
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 декабря 2020 г.Куртизанка Марго
Читать далееДо сих пор я уделял свое читательское внимание только старшему из двух Дюма - отцу, он уверенно лидирует среди всех читанных мною писателей, как по количеству преодоленных страниц, так и по числу освоенных глазом печатных знаков. Этому факту не стоит удивляться, поскольку в моем багаже значится порядка 20 его романов, а что такое роман в исполнении Дюма-отца, надеюсь, никому объяснять не надо - 500 страниц - это значит, что он пожадничал, чаще под тысячу, а то и больше, как в "Графе Монте-Кристо" и "Виконте де Бражелоне".
Дюма-сын выступал полной противоположностью отцу, хотя бы потому, что в графе прочитанных страниц и освоенных печатных знаков значился круглый нуль. До бесконечности такое безобразие продолжаться не могло, и я надумал положить ему решительный конец, что и сделал, прочитав самый известный роман второго представителя писательской династии - "Даму с камелиями".
Ликвидировав одну противоположность, я напоролся на другие. О раблеанской многостраничности старшего Дюма я уже помянул, так вот сын здесь выступает антогонистом папе - его роман не дотягивает и до 200 страниц, поразительная лаконичность в сравнении с родителем. Но и это еще не всё, если отец зажигательно и увлекательно до умопомрачения описывал то о чем понятия не имел, точнее, имел самое что ни на есть поверхностное понятие, помните его знаменитое: "история -это гвоздь, на который я вешаю свои романы", то сын, несмотря на свой относительно юный возраст на момент написания романа - 24 года - сумел найти тему и детали в своем собственном жизненном опыте.
Не секрет, что в основу романа легла личная история автора - его связь с парижской куртизанкой Мари Дюплесси, умершей от туберкулеза в возрасте 23 лет. Главная героиня - Маргарита Готье - болеет той же болезнью, умирает в том же возрасте и имеет такое же пристрастие к камелиям, как и её прототип, дело в том, что сильные запахи, которыми обладают многие цветы, непереносимы в последней стадии туберкулеза, а камелии почти не пахнут.
В результате получился роман, претендующий на номинацию самого скандального и нашумевшего за весь XIX век. Кроме самого романа есть еще пьеса, которую Дюма-сын быстренько организовал, когда пошла волна популярности, и даже опера - многие слышали, что есть такая опера Верди "Травиата", но далеко не все в курсе, что основой для либретто полсужил всё тот же роман младшего Дюма "Дама с камелиями".
Вызывает интерес следующее обстоятельство: за три года до этого - в 1845 - Дюма-отец публикует "Королеву Марго", роман в котором он создал, пожалуй, один из самых удачных женских образов, и то, что сын выбрал для своей героини именно это имя, выглядит неким вызовом родителю - чья Маргарита окажется более любимой читателями и востребованной. Надо признать, что сначала сынуля повел с разгромным счетом, но чем дальше в лес, тем больше пунктов отыгрывала средневековая Маргарита, и у сегодняшних читателей Маргарита Наваррская пользуется большей популярностью и любовью, нежели Маргарита Готье - в долгосрочном противостоянии отец все же взял верх.
Такому повороту дел способствовал тот факт, что роман сына был социально востребован, касался больных точек его времени, а роман отца рассказывал о том, что происходило несколько веков назад. Социальные проблемы, волновавшие Дюма-сына и его читатаелей, разрешились и острота спала, а вот к многовековой истории королевы Марго просто прибавилось еще пара веков - практически восприятие почти не изменилось.
Социальная проблематика определялась вектором вызревающего в недрах европейского общества феминизма и равноправия мужчин и женщин. Правда, подходит младший Дюма к этому вопросу вполне по-французски, следуя по тропке, проторенной еще аббатом Прево, недаром Манон Леско несколько раз поминается на страницах романа.
Проблема куртизанок в парижском бомонде заключалась в том, что ими было принято пользоваться, но о них не принято было говорить. С ними могли раскланиваться в театрах, оказывать знаки внимания, но только до тех пор, пока у них были богатые и знатные покровители - внимание на самом деле оказывалось тем, кто содержал барышень, а восхищение красавицей-куртизанкой было сродни тому же, что и восхищение породистым скакуном или борзой. Сами же куртизанки - читай дорогие шлюхи - за людей в обществе не считались.
