
Ваша оценкаРецензии
Nurcha24 февраля 2022 г.Читать далееНу, даже и не знаю. С одной стороны это очень любопытная книга. Много ли Вы знаете авторов-классиков (особенно русских), кто бы писал про проституцию? Мне, кроме Сонечки у Фёдора Михайловича и "Ямы" Куприна больше ничего на ум не приходит. Да оно и сейчас-то, в современном мире, не особо популярно. Правда, сами понимаете, нынче, как и в те давние времена, эта деятельность всё так же под запретом, но градус социальной ответственности и свободолюбия несколько изменился. Сейчас безо всякого стеснения и зазрения совести женщины живут содержанками у женатых мужчин и во всеуслышание об этом громко заявляют. А чем это лучше проституции? Разве что, как говорила Джулия Робертс в "Красотке" - "Только место сменить" :))
Ну а если серьезно, то книга вполне любопытная.
Во-первых, она интересна с психологической точки зрения. У меня, например, постоянно менялось отношение к Марье. То она меня раздражала своей безграничной наивностью. Ну как можно быть такой дурочкой?! Как можно не видеть, что ей вешают такую лапшу на уши?!
То тут же я начинала ей сопереживать, поскольку этой же самой наивностью пользовались все, кому не лень. А она, судя по всему, действительно не понимала, что происходит вокруг, и что от нее хотят.Во-вторых, мне понравился язык автора. Несмотря на то, что написана книга более ста лет назад, воспринимается она достаточно современно и приятно со стилистической стороны.
В-третьих, книга интересна со своеобразной исторической точки зрения. Я, правда, в этом вопросе не особо разбираюсь, но, наверное, автор нам показал не вымышленную историю, а то, как реально имело место быть и что происходило в начале 20-го века с такого рода "бизнесом".
Вполне читабельно и довольно-таки любопытно.
40672
amanda_winamp13 августа 2013 г.Читать далееКак же это тяжело… Живёт себе девушка, живёт и радуется, и тут раз- и ловушка. И так захлопнулась эта ловушка, что не убежать, что некуда деться, приходится жить, мириться и терпеть. И нет иного пути назад. Как же это тяжело… Как же это страшно!
Не знаю, почему так сложились обстоятельства, но только это вторая книга за месяц об этой проблеме. И такая же безысходность, хоть судьбы главных героинь сложились совсем по-разному. Просто невозможно это, не укладывается в моей голове- ловить обманом чистые и наивные души и продавать. Ради наживы губить чью-то жизнь! Есть ли справедливость на этой земле?
История Марьи Лусевой не нова. Сколько молодых девушек попадают в такие ловушки, и у каждого своя судьба. Книга, скорее всего, документального характера. Это рассказ-исповедь, записанный автором. Не удивлюсь, что вся эта история действительно случилась. Слог Амфитеатрова настолько берёт за душу, проникает в сознание, что невозможно уже оторваться. Как пишет! Обходя нецензурную лексику, непристойные сцены, автор так преподносит события, что чувствуешь каждую мысль, каждое движение, но особо чувствуешь страдание.
Вот говорят, что каждый хозяин своей судьбы. А ведь в жизни выходит не всегда так. Мало кто идёт туда по своей воле. Заманивают их в ловушки и становятся хозяевами чужих судеб. И не могут девушки ничего сделать, страх ли это перед другой жизнью, привычка или нежелание что-то менять, всё это работает на хозяев их жизни. Эта тема вечная, и, к сожалению, она всегда актуальна, к сожалению…
Моё отношение к главной героине? Мне её жаль. Она неплохая и пыталась лишь выжить, но совсем не пыталась бороться. Не хотела прислушаться, но кто из нас слушается, когда молод, красив и когда хочется большего от жизни, когда кажется, что ты недостойна жить, как живёшь, что тебе уготован другой путь. Да, он есть этот путь, но у каждого он свой. Мне жаль Марью, потому что всё могло сложиться иначе.
