
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 января 2017 г.Сколько нужно ангелов, чтобы поменять лампочку?
Лишь у колонны встретится очамиЧитать далее
С подругою - она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова...
(А. Блок, "Пляски смерти")ПТСР
Мучительно сложное сплетение судеб нескольких евреев, переживших Холокост и эмигрировавших в Америку, но так и не сумевших снова вернуться к жизни. Это может проявляться по-разному: кто-то после голодного времени постоянно ест и никак не может насытиться, а кому-то кусок не идёт в горло от чувства вины - эту бы краюшку хлеба, да в концлагерь, можно было бы спасти чью-то жизнь, они умерли от голода, а я тут обжираюсь, бог наказывает меня за грехи, все праведники ушли на небо... Герман, главный герой романа, таскается по Нью-Йорку и высматривает надёжные убежища от фашистов и хорошие огневые точки.Знаете, когда я читаю военные или блокадные истории, меня больше всего поражает, что люди в это жуткое время продолжали жить - ходить в школу, учить детей, устраивать театральные постановки... Я каждый раз думаю - как, как им это удавалось? Разве под постоянными бомбёжками можно думать об учёбе? Разве, выбравшись из окопа, хочется не спать, не забыться, а сходить посмотреть концерт приехавших специально для этого актёров? И отвечаю себе - да, в этом наша сила, в умении не сдаваться и жить при любом раскладе. Может, только это и спасает от сумасшествия - вести себя так, будто ничего не случилось. С неба может падать снег, а могут - бомбы, "но откладывать жизнь никак нельзя". И всё равно поражаюсь каждый раз, умом понимаю, а чувствами - не могу. И герои этого романа тоже не могут, ни умом, ни чувствами, отрешиться от случившейся катастрофы. Мысленно каждый из них остался в своём концлагере. И хуже всего то, что другие как-то справляются, другие будто бы уже всё забыли, веселятся, строят бизнес, обживаются в новой стране - и ты мучаешься от того, что в мире ничего не изменилось, что величайшая трагедия, кажется, никого здесь не задела, что все эти люди должны бы носить вечный траур, а не делать деньги. Я понимаю и тех, кто пытается вернуться в норму, и тех, кто отталкивает эту норму руками и ногами, отстаивая право быть сломленным и разбитым. Быть мёртвым.
Так сколько всё-таки нужно ангелов, чтобы поменять лампочку?
Но в первую очередь эта книга стала для меня не романом о посттравматическом расстройстве страшной силы, а неожиданной отсылкой к теме добрых ангелов, так ярко описанной в Великой Русской Литературе. Если позволите небольшое отступление... В школьные годы самым сильным впечатлением от "Преступления и наказания" стала мысль, что Раскольников чуть-чуть не дождался. Его беспросветное существование сразу после совершённого убийства стало, в общем-то, налаживаться, его окружили бескорыстные ангелы, готовые помочь, поднять, выпутать из проблем - взять хотя бы Разумихина. И не соверши он своего нелепого преступления, не отрежь сам себе все пути к нормальной жизни, он бы выплыл, добился чего-то. Так мне казалось тогда, и я страшно переживала за Родиона, которому всего-то следовало набраться терпения.Проходили мы "Обломова" до или после Достоевского? Не помню. Но этот роман ещё лучше иллюстрирует, как на самом деле обстоят дела с добрыми ангелами. А именно: сколько бы их ни было, лампочку в человеке им не заменить никогда. Если она погасла - значит, погасла. Либо своими силами отрастить новую нить накала, либо вообще никак. В истории Германа, рассказанной Исааком Башевис-Зингером, ангелов намного больше, чем Герман заслуживает, и все они бессильны, как бы ни старались. Тебе нужны деньги? Вот, возьми. Тебе нужна работа? Вот синекура с хорошей оплатой. Тебе нужна любовь? Мы все любим тебя, как бы ты с нами не обращался. Ты боишься принимать решения? Вот тебе человек, готовый стать твоим гуру просто из любви к тебе. И всё это абсолютно бесполезно, потому что Герман хочет на дно, Герман хочет смерти, забвения, того самого сеновала, на котором можно скрыться от всего мира. Вот эта тема, может быть, не главная, вызвала у меня больше всего мыслей и ассоциаций.