Дюма-сын своим романом попытался заявить: "проститутки тоже люди", они могут любить, страдать, способны на жертвы, и корень зла не в них самих, а в социальном устройстве общества. Это было сильно и громко, во-первых он озвучил эту проблему, он стал говорить о том, о чем молчали, во-вторых, он адресовал упрек социуму, в-третьих, поставил под вопрос саму буржуазную мораль.
За этими социальными, назовем их так, слоями лежит и иной конфликт, может быть, даже главный конфликт произведения - столконовение чувств главных героев и суровой реальности. Они оба - и Маргарита, и её возлюбленный Арман, который расказывает эту историю автору, - разрушающе действуют друг на друга: он своей любовью к ней ломает свою карьеру, она своей любовью к нему уничтожает основу своего существования. Молодые люди по целому ряду объективных и неумолимых причин не могут быть вместе, и трагическая развязка воспринимается как единственно возможная.
Интересно, что когда через полторы сотни лет американцы снимут фильм с похожим сюжетом, он окажется комедией. Я говорю о "Красотке" (Pretty Woman) с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, здесь во главе угла уже совсем иные проблемы, и то, что Вивиан - главная героиня - оказывается проституткой просто добавляет её образу пикантности, так что тема "Дамы с камелиями" в большей степени поглощается темой "Пигмалиона", Виван больше Галатея, нежели Маргарита.
В целом, для сегодняшнего читателя роман Дюма-сына вяловат и скучноват, да и розовые сопли главного героя в избытке тоже раздражают, но относительно высокая оценка, которую я поставил этому произведению продиктована не столько моим восприятием, сколько значением и харизмой этой книги, всё же, люди, интересующиеся историей литературы, к которым я себя отношу, обязаны знать этапные произведения в лицо, и оценивать их, хотя бы частично, с учетом времени написания.
1613,3K
Аноним8 июля 2021 г.У нашего сердца бывают капризы - это единственное развлечение и единственное оправдание
Читать далееВ центре сюжета трагичная любовь двух людей. Она-куртизанка, покорившая не один десяток сердец. Он - юный аристократ, безумно влюбленный в неё. Поступки каждого из них можно интерпретировать по-разному. Одно лишь ясно, судьба жестока....
Маргарита Готье - главная героиня. Куртизанка, которую знают практически все. Не один десяток сердец она покорила и разбила вдребезги. И эта героиня довольно.... интересная.
Началось все с первых страниц книги. Автор расписывает подробно и со страстью, какая же героиня красивая, страстная, восхитительная и т.д. И меня это раздражало. Я понимаю, надо как-то представить героиню, но не десяток же страниц уделять её идеальному образу. Но дальше пошло лучше. Поступки Маргариты довольно противоречивые, и если не знать некоторых нюансов, можно составить обратное мнение об этом персонаже. Но под конец книги мне она полюбилась. Там я уже окончательно составил портрет об ней. И автору эта героиня превосходно удалась.Арман Дюваль - главный герой. Юный аристократ, которому нет даже 25 лет. Этот герой тоже довольно противоречив, но чуда в итоге не случилось. Более того, после прочтения книги он стал мне отвратителен, но обо всем по порядку.
В начале истории всё было более-менее. Можно было понять его реакцию и мысли на все происходящее. Добрый паренек влюбился, и не знает, как себя вести с объектом любви. Тут все складывается. Но потом автор, ради продвижения сюжета, решил персонажа сделатьсталкером и рабом. Арман прямым текстом стал говорить, что станет её рабом, и станет исполнять всё её желания, без сомнений. Эммм. Момент довольно спорный, и автор мог его как-то получше изобразить, но да ладно. Не прошло и пару дней, а Арман уже стал сомневаться. Более того сталкерить, что уже довольно жутко. Ну а потом, как-то гениально решив всё в своей голове, бросил её, решив, что она виновата и использовала его. Герой, которого мы заслужили. Маргарита простила его, к сожалению, ведь он уже проник в её сердце, но по-хорошему это был звоночек. Арман снова повторил, что он её раб и собака, и вот они снова вместе.