А ещё этот обман. Завлекали-то обманом, сначала набивались в друзья, потом всё случалось как снежный ком, лишь только набирало обороты, так закручивалось всё, что выхода уже не было… И привыкали, и смирялись. Кому-то даже нравилось. НО разве кто-то был счастлив? Разные судьбы открывает Амфитеатров, и каждая судьба – это трагедия…
Финал. Я не знаю, счастливый ли это конец для главной героини, но лучше, чем могло бы случиться. Последние страницы держали в напряжении. Обман? Опять ловушка? И что тогда дальше? Не верила я уже никому. Но лучше так, конечно же, лучше пусть так…
Приступаю к чтению второй книги. Хочется узнать о судьбе героини.271K
George37 февраля 2018 г.Проблема проституции в дореволюционной России
Читать далееКакой все-таки пласт русской литературы оставался неизвестным для широкого читателя в советское время. Только за последний год я открыл для себя таких мастеров художественного слова, как Газданов, Аверченко, Орест Сомов, Михаил Кузмин и, конечно, Александр Амфитеатров, которого в свое время называли русским Бальзаком. Согласиться с этим или нет пока не могу, так как прочитал только Александр Амфитеатров. Марья Лусьева и начал читать Александр Амфитеатров. Княжна , подающая признаки соответствия. Первая больше относится к жанру публицистики, хотя в ней много элементов и художественности. Тяжелая, полная реальных эпизодов сексуального и морального закабаления женщин, история молодой девушки из небогатой дворянской семьи, изощренно закабаленной в систему сексуального рабства и ее попытки вырваться из него. Читается книга с большим интересом и вызывает кучу эмоций, чему способствует хороший литературный язык автора. Правда, в моем электронном варианте(fb2) вызывало определенное раздражение вставленные непосредственно в текст примечания. В целом же книга произвела хорошее впечатление и достаточно хорошо осветила состояние и проблемы проституции в дореволюционной России. Некоторые моменты, судя по сообщениям наших СМИ, продолжают оставаться и в наше время, особенно взаимоотношения с полицией. Первые страницы "Княжны" дают основание предполагать,что это действительно художественное произведение в бальзаковском стиле.
191,2K
Champiritas26 октября 2018 г.Публичные дома в дореволюционной России и их обитатели
Читать далееНе знала о чём книга, меня привлекла обложка, ведь судя по ней можно сказать, что речь пойдёт о временах 19 начало 20 века, а я ой как люблю эту эпоху! У Амфитеатрова читала только нон-фикшн и захотелось прочитать что-то из художественной литературы. Опять же, русский язык до реформ большевиков с его словами и написанием мне нравится гораздо более современного. ИМХО.
О чём книга можно понять уже вначале. Она о девушке, которая по наивности своей попала в публичный дом и накрепко там увязла. Тема не то чтобы интересная, ведь у таких барышень судьба практически одинакова - спускаться всё ниже и ниже и в конце-концов, погибнуть. Не думаю, что тогда и сейчас сильно отличаются, разве что позорную жёлтую карточку для этих дел не выдают. У Марии судьба будет не совсем обыкновенная, она конечно, пытается спастись из этого болота, но шансов мало.
Позабавило словечко "понты"в тексте, до этого оно мне не встречалось в литературе :)
В целом книга не то чтобы захватывает, но и неплохая.176,9K
DollyIce7 января 2022 г.Читать далееВторое мое знакомство с творчеством автора. Ранее читала оккультный роман "Жар - Цвет". Это произведение посвящено жизни проституток и бандерш.
Тема ,так дразнящая воображение.
Слышала,что роман, когда-то даже был запрещен .В полицейский участок приходит молодая дама и требует,чтобы ей выдали желтый билет.Своеобразный патент на занятие проституцией. Старший полицейский чиновник приходит в недоумение, т.к. буквально вчера встречал эту особу в обществе пожилой баронессы Ландио в благородной компании.
Молодая женщина представляется Марией Лусьевой и рассказывает историю своей жизни. И слушатели узнают,что путешествует представительница прекрасного пола, вовсе не с титулованной тетушкой, а с сутенершей. А далее Марья поведала,как попала в зависимость и стала эскортницей в частном борделе.
На страницах произведения Амфитеатров очень подробно исследовал тему скрытой женской проститиуции. И описал быт и нравы жриц любви, жизнь которых протекает не в официальных публичных домах,а в элитных закрытых пансионах,которые крышует полиция и высокопоставленные чины. И получилось целое исследование безнравственного,но, такого частого в жизни факта. Автор даже знакомит читателя с теорией Ламброзо об истоках этого явления.
Полицейские теряются в догадках. Кто перед ними ? Действительно ли дама легкого поведения или несчастная
сумасшедшая.
