
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 ноября 2023 г.О неизбежности взросления, комплексе бога и тёмном зазеркалье
Читать далееВот уже третья книга подошла к концу, и я не перестаю удивляться, насколько же цикл про Волшебников насыщен событиями. От всей этой движухи ты не успеваешь дух переводить, события летят, страницы летят, интриги закручиваются тугой пружиной. К тому же оно ещё и эмоционально всё очень напряжённо. Автор без устали придумывает новые идеи, концепты, фишки для мироустройства, причём, те не выглядят хаотичным нагромождением, а вполне гармонично дополняют общую картину. Это вселенная, в которой возможно всё. И нельзя не отметить новый уровень игры с текстом: если раньше были несколько взаимодополняющих сюжетных линий, несколько временных линий, то сейчас добавилось ещё и вставное повествование. Удержать композицию такого плана, чтобы всё не рассыпалось – конечно, та ещё акробатика.
Мы опять увидим Брейкбиллс, его скрытые зловещие тайны, очередную порцию запрещённой магии. Полюбуемся на Квентина, пустившегося во все тяжкие, на секретные и не очень организации. Выясним, можно ли вернуть мёртвых и посетим оборотную сторону реальности, тёмное зазеркалье. Я очень люблю тему зеркал, ребята, это было восхитительно, безумие высшего пошиба! А также мы узнаем, наконец, что на самом деле случилось с Четуинами и что такое Филлори. Да, нам дадут ответы на все назревавшие раньше вопросы. На чём держится эта вселенная? Как работает магия? Что скрывается за идиллическими картинами волшебной страны? Кто такие боги и зачем они нужны?
Хотя учитывая, в какие игры играет автор, важно понимать ещё и то, что цикл превращается в эксперимент, вовлекающий в себя читателя. Так что лично для меня главным философским вопросом стало, почему взрослые люди так одержимы волшебной страной из детских сказок. И абсолютно неважно, что на самом деле Филлори оказалось вовсе не милым плюшевым мирком, а вполне себе жутковатой, хоть и умилительно-абсурдной фэнтезнёй. Просто удивляет сам факт. Мне бы не хотелось править страной из детской сказки. Даже любимой. Как-то, не знаю, кринжово, что ли. Будто не можешь распрощаться с детством.
И вот потому порадовало, что в последнем томе эта тема поднимается особенно чётко. Филлори рассматривается не как самостоятельный параллельный мир, а как метатекст на грани реальности и литературы. Причём, да, в плотной связи с вопросами взросления. Почему во времена Четуинов в волшебную страну пускали только детей? Почему в наши дни пускают всех? Как по мере взросления меняется восприятие всего происходящего? Кто в ком больше нуждается – Филлори в земных детях или земные дети в Филлори? Что вообще такое взросление в контексте волшебных миров?Финал, я вам скажу, мощный. Такого не ждёшь и даже немного боишься. Но лишь в самом конце станет понятно, что волшебная сказка существует по другим законам, всё это было неизбежно и просто необходимо, чтобы сказке возможно было существовать дальше. Старая как мир истина, что читатель – второй автор и всегда участвует в процессе сотворения истории.
Кстати, сериал я тоже потихоньку смотрю, и теперь мне даже нравится, как далеко его увели от оригинала. Эпизодические линии расширили, мимолётно вброшенные идеи доработали, слишком быстрое и простое сделали масштабным. Это реально воспринимается не как искорёженная переделка, а как новый уровень. Скучно не будет, даже если книги многократно перечитаны. В общем, они отлично дополняют друг друга.
Цикл закончен, однозначная пятёрка, очень рад, что взялся за его чтение.502,9K
Аноним19 марта 2021 г.Там черепахи до самого низа. Скоро увидишь.