Конец книги. Казалось бы Арман стал более-менее нормальным, но нет. Маргарита от него ушла, и он даже не сложил 2+2. Что она ушла после того, как у него начались проблемы с семьей из-за неё. И она сама говорила, что вечно она с ним не будет. Но нет, это она во всем виновата, она его использовала, забила на него, и вернулась к роскоши. Плевать, что ради него, она продала всё свое имущество, изменила образ жизни. Именно с ним, она прожила в деревне пару месяцев. Именно ему она сказала, что любит его. Но это все аннулируется, естественно.
Зная, что она больна, он намеренно стал изменять ей, чтобы она видела. Но и этого мало. Надо издеваться над ней, присылать ей оскорбительные письма, и настроить её подругу против неё. Мужчина года, что сказать.
Письмо Маргариты стало последним гвоздем в крышку гроба моего уважения к Армену.
Я не буду вам напоминать, Арман, как вы вознаградили последнее доказательство любви, которое я вам дала; каким оскорблением вы выгнали из Парижа умирающую женщину, которая не могла противостоять вашему желанию провести с ней ночь любви: как безумная, поверила она на минуту, что можно спаять прошлое и настоящее
Автору уважение за такого персонажа. Создать персонажа, который вызывает такое презрение надо уметь. Арман ни в коем случае не достоин Маргариты.Если сказать без спойлеров, то по ходу чтения книги мнение о герое увеличивается в худшую сторону. Кому-то Арман может понравиться, наверное...
По ходу истории мнение о персонажах изменяется. И это прекрасно, ведь это значит, что они не так просты как кажутся. К примеру лучший персонаж этой книги
отец Армана. Сначала казалось, что именно он антагонист всей истории. Но после вскрытия всех карт, обнаружилась правда. Он настоящий человек. Может сложить факты, а не руководствоваться только эмоциями, как его глупый сын. Его решения и поступки доказали, что ему присущи сострадание, понимание и доброта. В общем отличный персонаж.
А вот Прюданс разочаровала. Человек, которому нужны лишь деньги, и перестав их получать, бросит тебя, не задумавшись. Печально то, что такие люди реально существуют. И порой выявить их очень сложно...Финал - лучшая часть этой книги. Диалог Маргариты и
отца Армана, ну и письмо, вскрыли все карты. И правда потрясает.
Маргарита понимала, что Арман будеть её ненавидеть, но она хотела как лучше. И от этого грустно за её судьбу. Всё её бросили, а любимый человек, так и не пришел к ней в последний раз...В книге поднимаются проблемы последствий решений, жертвенности, ну и жестокости судьбы, конечно. Книга превзошла все ожидания.
1263,9K
Аноним24 марта 2020 г.Н... много раз
Читать далееОй, ну, короче, мы с дюма-сыном находимся в полном согласии, что куртизанкам надо умирать старыми и богатыми или молодыми и красивыми. Только так, и никак иначе. Иначе на склоне лет получается унылое и жалкое зрелище, описанное дрюоном в одной из своей книг.
Впрочем, "дама" несколько разочаровала в том плане, что я никак не собиралась читать о бесконечных страданиях любовника марго и окончательно поставила крест на книжных французских мужиках, как романтических любовниках. Если они не слабовольные лохопендрики, так законченные и просчитанные меркантилы или там альфонсы. И мамсики. Нда.Ну, вот, то есть мне хотелось истории марго и поподробней. А получила я, находящуюся фактически в терминальной чахоточной стадии девицу, которой чуть за двадцать, а ее уже все так задолбало. Но спокойно умереть не получится, ибо надо работать содержанкой и поддерживать богатый стиль существования, чтобы не очутиться при смерти в канаве. И, главное, спонсоров-то ничего смущает. Полутруп? Труп? Зато с репутацией роскошной одалиски. И в конце концов тело в саване мне еще не приходилось оприходовать. Это, как минимум, свежо и необычно. Так приступим же к оргии по-парижски, мамзель. Нда, еще раз.
А любовник этот. Который типа безумно любил, лил килограммами слезы и безумно ревновал марго к бывшим, настоящим и нынешним спонсорам. Да всего полчаса уговоров сводни, и парень понимает, что отдаться богачу и заработать на их летний отпуск - это вполне разумно. Любит-то она только его, с остальными общается по работе. Нда, еще-еще раз.
