
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 февраля 2019 г.А я и не подозревала, что творится за кулисами!)
Читать далееЕсли вы любите драматургию, и тонкий юмор, а ещё обожаете узнавать что-то новое - тогда смело берите и читайте рассказ Карела Чапека "Как ставится пьеса". В нём вы узнаете, через какие муки проходит драматург, почему пьеса перед постановкой должна "вызреть", что такое режиссёрская трактовка, читка пьесы, почему именно скандал на генеральной репетиции обеспечивает успех всей постановки, а также то, из-за чего тараканы облюбовали именно женскую гримерку....
И много чего такого, от чего действительно обхохочешься, или будешь улыбаться в полный рот, и думать: "Божее, почему я раньше не прочла это прелестное произведение?" И после лезть в Википедию, чтобы удовлетворить своё любопытство)
А меж тем, Карел Чапек - считается сегодня одним из классиков чешской литературы 20 века, писателем-фантастом, блистательным драматургом, талантливым фотографом
а судя вот по этим фото, можно предположить, что этот писатель был ещё и очень жизнерадостным человеком:
Карел Чапек со своим братом - Йозефом - известным художникомПеру Чапека принадлежат романы "Война с саламандрами", "Кракатит" и "Гордубал", и множество других творений, которые просто не уместятся в моей рецензии. Но вот к чему я веду, Чапек написал ещё большое количество юмористических рассказов и очерков, с которых я и начала знакомство с творчеством этого автора.
У Карела Чапека есть интересный цикл рассказов "Как это делается" (Jak se co dělá), изданный в 1938 году. Так вот, помимо сочинения "Как ставится пьеса", Чапек написал еще очерки о том "Как делается фильм" и "Как делается газета". Вот на этом месте я просто не могу сдержать положительных эмоций, честное слово, потому что понимаю, что хочу всё это прочитать!
По сути, творение "Как ставится пьеса" - это путеводитель по закулисью в комедийном ключе. Начинает его автор введением, в котором объясняет, что создание спектакля - это настоящее чудо:
...Но театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль. Не только на премьере, но и каждый последующий вечер свершается чудо, заключающееся в том, что пьеса вообще идет и что она доигрывается до конца. Ибо театральный спектакль — это не столько выполнение намеченного замысла, сколько непрерывное преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий....И вот, читатель подготовлен. Введение неистово интригует и затем в главе "Начало" мы узнаем, какие муки драматург испытывает, дожидаясь ответа от руководства театра, и когда пьесу, наконец, утверждают, начинается самое интересное: распределяются роли, режиссёр предлагает свою трактовку, а автор ужасается происходящему, и пытается сохранить первоначальный замысел. После этого начинается чтение в лицах, репетиция, продолжение репетиций, и генеральная репетиция:
Теоретически на генеральной репетиции «все должно быть как во время спектакля» — декорации, освещение, костюмы, грим, звуки за сценой, реквизит и статисты. Практически — это репетиция, на которой ничего такого нет и в поминеи, конечно же, в процессе сборка декораций, шитье костюмов, подбор нужного освещения и так далее и тому подобное, а затем и премьера
Это момент, когда автор и режиссер окончательно отдают спектакль в руки других и уже не могут броситься на помощь.Честно, я даже не знаю, как удалось автору так смешно, забавно описать весь процесс создания спектакля - тут и про то, как ведёт себя каждый в течении репетиций, во время и после премьеры - режиссёр, артисты, драматург, художник. Упомянуто про каждого работника сцены, участвующего в создании постановки, а это: рабочий сцены, статисты, сценариус, бутафор, осветитель, - всех и не перечислишь - мастера сцены, которые постоянно что-то чинят, костюмеры, пожарные. Весело, интересно! Советую к прочтению! Конечно же,
471,3K
Аноним20 октября 2022 г.Читать далееЭто примерно то же, что и "Как делается газета", но тот рассказ мне больше понравился, но всё равно Чапеку ещё одно моё спасибо.
Необходимый по ходу действия «шум толпы» достигается произнесением всеми статистами вперебой загадочного слова «ребарбора».Говорят, на русском языке, для создания "шума толпы" используется фраза "О чём говорить, когда не о чем говорить", произносимая с разнообразными интонациями -- то в виде вопроса, то в виде восклицания, то ещё как-то.
В каждом деле есть свои изобретения такого рода. Так, чтобы взвод солдат громко и убедительно чихнул, по команде взводного первое отделение орёт во всю глотку "кара!", второе -- "пара!", а третье -- "ящик!". При очередной мобилизации потренируйтесь -- вы не пожалеете.Больше всего нравится таинственное "Заклятье последнего акта":
По общему мнению зрителей, критиков, режиссёра и актёров, последний акт при любой постановке удаётся хуже других.
Чапек с присущей ему иронией советует авторам писать пьесы без последнего акта. В этом несомненно что-то есть.14361