
Ваша оценкаРецензии
Raziel16 января 2011 г.Читать далееКнига заинтересовала по единственной причине: в моем лишенном начатков музыкального образования сознании решительно не укладывалась мысль о том, что Бах мог допустить ошибку в партитуре. Как можно допустить ошибку в музыкальном сочинении? Это ведь не грамматическая конструкция и не математические расчеты! Заинтриговавшись, я погрузился в чтение.
«Последняя кантата» открывает прекрасные пейзажи мира классической музыки. Никогда бы не подумал, что во всех этих «приношениях» и «хорошо темперированных клавирах», порой напоминающих музыкальный поток сознания с какой-нибудь повторяющейся темой, все строго классифицировано и поименовано, а у Баха – и вовсе подчинено нумерологии. Филипп Делелис - высококлассный специалист не только в истории классической музыки и ее авторов, но и в самой музыке: «септима», «стретта», «теорба», «ostinato», «табулатура», «додекафония», «арпеджио» (не путать с «сальфеджио»!), «контрапункт», «canto firmo» – от этих названий и терминов рябило в глазах, причем с каждой главой они все прибавлялись и прибавлялись, а уж «ут-минор», не знаю почему, и вовсе шурупом ввинтился в мозг и постоянно всплывал в мыслях по поводу и без. Помимо экскурса в музыку, Делелис посредством флешбеков погружает читателя и в историю ее создателей: Бах, Бетховен, Вагнер, Моцарт, Малер, Веберн – связанные вымышленной тайной, они, тем не менее, предстают во времени и сценах, реально имевших место. И на фоне всего этого музыкального великолепия – гениальный Бах со своей загадочной тайной, за которую убивают уже без малого триста лет.
Вот тут на сцену и выходит нечто непонятное, обозначенное в программке как «детективная интрига». Вялые, снулые и плохо темперированные убийства во имя тайны Баха с налетом вычурной театральности: убийца пронзает сердца своих жертв шпагой восемнадцатого века, разве что, не выкрикивая перед этим «en garde!» с французским прононсом. Все это выглядит в повествовании совершенно инородным телом, хотя, конечно, вполне ожидаемым – это ведь интеллектуальный (ут-минор) детектив (пронзенные сердца). Расследуются убийства чисто формально, гораздо большую часть текста занимают музыкальные расследования, небезынтересные, конечно, но ничего сверхъестественного. Когда в самом конце выясняется тайна Баха, которую через века пронесли самые выдающиеся немецкие композиторы, прямо и не знаешь, плакать или смеяться. С тем же успехом можно было зашифровать в «Приношении», что Бах любил макароны по-флотски. Резонанса в наше время было бы примерно столько же.
12521
Risha3012 января 2023 г.Читать далееЯ читала рецензии, поэтому была готова)
Много музыки, музыкальных терминов и прочей специфики. Много фамилий, названий произведений. Но это ожидаемо от «музыкально детектива».
Погордилась, что многое помню из курсу муз. школы)Параллельный сюжет — наши дни и разные годы в прошлом. С Баха и позднее.
Сначала меня это увлекло. Затяжная завязка из прошлого в настоящее. Но потом поднадоело. Особенно, когда в «прошлых» главах стало больше рассуждений и метаний, чем действий и событий.Герои — отдельная тема. Самого «живого» и эмоционального убили первым. Да.
Девушка, конечно, железная. Во всяком случае такой её сделал автор. Вокруг неё народ помирает, а она только разок в шоке была, и то не сразу и мельком. В остальном — кремень.
И все такие. Безэмоциональные.Разгадка
Не буду врать, что всё поняла. Но сама мысль интересная.
Возможно (придирки читателя :) надо было попроще объяснять, для широкого круга так сказать)
И в «прошлых» главах как-то появственнее подводить к главной проблема Баха. Я её в упор не видела, пока не нашли убийцу и не высказали мотив вслух.Книга любопытная, но это не детектив для отдыха. И перечитывать или рекомендовать её не тянет.
11186
Booksniffer28 декабря 2018 г.Читать далееНе хочется ругать эту книгу. Но нужно. Всё красивое, интеллектуальное – и бесполезное. История всё время прерывается экскурсами в прошлое, что спустя некоторое время начинает раздражать, потому что причины этих отвлечений будут понятны только потом. Музыки настолько много, что полностью понять текст смогут только профессионалы. Очень много внимания уделено символике Баховских произведений – но, господа, если мне захочется об этом почитать, я возьму исследовательский труд, а не «детектив», где оная символика излагается отнюдь не самым тщательным образом.
Сама история написана как-то подростково, все акценты расставлены так, что сюжет, в сущности, очевиден. Никаких глубин (на которые книга вроде бы претендует) вы не обнаружите. Персонажи не удивят вас, даже преступник. Ну а что касается детективной линии, она полностью разочаровывает. Может, во Франции в 1998 году это была страшная тайна, или я такой равнодушный к этим темам, но мне показалось, что буря разыгралась в стакане воды. Если вы не любите заключения вроде «от резонанса скрытый механизм повернул коринфскую колонну слева», не берите в руки эту книгу. Да и вообще не берите. Мыльный пузырь, бутерброд без хлеба – больше масла останется на пальцах, чем попадёт в рот.
11405
italianka1 июня 2013 г.Эта книга могла бы быть написана Дэном Брауном, когда он ходил в детский садик и мечтал стать писателем.
9241
viktork1 июня 2015 г.Читать далееКогда-то серия «интеллектуальный детектив» меня увлекала, пока не понял, что переведенные книжки сшиты по схожим лекалам. Какое-нибудь уголовное дело, расследуемое современной полицией. Герой-героиня, сексуальные сцены, интерес к истории-творчеству. Все это пересекается с какой-нибудь загадкой прошлого, код которой герои пытаются расшифровать. Здесь, музыка Баха связывается с его тайной религиозностью. Все довольно невероятно и зависит от того, насколько ловко писатель упакует» свою крайне противоречивую историю. Тогда выдумка приятно занимает вечер и служит лекарством от скуки.
2243
mr_jok16 июля 2019 г.загадка королевской темы «Музыкального приношения» («Musikalisches Opfer») Баха
Интересный детектив об «исторической» загадке королевской темы «Музыкального приношения» («Musikalisches Opfer») Баха; связь её мотива с творчеством Моцарта, Бетховена, Вагнера, Малера и героиней романа Летисией Форцца; искусственный интеллект и создание музыки; тайна преднамеренной «ошибки» Баха: интервал уменьшенной септимы, «золотое сечение» и скрытый символизм.
1274