И вот, значит, буквально всю книгу я читала о том, как любящий ревниво возмущался и сдавал назад. При этом продолжая мучать марго идиотской ревностью. А потом вообще начал подличать по-крупному, прекрасно зная о ее диагнозе. И опосля финала горевал не так, чтоб долго. Многого, конечно, стоит такая любовь, из-за которой марго таки оказалась в канаве по результату всех своих жертв и чувств. Нда...
При всем при том, это хорошая книга. Хороша она своей правдивостью. А то папаша-дюма и не только он наваяли там всякого романтического о французской любви. Ага-ага. Зато сын подвергся реализму, и спасибо ему за это, черт возьми.
И за хорошее отношение к несчастным девушкам легкого поведения - тоже спасибо. И за "травиату" - мою любимую оперу - гран-мерси. Но тем не менее. То есть все равно. Н... много раз.10615K
Аноним1 апреля 2020 г.Читать далееПервые двадцать пять дней месяца она посещала театр, держа в руках красные камелии, остальные - белые. Она была необычайно красивая и желанная, а еще она была куртизанкой.
Именно о ней так трогательно, честно и открыто написал свой роман Александр Дюма-сын. Ни для кого не секрет, что прототипом прекрасносной Маргариты Готье стала рано скончавшаяся возлюбленная автора. Своим романом Александр не только воскрешает память о своей любимой женщине, но и ставит перед своими читателями важный вопрос: где заканчитается порок и начинается благодетельность, и наоброт? Все ли в этом мире только черное и белое, или все-таки есть между этими цветами оттенки? Но главная суть романа, все-таки не в этом. А в том, что настоящая любовь существует, вне зависимости от того, кем ты рождён и какую жизнь ведёшь. Такая любовь жива до не только до последнего издыхания, но и задолго после. В ней - Вечность.951,7K
Аноним21 июля 2025 г.Читать далееСложно правильно оценить книгу, с точки зрения литературного текста она мне понравилась, а вот с точки зрения сюжета даже не знаю, противоречивые эмоции. Я не хочу никого осуждать, оправдывать, оставаться равнодушной или хвалить, почему-то стойкое чувство оставаться на нейтральной позиции, вот как-то так получилось :( Насколько я смогла понять история Маргариты и Армана, описанная Дюма-сыном, выдуманная, но она основана на истории жизни реально жившей во Франции куртизанки Мари Дюплесси, которую обождали многие мужчины. Вот такие они, почитатели прекрасных девушек и готовые быть ее любовниками и делить друг с другом. Очень давно я смотрела фильм про куртизанку, не по книге, а с оригинальным сюжетом, мне было лет 19 и я совершенно спокойно воспринимала героиню, это была милая девушка, очень добрая, внимательная, умная и образованная и в куртизанки ее привела собственная мать, потому что семье надо было как-то выживать и ничего другого она не придумала. И вот так каждый раз, что ничего другого не придумывается и девушка вращается в обществе мужчин, живет в Париже, одевается в меха, имеет своих лошадей, прислугу. В деревне то конечно откуда бы у нее все это было? Только муж крестьянин или лавочник и много тяжелого ручного труда. Но каждый выбирает для себя, каждый сам строит свою жизнь. Маргарита выбрала стать куртизанкой, но при этом не перестала быть юной мечтательницей и однажды она верит в счастье, в то, что может быть иначе и эту мечту в ней взращивает Арман. Не сразу я догадалась, что он тоже по сути юнец, 24 года, в голове еще каша, он не понимает что не всякой мечте суждено сбыться. Но любовь у героев была настоящая, я поразилась насколько Маргарита оказалась сильной, когда под влиянием отца Армана отказывается от парня. Может было бы ему побольше лет, может если бы не юношеская горячность он бы поступил иначе, но нет, наш герой обиделся и уехал "в глушь, в Саратов" и даже не успел вернуться вовремя. Грустная история, жизнь как яркая вспышка, вот она только-только загорелась, пых и нет. А Арману остается только горевать, ходить на могилу и осыпать ее камелиями.... Слушала книгу в исполнении Ивана Литвинова, начитано достойно.
