
Ваша оценкаРецензии
StepStep1 февраля 2025 г.Читать далееКнига показалась мне сначала интересной, так как написана она таким живым, даже местами эмоциональным языком с попытками юмора и промежуточных умозаключений...
Но постепенно, читая и сравнивая истории, отрывочно и перемешано (или даже скорее сумбурно) пересказываемые автором, с другой информацией по этим же темам, взятой из других источников, заметил, что в авторском тексте очень много неточностей и искажений (вот, например, чтобы не ходить далеко: автор здесь на стр.21 говорит: "У Авраама было два сына..." Хотя из той же Библии и исторических источников известно, что сыновей у него было восемь (двое -от служанки Агари и первой жены Сарры, и шестеро от второй жены Хеттуры)...
Поэтому, когда таких неточностей и произвольных интерпретаций библейских сюжетов стало все больше и больше по ходу повествования, желание читать (и тем более вчитываться) как-то пропало, в результате -просто пробежался всё-таки до конца и отложил её в сторону.
72260
orlangurus24 мая 2022 г."Воздух Иерусалима всегда был насыщен переплетающимися и сшибающимися бурями веры, отчаянных исканий и фанатизма."
Читать далееПожалуй, никогда я так долго не сомневалась, какую оценку поставить книге. С одной стороны, она шокирует самим своим подходом в Библии. Действующие лица, чьи поступки, или даже лучше сказать - деяния, растолкованы, объяснены и соответствующим образом восприняты, оказываются не столь добрыми, правыми, бескорыстными. В некотором роде шок читать и подобное:
Всякий, кому угодно рассматривать историю Руфи как историю первой обращенной в иудаизм, а Руфь — как наидобродетельнейшую прабабушку царя Давида, имеют на это полное право. Однако истинная тема этой истории — любовь, стратегическое планирование и волшебство летней ночи среди снопов.Для меня, во всяком случае.
С другой стороны, именно такой подход к тексту древнейшей книги даёт читателю массу моментов, в которые просто невозможно удержаться от смеха. К примеру:
Изящным языком позднейших переводов Библии Навал послал людей Давида куда подальше. Это было тройное оскорбление. Он обозвал Давида беглым рабом; он оскорбил его род; но самое худшее: он сделал вид, будто никогда о нем не слышал, ни о нем, ни о его славных подвигах. Короче говоря, его слова прозвучали: «Давид? Какой еще Давид?»Сама книга не читается на одном дыхании, включающем в себя полёт души над вади. Очень много сложных библейских имён, названий местностей, а там, где их нет - политизированных высказываний в адрес израильских политиков времён написания книги.
И несмотря на сложности с восприятием, мне в книге ужасно понравилось несколько историй, которые , видимо, всё же лучше назвать современными толкованиями глав Писания. Очаровательна история про первых людей, в которой автор рассматривает две версии создания человека и его изгнания, что соответствует толкованиям двух разных теологических направлений. Шикарный вывод про первого человека, что
в силу своей натуры этот человек воспринимал мир как арену, на которой он должен показывать, чего он стоит.О пророках - тоже очень сильная глава, максимально соприкасающаяся с современными реалиями:
В наши дни трюками пользуются все — от высокопоставленных особ, политиков и депутатов до рекламных фирм, журналистов, телекомментаторов и устроителей всяческих фестивалей и зрелищ. В библейские времена трюки, как ни странно, были монополией пророков.В итоге после долгих колебаний поставила книге троечку, но не за то, что она плохая. Скорее за то, что я ожидала получить то, что тексты Шалева всегда мне дают: погружение в суматошную, громкую, сложную, но очень привлекательную жизнь его героев. Тут не получилось.
Это не значит, что я "зачёркиваю" автора. Просто пауза. Сердце моё для него по-прежнему открыто. И если
Богу, мы знаем, дано читать в сердцах людских., то следующая книга будет такая, какую я хочу...
52314
strannik10210 августа 2021 г.Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Исуса...
Картинка:Читать далее
Приёмная Бога. За столом сидит секретарша ангельских чинов и званий.
А на её столе табличка: «Бога нет. И не будет!»Как ни крути (ты давай, не вертись на стуле и не крути башкой, а читай!), а ничего кроме двух базовых парадигм не существует: мы либо верим во что-то и чему-то, либо знаем о чём-то. Т.е. Вера и Знание определяют две базовые позиции взаимоотношений любого и каждого индивида с миром (всё, можешь вертеться и крутить, пассаж закончен).
Конечно, на самом деле столь строгой и чёткой границы в этом смысле нет, и мы знаем не единственный случай, когда люди совмещали в себе оба этих подхода: вспомним хотя бы Исаака Ньютона и Джордано Бруно — один занимался вполне научными экспериментами и теориями и даже сформулировал целый Всемирный закон, который управляет всем евклидовым миром, и при этом был глубоко верующим человеком, а другой и вовсе был служителем Бога, однако в своих рассуждениях допускал множественность миров, чем нарушил богословские принципы того времени, и все мы помним, чем закончил.
Однако существование вот этих промежуточных и совмещённых вариантов не отменяет сказанное выше.
Меир Шалев, насколько это можно предположить, относится к людям, отвергающим веру как основополагающий принцип. И если судить из этой книги, то он вполне рационален и реалистичен и не склонен принимать на веру многие сомнительные и не выдерживающие серьёзной проверки утверждения и «свидетельства». Даже если источниками таких утверждений и «свидетельств» являются Тора, Талмуд и другие древние и современные священные иудаистские тексты. И тут сразу напрашивается общий, и одновременно индивидуальный и личный вопрос: а как вы относитесь к идее Бога и ко всему тому, что написано в Библии и других священных религиозных книгах?