Ещё немного о впечатлениях
Сразу скажу, главному герою нелегко вызывать сочувствие у читателя - у меня, например, не вызвал. Личность он, мягко говоря, неприятная, даже со скидкой на кошмарное прошлое. Но сам роман - удивительно хорош. Собственно, автор и не пытался замаскировать Германа под пример для подражания, у него были другие цели. Меня заворожил стиль. Конечно, нужно учитывать и работу переводчика, но автор в любом случае гениален. Почти каждая маленькая главка содержит в себе небольшое описание каких-нибудь деталей пейзажа, городского или загородного, или какого-нибудь маленького, почти незаметного события, которое так точно гармонирует с чувствами и героя, и читателя, что сила впечатления требует остановиться и дать себе передышку. Казалось бы, ну посмотрел Герман на виднеющийся в окне пляж, ну и что? Без "описаний природы" литература не обходится. А этот пляж (единственный абзац!) становится символом, к которому, при желании, можно свести весь роман, через него объяснить каждого персонажа и всё происходящее.
С залива доносились запахи пива, гари, моря и рыбы, смрад разложения и смерти, рождения и битвы - древние мрачные ароматы, которым нет названия. Высунув голову, Герман увидел разрушенные корабли, оставленные здесь неизвестно когда и медленно разваливающиеся на части. Их липкие палубы обросли раковинами моллюсков, живых, но погружающих корабль всё глубже в смертельное оцепенение.Живые, но погружающие корабль всё глубже в смертельное оцепенение...
601,2K
Аноним26 июля 2018 г.Читать далееЧестно признаться, люблю читать о выживании людского рода в концлагерях и лагерях советских. Чаще всего попадались мемуары. С ними гораздо проще: автор из "бывших", освободился, реабилитировался, посвятил оставшуюся жизнь воспоминаниям, уложенным на страницах его книги.
А вот читая "Историю любви" Зингера поняла, что совершенно не задумалась ранее о жизни простых смертных, любых выживших и прошедших ад лагерей гитлеровских, сталинских.Считаю эту книгу уникальной.
Во-первых, автор внушил доверие. Его истории нельзя не поверить. Думается, что описанное на страницах романа, не пережить им лично или теми, кого он знал. В любом случае, драматизм на примере нелегкой судьбы слабовольного Германа Бродера правдоподобен. Душевные мучения главного героя для меня были неожиданно-непредсказуемыми, но виной всему не только его характер, но и действительно коричневая чума прошлого века. Ну а любовная линия, вопросы веры в Бога и доказательства существования Бога, американское общество и еврейские послевоенные иммигранты с традициями и их отсутствием мне показались достаточно сочными и в некотором отношении новыми (для меня) в худодественной литературе.
Во-вторых, особенность книги в том, (а это всего лишь роман), что она косвенно и прямо познакомит читателя с иудаизмом (кому интересно, конечно же. Лично мне это несколько мешало и отвлекало от главной линии, но даже меня заинтересовали некоторые философско-религиозные отступления). В общем, автор молодец, как истинный еврейский мудрец, он ставит перед читателем много вопросов, а ответы предлагает найти самим, между строк, ставя нас перед выбором: соглашаться или нет.Спешу посмотреть постановку "Современника", хоть и на YouTube, хотя предчувствую акцент лишь на любовной линии сюжета.
361,3K
Аноним16 ноября 2020 г.Читать далееНачну издалека и не о том. Недавно одна первокурсница объясняла мне свою неготовность к занятию тем, что «загналась», читая сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Я долго пыталась у неё выяснить, что именно она имеет в виду. Теперь, вероятно, я смогу её понять, ибо, друзья мои, я «реально загналась», читая «Враги. История любви». Так книга меня ещё не мучила.
Во-первых, я никак не могла предположить, что растиражированное сегодня выражение «зона комфорта» можно отнести к двум годам на сеновале, когда Герман прятался от нацистов. Страх прочно въелся в его кровь, и когда он сам себя в очередной раз загоняет в тупик, то придумывает очередной сеновал. Он ищет его везде, он гадает, как лучше можно было бы в удобном месте устроиться и переждать. Переждать ещё одну бурю, ещё один тайфун, причиной которого он сам и был.
