победами, всем, что мы пережили со всей искренностью, звучит вечно.
3861