Автор представил роман в виде об'емного труда , с элементом раскрываемой тайны, такой неприглядной стороны жизни. И вскрытая проблема была негативной сенсацией и общество с негодованием отнеслось к этому возмутительному безобразию. Но,в наше время, произведением с данной темой никого не удивишь. Видно поменялась планка нравственной позиции.
Редкое телешоу обходится без откровений героинь подобной судьбы. И скрывать эту деятельность и стесняться своей профессии дамы перестали. Молодые содержанки гордо афишируют свои достижения.
Для меня,очень наивно прозвучала авторская трактовка вовлечения невинных, простодушных девушек в греховную жизнь.
Марья Лусьева,
пришедшая ,в бизнес любви из-за желания жить легко и красиво и из- за отсутствия целей в жизни, винит в случившемся других,но не себя.
Совсем не понравилась мне эта книга. Ни по содержанию, ни по его подаче. И чтение воспринималось не художественным романом ,а монографией по теме. Текст подавался автором безо всяких литературных приемов, обычное изложение, собранных правдивых историй.
А вот героини произведений Л.Толстого"Воскресенье" и А.Куприна "Яма" были восприняты,как реально несчастные женщины и оставили в памяти неизгладимый след.У этой истории есть продолжение "Марья Лусьева за границей", но я от чтения воздержусь.
16957
Milena_Main2 апреля 2018 г.Читать далееАлександр Амфитеатров не устает меня удивлять.
Раньше у него я читала историко-литературоведческое исследование «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков» (интересное, к слову) и оккультный роман "Жар-цвет" (который местами, надо сказать, наводил на меня страх, что для книги, написанной в 1895 году, неплохое такое достижение).
Теперь вот добралась до его реалистичной прозы "из жизни проституток и бандерш".
"Марья Лусьева" Амфитеатрова похожа на "Яму" Куприна по тематике, но звучит она хлестче - чувствуется, что автор много лет занимался журналистской деятельностью, перо публициста четко прописывает суть, отбрасывая в сторону художественные украшательства.
Я не сказала бы, какой из романов лучше, оба хороши по-своему, но, хотя в "Марье Лусьевой" описываются, в основном, "девочки по вызову" более высокого класса, чем обитательницы "Ямы" (впрочем, и таким найдется место на страницах книги), более концентрированный и жесткий подход автора чувствуется во всем. При этом, парадоксально, но "Лусьева" не оставляет столь гнетущее впечатление, как "Яма", хоть и написана жестче. Может быть, потому что конец у романа открытый и с толикой надежды на новую жизнь для героини, может быть, из-за отсутствия философских рассуждений о природе общества.
Образ того, как кутили российские олигархи, впечатляет, конечно - стеклянный бассейн, полный шабли, в котором, словно рыбки, плавали дамы полусвета, снимая с настоящих крючков сторублевые купюры с риском для губ, и который был разрушен в безумном угаре своего хозяина, только лишь с целью показать свою способность к кутежу - и ведь взят этот случай, по словам Амфитеатрова, как и все события в "Марье Лусьевой" из жизни: так действительно пили, гуляли, шиковали... в то время как другие голодали и с трудом сводили концы с концами.
Еще, пожалуй, героини Амфитеатрова не столь невинны, как у Куприна - да, "в бизнес" их вовлекли обманом или шантажом, но многие и сами прельстились призраком красивой жизни, а иные втянулись в процессе и другой жизни себе уже не представляли и не хотели. Некоторые прямо заявляли, что только плеть сутенерши удерживает зверя внутри них.
Да и главная героиня, Марья Лусьева, называет себя слабой и бесхарактерной, в большей степени, плывущей по течению, однако, судя по тому, какой бунт эта отчаявшаяся душа провернула в конце, характер там выкристаллизовался ого-го какой. Очень хочется, чтобы хоть ей удалось разорвать порочные сети, но узнать это можно лишь из продолжения "Марья Лусьева за границей", и, судя по долетевшим до меня спойлерам, не все так радужно.
В книге много жестоких страниц, - и о том, как содержательницы борделей наказывали своих девочек физически, и о том, как медленно позволяли им спиваться и умирать от болячек, стремясь напоследок выжать из них всю возможную выгоду, и о специфических вкусах клиентов. но все это описано без особой чернухи и подробностей, как-то даже обыденно, и в этой обыденности, пожалуй, заключается весь ужас.