Читать далееКвентин потерял и Брекбиллс, и Филлори - и наконец-то начал учиться жить без них. Получив неожиданное предложение поучаствовать в магическом ограблении, он соглашается скорее из скуки... и ожидаемо всё снова быстро летит в тартарары. А тем временем в Филлори что-то ломается - необратимо, в самом устройстве мира, и, кажется, скоро волшебной стране детства Квентина настанет конец.
У всех книг цикла очень долгий разгон. Пол-романа автор выставляет костяшки домино, скрупулёзно и неторопливо, и только потом наконец легонько-легонько толкает первую. Из-за чего в них натурально приходится вчитываться... но обычно оно того стоит. Проблема в том, что третья книга так толком и не разогналась. Вышло вроде масштабно, но как-то ровно, без огонька. А жаль, потому что в книге было много отличных задумок. История Дженет и её покорения пустыни, например, очень крутая и очень ярко показывает характер персонажа - исходники взяты вполне банальные, вот этот мифологический путь героя и его испытания, но обыграны с неожиданной стороны.
Но всё-таки у книги правда хороший финал, благодаря которому у меня рука не поднялась оценить её ниже. Потому что во многом цинизм этого романа и его героев - это цинизм переходного возраста, который необходимо перерасти. Потому что к концу Квентин вырос, отказался от детского эгоизма, от подросткового пренебрежения к миру, и поверил в вещи, возможно, ещё более детские и наивные - настоящую любовь, дружбу, свою способность созидать. Он смог отказаться от мира, который придумали до него, и создал собственный. И сделал то, чего я от него даже не ждал - повзрослел наконец. Этого стоило дождаться.
Это далеко не идеальный цикл. Местами он очень неровный, у него крайне низкая динамика и довольно вязкое повествование. Авторский стиль, хоть он мне очень нравится своей сухой ядовитой меткостью, наиболее правильно было бы охарактеризовать как "на любителя". В "Волшебниках" довольно много свежего и оригинального, но в основном это достигается пропусканием сказочно-мифических мотивов через крайне циничный фильтр. И всё же это действительно штучная, уникальная в своём роде вещь, и для меня она точно не стала проходным чтением.
31259
Аноним23 июня 2017 г.Что у нас еще плохого? Словно апокалиптическую порнушку смотришь, честное слово.Читать далееВозможно, у меня превратное представление о порнографии, но почему-то именно эту фразу из книги мне захотелось поставить эпиграфом к своей рецензии. Ведь что такое порнография? Набор сцен, предназначенных для любителя, очень слабо связанных между собой неким подобием сюжета, неумело разыгранным людьми, которым, в общем-то, и не нужно демонстрировать вершины актерского мастерства, ибо суть их работы заключается совсем в другом.
Вся сага о Квентине Колдуотере и компании вызывает у меня ровно те же ассоциации - неплохо подобранные (для любителя) ингредиенты, производящий впечатление случайных брожений сюжет, странная и недостоверная мотивация персонажей, вызывающая ощущение неумелой актерской игры.Жаль.
После весьма средней первой части цикла вторая произвела на меня более приятное впечатление. От финала я ожидала хотя бы того же уровня (а в тайне, пожалуй, надеялась и на дальнейший рост автора). Не сложилось, не расписалось. "Земля волшебника", по большей части, оказалась примерно таким же плохо написанным сценарным занудством, что и начало цикла.Интересно, что почти весь сюжет книги на этот раз изложен в аннотации.
Да, Квентина вышибли из Филлори, он возвращается в Брекбиллс в роли препода, откуда благополучно вылетает за первый же косяк, попутно удачно прихватив с собой хоть и первую встречную Плам, но так кстати оказавшуюся прямым потомком Четуинов. Вместе они влипают в квест по добыче загадочного саквояжа, содержимое которого, как тут водится, станет ключом ко всему остальному.
Филлори тем временем то воюет с северянами, а то и вовсе начинает разваливаться под апокалиптическое блеяние божества Эмбера, оказавшегося полным овном, так что всей приросшей ненужными персонажами кодле действительно придется "рискнуть навести порядок в Филлори либо погибнуть в попытках".
