
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 октября 2018 г.Читать далееМного ли вы знаете современных российских авторов, пишущих хорошие книги для детей?
Да, понимаю, прилагательное «хороший» слишком расплывчатое. Но подобрать слово, относящееся к детской литературе, непросто. Качественная книга? Фи, слишком занудно. Интересная книга? Интересных книг как раз много. А вот хороших — катастрофически мало.
В общем, друзья, нам с вами повезло — мы являемся современниками настоящего Писателя (прописная буква появилась здесь не просто так) Владислава Петровича Крапивина, автора множества хороших книг для детей.
Роман «Стеклянные тайны Симки Зуйка» не исключение. Знаете, прослушивание аудиокниг в прекрасной озвучке Игоря Князева (настоящего профессионала своего дела) лично для меня стало уже доброй традицией — примерно раз в полгода я знакомлюсь с новым творением В. П. Крапивина именно таким необременительным способом.
Чем же так хороша проза Владислава Петровича?
О, этому есть, как минимум, три причины. И все они объясняют, почему книги Крапивина с удовольствием читают дети и взрослые.
Причина 1. Возможность возвратиться в детство.
Тут тебе и речка неподалёку, и любимые тополя, и друзья по играм. Да не просто какие-то там знакомые, а настоящие хорошие друзья, которые пойдут за тобой и в огонь, и в воду, и в медные трубы, причём безвозмездно. Более того, смею утверждать, что человечество всё же изобрело машину времени, по крайней мере, книги Крапивина точно обладают такой функцией.Причина 2. Ценности, проповедуемые автором.
В школьные годы, помню, учительница по литературе часто задавала нам вопрос, чему учит та или иная книга. Признаться, далеко не всегда мне удавалось отыскать сакральный смысл произведения. В прозе Крапивина всё просто и сложно одновременно: сразу понятно, что помогать, говорить правду, проявлять сочувствие, быть преданным — хорошо, а злословить, драться и т. п. — плохо. Трудность начинается, когда представляешь себя на месте крапивинского героя и размышляешь о том, получилось бы у меня следовать общечеловеческим ценностям в ситуациях сложного выбора и раздора.Причина 3. Ощущение тайны.
Если имеется какой-то секрет (пусть даже самый небольшой), интерес читателя всё время подогревается. Крапивин пошёл ещё дальше: слог его прозы такой доверительный, такой искренний, что кажется, будто бы очередная рассказанная им история предназначена лишь для тебя. Как у автора получается рассказывать так хорошо, право, не знаю…36689
Аноним11 мая 2020 г.Читать далееЗнаете, почему в этом году так рано наступило лето? Потому что я открыла книгу Крапивина. Открываешь Крапивина – и вот ты босоногий, с разбитыми коленками, мальчишка 10 лет тёплым июньским днём. Даже если ты девочка, тебе 25 и на дворе обычно неласковый сибирский май.
Люблю Крапивина. И хотя сюжеты у него бывают разные, и какие-то из них я люблю больше других, неизменным остаётся ощущение лета и детства. Прочитайте только первое название этой книги: «Воздух той давней ночи» – от него уже веет тёплым солёным ветерком, лёгким запахом полевых трав и прогретой пылью. Та ночь, наверное, у каждого своя, и у каждого эта фраза вызовет свои воспоминания и свою ностальгию. Мне кажется, с таким названием книгу и читать не надо, и так понятно: это воспоминания о детстве, в которых больше чувств и ощущений, а не действия и сюжета. Это название – «Стеклянные тайны Симки Зуйка» – тоже неплохое. Но оно немножко о другом. Стеклянный – это тоже, конечно, про хрупкость момента, но в целом название больше намекает на действие, на то, что будут тайны и что они будут раскрыты. И человек, которые будет читать книгу с таким настроем, будет слегка разочарован.
Нет, конечно, сюжет у книги есть. И приключения есть. И тайны. И даже немного мистики или, скорее, волшебства, без которого и детство не детство. Но всё это такое тягуче-плавучее, как жаркий день в середине лета, оглушительно тихий и безлюдный, размазывающийся не на положенные 24 часа, а, кажется, на все 48. Это не одно особое приключение, это – лето, как «Вино из одуванчиков». Лето, в котором бывают всякие дни: и хорошие, когда ты нашёл друга или искупался в речке, и плохие, когда ты с этим другом поссорился. Ясные и солнечные дни и дни дождливые. Дни, когда всё получается и когда не очень. Это лето, это жизнь.
