
Ваша оценкаРецензии
Rishik5211 сентября 2023 г.Читать далееВолшебники - это не люди в мантиях и с палочками в руках. Ну, по крайней мере не всегда и не только)) Вспомните, когда и где в повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с мгновениями истинной магии, завораживающими и в считанные мгновения переносящими в иные миры? Мгновениями, способными необъяснимо замедлить дыхание, пустить сердце вскачь, обострить чувства и обнажить сокровенное в душах?
Отвечу на этот вопрос кусочком цитаты одного из лучших сериалов на земле.
"When people get weepy at movies, it’s because in that dark theatre, the golden pool of magic is touched, just briefly. Then they come out into the hard sun of logic and reason again, and it dries up, and they’re left feeling a little heart sad, and not knowing why."
Конечно же речь о кино. Об этом окне в другие миры. Этом побеге из реальности, где на секунды, минуты и часы возможно все. Кино прекрасно, особенно на большом экране. Это чудо и волшебство. А то, как оно делается, целая наука. Завесу над ней и приоткрывает книга Уолтера Мерча - одного из самых уважаемых режиссеров монтажа и саунд-дизайнеров в истории кинематографа, многократного лауреата премий "Оскар" и "BAFTA". Лично я - существо отсталое - из его фильмов толком не видела практически ничего, но список картин, над которыми он работал, действительно впечатляет и большая его часть наверняка знакома ценителям и любителям кино.
Книга же Мерча за много лет с момента первой публикации стала культовой, выдержала уже множество переизданий и по праву считается достойным учебником для начинающих свой путь в монтаже. Но и для простых смертных, любопытствующих о закулисье фильммейкинга, этот небольшой томик, написанный простым языком, может быть очень интересен и полезен.
Наверное мы, зрители, не очень часто задумываемся, что ради двух часов на экране - того итогового результата, что мы получаем и по сути можем выкинуть из головы уже на финальных титрах - кто-то вкладывал всего себя в ежедневный, исчисляемый месяцами, а то и годами труд. Господин Мерч в своей литературной работе позволит созерцающему взглянуть на диалог "автор/зритель" под полярно другим углом: с точки зрения создающего.
Он расскажет нам, насколько и чем важна каждая склеечка. Как добиться того, чтобы по завершении монтажа видеоряд смотрелся естественным. Логичным. Чтобы фильм отзывался и "работал", чтобы он жил. И через что киномонтажер проходит на этом пути.
Это как какой-то тонкий, священный кулинарный процесс, где необходима идеальная выдержка во всем, чтобы не испортить блюдо. Не переборщить, не поскупиться, не передержать.
Здесь обрамить музыкой, там эффектами, тут решить, что вырезать, а что нет, ловко переключаться между головой и сердцем, раздумывая, какие из твоих кадров и ракурсов выгодны и важны для фильма, а какие с хладнокровием нужно оставить на полу монтажерской комнаты, даже если на их съемку были убиты многие часы. Можно мотаться по всему миру ради 40 часов материала, из которых в картине окажется лишь 7 минут (реальный случай из практики автора), и при мысли об этом голова может пойти кругом. Но профессионал на то и профессионал, что эта задача для него так же сама собой разумеется, как необходимость дышать.
Еще Мерч порассуждает о бешено динамичном развитии сферы кино в сравнении с течением всех областей нашей жизни: если вдуматься, пишет он, кинематограф еше безумно молод - всего-то чуть более века, что есть мизерный отрезок времени для мировой истории; но тем не менее прошел уже через столько этапов и постоянно развивается.
В свете этого мы подумаем, всегда ли эволюция съемочного процесса идет на пользу, или с некоторыми улучшениями и модернизациями что-то наоборот, навсегда теряется. (Например, Мерч ностальгирует о некогда сакральных ритуалах отсмотра материала за день, утратившими свою значимость с момента, когда переход на цифровую съемку стал доминирующим. И, конечно, о плюсах и минусах цифры и ее предшественников мы тоже узнаем достаточно.
В общем, книжка хоть и маленькая, но очень удаленькая. А те, кто видел фильмы, на примере которых Мерч разбирает суть своей профессии, получат двойное удовольствие от этого пропуска в их своеобразное закулисье.
Так что рекомендую. И надеюсь-таки устроить себе ликбез и лично посмотреть хотя бы парочку этих картин. )6221
DaryaZherihova17 декабря 2020 г.Если ищете вдохновение
Читать далееКнига Уолтера Мёрча «Искусство монтажа» - это не сухой текст, наполненный сложными терминами и замысловатыми объяснениями. Каждая глава – это история. История о том, что Максим Горький думал о кино, о том, как жил и творил Стравинский, о том, как снимались фильмы «Апокалипсис сегодня», «Сияние» и многие другие. Я знаю, что люди из сферы кино долго ждали выхода книги на русском языке. Уолтер Мёрч – признанный мастер, обладатель Оскара, лауреат премии BAFTA. Но читая книгу, понимаешь, что этого человека интересует далеко не только кино, он находит вдохновение буквально во всём, обычные «кухонные» разговоры наводят его на размышления об искусстве. Вот этому стоит поучиться всем, вне зависимости от профессии. Поэтому я рекомендую эту книгу не только тем, кто увлекается кино, но всем, кто занимается искусством, любит биографии или просто не знает, что почитать. Или подарить. Я получила огромное удовольствие, читая её.