89468
Аноним8 февраля 2014 г.Читать далееНикогда не читала ничего подобного. Про опустившихся женщин, бездушных женщин, жестоких женщин - сколько угодно. Про юношу, у которого от любви сносит даже самую стойкую крышу, - всегда пожалуйста. Но такой странной, хотя от этого не менее нежной привязанности я еще не видела никогда.
Я в восторге от концепции, когда события разматываются, словно клубок с нитками. Сначала нас ставят перед фактом: главная героиня умерла, имела кучу любовников и оставила не меньшую кучу долгов. Но потом через автора мы узнаем такие интересности и подробности, что, умри Маргарита в самом конце, и то было бы скучнее.
Понравился стиль: легкий, воздушный, понятный, но при этом не теряющий очаровательности. Понравилась сама манера изложения, то, как автор все ясно, доходчиво и чувством все изложил от лица двух совершенно разных мужчин. Тут вообще много что может понравиться, если не обращать внимание на то, что в принципе-то речь идет о содержанках и проститутках.
Мне таких женщин понять трудно. Не в смысле "как это плохо а-я-яй", а в плане - как мыслят эти женщины, о чем мечтают, к чему стремятся. Когда впервые знакомишься в этой книге с Маргаритой, думаешь, что единственное, что ей нужно - пафосный выезд, самые дорогие шмотки и всеобщее обожание. И как же потом классно осознавать, что такие вот "падшие женщины" оказываются благородней и разумней большинства дам из общества.
Флэшмоб-2014 1/6
881,6K
Аноним31 мая 2024 г.Любовь(?) без хэппи энда
Читать далееДо сих пор не могу привыкнуть к книгам, в которых всё начинается с конца. Ну, то есть, сначала нам рассказывают, по сути, чем закончилась история и только потом раскрывают её детали. Эта книга как раз такого рода. Первое, о чём мы узнаем, так это о смерти героини. Тут как минимум не приходится сомневаться в том, что автор решил обойтись в истории про любовь без хэппи энда. Да и на момент написания книги почти все были реалистами, поэтому большинство историй заканчивались печально, впрочем как и в жизни.
Самое же ценное, по-моему мнению, в этой истории - путь, который герои прошли вместе. А всё до банального просто. Фильм Красотка с Джулией Робертс все, я надеюсь, помнят? Тут почти то же самое, только вот герою до Гира расти и расти. А в остальном вполне себе история любви, но, повторюсь, с более адекватным окончанием.
Хотя, про историю любви тоже можно долго и нудно рассуждать и спорить. Была ли любовь, вот в чём вопрос! Пожалуй, со стороны девушки её решения были продиктованы именно что чувством любви к герою и, что удивительно, к его семье. Это откроется позже и даже сумеет меня смутить, ведь героиня согласится поступиться своим счастьем. А вот молодой человек герой лишь на словах, поступки же его лишний раз доказывают незрелость мужской психики по сравнению с женской. Не зря говорят, что первые 50 лет - самые тяжёлые в детстве мужчины!
И это было бы смешно, если бы не было от этого так грустно. Герой вёл себя очень не по мужски. Ведь сначала были слезы, потом глупая месть без попытки разобраться, а потом его маленькая победа и бегство. Я был озадачен всем этим. А ещё мне не давало покоя название книги. И там, как выснилось, тоже всё совсем не так просто, как казалось на первый взгляд. Не только и даже не столько из-за своей болезни и отсутствия аромата у этих цветов барышню постоянно видели с букетами камелий. Она их ещё использовала как опозновательный знак и табличку "не беспокоить". Так что её сравнение с этими "падшими" цветами выглядело вполне уместно. Но всё равно героиню было хотя бы жаль, в отличии от молодого человека.74798
Аноним25 июля 2020 г.Печальная продажная любовь!
Читать далееНаверное, это самое страшное, что может произойти с мужчиной - полюбить куртизанку!
Женщина, которая способна лишь на искусственную любовь. Она не привыкла быть любимой, и сама не любит никого. Её жизнь роскошна и дорога, но невыносимо пустая и одинокая.О чем книга: Маргарита Готье самая красивая и популярная девушка Парижа. У нее много поклонников разных возрастов, дорогие наряды, шикарные подарки. Она - содержанка! Не любит своих любовников, но обожает их деньги. Молодой и романтичный Арман влюбляется в кокетку, обеспечивая себя ревностью, болью и печальной судьбой.