Я не хочу рассказывать о сюжете, потому что это не главное. Это переплетение детства многих, и, наверное, самое главное из них – детство читателя. Я росла совсем в другое время. Не тогда, когда рос Симка или Владислав Крапивин. Но детство от этого не меняется. Правда, можете не верить, но в моей памяти вдруг начали всплывать события, которые происходили лет 17 назад и о которых я не вспоминала уже долгие годы. Наверное, эта книга – нечто вроде магического заклинания или мантры, которая тебя, пусть не навсегда, пусть всего на несколько часов, погружает в детство.29420
Аноним28 июля 2025 г.Читать далееВ общем перед нами снова типичная крапивинская книга. С типичным крапивинским героем. Да он и сам в послесловии пишет, что его будут упрекать во вторичности.
Книга хорошая и правильная. Мальчик хороший и правильный. Написана легко и читается просто. Но вот только я совсем не уверена, что эту книгу будет интересно читать современным детям
Время действия - 1959-1960 годы. Место действия - провинциальный городок на Урале. Бедная скудная небогатая жизнь. И в то же время мальчишкам не скучно. Из случайно собранных по помойкам деталей сами мастерят телескоп. Скажите, современные десятилетки сделают телескоп? Не из готового набора "Сделай сам телескоп" с готовыми линзами, винтиками, инструкцией на десять страниц, а из линзы от выкинутого телевизора, крохотной линзы от часов, куска фанеры, бревна, остатков лака? Вот чей ребенок на это способен? Да оно им вообще не нужно, на какие-то звезды смотреть, то ли дело звезды тик-тока...Чужды и непонятны современным детям забавы времен молодости автора
Есть еще одна сторона. Автора видимо припекло, в книге постоянно упоминаются авторы, которых гражданам СССР не положено было читать. За них решили, что не нужна детская книжка Говард Фаст - Тони и волшебная дверь , что не нужна сказка Николай Гумилёв - Мик . И не потому, что они какие-то недетские, просто авторы неправильные, а потому нельзя! (Ну, прочитала я из интереса этот "Мик". Ну на мой взгляд это написано под сильным влиянием Киплинга. Ну. не шедевр. Но запрещать?!) И что в результате? А в результате дети читают эти книги, но прячут их под половицу, пугаясь каждого стука - придут, отберут и посадят... Неприятный отголосок времени, но правдивый. А один из самых симпатичных взрослых персонажей, прошедший фронт, не смог пережить Прагу 68-го. Но поймут ли современные дети, если будут читать эту книгу, что такое Будапешт 56-го и Прага 68-го?
28172
Аноним1 июня 2019 г.Читать далееКнига о детстве эпохи оттепели Хрущева, когда и моя мама еще училась в школе. Страна послевоенных лет, коммунизм «впереди», а в это время скудный быт, неприхотливая еда, незатейливая одежда и очень простые развлечения для детей. У мальчика неполная семья без отца, зато есть еще два брата от разных отцов. Старший – геолог, живет далеко, а младшему нет и двух лет, из-за его болезни мама и находится в больнице, а Сима уже сам за себя. Он скучает по маме, навещает ее и братика и живет пока что один. Поэтому к нему приходит «Который Всегда Рядом», дает советы и разговаривает с ним. Это голос в голове у Симки. Нет, он совсем обычный ребенок и с головой всё в порядке, просто одиноко и нет пока что закадычного друга, он его еще не встретил.
Писатель погружает в мысли и игры ребенка, в его жизнь, в события, происходящие с ним. Детство – незамутненное, радужное, в выдумках и только Симе ведомых заботах и придумках. Неприятности тоже присутствуют и Сима с честью выходит из них, неожиданно проявляя твердость в характере. А его внутренний мирок состоит из выдумок и идей, роящихся у него в голове, причем идеи есть и практического свойства: как сконструировать телескоп, да испробовать случайно нашедшуюся линзу от самой первой модели телевизора на плавучесть и поджигательность. Особым бонусом для меня было описание двухнедельного путешествия мальчика с неродной тетей Норой Аркадьевной из Москвы в Ленинград, сравнение его впечатлений от двух столиц. Прямо порадовали его детские выводы о поездке, сразу пришли на ум мои детские воспоминания.
Минусиками оказались некоторая затянутость повествования и высказывания о политическом строе. Ну, очень подробное изложение всех походов и путешествий, игр Симы, однажды было прочитано (большей частью пересказано) целиком произведение другого автора. Может ребенку и было бы все это интересно, а книга для дошкольного/младше школьного возраста, к сожалению, я уже давно вышла из целевой аудитории книги. Покоробило также от озвучивания отношения к власти, упоминания разделения на красных и белых – сейчас-то уже можно рассказывать в открытую, но не надо забывать об описываемом времени в книге. Самый расцвет СССР, впереди Брежневский застой, а пока не принято в открытую говорить обо всем, да еще с ребенком. Звучит фальшивой ноткой.