6267
Girlwithbooks16 декабря 2020 г.Искусство монтажа
Читать далееЛичная оценка: 4/5️
Книга позиционируется как автором, так и издательством, как лучшее пособие по монтажу, способное заинтересовать все возрастные категории читателей - от новичков в кинематографе до искушённых кинолюбителей.
Обещанного эффекта «вау» я все-таки не получила - да, безусловно было интересно узнать о съемке таких легендарных фильмов, как, например, «Крёстный отец» и узнать много интересных фактов о работе режиссёра. Но не более.
Информация подана легко, автор часто шутит(я честно несколько раз посмеялась), главы маленькие и простые, информация интересная есть, но её совсем немного.
Лучшие главы книги по моему субъективному мнению - «Правило шести», «Методы и техника: мрамор и глина», «Игровое и документальное кино» и «Томительная смерть плёнки».
Думаю, если бы я не была подписана на множество киноблогеров в инсте, мои впечатления от книги были бы другимия не так часто смотрю фильмы, но обожаю видео «behind the scenes», поэтому уже насмотрелась и наслышалась рассказов про больные спины операторов, мучительную работу со светом и хромакеем и прочие прелести в съёмке кино.
«Искусство монтажа» не стоит воспринимать как серьёзную литературу про кино, а вот как увлекательное чтиво на вечер для вдохновения на просмотр «Английского пациента», «Крёстного отца» или «Быстрее. Быстрее! Быстрее?» - определённо да.
С этой небольшой книгой вы со спокойной душой сможете отдохнуть и узнать что-то новое про любимые/ещё не просмотренные фильмы
6196
KatrinSanna7 июля 2021 г.Монтаж - это сон наяву
Читать далееВ этой книге вы не узнаете о десяти правилах комфортного монтажа или о том, что такое "саунд-бридж". Мастер, который смонтировал для нас "Крёстного отца" и "Апокалипсис сегодня", рассуждает на более общие темы, касающиеся постпродакшна фильмов. В частности, он объясняет, что есть общего у сновидений и кино и чем отличается выдающаяся актёрская игра от посредственной. Замечательное издание для профессионалов кино и для тех, кто находится исключительно в зрительном зале. И только попробуйте со мной не согласиться.
5239
dickus19 января 2022 г.Читать далееРусскоязычное название книги отражает всю ее суть: это книга о монтаже в кинопроизводстве.
Автор не выступает в роли советника, а лишь делится своими наблюдениями и опытом в области монтажа, звука и психологии кино, приправляя все частью своей истории в индустрии, — упоминается работа над несколькими картинами, где Уолтер Мерч занимал позицию монтажера, — поэтому книга интересна не только с технической стороны, но также с точки зрения истории кинопроизводства.
Большая часть информации применима не только к кино-, но и видеопроизводству. Например, построение сюжета посредством расстановки ключевых кадров на доске с их маркировкой цветами.
Рекомендую каждому, кто связан или хочет быть связан с производством видео или кино.
3225
Romzec1615 ноября 2024 г.Очень мало про монтаж
Книга обо всем, но не об монтаже. Автор часто уходить в какие то сравнения не связанные с кино.
Читается интересно и просто, но ожидал более углубленного погружения в мир кино и монтажа. Главы короткие, шрифт крупный. Так что очень короткая.278
ZORTAESCHT13 ноября 2021 г.Искусство монтажа текста
в книге нет каких то детальных описаний работы монтажера и его нельзя использовать как пособие. Эта книга - мысли автора на разные темы, связанные с кино, монтаже, звуком, пленкой/цифрой итд. Довольно занимательный набор идей, подписанных историями из жизни. как. будто поговорить с умным и интересным человеком. Однозначно годная книга.
2223
AleksSmirnoff9 декабря 2024 г.Легендарная книга не менее легендарного режиссера монтажа
Читать далееКнига «In the Blink of an Eye: A Perspective on Film Editing» была издана в 1995 г. и только в 2020 г. переведена на русский язык. Многие киношколы рекомендуют ее к прочтению, хотя книга будет интересна не только будущим режиссерам монтажа.
Здесь есть материал, который можно отнести к истории кино, например, развитие оборудования для монтажа. Также можно встретить полезные советы именно монтажерам (как работать с материалом, признаки идеальной склейки и т.д.). И все это тесно переплетается с эпизодами из биографии Уолтера Мёрча. Взять хотя бы, к примеру, историю, когда Фрэнсис Коппола чуть ли не вырубил с помощью шариковой ручки всю команду, работавшую над звуковым оформлением его фильма. Кстати, тот же Коппола написал предисловие к книге.
Киноманы тоже найдут здесь кое-что интересное, в том числе, как шла работа над монтажом фильма «Апокалипсис сегодня». Подумать только, на постпродакшне пришлось работать с 7 тоннами кинопленки! А фильм «Английский пациент» монтировался в 10 тысячах км от съемочной площадки. В общем, внушительные цифры. Поклонники «Невыносимой легкости бытия» узнают чуть больше о том, как создавались кадры хроники для фильма.
Есть тут и ложка дегтя — лирические отступления. Иногда автор, желая подкрепить свои доводы наглядными примерами, пускается в пространные объяснения. Так, тут можно встретить рассуждения о пчелином улье, черепе обезьяны и целых 3 главы, посвященных морганию.
Мёрч рассказывает не только о прошлом, но и пытается заглянуть в будущее кино и кинотеатров и в целом настроен оптимистически.045