Антарктика, Нигделандия, сияющая голубым огнем Элис-ниффин и инфернальный Пенни с отрощенными золотыми руками, конечно, входят в меню вечера.Всё вместе, если честно, напоминает какую-то невообразимую солянку.
Второстепенные персонажи появляются и исчезают по воле автора, который то и дело достает их с загадочной ухмылкой из рукава, только для того чтобы сразу разменять на абсолютно дурацкий ход, не соответствующей их козырности. В результате у всех есть по одной ударной сцене, показанной их глазами. Казалось бы - есть у каждого! С другой стороны - всего по одной! И этого очень мало, чтобы оправдать существование такой массы героев, накопившейся за все три части.В книге, безусловно, есть сильные эпизоды - выход Элиота на бой за королевство, описание путешествия в виде китов, битва за Белый Шпиль глазами Дженет, тайная коллекция изобретений Маяковского ("перо, пишущее одну только правду, мышка живущая наоборот, от старости до младенчества... солому профессор превращал в золото, золото в свинец").
Впечатливший меня во второй части сюр тоже порой проскакивает, но его гораздо меньше (больше всего понравилась история с библиотечными книгами, научившимися размножаться: отпрыски художественных книг получались предсказуемо вторичными, а потомки научных - невероятно занудными. Чтобы завести побольше жизнеспособных гибридов, библиотекарь предложил вязать их насильственно. "Тайное заседание библиотечного комитета относительно этичности подобной евгеники было бурным, но ни к чему не пришло").
Но все эти позитивные моменты снова заслонялись для меня гроссмановской манерой повествования и странными оборотами перевода (как вам подстрочник о той, что "имела секс с фавном"?).Разочаровала и концовка.
Обретший наконец специализацию Квентин (починка мелких предметов - "не сексуально, зато реально") проявил неожиданную для себя решительность (рост героя?), зарезал круторогих балбесов, сам стал божеством и починил Филлори (мелким предмет сей оказался, не иначе). После чего во всеуслышание заявил, что перерос этот волшебный мир и отправится жить в обыденной реальности, что и проделал, создав на последних страницах книги новый волшебный мир посредством сложнейшего заклинания. Мир этот - внимание! - оказался очень похожим на Филлори, даже Лошадка бродит. Не дайбогКвентин другим так перерастать свои проблемы.
В общем, лузерство изжито (в отличие от осточертевших намеков на Поттера, Нарнию и Толкина), любой имеет возможность прорваться от мелочей к мирам, бог-творец живет внутри каждого и да здравствует хеппи-энд вместе с катарсисом.
Как напророчил в самом начале декан Фогг:
Не удивляйся так, Квентин. Ты всегда был одним из лучших - все это понимали, кроме тебя. И ты тоже бы понял, если бы не убеждал себя так усиленно, что тебе здесь не место.
Со своей стороны, я распрощалась с Филлори и его фанатами с радостью (тем более, что изматывающая сессия у моих студентов почти закончилась и можно переставать тупить по этому случаю в одни только комиксы да фэнтези). Наверное, лучше было бы читать эти книги с большим перерывом, чтобы не устать от однородных претензий раньше времени.
Я сделала свое дело, и в новые приключения меня не затащишь. Я заключаю сепаратный мир, вот и все.Приятного вам шелеста страниц!
24948
Аноним1 июня 2021 г.Филлори и за ее пределами
Читать далееКвентин изгнан из Филлори - волшебной страны, о которой он всегда мечтал. Делать нечего, приходится ему отправиться в Брейкбиллс, на этот раз в качестве преподавателя. Но и в Брейкбиллсе Квентину не удается задержаться надолго, поэтому ему ничего не остается как ввязаться в магическое ограбление, организуемое говорящей птицей.
Между тем, Филлори умирает. Даже боги не могут (или не хотят) спасти ее. Элиот, Дженет, Поппи и Джош хотят спасти страну, но не знают как. Могли ли Четуины, первые короли и королевы Филлори, знать что-то? К сожалению, большинство из них мертвы.
