
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 марта 2022 г.нон-фикшн 03:35
читая роман как человек, живущий в россии XXI века, чувствуешь не то что бы похожесть, а просто бешеную повторяемость реакций общества.
поучительная нота и белая правильность некоторых персонажей мешает им верить, несмотря на то, что сюжет по фактам.
свершилась величайшая в мире гнусность. свершается каждый день3239
Аноним19 сентября 2021 г.Бесславный финал
Читать далееПоследняя книга Эмиля Золя, роман из недописанной серии "Четвероевангелие". Провинциальный учитель Марк Фроман несет свет истины на своем скромном педагогическом поприще. Главное призвание для него - борьба с католической церковью. По мнению Марка, именно она несет ответственность за все беды Франции. Тихую провинциальную жизнь нарушает громкое преступление: изнасилован и убит школьник. В убийстве обвиняют учителя-еврея Симона Лемана. Марк уверен в невиновности своего коллеги и подозревает общину монахов-капуцинов в фальсификации доказательств с целью выгородить преступника в своих рядах, разжечь антисемитские настроения в народе и усилить власть католиков. Расследование затянется на много лет и завершится блестящим триумфом прогрессивных сил.
В основу книги, как легко догадаться, легло "дело Дрейфуса", в котором Эмиль Золя принимал непосредственное участие. Но если реальный Дрейфус попал под удар армии и правительства, то Золя отводит власти второе место. Римская церковь - вот кого автор считает главным врагом. Отрицая теорию "еврейского заговора" автор придумывает собственную - католический заговор. Иезуиты оплетают Францию невидимой сетью, чтобы ниспровергнуть ее в пучину средневекового невежества.
Последние романы Золя почти целиком состоят из пропаганды, ненависти к католикам (в "Истине" уже совсем доходит до абсурда, попы лично плюют в каждом французском подъезде) и ожидании счастливого социалистического будущего с налетом языческих культов (поклонение природе и плодородным силам). Последние романы очень длинные, в два раза длиннее любого раннего, чтобы читатель помучился как следует.
Закономерно, что никто не сожалеет о последней, ненаписанной части "Четвероевангелия". Она должна была называться "Справедливость". Но зачем? Ведь справедливость уже торжествовала в трех других недоевангелиях от Золя, коммунизм построили в "Труде", церковь отменили в "Истине". Главный урок позднего Золя не в книгах. А в полном отсутствии интереса к ним читателей. Тот, кто жертвует искусством ради пропаганды прогрессивных трендов и политической повестки - обречен на провал.
Содержит спойлеры2290