Два года страха сделали его безвольным человеком. Или он уже был таким, а война только просверлила отверстие в душе, и всё с шипентем вырвалось наружу? Возможно, каждая женщина для Германа - своеобразный сеновал, и поэтому он ни одну не может отпустить. И сам от этого несчастлив, и делает несчастными их. И страшно то, что ничего уже не изменить. Он так и не слез с того сеновала.
Не кончилась война и для Маши. Она всё так же кричит по ночам. Она всё так же яростно борется за выживание. Только теперь её собственным концлагерем стали отношения с Германом. Она всякий раз бросается на колючую проволоку их отношений, раздирая душу в кровь. И испытывает от этого какое-то мазохистское удовлетворение. Она всё делает с надрывом: любит, ненавидит, живёт.
То, что происходит с Ядвигой, в очередной раз доказывает, что не бывает любви из благодарности. Обязанный любить, Герман превращает жизнь своей жены в пытку. На что только не идёт полька, оставившая родину, родителей, веру ради спасённого возлюбленного. Как только не изворачивается Герман, придумывая очередную унижающую ложь.
Тамара, наверное, самая мудрая из всех женщин Германа. И природа этой мудрости наводит страх: спаслась от расстрела в яме с трупами, видела смерть собственных детей, выживала в советских лагерях. Но её мудрость не однозначна. И она не отпускает Германа от себя, готовая принять и его, и его жену, и его любовницу.
Всё, что происходит с главными героями, здорово выматывает душу. Просто читать невозможно. Невозможно осознавать, что каждый из них страдает от последствий войны и сам же осмысленно устраивает для себя свой личный концлагерь. Маша, пережившая ложную беременность, с такой жестокостью отзывается о нерождённом ребёнке Ядвиги: пусть оставит, отдаст. Герман вообще против детей, потому как детям не место в мире, где есть нацизм. Он и своих убитых детей не любит вспоминать.
Выматывают вечные метания Германа, его поиски ответа у Бога, перемешанные с жаждой знать, где и сколько мужчин было у его женщин. Два вопроса мучают его: «За что?» и «Сколько?». И последний вопрос обесценивает все философские размышления и выводы, сделанные Германом.
И исход всей этой истории, наверное, закономерен. Я долго спорила сама с собой по поводу финала. Пончалу мне казалось, что гармоничнее было бы оставить Германа живущим на чужой ферме за чужой счёт. Это ведь в его традициях. Он словно обрёл свой сеновал. Но видно и там ему уже невозможно жить.
Книга выматывает. Её трудно читать. Но книга и держит в клещах интереса. Её трудно читать и невозможно бросить. Такие книги очень нужны. Они переворачивают всё в тебе и не дают спокойно спать на мягких подушках.29848
Аноним20 августа 2023 г."Десять врагов не причиняют человеку столько вреда, сколько он сам" (еврейская пословица)
Читать далееПо сюжету книга чрезвычайно напоминает советский фильм "Осенний марафон". Только "История любви" помасштабнее: Он и Она, и ещё Любовница, и ещё Жена, и ещё... В общем положение у Германа сложное. Но не спешите его осуждать. Просто так сложилось. Сложилось само, в общем-то почти без его участия. Согласитесь, это веское оправдание. Получилось выжить, когда другие евреи гибли в газовых камерах, получилось перебраться в Америку, получилось полюбить. Только не живётся мужику; всё перебирает он воспомиания, мучается, страдает:"...в печали проходит жизнь моя и в стенаниях идут годы мои." Бедный, бедный Герман, как же тяжело ему: нужно постоянно врать, выкручиваться. Да ещё женщины тянут в разные стороны, заставляя определяться. Вот такая сложносочиненная история любви, усложненная еврейской темой и глубокими психологическими последствиями Второй мировой войны.