Особой радостью для меня стало знакомство с Игорем Князевым. Ни с чем не сравнимое удовольствие! Князев сразу занял место среди чтецов-любимчиков. Мастерски говорил разными голосами, чудесно изображал детские голоса. При этом еще пел на разные лады и когда я услышала в первый раз пение от лица Симы, чуть не зарыдала от смеха. Мастер, чтец с большой буквы, большой молодец!
21580
Аноним13 января 2021 г.Читать далееВся эта история происходит в несколько необычный для Крапивина временной период. Пятидесятые годы прошлого века. Впрочем, как обычно у этого автора — все эти истории вполне можно приплести ко всему временному периоду. По мнению Крапивина — дети всегда остаются детьми. Но эта книга еще и не про детей. Ну, точнее не только про детей. Она еще и про случайности. Про совпадения. Такие совпадения, которые могут даже показаться мистическими и необычными. Вплоть до волшебства. Именно такого, без которого не было бы детства. Когда все кажется связанным и взаимозависимым.
Именно это ощущение у меня осталось после прочтения книги. Такая история о том, как одно событие в жизни связывается с другим, как протягивает свои тонкие ниточки к другим событиям, затягивает в свою невидимую паутинку все больше и больше людей вокруг. Как оно связывает различные времена и места. Именно так появляется все это ощущение чуда, которое происходит в реальной жизни.
Если честно, эта книга опять из класса: «плохо помню». События здесь не очень запоминающиеся. Но вот ощущения от прочтения мне запомнились. Понравилась мне эта книга, да. Не сказал бы, что это у меня любимая книга. Да и, как мне кажется, среди читателей она тоже не самая известная, если судить по количеству обзоров на разных книжных сайтах. И можно понять. Среди многих книг, которые я прочитал у Крапивина, она просто теряется. Она очень похожа по своему сюжету на множество других историй. Сразу почему-то приходят на ум истории про Севку-Лодьку (я про «Сказки Севки Глущенко» и «Трофейную банку, разбитую на дуэли»). В чем-то эти истории похожи. Впрочем, сам автор об этом говорит в своей книге. Что мол, многие из читателей скажут, что вот опять автор пишет об одном и том же.
Но как я уже сказал, в этой книге есть своя изюминка. Не настолько «крупная», чтобы увлечь читателей, но вполне подходящая для того, чтобы обратить на эту историю внимание всех любителей этого автора. Опять же, много в этой истории интересных деталей, связанных со стеклом. Еще одна ниточка, которая тянется через всю историю. Найденная бутылка, линза от старого телевизора, телескоп, все вот это вот. Приятная такая рифма, тянущаяся через всю эту историю. Тоже запомнил этот момент, запал мне в душу. Хрупкость этого материала вполне можно распространить на общую хрупкость всего в книге. Детства, мечтаний, момента, наших чувств в конце-то-концов. Эта книга еще и обо всем этом.
Так что да, мне кажется, что не стоит ждать от этой книги многого. Она собрана из кирпичиков, которые вы уже могли встречать в других книгах. Но собрана она немного иначе, выставляет немного другие вещи на обозрение, показывает какие-то другие грани реальности (и нет, тут нет Великого Кристалла). Если вы любите Крапивина, то, возможно, вам стоит прочитать и эту книгу. А тем более, если вы скучаете по детству, или вспоминаете его с теплотой. Может у вас и не было, как говорит сам Крапивин: старого города, лопухов, откосов над рекой, тополей и деревянных переулков. Но все равно вы были десятилетним и значит можете свободно почувствовать ту частичку волшебства, которую вложил в эту историю автор. У меня это получилось. Я её почувствовал, и она немного осветила меня.
8391
Аноним18 мая 2017 г.Читать далееПовесть «Стеклянные тайны Симки Зуйка» я начинала читать скептически: все-таки написана в 2003 году, когда многие писатели погнались «за модой», изображая чернуху... Даже думала, читать или не стоит — не хотелось разочаровываться... Но книга захватила буквально с первых строк и оказалась настолько светлой, настолько поэтичной и духовной, что мгновенно заняла место среди моих самых любимых историй.
Действие происходит в конце 1950-х годов. Одиннадцатилетний Серафим Стеклов, а попросту Симка или Зуёк (что означает — юнга), растет в неполной семье с мамой и двумя братьями, один из которых намного старше, а второй — совсем маленький. Однажды он находит в доме тайник, где хранится карта города и бутылка, запечатанная сургучом. Симка пытается разгадать тайну карты, и это ему удается! А помогают ему в этом друзья, приобретенные Зуйком на протяжении повести: Соня Шестакова, которая хоть и девчонка, но очень даже ничего, Димка Смирнов, которого называют Мик (но на самом деле он — Луи!), Фатяня, который оказался настоящим, ребята с «Тортиллы», а еще — Нора Григорьевна, дедушка Мика и поэт Николай Гумилев.
Эта книга доказывает, что все в жизни неслучайно. И здесь, как пожалуй ни в одной другой повести Крапивина (из прочитанных мною), реализуется тема справедливости и равновесия добра в мире: если в других книгах эта тема была с налетом печали, недосказанности — мол, хотелось бы, чтобы было так, но получается далеко не всегда, то в «Стеклянных тайнах» интонация другая — можете думать, как хотите, но это так! Что-то сродни булгаковскому: «За мной, читатель! Кто сказал, что на свете не бывает любви?!...». Во время чтения я вспоминала две фразы: первая - «Кто верит в случайность, не верит в Бога», а вторая - «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..». Вот эти ассоциативно возникшие в голове цитаты и остались у меня в послевкусии после чтения «Стеклянных тайн».
Повесть актуальна, как никогда. В ней много размышлений о вражде и дружбе, о правде красных и белых, о свободе и зависимости. Причем размышлений мудрых и созидающих, таких, которые необходимы сегодняшним подросткам, воспринимающим прошлое однобоко и привыкшим судить по гамбургскому счету...
В очередной раз я забыла, что прочитала уже множество крапивинских произведений и что темы-то в принципе он затрагивает одни и те же... Потому что темы эти вечные, и они всегда трогают и заставляют переживать, а заодно и задуматься о своем месте во Вселенной. Книгу читала как в первый раз, снова подумав: «Да вот же она — лучшая книга Командора» (я так думаю почти каждый раз!). И снова в конце защемило в груди, защипало глаза и захотелось перечитать Гумилева и поцеловать дочь.
"Хорошо, если в человеческой душе есть такой маятник. Который помогает всегда помнить о верном направлении.."6468
Аноним24 декабря 2018 г.Такая светлая и добрая книга! Люблю Крапивина потому что он умеет так ненавязчиво возвращать читателя к вечным ценностям и незаметно учит смотреть на повседневную жизнь чуть по-другому. С каждой книгой он учит чему-то доброму…
4404
Аноним22 сентября 2020 г.Замечательная книга
Читать далееОткрывая книгу, мы отправляемся в путешествие в неведанные края и дальние страны, находим друзей и приобретаем опыт. Я рвалась в путешествие, но Крапивин для меня - как возвращение домой. Все родное, знакомое, близкое и понятое. Поэтому поначалу книга "не шла". Не того хотелось. Но постепенно мое сердце оттаяло.
Почему-то я думала, что это повесть из цикла "Безлюдные пространства". Но оказалось - чистый реализм.
О чем эта история? О буднях обычных ребят. Без крупных потрясений, без надрыва и трагизма. Интересно ли такое читать? Да! Если автор Крапивин.Во вступлении он написал:
"Еще приступая к этой книге, я знал, что ее будут ругать. Если не все читатели, то, по крайней мере, те, кому известны другие мои романы и повести. Скажут (и вполне справедливо): "Опять все то же. Старый город, лопухи, откосы над рекой, тополя, деревянные переулки и десятилетние обитатели этих переулков".Нет, я ругать не буду. Но Крапивин иллюзий не питал. Да, все то же. Подобные сюжетные повороты и образы уже встречались мне в других книгах автора и не раз. Но это все равно отменная литература! Литература, которая трогает за душу. Все равно это не шаблонно, живо и увлекательно.
С каким бы скепсисом я не открывала новую для себя книгу автора, как бы не бурчала порой во время чтения, все равно, закрывая последнюю страницу, расплываюсь в необъяснимой улыбке, а в душе - тепло.
Кстати, это один из очень редких случаев, когда Крапивин описывает большие города - Москву, Санкт-Петербург, и описывает с восторгом.
Хотя данная повесть была написана в 2004 году, а поздняя проза Крапивина мне не всегда по душе, со "Стеклянных тайн Симки Зуйка" вполне можно начинать знакомство с автором. Это светлая и добрая книга, которая согреет вас холодный осенним вечером, впрочем, как и в любое другое время)
3340
Аноним27 февраля 2022 г.Читать далееЧаще всего мне нравятся повести и романы Крапивина, эта книга оказалась скорее средней, не самой лучшей. Посвящена она мальчику Симке по прозвищу Зуек. Младший брат мальчика попадает в больницу, мама вынуждена быть рядом с ним, а старшего Симку оставляет одного под присмотром знакомых.
Здесь целая эпопея приключений Симки, его знакомств с новыми людьми, неожиданных поворотов событий, загадочных совпадений. Симка - обычными «крапивинский» мальчишка: ищущий, открытый, способный на настоящую дружбу. И друга он находит! Из минусов - сюжет затянут, мало динамики, тянется очень вяло. Но почитать можно, особенно если нравится автор. Я же люблю более динамичные сюжеты.
#шкв
#приключения1291