Есть, впрочем, и отдельные истории, которые закончились не столь пессимистично, кому-то удалось вырваться и достичь успеха, кому-то начать новую жизнь с чистого листа, а кого-то именно такая "карьера" спасла из нищеты и позволила позже подняться в самые высокие круги.
Наверное, именно этим - художественным, но беспристрастным, не морализаторским тоном роман и цепляет. Он не бичует и не осуждает, он просто рассказывает и излагает факты.
А еще в "Марье Лусьевой" есть упоминание интимных отношений между женщинами. Любовных линий с мужчинами, несмотря на профессию героинь, особо не наблюдается, они упоминаются вскользь, между делом, и не у главной героини. А вот фэмслэш есть. Но, впрочем, это Амфитеатров, у него подобная тема не редко проскальзывает и, в общем, не сказать, чтобы совсем в негативном ключе.131K
ladyO175 февраля 2021 г.История бывает разной...
Читать далееПро эту книгу я узнала случайно, из сообщества экскурсоводов нашего города Нижнего Новгорода: у нас есть много маршрутов по нижегородской Ярмарке, которая в 19 веке была центром притяжения всей России. Много надежд на эту книгу я не возлагала, все-таки начало 20 века, другая реальность, строй языка. А вышло так, что этот роман я «проглотила» за 2 дня, невозможно было оторваться! Шокирующие факты стали открываться уже с первых страниц романа: приличных девушек обманом, угрозами, деньгами втягивали в преступный бизнес, заставляли нелегально торговать своим телом. По всей России было много борделей, которые под прикрытием полиции изображали вполне себе пристойный дом, с какой-нибудь княгиней-графиней, которая была доброй «тетушкой» для многих девушек. В такие дома приглашали приличных кавалеров, и милые «племянницы» развлекали их, как умели.
Для главной героини, Марьи, из приличной, но бедной семьи, начиналось все очень даже красиво и творчески: «живые картины», «афинские вечера». А потом она, как и многие девушки , пошла по наклонной: была проиграна хозяйкой в карты(!) и попала из «приличного» дома княгини в самое проходное место (фактически, как у Горького, «на дно» жизни), где деньги зарабатывались не качеством, а количеством. И это было самое распоследнее падение! И хотя чудом девушке удалось вырваться из рабства, кажется мне, что она не сможет правильно распорядиться своей свободой. Автор хочет донести до читателей, что девушки, попавшие в такое положение, уже не способны привыкнуть к обычной жизни, обрести нормальную профессию и семью: слишком сильна тяга к быстрым деньгам и мнимой свободе. Что ж, все это было раньше и есть сейчас, недаром же эта профессия стара, как мир. Еще один пикантный факт в копилку истории родного города...12517
Emera-fox29 марта 2013 г.Читать далее«Some of them want to use you
Some of them want to get used by you
Some of them want to abuse you
Some of them want to be abused»Marilyn Manson
А все началось с "Ямы" Куприна. Именно после неё у меня появился интерес к истории русской проституции, да и к проблеме проституции в целом. Я не люблю, когда этот вопрос поднимают в чисто художественном произведении, например, в виде Сонечки Мармеладовой в "Преступлении и наказании". "Яма", хоть и показала быт, но не дала общей картины по стране в целом. "Марья Лусьева" стала для меня неким промежуточным звеном между историей и литературой. Сказалось, что сам по себе Амфитеатров скорее не писатель, а журналист, но это книгу нисколько не портит. И я люблю, люблю, как он пишет - четко, сочно, ярко. Каждое слово к месту, "вода" отсутствует как факт. Читаешь, словно яблоко раскусываешь. А язык! Боже, какой замечательный самобытный язык был у нас всего каких-нибудь сто лет назад! Сама история банальна до безобразия, она повторяется, думаю, из века в век, меняется только антураж. В нашем случае мы имеем конец 19-начало 20: жила-была милая девушка, дочь бедного петербургского чиновника, родители приличные, но не шибко обеспеченные. Девушка веселая, не без способностей, но на свою беду красивая и наивная до идиотизма. Для меня самое печальное в этом романе было то, что сколько бы жизнь её не (била головой об стенку) учила, все оставалось без толку.
И была у Марьи подруга, Ольга, у которой не переводились наряды, безделушки и украшения. Тут и святой не устоит, позавидует. Задаривала Ольгу замечательная крестная, госпожа Рюлина, весьма известная в высшем обществе, обеспеченная особа. Однажды Маша получает приглашение в этот дом.