Я впервые читаю книгу, в которой ни женщина безоговорочно покорна судьбе, а мужчина. Просто поражают его фатализм и непреодолимая тяга к страданиям. "Что касается Германа, то он и сам для себя был загадкой. Он все время жил в каких-то безумных обстоятельствах. Он был авантюрист, грешник и в придачу лицемер." Парадоксально, но воспринимается Герман не циничным подонком (кем он, собственно, и является), а
жертвой, вызывающей сочувствие. Это странно, неправильно и глупо, но сопереживаешь ему, а не женщинам.
Талант автора раскрывается и в красоте слова, и в том эмоциональном отклике, который вызывает книга. Просто проваливаешься в водоворот чувств, удивляясь, какие причудливые формы может принимать любовь.
Странная, насыщенная, красивая и одновременно жестокая книга, которую рекомендую всем и каждому.
Единственное, что осталось для меня загадкой, это сложное название: "Враги. История любви". Если тема любви и страсти раскрыта полностью, то тема врагов осталась, на мой взгляд, в стороне. Допускаю, что я просто не уловила какой-то оттенок, но название обещает нечто большее, чем есть на самом деле.
Да, забыла про важное отличие героя книги от похожего на него героя советского фильма: Герман сумел-таки сделать свой выбор!26508
Аноним10 октября 2021 г."Мы человеческие останки..."
Читать далееНевероятно печальный, но одновременно сильный и берущий за душу роман моего любимого писателя. Долго я обходила его стороной, полагая, что чтение будет не из лёгких... Но я всегда считала, что книги приходят в нашу жизнь именно тогда, когда нужны.
Действие романа разворачивается в Нью-Йорке в конце 40-х годов. Главный герой - польский еврей Герман Бродер. Он чудом выжил в нацистской Европе благодаря крестьянке Ядвиге. Она была служанкой у родителей Германа до войны, а потом больше трёх лет прятала Германа на сеновале в своём доме, прекрасно осознавая, какой опасности подвергает не только себя и свою семью, но и всю деревню, которую, узнай гитлеровцы о спрятанном еврее, сожгли бы дотла. Тем не менее, она спасает Германа, и он в благодарность за это увозит Ядвигу с собой в Америку, получив визу на въезд в эту страну после войны. Герман зарабатывает на жизнь, работая на одного раввина: он пишет для того проповеди и статьи в журналы.
Уже в Америке Герман знакомится с Машей, которая эмигрировала за океан вместе с матерью, чудом выжив в фашистских лагерях. Маша - прямая противоположность простоватой Ядвиге: она эмоциональна, несдержанна, очень привлекательна и остра на язык. Герман проводит с ней время, обманывая Ядвигу и рассказывая той небылицы о необходимости ездить по стране для продажи книг.
Неожиданно в Америку приезжает первая жена Германа, Тамара, которую он считал погибшей: однажды к нему пришёл человек, рассказавший, что своими глазами видел, как Тамара и дети Германа были расстреляны. Но оказалось, что Тамара была ранена в бедро и, выбравшись из-под горы трупов, доковыляла до ближайшей деревни, где ей помог один поляк, знакомый её отца. С Тамарой у Германа всегда были сложные отношения, он не был привязан к детям и хотел развестись ещё до начала войны. И вот его жена, вернувшаяся с того света, стоит перед ним.
Один мужчина и три женщины. Каждая по-своему любит его и по-своему ненавидит. Ядвига подозревает его в неверности, но остаётся по-детски привязана к Герману, хоть он, выпускник философского факультета, и тяготится жизнью с крестьянкой, не умеющей ни читать, ни писать. Маша постоянно угрожает Герману разрывом, требует, чтобы он ушёл от Ядвиги, обливая ту грязью и оскорблениями.
Даже в том, что Ядвига почти три года прятала Германа на сеновале, Маша видела лишь крестьянскую хитрость. Эта полька заранее просчитала, что потом Герман возьмёт её с собой в Америку... Маша была лучшим доказательством теории Шопенгауэра о том, что интеллект - это лишь слуга воли.Тамара, хоть и производит впечатление самой мудрой из трёх женщин, поначалу не может простить Герману того, что он живёт с их бывшей прислугой, что он променял её на простую девку из деревни, и живёт, по её мнению, припеваючи, в то время как она своими глазами видела расстрел родных детей. Тамара даже не хотела избавляться от застрявшей в её теле пули, полагая, что она напоминает ей о детях, будучи выпущенной из того же револьвера, что оборвал жизни её сына и дочери.