Плам почти закончила Брейкбиллс, но одна выходка стоила ей исключения. Теперь Плам рекрутируют в команду для ограбления, и - какое совпадение - профессор Колдуотер тоже тут! Но почему им нужна именно Плам? Не связано ли это с тем, что она потомок Четуинов?У книг Льва Гроссмана есть удивительное свойство: они мне нравятся, но абсолютно полностью забываются после прочтения. Так и в начале этой книги, у меня ушло много времени чтобы вспомнить что происходило в предыдущих. И так и не вышло. Если бы не сериал и краткие пересказы первых двух книг, я бы, наверное, вообще не поняла о чем идет речь.
Приятно видеть, как вырос Квентин за три книги. Я особенно сильно запомнила его депрессивный взгляд на мир, когда даже магия не могла зажечь искру в нем. В начале книги он ненадолго возвращается к своему бесцельному и бессмысленному существованию, но быстро справляется. В нем появилась жизненная сила и цель - вернуть Элис из мертвых.
Элиот и Дженет стали истинными правителями Филлори, которым важен их народ и судьба их страны. История Дженет о том, как она заполучила ледяные топорики достойна большего, чем быстрый пересказ в одной главе.
Поппи и Джош появились скорее для фона, а Джулия вообще сыграла роль deus ex machina.
На счет Плам я не уверена. Стоило ли вводить нового персонажа в последней книге? Единственное, чем Плам отличилась, так это своим четуиновским наследием.Первая половина книги долго раскачивалась, но эта книга бы получила оценку гораздо ниже, если бы не ее вторая половина. Каждый получил то, чего заслужил и концовка была эпичной.
20463
Аноним28 ноября 2016 г.Читать далееКвентин прошел путь из грязи в князи, где из обычного парня вырос до Короля волшебной страны Филлори. Из короля опять в грязь, пополняя ряды неудачников, изгнанников из мира волшебства. Вернее из мира Филлори, в Брейкбиллс Квентин вернулся, чтобы окончательно определить свою специальность. Все мы хотим быть исключительными, сексуальными и необычными, а в итоге наслаждаемся рутиной и посредственностью, лишая себя мечты. Квентин был Королем, участвовал в приключениях, имел вокруг себя друзей и единомышленников, безбашенная юность прошла, и сейчас Квентин отбросив все представления о себе ранее, стал учителем. Не самым выдающимся, а обычным.
Элиот скучает по Квентину, и чувствует себя одиноким, да и с Филлори что – то не так, предупреждение о грядущей войне, оборачивается судьбоносным заявлением, которое может положить конец благополучной жизни в Филлори. Квентин тоже вспоминает о волшебной стране, он грезил ей больше всех, только уже перерос и больше не хочет быть Королем. Зато приключения его вновь находят в лице призрака, бродящего по Брейкбиллс. И этот призрак Квентину более чем знаком.
Квентин, как и многие из нас, пытается найти свое место в жизни. Сначала обладая амбициями и думая о своей исключительности, затем понимая, что одного этого недостаточно. Квентин не герой, он обычный и простой парень, человек со всеми присущими ему недостатками, и от этого он выглядит живым, таким парнем по соседству, только с чудинкой в лице магических способностей.
Не обошли стороной и примочки магического мира, ведь книга, несмотря на свою бытность – магическая. Тут и ковер - самолет, и превращение в животных, и если в первой книге это были любвеобильные лисы, то здесь спокойные и могучие киты, которых не волнует ничего, они просто знают свое величие и плывут по течению. Грачи тут разговаривают и нанимают работников для выполнения опасного задания, а герои, все те, кто учился в Брейкбиллс, встретятся снова. Хоть их и разбросало по разным сторонам. Последняя книга трилогии и прощание с этим нетипичным магическим миром.
