Прочитанное в литературной экспедиции
Nekipelova
- 2 074 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Всегда интересно выяснять, "откуда ноги растут" у той или сказки или легенды, находить сходство и различия у сюжетов, задумываться о причинах этого. Вот у сказки о Черном Быке Норроуэйском "ноги растут" явно из мифа об Амуре и Психее, который явился родоначальником и норвежской сказки "К востоку от солнца, к западу от луны", и русской сказки о Финисте Ясном Соколе. Этому сюжету около четырех тысяч лет. Современная версия этого мифа изложена, например, у Льюиса ( Клайв Стейплз Льюис - Пока мы лиц не обрели ), а еще в книгах Джессика Дэй Джордж - Солнце и луна, лед и снег и Эдит Патту - Восток . Сходство есть и с "Царевной-Лягушкой", и, весьма отдаленное, с "Аленьким цветочком". Во всех случаях героиня (или герой) вступает в брак (или в любовные отношения) с неким чудовищем (животным), узнает, что в облике животного скрывается заколдованный человек. Версия с животным-быком характерна как раз для Британии.
А дальше должно иметь место нарушение некого запрета (гейса) - герой делает то, чего делать нельзя. В мифе об Амуре и Психее и в норвежской сказке эту роль выполняет зажженная свеча (девушка не должна была видеть лица суженого), в "Царевне-Лягушке" - сожженная лягушачья кожа, в "Финисте Ясном Соколе" и в "Аленьком цветочке" - зло, совершенное сестрами героини. В одной из версий "Черного Быка Норроуэйского" девушка, собравшаяся замуж за Черного Быка, тоже преступает некий запрет. Но мне, очевидно, достался неправильный вариант: в моем сборнике девушка удачно расколдовывает юношу, а потом он просто пропадает посреди праздника.
Дальше должно быть искупление беды, причиненной нарушением запрета: стоптать семь пар железных башмаков, сгрызть семь железных хлебов или просто найти любимого (любимую) в чертогах некой нечистой силы. Но раз в моей версии сказки не было запрета, то нет и искупления. В ней также отсутствует необходимость отстирать испачканные рубашки, но есть волшебные вещи, которые героиня использует, чтобы получить свидание с возлюбленным. В результате сказке как будто чего-то недостает, и она кажется не такой глубокой, как иные истории, выросшие из того же мифа. И, как следствие, нравится мне не так сильно, как ее норвежский аналог.