И, тем не менее, каждая из этих женщин по-своему сильнее Германа, который всё никак не может начать жить нормальной жизнью. Ему всё время кажется, что за ним придут нацисты; каждое новое место, куда он попадает, он рассматривает с точки зрения того, сколько времени там можно будет укрываться, оставаясь незамеченным. Он довёл себя до ручки этими фантазиями и размышлениями, но остановиться ему не хватает силы воли. Раввин, на которого он работает, пытается найти причину рассеянности и мнительности Германа:- Переживший то, что я пережил, больше не принадлежит этому миру.
- Красивые фразы, пустые слова. Вы принадлежите этому миру так же, как и все мы. И пусть вы тысячу раз были на волосок от смерти, но пока вы живёте, едите и ходите, извините меня, в уборную, вы человек из плоти и крови, как и все мы. Я знаю с десяток узников лагерей и даже таких, которые едва избежали печей. Несмотря на всё это, они прекрасно устроились в Америке: ездят на машинах, занимаются бизнесом. Можно быть на том или на этом свете, но нельзя стоять одной ногой на земле, а другой - на небесах. Вы заигрались, вот и всё. Но зачем вам такая роль?
Герман не может найти в себе силы уйти от Ядвиги, полагая, что обязан ей жизнью, и не в праве её бросить. Тамара пытается объяснить ему, что он мучает Ядвигу, заставляя её жить в чужой стране, где она боится даже лишний раз выйти из дома, поскольку не знает ни слова по-английски.
Маша тоже страдает. Её религиозная мать Шифра-Пуа всё время ругает её за то, что она живёт с Германом вне брака, целыми днями молится и причитает, считая что Бог оставил её в живых в наказание за грехи, в то время как все праведные евреи погибли. Маша, явно испытывая определённые психологические проблемы, пытается заглушить их то в алкоголе, то в необъяснимых вспышках ярости, то в нескончаемых ссорах с матерью.
Они любили друг друга и без конца доставляли друг другу неприятности. Уличали одна другую в неправоте и в то же время готовы были пожертвовать собой.Герман постоянно пытается найти ответ на вопрос, для чего были нужны все те страдания, которые пришлось пережить его народу в Европе. Он замечает, что среди эмигрантов в Америке то и дело стали попадаться бывшие нацисты, и мысль, что он ходит с этими людьми по одним улицам, сводит его с ума. Маша однажды пошла в булочную за хлебом и узнала в продавце бывшего капо из их барака в лагере. В то же время, он не понимает, как многие евреи, перебравшись в Америку, начинают вести обычную жизнь: потерявшие детей женщины вновь выходят замуж и снова становятся матерями, мужчины-вдовцы, чьи жёны сгорели в гитлеровских печах, женятся. В чём же тогда заключается избранность его народа?
... Если Господь решил усовершенствовать свой избранный народ посредством гитлеровских репрессий, Он совершил ошибку. Почти все соблюдающие Закон евреи погибли, а те, кому удалось избежать этой участи, за редким исключением не имели ни веры, ни желания вновь обратиться к религии. ... Катастрофа не послужила уроком практически никому - ни преступникам, ни жертвам.В себе Герман не видит никаких сил ни для продолжения рода, ни для жизни
- Мы уже не люди, мы человеческие останки. Как развалины, оставшиеся от гетто, обломки и ошмётки. Всё валяется в одной куче: шкатулка для этрога, детский череп и кошачий скелет.
Показав главного героя слабым и абсолютно безвольным человеком, Зингер, тем не менее, не сделал его отталкивающим. Читая роман, прекрасно понимаешь Германа, хоть многие его поступки и кажутся дикими. Даже в названии произведения заложен определённый смысл: все герои романа, мучая друг друга, и, таким образом являясь врагами, тем не менее остаются движимы любовью, как бы странно это ни звучало...