19573
Аноним5 марта 2019 г.Читать далееФинальная книга трилогии, без дураков, прекрасна. От первого и до последнего слова, от сюжета до его воплощения - вот в ней все хорошо, никакой затянутости и некоторой несбалансированности, нет-нет да и проглядывающих в предыдущих частях. Если после первой книги я сомневалась в ее оценке, после второй решила, что задумка, конечно, любопытная, но вряд ли я когда-нибудь возьмусь перечитывать цикл и рекомендовать другим тоже едва ли стану, то после третьей мое мнение кардинально переменилось. На моей шкале оценок это выражается следующим образом: "Волшебников" я оценила на тройку с плюсом, "Короля Волшебников" - на твердую четверку, ну а "Земля Волшебника" - безусловные пять звезд и сердечко в "любимых". Однако, в этом цикле нет "неважных" книг: чтобы получить полноценное представление и подлинное наслаждение от финальной части, необходимо будет последовательно прочитать предшествующие ей - иначе картинка не сложится.
К третьей книге Гроссман расписался, и она получилась поистине захватывающей, волшебной и эпичной. И завершенной, что немаловажно, причем концовка у нее, на мой взгляд, практически идеальна. Она в очередной раз заставила меня вспомнить нарнийский цикл Льюиса, на этот раз "Последнюю битву", и, как ни странно, Толкиена с его светлой грустью последних страниц "Властелина колец".
Прежде чем я перейду к сути, отмечу несколько моментов, отдельно порадовавших меня в "Земле волшебника".
Во-первых, мне понравилась Плам, она отличная героиня и очень милая девочка, приятно дополнившая компанию волшебников.
Во-вторых, я очень обрадовалась возвращению старых персонажей, которые вновь встретились в этой книге и, так или иначе, поучаствовали в основных событиях. Это касается и главных героев, и второстепенных. А часть с дневником Руперта вообще одна из моих любимых в этом романе.
В-третьих, было здорово, что автор уделил целые главы повествования Элиоту и Дженет. Они, конечно, производили впечатление даже тогда, когда мелькали фоном, но так раскрылись еще больше и стали еще роднее и ближе.
Ну а теперь о главном.
К тридцати годам Квентин Колдуотер, наконец, вырос и обрел характер и свой собственный путь. Не сразу, через очередные потери и испытания, но, тем не менее, он нашел, что искал. Однако, ни в этом мире, ни в других ничто на дается просто так, и Квентину пришлось принять очень нелегкие решения и заплатить тем, чем он дорожил больше всего. Давая жизнь чему-то новому, расчищая ему дорогу, приходиться отказываться от привычных, знакомых и родных до боли вещей. "Волшебники" - это классический роман взросления в фэнтезийной упаковке, и, чтобы стать взрослым, Квентину необходимо отпустить свое детство, а значит, отпустить Филлори.
И он справляется с этой задачей, предварительно умудрившись спасти Волшебную Страну своего детства от полного разрушения, дать ей новую жизнь... но для других, потому что сам Квентин ее уже перерос, и в Филлори для него больше нет места, хотя никто его оттуда теперь и не гонит. Уходит он сам. И это правильное решение, правильная концовка, и все же немного грустная, потому что прощание - это всегда печально. А Квентину приходится попрощаться с Филлори, со своими друзьями, которые остаются там, со своим прошлым... чтобы шагнуть в будущее, рука об руку лишь с одним товарищем прежним дней.
Теперь вы понимаете, почему я вспомнила Толкиена?
"Волшебный" цикл Гроссмана - это игра в постмодернизм и одна сплошная метафора. Но при этом в итоге у автора получилось еще и настоящее фэнтези, достойное стоять на одной полке с теми классическими образцами жанра, на которые он опирался.
И вот теперь, после финальной книги, я с чистой совестью могу сказать, что эта трилогия действительно достойна внимания.И если до прочтения "Земли волшебника" я считала, что сериал по книге вышел лучше первоисточника, то сейчас я нежно люблю и то, и другое.
Они достаточно сильно разошлись, но основа у них одна, и притом, что, по сути, мы имеем на ее фундаменте две разных истории (что, по-моему, даже к лучшему в данном случае), они каким-то странным образом гармонично дополняют друг друга, хотя и могут восприниматься по отдельности.17741
Аноним8 февраля 2017 г.Читать далееВолей Эмбера Квентин снова оказывается на Земле и перспектив вернуться в Филлори пока не предвидится. Парень пытается приспособиться к обычной жизни, устроившись преподавателем в Брекбиллс, однако вскоре ввязывается в авантюру, связанную с наследием Четуинов. Упомянутая авантюра оказывается куда сложнее и опаснее, чем казалось на первый взгляд, и неизвестно, куда она может его завести.
В Филлори же снова все не слава богу - Эмбер напророчил волшебной стране скорый конец и Верховный король Эллиот с королевой Дженет отправляются в путешествие, дабы выяснить, что угрожает Филлори и как с этим бороться.Главы о Филлори прекрасны, Элиот и Дженет мне уже как родные и читать об их приключениях - одно удовольствие. Да и эпизоды о Земле и Квентине тоже вполне неплохи. Сюжет в целом интересен, жаль только, что временами автор снова чрезмерно увлекается подробностями, местами затягивая повествование.
Эта книга однозначно лучше первой, но на мой вкус, хуже второй.
Как бы то ни было, впечатление от трилогии в целом положительное. Правда, забавно, что самое многообещающие направление - учеба в магическом колледже - оказалось пустышкой и особо интересными поворотами не отличилось. Тогда как канитель с Филлори, на первый взгляд отдающая чепухней, обернулась изюминкой и украшением повествования
14307
Аноним2 января 2019 г.Читать далееЗакрываю последнюю страницу последней книги - и думаю, про что вообще была эта история? Зачем её читать? Могу ли я её кому-то посоветовать?
Первая книга полна хулиганских деконструкций "Хроник Нарнии". Она смешная и еретическая, очень подростковая, пронизанная сладким чувством протеста против фентези-догм.
Вторая - совершенно другая история, история Джулии, талантливой, но очень несчастной девушки, которая преследует свое счастье не там и не так, пока не становится слишком поздно. В ней вообще могло бы и не быть магии.
А третья книга - история Квентина, уже не то гневного, то апатичного подростка, который перестает быть таким ёжиком в тумане и наконец-то становится живым человеком. Хотя формулировать происходящее как "взросление героя" мучительно не хочется. Сразу как будто из-за угла начинают выглядывать какие-то обязанности, которых ты не просил, и Скучная Взрослая Жизнь, а книга-то не об этом.
В ней совершенно пронзительные бытовые сцены, моя любимица - та, в которой Квентин проживет смерть отца и заодно утрату иллюзий, что кто-то его когда-то безусловно любил. И когда наполнять себя иллюзиями больше не нужно, то не остается и гнева, того гнева, который так переполнял Квентина, и с которым не могли справиться ни магия, ни наркотики, ни антидепрессанты. И все переживания героя описаны очень филигранно.Третья книга для меня про то, как герой находит то, что давно потерял, находит, чем наполнить себя, чтобы наконец-то перестать страдать и начать творить. Хорошая человеческая история, и даже вкусно написанная, но стоила ли она трехтомника?
Скорее нет, но мир - несовершенная, хотя и бесконечно удивительная штука.13732
Аноним4 сентября 2014 г.Читать далееЯ читал "The Magician's Land" со всеми обязательными симптомами фанбоя: коварный симбиоз желания поскорее добраться до конца и нежелания расставаться с каждой страницей, паузы между главами, разжигающие аппетит, и даже в этих перерывах - непрошеная зацикленность мысленных процессов на попытках выстроить красочные теории о том, что случится дальше. Как ни странно было это осознавать, вторичная (в приличном смысле слова) и даже в чем-то пародийная вселенная "Волшебников" зацепила меня куда сильнее, чем целый ряд предположительно оригинальных серий, прочитанных за последнее время.