Книга тяжелая, на любителя. В ней почти нет положительных персонажей, как пел Marilyn Manson, кто-то хочет использовать тебя, кого-то используешь ты. Практически все связи между персонажами - паразитические. И страшно то, что они не монстры какие-нибудь, а просто люди, при других обстоятельствах способные на что-то большее и лучшее. Отмечу, что Марья, несмотря на свое тугодумство и бессилие, как ни странно, меня не раздражала. Амфитеатров не стремится показать её супервумэн, но это и к лучшему, так ей больше веришь.
«— Я не героиня... характера у меня нет, трусиха я, дрянь!.. отстоять себя не сумела! Всему, чего от меня потребовали, покорилась, на все пошла и сдалась.»
Роман богат на яркие образы, тут тебе и утонченная Рюлина, владелица самого шикарного "дома", и ловкая Адель, которая не на секунду не упустит выгоды, и безрассудно жестокая Буластиха... Здесь нет героев второго плана - Ольге, Катерине Харитоновне, "Княжне" сочувствуешь и симпатизируешь ничуть не меньше, чем Марье, а то и больше.
Читать или нет? В книге почти нет откровенных или жестких сцен, автор сумел показать грязь проституции без них. Если тема не вызывает отвращения, то читать. А еще лучше - слушать в замечательном исполнении Галины Самойловой. Голос на любителя, но к манере письма Амфитеатрова подходит, по-моему, идеально.
И последнее, в "Марье..." замечательный конец, не классический "хэппи", но не совсем плохой. После него захотелось улыбнуться и поверить, что рано или поздно все будет хорошо!"Марья Лусьева за границей"
Моя первая реакция на этот роман - огромный фейспалм от поступков героини. Да уж, даже отпущенный на свободу раб никогда не перестанет быть рабом. Эту «жизнеутверждающую» мысль Амфитеатров задел на страницах первого романа, здесь же развернулся на всю.
Итак, Италия, Милан. Матвей Ильич во время путешествия встречает старую знакомую, откликающуюся на необычное для русского уха имя "Фриона". И о том, что с ней произошло после их встречи в К., и пойдет рассказ.
Продолжение мне показалось интересным, но не захватывающем. Другая жизнь, другие нравы... понять сложнее, а от того книга оставила более тягостное впечатление, чем первая. Лучше всего об этом сказал сам Амфитеатров:
«Мне столько доставалось на веку моем за парадоксы противоположений, что — одним больше, одним меньше — все равно. Вот:
— Латинский разврат страшен тем, что он совсем не страшен.
Он улыбается и считает, — и это более жутко для «славянской души», чем весь вой Сенной, притворный хохот Невского проспекта, мечтательное безумие Насти, истерика купринской «Ямы» (прекрасная реалистическая вещь, покуда не резонерствует в ней неумный болтун репортер) и холодный вызов андреевских «Христиан»... За воем, хохотом, истерикою, холодом самобытного отрицания вы не перестаете чувствовать живого человека. Этого-то вот здесь и нету... Слова избитые и опошленные — «жертва общественного темперамента» — приобретают здесь гораздо более страшное и антисоциальное значение, потому что в русской проституции они почти всегда определяют процесс, еще творящийся, в латинской — завершенный до конца.»
Запоминающихся героев хватает, а вот динамики - маловато. Но если понравилась первая книга, то вторая тоже не оставит равнодушным.9663
Mina-mnm21 февраля 2018 г.Читать далееКак же жаль таких простых и наивных дурочек, которые стремясь к хорошей жизни попадаются в ловушки и портят себе дальнейшую жизнь. Книга о сломанных судьбах, о древнейшей профессии, о коррупции... Понравилось, что книга написана очень живо, без пространных монологов и многостраничных размышлений о несовершенстве окружающего мира. Действие начинается практически с первых строк и на протяжении всей книги темп не сбавляется. Я прочитала с огромным интересом, эта первая моя прочитанная книга у автора, и, уверенна, не последняя.
4727
metrika27 декабря 2009 г.Своеобразное продолжение купринской "Ямы". У Куприна описан легальный публичный дом, а Амфитеатров подробно разбирает устройство тайных притонов различного пошиба, способ вербовки женщин, нравы, порядки, отношения с властями. Жутковатое чтение.
Хотя, конечно, до Куприна Амфитеатрову как до луны. Он неплохой бытописатель, и только.2207