
От А до Я, 2025
dee_dee
- 31 книга

Ваша оценка
Ваша оценка
Когда то пытался осилить роман Оутс "Сад радостей земных", дважды брался, но отвлекался потом на что-то полегче или попроще. Она безусловный мастер слова. Великолепно выписаны персонажи, образы проступают очень живые и понятные. Здесь несколько героев, от лица которых рассказывается история и каждый обладает своим неповторимым голосом, характером, манерой думать и говорить. Монолог матери пропавшей девочки трогает и понимаешь, что именно так и можно переживать потерю, с невероятным чувством вины и стыдом. Сцена, где мать никак не может поверить, что дочери нет дома и она пропала, когда она раз за разом обходит квартиру в поисках дочки и не может заставить себя позвонить в полицию, настолько живая и трагичная, что невозможно не погрузиться.
Повесть написана в жанре триллера, но его трудно назвать динамичным. История медленная, тягучая, она все разворачивается, разворачивается, разворачивается и все никак не может выйти на активное действие. И в ожидании какого-то движа ты начинаешь понимать, что обманулся, автор водит читателя за нос. Под маской триллера скрывается отличное литературное произведение, мастерски сделанное и художественно написанное. Как только ты это понимаешь, можно расслабляться и без каких либо ожиданий просто наслаждаться слогом и талантом автора. Развязка неожиданная и быстрая, на какое-то время появляется даже подобие динамики. Но потом несколько затянутый эпилог и на этом все. А послевкусие прекрасное, ощущение сложно описать, но оно однозначно позитивное. Пожалуй попробую в третий раз начать "Сад радостей земных".

Если бы в моём годовом рейтинге прочитанных произведений существовал специальный раздел, посвящённый лучшим новеллам года, то данное сочинение, безусловно, заняло бы в нём почётное место. Несмотря на то, что я не являюсь приверженцем малой литературной формы (хотя, в качестве яркого примера, очень напрасно «не/серьёзно» отношусь к рассказам, один Чехов чего стоит), эта новелла, прочитанная в рамках литературного марафона, произвела на меня большое впечатление.
К этой новелле, изначально, нужно привыкнуть, если ранее незнаком со слогом автора — американской писательницы Джойс Кэрол Оутс. По-началу немного сложно понять от какого лицо ведётся повествование и в «какой локации» находимся. Но вчитываемость происходит быстро, и, по итогу, — это интересное литературное произведение малой формы в жанре детектива/триллера.
Основной акцент в новелле сделан на проблеме подростковой жестокости, когда дети позволяют себе совершать ужасающие поступки по отношению к своим сверстникам. Несмотря на то, что данная тема неоднократно поднималась в литературе, Оутс сумела представить её с новой стороны. Через авторскую текстовую форму она передаёт сложные эмоциональные переживания героев, такие как тревога, безысходность и острая необходимость в помощи.
Вообще, надо сказать, здесь интересная атмосфера, наподобие норвежского, скандинавской детектива. Эти атмосферные ощущения возникает сразу же с первых строк новеллы, к чему и нужно привыкнуть. Кроме того, здесь можно интуитивно прочувствовать своеобразную литературную музыку этого сочинения, которая и привлекает к себе. После прочтения этой новеллы, буду брать произведение большой формы авторы, в ожидании как можно на дольше и на больше окунуться в авторский стиль. Жаль только, что большая половина романов Джойс Кэрол Оутс на русский не переведены и в России не изданы.

Он понимал: в конфликтных ситуациях с ранимыми и вспыльчивыми подростками лучше свести разговор к шутке. Не стоит обрушивать на них гнев, приводить в смущение.

Подростки склонны к суицидальным идеям и фантазиям. И это вовсе не признак умственного расстройства — до тех пор, пока остается всего лишь фантазией.

Ему хотелось думать о себе хорошо. Да и обо всем человечестве. И не хотелось думать, что хомо сапиенс — существо безнадежное.