Очень тяжёлое произведение. Я не жалею, что прочла его, но начинать знакомство с творчеством Зингера с этого романа не рекомендовала бы. После него в голове остаётся так много вопросов, что становится тяжело дышать и очень хочется выйти на улицу, на свежий воздух. Неспроста автор пишет, что десять врагов не причинят человеку большего вреда, чем он сам....
Эту книгу стоит прочесть, если вас не пугает погружение в мир людей, чьи души выжжены огнём холокоста, у которых нет будущего, нет радости и надежд. Они словно призраки населяют мир, и в то же время остаются в стороне от него.
Шифра-Пуа говорила обычно, что душа, как и тело, может вынести определённое количество ударов и потрясений, и не более того. Потом она перестаёт чувствовать боль.Исаак Башевис Зингер писал свои произведения на идиш. Затем они переводились на английский, а уже потом - на другие языки. Роман "Враги. История любви" тоже существует в двух версиях, я читала перевод с идиш, хотя вторая, английская версия, считается более простой для восприятия. Но одно не подлежит сомнению: Исаак Башевис Зингер, лауреат Нобелевской премии по литературе, ставший "голосом погибшего польского еврейства" и посвятивший этот роман тем, кто выжил в пламени Катастрофы, невероятно талантливо и точно показал "трагический излом судеб и медленную гибель спасшихся."
P.S. В 2011 году в театре "Современник" был поставлен спектакль по этому роману. Машу играет Чулпан Хаматова, Ядвигу - Алёна Бабенко, Тамару - Евгения Симонова. Очень хорошая постановка!24711
Аноним24 апреля 2019 г.Читать далееМногогранная книга. Получив совет в игре на тему "Любовный треугольник", рассчитывала скорее на мелодраму, в которой в центре внимания будут отношения и душевные коллизии героев, связанные с их двойственным положением. Эта же книга оказалась гораздо шире и глубже.
Запутанные отношения героя с его женщинами - это только один пласт истории. Действие книги происходит то ли в самом конце 40-х, то ли в начале 50-х в США, куда эмигрировали герои, евреи, побывавшие в нацистских, а кто и в советских лагерях. Конечно, всё это были люди с глубочайшей психологической травмой, прошлое их не отпускало, преследовало. И у всех проявлялось по-разному. Кто-то решил "обнулить" свою жизнь, начать с чистого листа в новой стране, вести себя так, как будто ничего не случилось, но главные герои романа были не из их числа. Герман Бродер, во время войны укрывавшийся в доме своей будущей жены, все время прокручивал в своей голове мысли на тему "А если Нью-Йорк захватят нацисты?" Обдумывал варианты, где можно укрыться или устроить огневую точку. Я долго не могла понять, являются ли эти мысли навязчивыми идеями или ему просто нравилось фантазировать на эту тему, как одному из героев комедии "О чем говорят мужчины", достававшего приятелей вопросом "А вдруг немцы придут?" В итоге пришла скорее к этому выводу, т.к. фантазия у Германа была весьма неплохо развита, а в целом он особой симпатии не вызвал, заврался, запутался в своих женщинах, бросил беременную жену, чтобы уйти к другой жене (Да, у Германа их было даже не две, а целых три). Маша, ради которой он и совершил этот некрасивый поступок один сплошной комок нервов была, мало ела, много пила, еще больше курила, вообще достаточно истеричной бабенкой оказалась. После того, что она пережила - это все понятно и даже закономерно, за это я ее не осуждаю ни в коем случае, но вот ее отношение к Ядвиге - жене Германа... Именно Ядвига спасла ему тогда жизнь, а у Маши для нее были только проклятья и брань, неистовая ревность не оставляла места для благодарности за спасение любимого человека. Да и любила ли Маша его по-настоящему? Мать Маши, и без того набожная, дни напролет молилась за убиенных, причитала, что, видимо, она не достаточно праведница, раз осталась жива. Тамара, первая жена Германа, чудом оставшаяся в живых после расстрела, постоянно твердила, что внутри она мертва, это не она, а только ее оболочка, что, впрочем, не мешало ей, например, следить за собой и принимать живейшее участие в жизни окружающих, в том числе и мужа. Для меня именно вот этот драматичный пласт романа, рассказывающий о мыслях и чувствах выживших в аду лагерей героев, оказался наиболее интересным.
Кроме того, автор много внимания уделяет иудаизму, традициям, философии. Я человек сугубо светский, религией интересуюсь постольку-поскольку, поэтому для меня ее было, пожалуй, многовато, как и религиозно-философских размышлений героя в целом, а он, философ по образованию (изучал философию до войны) и по жизни, на страницах книги рассуждает очень много. Жаль, что только о высоких материях, а не своих земных делах. Вообще, своими отношениями с женщинами он мне чем-то доктора Живаго из одноименного романа Бориса Пастернака напомнил, на одной женат, другую любит, с третьей живет, потому что так жизнь сложилась. Да и в целом такой же рефлексирующий интеллигент, плывущий по течению все дальше вниз. Что стало с Германом в итоге, автор решил оставить на усмотрение читателей, что лично меня слегка обескуражило, я бы предпочла любую определенность открытому финалу.
241,2K
Аноним26 мая 2012 г.Эта книга меня уносит... Если спектакль не отпускал в течение вечера после выхода из театра, то книга уже на пятидесятой странице делает с мозгом "уууух", проваливая его в воздушную яму, и эмоции застывают будто бы между жизнью и смертью. Так запутано-умалчивающе-больно, что как будто бы все в порядке.
А после прочтения еще и грустно. Ведь так происходит, когда гордиев узел распутать не удается: люди зачем-то умирают или исчезают. И не сказать точно, легче ли от этого тем, кто остался.15666
Аноним16 апреля 2018 г.Читать далееКакая-то странная книга.
Меня очень привлекла тема: евреи после концлагерей. Действительно, ведь когда их освободили и они оказались на свободе, мне казалось, что как в сказке - счастливый конец. Но так ли это? Разве может человек живший как животное, даже хуже животного, видевший смерть, сам ни раз зависавший над пропастью под названием «газовая камера», разве может он, испытавший насилие и унижения, голод, холод, болезни и нечеловеческий страх и желание выжить любой ценой остаться нормальным и жить счастливо?
Нет, их ад продолжается. Концлагеря живут в их головах, мертвые приходят во снах. Они выжили, но прийдя в себя, немного оттаяв они горюют и оплакивают родных и близких, которые умирали на глазах и задаются вопросом, зачем было жить? Нет отдушины и в синагоге. После ужасов военных лет они разуверились в Боге... каждый божий день они фантазируют как на будто и этот город оккупировали нацисты, строят планы как и где они будут укрываться и выживать.
И казалось бы от этой темы играй, да пляши!
Но автор почему-то изображает совершенно не симпатичного героя. Слабовольного, жадного, грубого, лживого, смеющего поднять руку на беременную женщину, который оказался между двумя (хаха, как бы не так)! Между ТРЕМЯ женщинами. Со всеми спит, почти никого не в состоянии нормально содержать. Меня дико коробило, что автор так много размышляет о Боге и тут же через пару слов о сексе. О боге и сексе, о сексе и боге... не вязались эти две темы.
Да и женщины Германа совершенно не привлекательны.
Ядвига - глупа и фанатична.
Тамара - твердит, что она мертва и лезет не в свои дела. О, какой у нее длинный-предлинный язык, который она маскирует под словами «я говорю правду».
Маша - злоупотребляет выпивкой, шлюховата, лжива.
Все женщины любопытны, подозрительны.
Совершенно отсутствует уважение к старшим, к родителям, к более слабым...
Я не могла бросить книгу, так как все ждала раскрытия той самой интересной темы, но читать было очень не приятно из-за героев.
Таким как-то и сострадать не получалось.
А еще... в концлагерях сношались все подряд? Отдавались полузнакомыми мужчинам? Дочери делали это на глазах матерей? Братья и сестры не могли дождаться этого? Вы серьезно?! Умирающие от голода люди только и думали о сексе, ага...
