
Ваша оценкаРецензии
Аноним27 февраля 2025 г.Какая разница, кто платит на первом свидании,Читать далее
если на Страшном суде поплатятся все
Я знал. Я так и знал, что рано или поздно увлечение средневековой историей подведёт меня под монастырь. Ба-дум-тсс. Надо было смотреть, что качаешь, но я ж мету всё подряд и потом открываю наугад. А между тем Жорж Дюби был одним из ведущих французских медиевистов середины 20 века, автором знаменитого бестселлера "Время соборов", о котором должен был слышать любой, кто интересуется этим предметом. Понимаю, что с моей стороны весьма наивно фанатеть по средневековью и надеяться увернуться от религиозной темы, как Нео – от пуль. Но это же я. По названию можно было предположить, что речь пойдёт об общих аспектах жизни в средние века, но, как выяснилось из предисловия, это что-то типа ранней версии "Соборов".Если говорить по существу, то книга посвящена изменениям в психологии средневекового человека в свете эволюции религиозной визуальной эстетики. И, знаете, это весьма необычно, такой комплексный подход к изучению ментальности и мировосприятия людей прошлых веков заслуживает аплодисментов. Главным образом автора интересовала, конечно же, архитектура. Да и меня тоже, поскольку до сих пор мои познания в области перехода от романского стиля к готике были весьма скромны. Однако много внимания уделяется и живописи, и декоративно-прикладному искусству. И всё это подаётся в непосредственной связи с историческими событиями, рассказывается, что на что влияло и почему оно влияло. И даже с поправкой на разные темпы жизни в разных странах.
Книга популярная, но я не скажу, что она написана простым языком. В качестве первой для ознакомления с темой брать явно не стоит, но если вы уже перелопатили некоторое количество литературы по средневековью, то здесь можете почерпнуть огромное количество не самой распространённой информации, как фактологической, так и специализированной. Также автор цитирует множество исторических источников, хроник и трактатов. Некоторые из них слабонервным лучше не читать. Ну и религии было, собственно, утопиться с головой, пусть и с научной точки зрения. Мне дико даже представить, что люди поколениями жили во всём этом дискурсе, по сути одной ногой в загробном мире, даже не предполагая альтернативы.
Главным недостатком я, пожалуй, назову неупорядоченность повествования. Оно какое-то хаотичное, путаное, скачущее с одного предмета на другой. Да, автор берёт период с 10 по 15 век и старается более-менее последовательно идти по нему, но всё равно регулярно сбивается. А внутри каждого временного отрезка текст словно бы никак не структурирован, и в самом начале это прямо очень хорошо заметно, голова кругом идёт от попыток уложить все кусочки в хоть сколько-нибудь стройную картину. Потом, конечно, привыкаешь, но какой ценой. К счастью, это было не очень многословно и всё по существу. Очень концентрированно. Заставляет мозги работать. Картинок бы ещё.
27195
Аноним3 сентября 2024 г.Книга не столько о Европе (но такую огромную тему и не получится охватить в одной книге), сколько об истории религиозного строительства в зависимости от изменения религиозных идей.
357
Аноним6 июля 2014 г.Издательство "Flammarion" выпустило очень интересную книгу, глубоко раскрывающую характер эпохи.
Интересны документальные приложения, особенно Кодекс Куэнки. Рекомендую всем.3324
Аноним1 августа 2016 г.Читать далееС данной книгой я познакомилась сразу после прочтения Истории Франции этого же автора, поэтому определенное мнение о Ж.Дюби уже было. На мой взгляд, основная идея книги- показать как религия пронизывала все сферы человеческого общества в Средневековье, какой отпечаток оставила в культуре Европы. Католическая вера старалась подчинить себе всех, начиная с простого крестьянина и заканчивая королем. В этой борьбе за власть действенным инструментом для церкви была инквизиция. Заинтересовали приведенные в книге отрывки из наставлений инквизиторам и некоторые судебные разбирательства той эпохи. Но всё-таки, по-моему мнению, акцент на религию излишен, отсюда восприятие книги на 3 из 5.
1650