
Ваша оценкаРецензии
Аноним3 мая 2019 г.Унис сияет и прекрасен
Читать далееМои Ка, Ба и Ах всегда трепещут от радости, когда в руки попадают книги этого автора. Войтех Замаровский - чехословацкий популяризатор истории народов стран Средиземноморья (по большей части). В 60-70 годы прошлого столетия его книги были, пожалуй, самыми передовыми. Именно с точки зрения научно-популярности и полноты сведений. Кому-то, уверен, он покажется занудой - шутка ли, приводить все измерения сторон пирамид, количество колонн в заупокойном храме царицы Хатшепсут или, например, длину коридора, ведущего к камере с саркофагом Джосера. В этом его сила и слабость одновременно. Здорово, когда анализируется огромное количество источников с данными, например, о размерах Великих пирамид. И становится ясно, что Геродот мерял и видел их вживую, а добрый десяток диванных экспертов либо доверились легендам и предыдущим исследователям, либо взяли цифры с потолка. С другой стороны автор так сильно желает откусить от исторического пирога кусок побольше, что не может прожевать. Круг вопросов, мало связанный с изучением истории пирамид, в книге велик, из-за чего сильно смещается акцент повествования. Но если взялись читать Замаровского, готовимся к такому стилю во всех его трудах, очень обстоятельный товарищ. Да и сложно обойти вниманием вопросы письменности, рабского труда, экономики и религии, когда готовишься рассказывать о пирамидах. Понятно, что автор не египтолог-профессионал, уверен, что специалисты нашли бы здесь ошибки или слишком свободные трактовки, но мы-то с вами тоже не Шампольоны и не Мариотты. А потому верим и направляемся на Восток!
В своё время меня поразил тот факт, что Клеопатра, например, жила по хронологическим меркам ближе к нам, чем к строителям пирамид в Гизе, а уж если брать в расчёт первые мастабы, появившиеся около 3000 лет до н.э, так тем более. Получается, что Геродот жил спустя примерно 2100 лет после строительства пирамиды Хеопса, однако сведения, оставленные им, весьма точны. Более того, один из храмов, стоявший неподалёку на озере, канул в Лету вместе с самим искусственным озером, оставшись лишь в записках великого грека. Я это к тому, что практически невозможно представить толщу веков, сквозь которые равнодушно взирают на посетителей блоки пирамид. Гробницы первых династий выглядели одинаково: землянка с покатыми стенами и плоской крышей, их назвали мастабами (с арабского "каменная скамья"). Позднее появились ступенчатые пирамиды, т.е. несколько мастаб, стоящих одна на одной. Самая известная - это пирамида Джосера в Саккара, неподалёку от Каира:
Первая ступень частично под песком, частично в руинах. Ну и потом появляется всем известный комплекс в Гизе.
Сфинкс ещё не откопан полностью, а на лице - свидетельства изуверств пушек мамелюков. Замаровский анализирует, что привело к подобной трансформации формы, даже проводит некоторые сравнения с месопотамскими зиккуратами. История каждой пирамиды и её внутренние помещения описаны настолько чётко, что можно представить даже без изображений в разрезе. Большой раздел уделён "Текстам пирамид". Конец V династии Древнего царства и начало VI были ознаменованы массовым высечением текстов религиозного и заупокойного толков на стенах пирамид, начиная с пирамиды фараона Униса. Не буду вам показывать её нынешний внешний вид, это скорее холм, чем пирамида. Однако внутренние помещения остались на диво целыми:
Магические заклинания и формулы, обеспечивающие фараону безопасное путешествие через Дуат, становятся неотъемлемой частью росписей гробниц. В Среднем царстве начали экономить место и писать только на саркофагах, а во времена Птолемеев - на папирусах (та самая книга Мёртвых). Трактовка и отсылки к мифологии столь сложны, что полного перевода не существует и до сих пор (кажется). А уж 50 лет назад точно не было. Хитрота ещё состояла в том, что некоторых животных нельзя было изображать, чтобы не накликать беду, например, рыб или льва. Но если этот иероглиф был необходим, его либо располовинивали, либо вовсе пропускали, потому что рыба - это же страх как опасно...Тот самый культурный код, который уже не считать. Это как объяснить древним египтянам, почему забыв что-то в доме, люди возвращаются и в зеркало смотрят (кто-то ж точно).
