
Полития
viktork
- 495 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Когда берешь в руки книгу, целью которой является структуризировать, категоризировать и формализовать понятие, существующее много сотен лет, причем существующая очень активно, использующееся, и постоянно находящееся в русле полемики - всегда возникает некоторая опаска. Прежде всего в том, что то, о чем пишет автор, может быть совсем не про твое собственное понимание данного понятия. В данном случае угроза, казалось бы, была минимальна - Людвиг фон Мизес, ярчайший представитель Австрийской экономической школы, один из идеологов данной философии - это не дешевая брошюрка с рынка, это достаточно серьезное исследование (впрочем, как оказалось, вообще не исследование - скорее попытка систематизации) - что может пойти не так? Как оказалось - очень даже может.
"Либерализм" как понятие, начиная от Локка и Тюрго (а кое-кто его ведет ещё со времен античных философов) за столетия своего существования сумел измениться достаточно сильно. Ядром либерализма - то самое "либерте", свобода, впрочем, пока остается неизменным - но вот практическое применение либерализма в реальной экономической ситуации варьируется достаточно серьезно. И не последнюю роль в этом играет политическая ситуация за окном. Должен ли большой ученый ориентироваться на текущий момент, или же он обязан писать "в вечность"? Мизес попытался сделать и первое, и второе, и, надо сказать, эклектичность данного подхода губит основную часть данной книги.
Книга, как уже было сказано, хорошо распадается на две части (притом что там всего 4-е главы) - теоретизация либерализма и политическая актуализация.
По теоретизации: автор пишет, пишет, потом раз, ввернет тезис - и хоть стой, хоть падай. Например тезис о том, что по мере своего развития либерализм возьмет и приобретет черты социализма. Что это, зачем это? Кому он хочет подыграть за счет этого? Стоит ли использовать настолько сомнительный, оценочный аргумент, учитывая что вся книга как-раз и построена за счет поляризации либерализма и социализма? Ведь это козырь в руки социалистов - либерализм, де, промежуточная стадия, а надо переходит сразу к социализму? Подобный (на мой вкус - весьма странный) подход определяет всю структуру книги - автор излагает достаточно хорошо всем известные (а для экономиста так и вовсе примитивные) тезисы о силе частного интереса, о важности права частной собственности для экономического развития, и тут бах, как надгробие - этот социализм как конечная стадия капитализма, или еще чего похлеще.
Надо сказать что автор оговаривается, что, дескать, его либерализм, Людвига фон Мизеса, может оказаться не похож на либерализм всем известный - стоит ли делать эту оговорку, когда труд посвящен именно теоретизации либерализма? И какова тогда ценность данного труда? Одни загадки.
С политической актуализацией все гораздо хуже - живший и писавший в разгар холодной войны австриец (т.е. несущий все родовые травмы своей страны от славян крайне бережно, вспомнить Маркса с его "Славяне это раковая опухоль Европы") абсолютно не сомневаясь вываливает политическую актуализацию в стиле: "Русские - рабы"; задачей русских было уничтожать цивилизацию и свободу; русский царь никогда не держит обещание; и что только сила способна удержать русских варваров от расширения своей империи. - на всю катушку. Признаться мне, человеку откровенно критичному, было достаточно сложно без неприязни читать просто несправедливые упреки о русских как главных источниках всех бед на планете. Я понимаю, что писалось все это в определенной политической ситуации, но, честное слово, если ты сам пишешь что советский режим нежизнеспособный, и развалится буквально через несколько десятков лет - может не стоить вводить здесь национальный критерий? Впрочем, германоговорящих народов на национальности и их полноценности вообще бзик, а не забываем что Мизес хоть и просидел войну в Женева. а после работал в Нью-Йорке - все-таки носитель всех исторических травм. Плохо когда носитель травм пытается стать их ретранслятором.
Как итог: это достаточно интересное произведение, но к тезисам данного произведения я рекомендую проявлять повышенную осторожность. Одна радость - человек без определенной культуры размышления по этим вопросам данную книгу в руки и не возьмет, а значит мы застрахованы от профана, который не всегда умные и обоснованные тезисы Мизеса примет слишком близко к сердцу. Ну а главный совет - остановиться на первых двух главах. Практической ценности от последних весьма мало.

Двойственное впечатление у меня сложилось после прочтения книги Мизеса. С одной стороны это понятное, краткое и всестороннее изложение либеральной идеологии. Мизес доказывает, что либерализм это единственная система общественной организации, где максимально правильно понимаются интересы людей, их стремление к счастью и удовлетворению потребностей, реализуется идея мирного и эффективного общественного сотрудничества.
Показателен и интересен анализ этнополитических процессов. По Мизесу этнические конфликты, связанные с языковой политикой и противоречием между правом народов на самоопределение и принципом нерушимости границ, решаются с помощью ограничения роли государства в формировании нации - образование отдается в руки частной сферы. Хотите учить язык национального меньшинства? Организовывайте собственную школу со своими дипломами, а рынок сам решит насколько это будет востребовано. Смелое, но утопичное решение.
Причина в том, что современные национальные государства функционируют на основе сформированной гражданской нации, а ей необходим (в идеале) один язык. Это естественное требование национального государства как политического института. Отказ от государственной языковой политики наносит удар по общегражданской идентичности и угрожает государству. Этот пример показывает утопичность полной реализации либеральной утопии - она противоречит природе национального государства (подробнее на тему природы национального можно почитать работы Ч.Тилли ).
Остается горькое чувство, что автор плохо скрывает свои взгляды, близкие национализму. В книге встречаются сентенции о "белой расе", намеки на величие "западной цивилизации", пассажи о том, что русские находятся вне семьи цивилизованных народов.
Или вот еще цитата. Речь идет о русских, а не о большевиках. Что это если не национализм и русофобия?
Понятно, что это отпечаток времени и боязнь большевизма оставила сильный отпечаток на размышлениях автора. Однако основа основ либерализма - равенство людей, в том числе и этническое - хоть и указывается автором, но по отношению к русским он испытывает, мягко говоря, не самые теплые чувства. В реальной политике такие фокусы в лучшем случае ведут к режиму апартеида по модели ЮАР.
Оказывается, убеждённые либералы могут быть скрытыми националистами.

Антикапитализм может сохранить свое существование только за счет капитализма.

Большевики не могут сделать свой народ счастливым, не могут этого сделать также и социалисты Австрии, потому что этому якобы мешает "западный капитализм". По крайней мере, пятьдесят лет в Германии и Австрии правили антилиберальные партии, но до сих пор мы все еще читаем в их манифестах и публичных заявлениях, включая те, которые сделаны их "научными" защитниками, что вина за все существующее зло лежит на влиянии либеральных принципов.














Другие издания