Конец книги вообще разочаровал. Автор пришел ни к чему. Герман не то помер, не то пропал, не то сбежал. Только куда и зачем? Вот же он был - любимый сеновал, на котором можно счастливо жить и не принимать вообще никаких решений, не нести совершенно никакой ответственности за кого-либо. Паразитируй себе на здоровье. Так нет же. И тут не то и так не эдак.141K
Аноним3 января 2022 г.Читать далееЭто весьма непростая книга. Когда-то Толстой заметил, что многие книги заканчиваются свадьбой, вместо того, чтобы с нее начинаться. Тоже самое можно сказать про книги о Холокосте. Часто в романах одному из героев удается вырваться из этой преисподней, выжить. И на этом книга заканчивается. Книга, но не жизнь. А теперь выжившему придется начать все заново и на пустом месте. Часто в другой стране, потеряв всю семью, друзей, оставшись в одиночестве и испытывая мучительное чувство вины перед погибшими.
Наш герой обосновался в Америке, он имеет тут жену и любовницу. Казалось бы, мужчина весьма успешен. Но стоит узнать его поближе, и понимаешь, что это только осколок от человека, который лишь пытается собрать из себя какой-то узор как в калейдоскопе, но получающиеся ему не нравятся, а сделать то, что ему хочется, он не в состоянии. Он не хочет заводить детей, потому что его первенцы были расстреляны немцами, и теперь он слишком не доверяет миру, чтобы вводить в него малышей. Он живет теперь в мирной Америке, но не перестает бояться войны. Он содрогается, слыша об очередных военных конфликтах, где бы они ни были. В каждой квартире, где бы он не оказался, он строит в уме всевозможные планы, где бы он мог спрятаться, если бы опять пришли немцы. Как замуровать дверь в ванной, как получать туда еду, где бы он мог спать и чем там заниматься. Конечно, три года, которые он провел спрятанным на сеновале, не могли пройти бесследно.
Случается чудо, его жена оказывается жива, после расстрела ей удалось выбраться, раны были не смертельны. Как же происходит встреча двух супругов? Разумеется, все не так безоблачно между когда-то молодыми супругами, отношения между которыми никогда не были гладкими. Но теперь между ними стоят еще и те, страшные годы. Как может она так молодо выглядеть и так красиво одеваться? - думает муж. - Ведь у нее на глазах погибли наши дети. Но и она тут же парирует: а где был ты? Прятался на сеновале? Да, другие приезжали и, ценой своей жизни, спасали свою семью, вывозили ее. А ты предпочел отсиживаться на сеновале три года, пока твоя крестьяночка носит тебе туда поесть. Изломанные люди, изломанные судьбы, к ним не подойдешь с обычной меркой. Теперь у нашего героя есть одна, первая жена, которую он считал погибшей. И вторая жена, та безответная крестьянка, которая спасла его, рискуя и своей жизнью, и жизнью своих родных. Она чужда ему по духу. Он, образованный человек, знающий языки, и она, крестьянка, которая боится транспорта, неспособна говорить с окружающими людьми, заперлась дома и шарахается от всего вокруг. И та женщина, которая его любит, его любовница. Наверное, наиболее отвечающий ему по темпераменту человек. Неугомонная, бесшабашная, отрицающая иудейскую веру и терпящая ее только ради матери, она точно такой же продукт лагерного распадка. Она не может спать ночами, ее не оставляют видения, она кричит от ужаса.
Они выжили, им повезло, они должны быть счастливы. Но как же сложно найти его, это свое счастье, позволить себе снова стать человеком.11635
Аноним3 июля 2024 г.Еще один Фима…
Читать далееКнига очень напомнила «Фиму» Амоса Оза, главный герой такой же никчемный человек, который влачит свое жалкое существование в вечной лжи, лавируя между любовницами, не принимающий никакой ответственности ни за свою жизнь, ни за жизнь женщин, с которыми живет. Как флюгер, куда женщины его направят, туда он и поворачивается. Более того, он даже живет за их счет, практически ничего не зарабатывая и столуясь либо ночуя, то у одной, то у другой. Видимо, такой персонаж является довольно типичным для еврейской литературы. Не понятно только, что женщины в нем находят, носятся с ним, как с писаной торбой, и совершенно не заслуженно.
10213