В тегах я по привычке проставил "young adult", хотя Квентину Колдуотеру здесь уже тридцатник. Рефлекс, как выяснилось, сработал не зря, ведь по-настоящему взрослеет протагонист только в этом томе - не столько даже взрослеет, пожалуй, сколько учится примирять в себе ребенка и мужчину, задвигая раздражительного и раздражающего подростка на задний план. В "Стране чародея" ему предстоит увидеть многих старых персонажей новыми глазами, и прежде всего - себя самого (а я больше всего порадовался очередной встрече с профессором Маяковским). Еще, конечно, будет спасение мира на типично гроссмановский манер - циничное раздолбайство напополам с мифологичной серьезностью ("I’m a bit more than a demigod now - more of a three-quarters god. There ought to be a word for it”), но линия Филлори настолько завязана на Квентине, что все это можно считать звеньями одной цепи.
Моя девятка - чистой воды бесстыжее фанбойство, после первого прочтения я не могу сказать, что конец трилогии удался Гроссману безупречно. Очень непонятная героиня Плам так и остается размытым силуэтом Квентина, несмотря на несколько эпизодов, которые она проводит под светом софитов: все-таки остальные основные герои нам давно знакомы, а этого кота мы впервые видим, и ей очень сложно вписаться в устоявшуюся динамику "физических детишек". Ближе к концу автор начинает разматывать сюжетную леску так быстро, будто на другом конце - улепетывающий без оглядки синий кит, и особенно обидно за потенциально мощную линию ниффина-Элис, которая разрешается слишком уж поспешно. Ну и вдобавок ко всему, меня смутил выбор толкиновской "good catastrophe" в качестве философии эндинга: все-все фэнтезийные тропы он, значит, за эти три книги поставил с ног на голову, а здесь вдруг решил встать в позу. Смутил, но не расстроил - я не нашел в себе для этого достаточной беспристрастности.
И тем не менее, "The Magician's Land" - это славная развязка, закономерно проистекающая из первых двух книг. Я уже скучаю по этим неоднозначным героям и стране Филлори, которая переросла свой изначальный статус "кривого зеркала" льюисовской Нарнии, и думаю, что вернусь к ним еще не раз - надеюсь, что Лев Гроссман тоже.
Элис! Часть меня хотела, чтобы Квентин - в который уже раз! - сел в лужу и оставил ее ниффином, но эта ее отповедь после возвращения в физическую оболочку была одним из самых мощных моментов книги. Как я уже сказал, ее пост-ниффиновский синдром проходит слишком уж быстро, хотя в целом я не возражаю против их угловатого воссоединения с протагонистом, которое может как пойти прахом, так и привести к чему-нибудь путному. Элис/Квентин ОТП forevah.
И Пенни такой душка все-таки. Несмотря на всю его заносчивость, совершенно невозможно человека ненавидеть. "You were on a break" из первой части до сих пор вспоминается.12388
Аноним18 февраля 2021 г.Читать далееНаконец-таки я догрыз этот цикл. Последняя книга далась особенно тяжело, в первую очередь из-за сильно не понравившихся первых двух книг.
Филлори спасена и в награду Квентин изгнан из нее навсегда. Он решает вернуться в школу. Но тут еще поступает задание - найти баул, в котором не понятно что лежит. А под конец выясняется, что мертвые не такие уж и мертвые и возврат к жизни возможен.
Цикл мне не понравился по многим причинам: это медленное повествование, доходящее просто порой до отсутствия всякой динамики. Это герои, которые меня раздражали, это убогие диалоги, как например:— Клевые топорики, — сказал Джош. — Где ты их…
— Твоя мама дала. За секс.
— Чего?
— Угу. Ей понравилось.И это экранизировано?
11187