Вот мы и подошли к основному содержанию этого сборника критических статей и эссе. Автор знакомит нас с 23 моментами, случаями и эпизодами из истории Израиля, описываемыми в тех или иных письменных источниках. Однако не просто приобщает к тому или иному древнейшему происшествию 2-4-тысячелетней давности, а по каждому приводимому примеру устраивает вполне серьёзные разборки. С тщательной и, я бы сказал, придирчивой проверкой изложенного на вшивость — т. е. конечно, не копаясь в волосяном покрове голов упоминаемых в книге лиц, но поверяя рассматриваемые события законами логики, элементарной достоверности, человеческой психологией и всякими прочими приёмами и методами. И в самом деле, как можно всерьёз воспринимать утверждения «свидетелей» о побиении одним человеком нескольких сотен, а то и тысяч воинов вражеской армии? Без помощи пулемёта Максим, гиперракеты «Кинжал» и танков/авиации, чисто на одном энтузиазме и с применением только лишь ослиной лопатки — не сапёрной даже, а ослиной. Вы верите?
Под прицелом критического взгляда и острого пера Меира Шалева оказываются самые разные «святые» темы, начиная с сотворения мира и первочеловека Адама (оказывается, если верить талмудистам, ортодоксам и всем прочим упёртым богословам, то возникает как бы два Бога и два варианта Адама, О_о!), затем Моисей с его 40-летним многолюдным паломничеством по морям и пустыням (тот ещё сусанин был), с появления первых, вторых и третьих израильских царей (Саул, Давид, Соломон, слышите — это про вас, и про ваши благие , но в большей степени неблагие дела и поступки, и про ваши сомнительные принципы правления страной и пути формирования правящего кабинета).
Не упускает Шалев из поля зрения многочисленных пророков, ибо есть пророки истинные, а есть пророки мнимые и лживые, которые вместо дельного и толкового пророчества просто гонят мутную волну, вовсю применяя искусные психотехнические приёмы привлечения внимания к себе родимым и тем самым обеспечивая себе какое-никакое имя и звание (почти анекдот: однажды божественные греки ополчились на не менее божественных персов и пошли к оракулу с вопросом, кто победит в этой войне, в ответ на что последний велеречиво и авторитетно изрёк «Большое царство будет разрушено»).
Ну, о героях и их исключительных воинских доблестях я уже упоминал — вот где были крепкие орешки, рэмбы и прочие морские котики, десантуры и коммандос — богатыри, не то, что нынешнее племя!
Про всякие тронные и околотронные и придворные интриги, про любовь и секс как инструмент для достижения своей цели, про дружбу и предательство, об отсрочке от воинского призыва и о мудрости старцев (и глупости молодости), о феминизме (на примере царицы Савской) и о хитростях и обманах в процессе образования и формировании «земли обетованной», о добровольном сборе средств и о пожертвованиях на разные благие дела (нравственный императив того времени), о слабости перед женским коварством (ну, сами понимаете, что тут без Самсона и Далилы не обошлось — а ну ка, вспомните, что именно совершила Далила в отношении Самсона?), о casus belli и так далее.
И всё это на точных примерах, с конкретными именами и фамилиями, с отсылками на мнения современных иудейских авторитетов — сплошь факты и комментарии к ним.Отдельного упоминания требует авторский стиль. Это изящный стёб с элементами иронии, с включением вполне современного как разговорного, так и литературного сленга при описании самых древних и талмудических событий и с перемешиванием терминов и слов тех времён и нынешних, с сатирическим и юмористическим подходом к тому или другому излагаемому и рассматриваемому содержанию — и всё это по толку и по делу.
В результате всё читается вполне легко и доходчиво, и аргументация и критика автора вполне понятны и даже разделяемы.
Однако некая трудность при чтении всё же имеется. Это обращение к многочисленным еврейским именам и прозвищам, ну и к фамилиям — всё-таки у русского читателя многие иудейские весьма специфически звучащие имена перепутываются в голове, и порой приходится возвращаться к началу эпизода, чтобы напомнить самому себе, ху из ху в этом случае.Но вообще это было интересное чтение. Но вот ей-богу, если бы автор жил во времена инквизиции и в таком тоне высказывался в отношении христианства, то его бы сожгли на площади вперёд Джордано Бруно. Хорошо, что сейчас другие времена. И нравы.
45306
AnitaK21 августа 2012 г.Читать далееЧитала на волне огромной (и постепенно спавшей до ровной) любви к Шалеву и вижу в этой книге определенные достоинства. Если не смущает велеречивость и остроты Шалева, а так же увязывание библейских сюжетов с современными израильскими реалиями, то читать её вполне стоит как "Ветхий завет для чайников". У меня лично несколько прояснились в сознании совсем такие фундаментальные сюжеты.
Безусловно, можно читать сам Завет, можно и какие-то произведения специалистов по религии, но я, честно говоря, провела время чтения и с удовольствием, и с пользой для себя.7144
lapickas2 ноября 2017 г.Читать далееШалев в своем репертуаре)
О некоторых персонажах и сюжетах из Библии, в исполнении человека, разделяющего мнение, что книга эта была написана людьми и для людей, а вовсе не надиктована неким божеством. Забавно, что временами он не может удержаться от шпильки-другой в адрес то премудрых толкователей (иногда банан это просто банан), то современного государственного аппарата (в духе "да, были люди в наше время" ).
Ну и как обычно, как человеку а) нерелигиозному и б) обожающего Шалева мне было весьма любопытно все это читать в очередных бесплодных попытках понять, что же такого нашли люди в этой книге, чему готовы слепо следовать и ради чего готовы сносить все остальное на своем пути.
Впрочем, по накалу страстей и запутанности семейных историй авторы Библии явно оставят далеко позади всех сценаристов латиноамериканских и прочих сериалов)))6209