Ух, как красиво написан роман. Сколько здесь страсти, порока и ревности. Это было прекрасно! Настоящая драма "больных" отношений. Ведь знал же парнишка, кто она и чем занимается, но увы.. с сердцем не договоришься. Откровенный рассказ о любви, которой не суждено сбыться. Любовь обреченная, больная и несчастная, но настолько живая и настоящая, что выворачивает сердца главных героев.. а вместе с ними и мою душу, остаться равнодушной просто невозможно..
741,3K
Аноним28 июля 2023 г.Грустная история.
Читать далееЯ недавно, ходила на оперу "Травиата" и прочитав либретто перед спектаклем, узнала что она написана по мотивам произведения Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Опера мне очень понравилась и я решила почитать и само произведение.
"Дама с камелиями" оказалась весьма интересной и грустной. Финал слегка отличается от оперы. Но фабула произведения сохранена.Главная героиня куртизанка и очень красивая женщина по имени Маргарита Готье. В книге рассказана потрясающая, глубокая и драматичная история любви. Маргарита вызывает острое сочувствие. Она сильно больна.
Арман - ее возлюбленный. Он горячий, вспыльчивый и ревнивый. Его мне было тоже очень жаль.
К сожалению, в конце книги Маргарита умирает и несчастный Арман остается в горе, поняв все ее поступки и осознав свои ошибки.Книга достойна прочтения. Мне очень понравилось.
Содержит спойлеры72979
Аноним18 июля 2014 г.Читать далееИстория Маргариты - исключение; но если бы она была правилом, не стоило бы труда ее описывать.
Последние строчки книги гласят: "Я не делаю из этой истории вывода, что все девушки, подобные Маргарите, способны сделать то, что сделала она. Я далек от этого. Но я убедился, что одна из них испытала в своей жизни серьезную любовь, она страдала от этой любви и умерла от нее. Я рассказал читателю то, что узнал. Это был мой долг.Я не апостол порока, но я всегда и всюду буду стараться отличать благородное страдание.
История Маргариты, повторяю это, является исключением,"
Что мы ожидаем увидеть в книге про "куртизанок"? Чистую и искреннею любовь? Надежду на лучшее будущее? Надеемся на некую историю "Золушки", когда бедная девушка, попавшая в тяжелое положение вдруг с помощью принца выберется из грязи в князи.
Но как довольно часто показывает история - не от такой уж плохой жизни девушки становятся куртизанками.Маргарита Готье, самая прекрасная куртизанка Парижа: у нее самые красивые экипажи, дорогие платья, завидные украшения, быть ее любовником сродни чести для мужчины. А если ты еще можешь позволить себе содержать ее, то ты уже предмет зависти всех своих друзей. Такие женщины, как Маргарита, не способны на великое чувство: душа их истлела от плотских утех, и чтобы не ранить ее остатки, они надежно укрываются за дорогими безделушками, неутихающим весельем и своенравными манерами.
Сколько бы я не читала прозы про куртизанок, в каждой книге проскальзывает тема : "Что девушки ставшие содержанками, уже не могут вырваться из этого порочного круга". С чем же это связано?
Очень часто девушек, в таких историях, "наделяют" долгами и пытаясь расплатиться с одними, они снова приобретают другие и этот круг никогда не разомкнется. Но еще более часто, встречается "скудность реальной жизни": живя каждый день в праздности и веселье, они просто не могут представить себя без этого. Ежедневные балы, театры, ночные ужины - оставить все это ради тихой жизнь в деревне, где возможно единственными кого ты будешь видеть каждый день - это ты сам, со всеми своими прошлыми пороками и мыслями.
Думаю именно от этого, куртизанки и не жаждут любви. Что даст им твоя любовь сегодня? Если нет гарантии, что она продлиться до завтра.Если бы те, кто пускается в наше позорное ремесло знали, что это такое, они охотнее шли в горничные
Мне нравится история написанная Дюма-сыном. В ней пошлости, грязи, разврата: всего того, что так часто можно встретить в других книгах про куртизанок. Здесь все трогательно, можно сказать до слез..
691,2K