
Ваша оценкаРецензии
olgavit22 августа 2023 г.Почем опиум для народа?
Читать далееВ 1958 году началась хрущевскя антирелигиозная кампания . Повести Владимира Тендрякова "Чудотворная" и "Чрезвычайное" направлены на детскую и юношескую аудиторию и очень смахивают на заказ (скорее всего таковыми и были) партии и правительства, отвечающий выработанной линии " в строящемся коммунистическом обществе нет места религиозным невеждам." Религия- опиум для народа, наркотический дурман, объявлялась источником вселенского зла, на борьбу с которым следовало бросить все силы.
В одной из лучших школ провинциального городка настоящее ЧП. Дневник старшеклассницы Тоси Лубковой случайно попал в руки ребят , ну, а те тоже "совершенно случайно" прочитали его и завертелась история, опозорившая девушку на всю школу. Нет, Тося не писала о своих неразборчивых половых связях), в дневнике были записи о ее поисках веры и сомнениях, терзавших душу. Чрезвычайным происшествием становится не то, что одноклассники влезают в чужое и потом коллективно обсуждают (их пожурят, но так вскользь), а то, что комсомолка уверовала в Бога и посещает церковь. Лубкову разбирают на комсомольском собрании, по этому же поводу директор собирает педсовет. Стоит отдать должное директору, он здесь выступает, как справедливый судья, пытающийся достучаться и до детей и до педагогов, что только наказанием и запретом ничего не исправишь, надо переубеждать. В итоге, разработана целая концепция перевоспитания с мудрым, можно даже сказать библейским подходом, но наоборот.)
Что отличает данную повесть от "Чудотворной", в первую очередь то, что не все атеисты достойны уважения, как и не все верующие порицания. Тетушка Серафима не силой и запугиванием привадила Тосю, свою племянницу, к вере, а пониманием и любовью. Верующего учителя математики Евгения Ивановича Морщихина никак не назовешь темным и забитым. По замыслу автора, математик должен вызывать жалость и сочувствие (белая ворона, затюканный, скромная посредственность, один против всего коллектива), но все мои симпатии на его стороне. История встречи Евгения Ивановича с Богом будет изложена кратко, но именно потому, что она состоялась, Морщихин готов отстаивать свои убеждения до конца. Вот даже не знаю, невольно из отрицательного персонажа у Тендрякова получился положительный, а , в прочем, каждый видит по-своему.
Повесть не понравилась, а почему оценка довольно высокая об этом чуть позже, в следующем отзыве на сборник
22317