Все важные пирамиды, которых не меньше 35, описаны у Заморовского. Интересно, кстати, открыли ли ещё какие-то за последние 50 лет? Сейчас все сведения приходится вылавливать из журналов для узкого круга читателей стоимостью как крыло от самолёта. Вот кстати, я точно знаю, что недавно был дан исчерпывающий ответ на вопрос, как же строились пирамиды в Гизе. Год или два назад был найден папирус, описывающий всё досконально, так что тайны больше не существует - Нил отводили и на лодках везли эти чудовищные блоки из каменоломен. Сейчас египетская археологическая служба не позволяет мировому сообществу заниматься самостоятельными раскопками или изучением древностей - только под присмотром. В чём-то их можно понять - множество артефактов перекочевало из их страны в Париж, Берлин и Нью-Йорк, но меры запоздали лет на 80, как мне кажется. Множество загадок таит ещё страна Хепи, надеюсь, на нашем веку какие-то из них будут раскрыты. Хотелось бы больше узнать о пустотах под Сфинксом, например. Но это мечты-мечты. Путешествуйте с нами, путешествуйте сами!9510,4K
Аноним25 августа 2025 г.Сдувая пески забвения
Читать далееДолго я откладывала чтение этой книги, но уж точно не так долго, как строили самую маленькую из пирамид... Книга, которую я прочитала, сама по себе интересный исторический объект - Замаровский цитирует доступные ему источники, сравнивая теории и рассказывая о последних находках, а авторский текст после перевода на русский последовательно корректировали двое советских египтологов. Текст не простой, но он замечательно систематизирует знания и улучшает понимание предмета. Хотела бы я, чтобы по каждой интересной мне теме была такая полная и объемная работа!
Не могу сказать, что я охватила воображением сумасшедшие 4500 лет со времен строительства пирамид в Гизе, но Замаровский сделал все, чтобы я смогла оценить этот промежуток времени. Первая часть книги об открытии пирамид цивилизацией современных людей (надежно передающих знания из поколения в поколение) начинается с Геродота, то есть 2500 лет назад. Иероглифическое письмо также развивалось все это время. Книга, написанная о иероглифах в Египте под управлением Римской империи, уже содержала массу искаженных сведений. За тысячи лет жители той же земли забыли древний вариант своего языка. Интересно, а что насчет наших языков - кто будет хорошо разбираться в нашем русском или английском через столько сотен лет.
Первый раздел, мне кажется, целиком нужен, чтобы передать ощущение прошедших веков, за ним идет раздел книги об истории и культуре Древнего Египта. Тут и краткий исторический экскурс, и рассказ про расшифровку иероглифов (идея сравнить три текста не принадлежала Шампольону, тут я села в лужу со своими разрозненными знаниями, Шампольон смог разобраться, где иероглифы означают слова, а где слоги или буквы, что куда сложнее, чем просто догадаться сравнить три надписи) и о религиозных и заупокойных представлениях древних египтян. Мне не показалось, что автор особенно далеко отклоняется от предмета книги, наоборот, вторая часть книги - одна из самых интересных для понимания пирамид "как явления".
В третьей части мы вместе с автором последовательно объезжаем пирамиды по времени их строительства. С одной стороны, это замечательно возвращает нас к пирамидам - внутренним взглядом мы непосредственно созерцаем пирамиды, какие они есть сейчас. С другой стороны, "каталог пирамид" чуть менее увлекательное чтение. Я стала чаще гуглить упоминаемые находки и смотреть современные фотографии. Больше всего мне понравились отступления про астрономию в Древнем Египте и поиск северного направления, "Тексты пирамид" и описания украшений и уникальных элементов в пирамидах или храмах фараонов. Как со всякой научно-популярной литературой о предметах, на которые можно посмотреть сегодня, мне хочется, чтобы книга была оформлена на сегодняший манер. В этом разделе я почувствовала те шестьдесят лет разницы между публикацией книги и моим чтением.
Четвертая часть довольно внезапно напомнила мне, что автор не египтолог, но популяризатор истории Древнего мира. Тут Замаровский обрушивается на "пирамидоманов" и любителей раздуть свои фантазии, выдавая их за откровения. В этом разделе, как ни в одном предыдущем, заметны черты автора как публициста. Если раньше он комментировал деспотии древних царей с точки зрения чехословака ХХ века, то в четвертой части он также довольно грубо проходится по создателям нелепых теорий.
Наконец, русские египтологи дополняют книгу рассказами про знания о пирамидах на Руси до 18 века (забавно) и более подробным описанием фиванского некрополя (очень круто и структурировано даже лучше, чем у автора, но тут важно учитывать, что Замаровский пишет именно о пирамидах, а фиванский некрополь - это скальные гробницы и вынесенные отдельно заупокойные храмы).
В общем, книга огромная, впечатляющая и подходящая по размаху своей теме - пирамидам. Если бы меня не завораживал Древний Египет и раньше, мне, наверное, тяжело далась эта книга. Но благодаря крупицам любви и интереса я погрузилась в это произведение с большой легкостью и много чего узнала, и много что "перепоняла" заново. Представления о мире как-то перекладываются у меня в голове, и эта книга добавила мне пару замечательных опорных блоков)
1354
Аноним17 ноября 2011 г.Ох, помню, как зачитывалась этой книгой в детстве)
И как потом пересказывала впечатлительным одноклассницам весь процесс мумификации да и всю дорогу в лучшие миры умерших египтян, все эти "вот это отдашь тому и скажешь вот то-то"))
И да, Анубис у меня всегда был в любимцах)
Книга очень и очень интересная!9489