
Флэш-моб "Урок литературоведения"
LadaVa
- 434 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Так уж вышло по одной из игр мне выпало прочесть произведения этого норвежского писателя. Ознакомившись с его биографией пришёл в некоторое недоумение, которое известно всем, кто хотя бы раз сталкивался с творчеством Кнута Гамсуна. Конечно же, я имею в виду слепую преданность автора фашистской Германии и её идеологии. Даже в то время, когда господство фюрера подходило к концу, а сам режим обнажил всю свою коварную сущность перед лицом всего мира, навсегда запятнав себя нечеловеческими преступлениями – К. Гамсун оставался непреклонен. И даже несмотря на лиризм и глубокую сущность его произведений, репутация сего норвежского писателя оказалась для меня сильно подпорченной.
Видимо также думали и сами норвежские власти, вычеркнув для себя из списка сего автора на долгие десятилетия. А ведь популярность К. Гамсуна с начала вплоть до середины ХХ в. была поистине феноменальной. В 1935 г. он выпускает два своих последних произведения, чтобы потом, уже после войны выйти лишь единожды – с автобиографическим. Парадокс, но несмотря на все эти обстоятельства, Кнут Гамсун остался популярен в России – стране, как никакие другие изведавшей на себе все «прелести» фашистского режима. Книги Кнута Гамсуна находили отклик у самых разных слоёв общества: для развлечения и для наслаждения литературной, для раздумий над смыслом жизни и психологией общества в целом. Как отмечает Б.А. Ерхов:
В чём же секрет Кнута Гамсуна, какие творческие приёмы заставляли читателей с жадностью глотать его книги, несмотря на эксцентричные выходки самого автора. Что заставило Гамсуна симпатизировать фашизму (этот вопрос меня особенно интересовал) – попытался выяснить Борис Сучков. Последний, кстати, - один из первых в СССР исследовал его творчество. Данный обширный и по сути первый биографо-аналитический очерк был написан к выходу всё того же двухтомника… 1970-го года. Видимо, несмотря на большой спрос на произведения автора, с критическим трудом о его творчестве не спешили, опасаясь всё по тем же причинам. Очерк Б.Л. Сучкова, однако, получился вполне удачным. Впоследствии он включался в практически все сборники трудов Кнута Гамсуна.
Обычная для писателей той поры биография: раннее увлечение писательством – большие надежды – поездка в столицу – неудачи, и как результат – крайняя нищета, но не разочарование. Из-за постоянного голода Кнут Педерсен (его настоящая фамилия) уехал на заработки в Америку, но и там столкнулся с несправедливостью и крайней жадностью. По возвращении, под псевдонимом Кнут Гамсунд выпускает свой первый «стоящий» роман «Голод» - в сущности – вариации на тему пережитого, и на следующий день… проснулся знаменитым. Правда, мелкие неприятности всё же были – наборщики в типографии упустили последнюю букву из его псевдонима. Но, Кнут, говорят, не расстроился – новый псевдоним ему так понравился, что он решил сохранить его за собой, оставшись навеки в сердцах поклонников Кнутом Гамсуном.
А дальше была менее печальная, но всё же полная забот жизнь. Сам автор признавался, что большое влияние на него произвело творчество Достоевского, характерные черты писательской манеры которого он постарался воплотить и в своих романах. Борис Сучков проводит параллели между этими двумя авторами, выделяет общие и особенные черты. Много внимания Б. Сучков уделяет анализу произведений норвежца: от потерпевшей крах и сгинувшей в огне камина любовной повести «Фрида» - до глубоко социального романа «Замкнутый круг». Вообще, практически всё творчество Гамсуна было посвящено изучению сельской глубинки, нравов его жителей. «Меня всё время упрекали, что в провинции никогда ничего не происходит, - вспоминал как-то сам Кнут. – Но это далеко не так. В деревенской глуши порой происходят куда более значительные и занимательные события, порой не менее, или куда более достойные внимания авторов».
Одним из наиболее интригующих для меня вопросов было то, как объясняет Б. Сучков такой щепетильный вопрос – приверженность Кнута Гамсуна фашизму и его симпатии к Гитлеру, учитывая то, что сам он относился к поколению, сражавшемуся с немцами на фронтах Великой Отечественной, а с 1943 г. – работал в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Получилось на мой взгляд несколько топорно, неестественно, к тому же в самом духе идеологии того времени. Автор просто сослался на почтенный возраст писателя, «препятствующий Гамсуну внять требованиям прогрессивных общественных сил в родной стране» - Кнуту тогда уже шёл девятый десяток – его глухоту (сам Гамсун также на неё ссылался на послевоенном суде над фашистами), то есть по сути назвал его старым маразматиком. Это при том, что сама комиссия не нашла в старом Педерсоне никаких серьёзных психических отклонений. Впрочем эти «тонкости» не помешали вполне удобному объяснению и, к сожалению, до сих пор большинство критиков и исследователей придерживаются именно такого варианта. Но этого Б. Сучкову показалось мало, ведь теперь у СССР был другой враг – поэтому в приверженности Германии Б. Сучков усмотрел стремление писателя вылить ненависть к США и Англии: