
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 июня 2022 г.Пожить для себя
Читать далее- фантазируем мы о далеких (хотя уже и не очень) пенсионных временах. Когда умудренные опытом, отдавшие свой долг детям, государству и обществу, мы сможем наконец-то со спокойной совестью посвятить часть времени своему хобби. Да, там ещё за внуками нужно будет присмотреть, да и возможно продолжать работать придется (а кому-то так даже захочется). Но уж час то в день можно будет найти. Со спокойной совестью.
Совесть - это наш властелин. И чем меньше мы на самом деле живём для себя, тем она спокойней. Чистая совесть, как говорится, самая лучшая подушка. Но подушки подушкам рознь. На одних спать удобно, а другими можно и задушить. Совесть зорко следит, чтобы мы жили ради хорошего мнения других о нас. Или ради хорошего мнения нас о самих себе. Впрочем, это одно и то же. Внутри нас сидит религиозный, политический, культурный, семейный авторитет, и, как злобный вирус, меняет ДНК в наших клетках.
Диктатура, тирания - это страшное зло. Они порабощают нас не столько физически, сколько морально. А тирания может быть не только в обществе, политике и религии; она может исходить от родителей, учителей, друзей, любимых. А со временем уже и от нас самих. Мы перестаём быть самими собой. А кто-то, так никогда и не становится.
Но диктатура тоталитарного государства худо-бедно заметна, её можно распознать. Особенно если ты не живёшь в нем. А ещё лучше, и не живёшь в её время. Куда сложнее распознать диктатуру, процветающую например в так называемом свободном демократическом государстве. Такие страны вежливо навязывают диктатуру рынка товаров и услуг. Где каждый человек одновременно и продавец, и товар.
Всё это виды рабства. Несвобода быть собой, заботиться о своих интересах, развиваться, со спокойной совестью быть счастливым . А потому мерилом свободы (а значит и счастья) Фромм считает нашу продуктивность.
Это уже вторая книга Фромма, которую я прочитал, и она тоже меня потрясла. Мне нравится, что Фромм лавирует на границе психологии и философии, не углубляясь ни в одну из этих пучин. И там, и здесь, на слишком большой глубине, я бы мог потерять его из виду.
Фромм был проповедником гуманистической этики. Это, по его определению, этика, при которой человек является одновременно и создателем, и исполнителем норм и законов поведения. В противовес этике авторитарной, где законы и нормы задаются извне.
Удивительно, но некоторые мысли Фромма напомнили мне Максима Горького. По видимости, тоже гуманистического мыслителя.
Вот цитата из "Человек для себя"
Став господином природы, он [человек] сделался рабом машин, созданных его собственными руками.А вот цитата из Челкаша
И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.Интересно Фромм пишет об отличии темперамента от характера. Темперамент - это унаследованные качества. Различия в темпераменте не несут этического значения. Предпочтение одного другому - личное дело каждого. Характер же - это набор приобретенных качеств и шкалы ценностей. Он является ключевой категорией этики. Путаница, связанная с взаимозаменяемым использованием этих терминов, привела к тому, что критические вопросы этики превратились для нас в субъективные вкусовые предпочтения.
Фромм выделяет четыре основных негативных типа характеров - рецептивный, эксплуататорский, накопительский и, недавно появившийся, рыночный. Я не смог четко определить счастливым обладателям которого из них являюсь. Но больше всё-таки последние два. В противовес им Фромм представляет продуктивный характер. И, таки да, он действительно лучше. Рекомендую.
Занятно рассуждает Фромм и об изменении окраски нашей оценки человеческого своеобразия и индивидуальности. Эти качества часто выглядят как "странность" или недостаток. В то время как на самом деле являются достижением человеческого свободолюбия. Одинаковость же, напротив, представляется благодатью и почитается за равенство. Здесь, видимо, снова происходит путаница между равенством характеров и равенством возможностей. Люди должны иметь одинаковые возможности реализовать себя, но если они при этом реализуют себя одинаково, значит где-то произошел сбой.
Вообще, тексты Фромма очень насыщены. Кроме основных мыслей и тем присутствуют множество вспомогательных. Каждую из которых можно было бы развить на целую книгу. Но, к сожалению, Фромм не гонится за количеством. Вот, кстати о птичках, на эту тему автором неожиданно вставляется очень болезненное для меня рассуждение. Он говорит об изменениях в системе образования. Ученики приобретают всё больше знаний, столь необходимых для их жизненного успеха, но при этом на то, чтобы думать времени уже не хватает. И на такую интересную тему всего один абзац! Таких примеров десятки.
Распространяется Фромм и о симбиотических отношениях, и о видах социализации, присущих каждому типу характера, и об отношениях между родителями и детьми, и о многом, многом другом. Вообще я заметил, что мыслители, педагоги, писатели, лично не имевшие детей, зачастую понимали детскую природу лучше (на мой скромный взгляд), чем авторы-родители. Эрих Фромм, Януш Корчак, Антон Макаренко (этих двоих я, правда, покп ещё не читал, но за них говорят их дела), Туве Янссон, Джон Холт. Странно, да?
Особенно много внимания уделяется разнице между жизнью для себя и эгоизмом. Ведь призывая читателей преследовать свои интересы, Фромм неминуемо вызывает обвинения в потакательстве эгоизму. Уже само название книги больше подошло бы какому-нибудь пособию для начинающего гедониста (если есть такие - пришлите ссылку!). Но это конечно же не так и автор четко отделяет зерна от плевел.
Очень рекомендую эту замечательную книжку. Она, как говорится, заставляет задуматься. В ней совершенно нет воды (как и в первой мной прочитанной - "искусство любить"), но при этом она вовсе не сухая. И главное, она совсем недлинная. А, значит, ещё останется время, чтобы пожить для себя!
1084,7K
Аноним23 января 2019 г.«Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя» (Эрих Фромм)
Читать далее«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность» (Эрих Фромм).
В этой книге Фромм подробно излагает разработанную им доктрину гуманистической этики (как прикладной науки искусства жить). Её основную цель он видит в том, чтобы серьёзно задуматься «над проблемой счастья и развития человека и соответственно над моральными нормами, способствующими достижению этой цели». Считая благополучие человека единственным критерием этической ценности, автор обсуждает проблемы этики и её норм, относящиеся к реализации человеком своего истинного Я и своего потенциала. «Наши действия определяются теми ценностными суждениями, которые мы делаем, и от их правильности зависит наше психическое здоровье и счастье».
Согласно удачному сравнению Фромма (которое позднее использовала и Карен Хорни на примере жёлудя и дуба), в дерево вырастает не всякое семя, а лишь то, которое было помещёно в благоприятные для такого развития условия. Аналогичным образом и человек нуждается в соответствующих условиях, чтобы "вырасти из семени в дерево", реализуя заложенные в нём потенциальные возможности. Эта мысль находит своё отражение во многих трудах Фромма, но сквозь работу «Человек для себя» она проходит красной нитью. О физическом росте человека позаботилась сама природа, поэтому он происходит сам собой. Но для роста духовного и интеллектуального, не имеющего автоматического характера, необходимы ещё дополнительные условия и специальные усилия самой личности. «Нашей моральной проблемой является равнодушие человека к самому себе», а также отсутствие понимания истинных потребностей наших "семян" - детей. В отличие от манипулирования и давления, настоящее «воспитание тождественно помощи ребёнку в реализации его возможностей». Кстати, латинский корень английского слова education – e-ducere – означает "вести вперёд" или "выявлять нечто, потенциально существующее". «Для пробуждения к жизни эмоциональных и интеллектуальных способностей человека, для рождения его личности требуется продуктивная активность», то есть плодотворная деятельность (прежде всего - внутренняя), самый важный плод которой – сама личность.
По мнению Фромма, «психология не может быть отделена от философии и этики, как и от социологии и экономики». И он стремился расширить горизонты психоанализа, подчёркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. В данной книге автор утверждает правильность гуманистической этики и показывает, что «нравственные нормы основываются на врождённых свойствах человека, а их нарушение ведёт к психическому и эмоциональному распаду». Фромм настаивает на концепции человеческой жизни как искусства, считая целью жизни развёртывание специфических сил организма. «Жизнь сама по себе – искусство, одновременно и самое важное, и самое трудное и сложное из всех, практикуемых человеком… В искусстве жить человек является одновременно и творцом, и объектом искусства, скульптором и глыбой мрамора, врачом и пациентом». К высшим ценностям гуманистической этики Фромм относит любовь к себе (а не самоотречение и не самолюбие) и утверждение (а не отрицание) своей личности и индивидуальности. «Чтобы обрести уверенность в ценностях, человек должен познать себя и свою способность, дарованную от природы, к добру и продуктивности».
Термин "продуктивность" Фромм рассматривает как расширенное толкование концепции спонтанности (латинское слово sponte означает "сам собой, по собственному побуждению"), описанной в «Бегстве от свободы» и имеющей прямое отношение к свободе. Спонтанная активность (по сути противоположная как внешнему принуждению, так и внутреннему автоматизму робота) – это свободная, непосредственная и творческая деятельность личности, объединяющая человека с миром и самим собой. «У человека нет другого способа достичь единства с миром и в то же время ощущать единство с самим собой, быть связанным с другими и сохранять свою целостность как уникального существа, кроме как благодаря продуктивному использованию своих сил». Проявление продуктивного потенциала человека заключается в спонтанном выражении его возможностей (эмоциональных, интеллектуальных, физических). В случае же блокировки продуктивной энергии развивается деструктивность, степень которой пропорциональна степени торможения развития способностей личности. Разрушительные силы в человеке находятся в обратной пропорции к жизнеутверждающим: чем сильнее одни, тем слабее другие, и наоборот. «Деструктивность – это исход непрожитой жизни».
«Свобода – необходимое условие счастья и добродетели – не в смысле способности принимать произвольные решения и не в смысле свободы от необходимости, но в смысле реализации своих возможностей, проявления истинной природы человека в соответствии с законами его существования».
Истинным объектом этического исследования Фромм считает добродетельный или порочный характер, а не единичные добродетели или пороки человека. Характер любого из нас обычно является смесью разных ориентаций (продуктивной и непродуктивных (рецептивная, эксплуататорская, приобретательская, рыночная)), одна из которых оказывается доминирующей. Если в структуре характера доминирует продуктивная ориентация, то непродуктивные не имеют того негативного значения, которым обладают, будучи доминирующими. Более того, они приобретают иное, конструктивное качество, проявляя свои положительные аспекты. Говоря словами Фромма, сказанными им по другому поводу, «в результате продуктивного конфликта между добром и злом само зло становится источником добродетели».
Согласно Фромму, счастье и радость - спутники всякой продуктивной активности (в мыслях, в чувствах, в поступках). «Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью». А каждый невроз – результат неудачи в продуктивной и цельной жизни, в достижении зрелости и целостности личности, который можно рассматривать, как «следствие конфликта между врождёнными силами человека и теми факторами, которые блокируют их развитие». По мнению Фромма, противоположностью счастья оказывается не горе или боль, а депрессия, проистекающая из внутреннего бесплодия и непродуктивности.
«Гуманистическая этика придерживается мнения, согласно которому если человек жив, он знает, что позволено, а быть живым – значит, быть продуктивным, использовать свои силы не ради какой-то превосходящей человека цели, а для себя, делать свое существование осмысленным, быть гуманным. До тех пор, пока кто-то верит, что его идеал и цель находятся вне его, что они где-то за облаками, в прошлом или в будущем, он будет выходить за пределы собственной личности и искать собственного осуществления там, где найти его нельзя. Он будет искать решения и ответы повсюду, кроме одного места, где они могут быть найдены, – в себе».
6110,7K
Аноним30 мая 2021 г.Читать далееФромм как всегда рассудительно-восхитителен (здесь).
Цитата Будды, приведенная автором в начале книги (практически) полностью передает смысл произведения, - в том случае, если конечно (чуть) глубже вникнуть в каждое слово буддовской синтагмы..
Вникать же, как известно, не всегда легко..
(Посему, очевидно) Фромм, словно засучив рукава (и включив, при этом, какой-то внутренний генератор непременной необходимости сказать-донести до людей нечто важное) вполне доступными словами и оборотами раскрывает в рецензируемом тексте несколько фундаментальных вещей человеческого бытия в контексте степени успешности самореализации личности.
При этом философ особо останавливается на двух главных проблемах (или узловых ситуационных-событиях):
-проблеме удовлетворенности/неудовлетворенности текущим статусом реализуемого варианта проистекания жизни индивидуума;
и -связанной с ней проблемой продуктивного использования/не использования своих потенциальных способностей.. Вот что важно (для тех, кому это важно).493,8K
Аноним5 мая 2020 г.Читать далееЭто книга-лекция, книга-размышление и книга-собеседник.
Может открыть глаза и расширить сознание. В отличие от "Бегства от свободы" читается легче и интереснее. Напротяжении книги создавалось ощущение, что напротив тебя сидит собеседник, с которым вы обмениваетесь мыслями и идеями, ведёте диалог, что не может не доставлять удовольствие.
Эта книга оказалась в моих руках, как говорится, в нужное время в нужном месте, и помогла вновь обрести себя, заглянув вглубь сознания и открыв двери, которые были закрыты обществом, помогла понять и осознать некоторые вещи, при этом не заставляя думать, что мнение и работа автора единственно верные. Книга помогает подумать о тех вещах, которые тебе интересны (раз уж книга оказалась в ваших руках), но к которым ты не знал с какой стороны подступить.165,8K
Аноним19 мая 2019 г.Мы имеем самые замечательные средства и инструменты, но мы не останавливаемся, чтобы спросить: для чего они?
Ничего раньше не читала у Фромма, но эта книга понравилась!
Очень интересно и, главное, что книга затягивает и хочется понять, вникнуть, осознать все мысли автора. Иногда наши с ним мнения сходились, иногда нет, но, тем не менее, книга прекрасна и я советую ее для знакомства с автором!167,9K
Аноним3 сентября 2017 г.Читать далееЧтение этой книги оказалось не только полезным и интересным, но и приятным занятием. «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» - это смело можно сказать об авторе книги. Фромм пишет о сложных вещах просто, не навязывая своего мнения и не стараясь переубедить читателя.
Когда я читала эту книгу, у меня было впечатление, будто автор делится со мной взглядами и идеями тех великих мыслителей, чьи труды он изучал, делится своими рассуждениями. Он приглашает и нас к размышлению над множеством вопросов, которые остаются актуальными для всего человечества и сейчас – кто мы и для чего мы живем, какие мы есть и какими можем стать, каковы проблемы нашего существования и на что мы можем опираться.Книга дала мне возможность посмотреть на жизнь немножко другим взглядом, переосмыслить некоторые вопросы и лучше понять себя и других людей. Книга вдохновляет и призывает прислушаться к себе – к себе лучшему, к себе настоящему.
166,2K
Аноним22 февраля 2016 г.Читать далееПосле этой книжки я, наверное, завяжу с Фроммом. Первая прочитанная мною у него, " Бегство от свободы " была настоящим откровением, вторая, " Анатомия человеческой деструктивности " - была ну, нормальной, а про эту я вообще ничего не могу сказать. То есть вообще ничего! Наверное, после определенного количества Фромма в организме любое дополнительное количество Фромма проходит через мозг, не оставляя следов.
Вроде бы автор рассматривал в книге продуктивные и непродуктивные ориентации, выделяя, например, "рыночную ориентацию", когда человек всё в своём мышлении переводит во время, ресурсы и деньги как непродуктивную. Почему автор считает, что такой прагматичный подход к жизни - это что-то плохое, я не поняла. Но ведь он считает, что склонность фотографировать цветы - признак некрофилии, так что я уже ничему не удивляюсь.
Фромм здесь также пишет о ценности саморазвития и о том счастье, которое наполняет человека, когда он наиболее полно реализует свои таланты для блага себя и общества. Романтично, гуманистично и совершенно оторвано от жизни.124,5K
Аноним8 мая 2023 г.Научный язык не гарантирует истинность текста
Читать далееПопулярность так называемой "психологии" не имеющей ничего общего с настоящей доказательной, каюсь, тоже в свое время читала такое чуть ли не в захлеб, привила мне любовь читать под лупой все, что хоть как-то может к ней отнестись или относится другими.
Книги Фромма у меня вызывают безумно странные ощущения. С одной стороны ринга: слог с множеством так называемых умных обозначений, человек, который был социологом и социальным психологом, а с другой– только у самого автора встречаются эти обозначения, подкрепление своих "теорий" мыслями древних философов и цитатами из Библии, а так же часто называемый псевдонаукой психоанализ. Психология ли это, можно ли сказать, что это не мысли, а правдивая теория? Пусть это оценивают компетентные люди, я же воспринимаю это философией к науке не относящейся.
В этой работе автор рассуждает про потенциал человека, давление и проблемы норм и этики. Честно, выделила много, так как с некоторыми мнениями мои мысли схожи, а некоторые мне показались интересными для написания персонажей. Иногда я кивала головой и усмехалась, именно поэтому оценка средняя, а не низкая. Вот что с людьми пересечение интересов делает.
Как же я со своими взглядами сошлась с этим автором и почему вообще решила прочитать данную книгу? Стоит ли говорить, что слишком долго я откладывала его книги в стопку на чтение и слишком долго мне хотелось узнать, кто же такой Эрих Фромм. Когда я начинала читать эту книгу я еще была на переходе к доказательной науке. Когда же я села ее перечитывать заново, помнила, что выписывала тезисы. Забыв, что в то время могла выписывать много чего, и почему-то не смутившись слову "мыслитель" на обороте.
Точно не могу советовать эту книгу тем, кто, читая, воспринимает все написанное за стопроцентную истинность или не уверен, что подача автора не заставит поверить в его слова.101,4K
Аноним3 января 2022 г.Быть самим собой
Читать далееПродолжая свою первую работу Бегство от свободы , Эрих Фромм погружает читателя в гуманистическую этику, проблематику норм, ценностей, морали и совести человека.
Опираясь на труды и мысли Платона, Аристотеля, Спинозы, Спенсера, Ницше, Дьюи, Адлера, Фрейда, Канта и других мыслителей, Э. Фромм находит общие черты и различия, на которые обращает своё внимание. Приводит доводы за и против, какие-то моменты раскрывает более подробно, а какие-то идеи дорабатывает своими умозаключениями.
Особенное внимание автор уделяет "продуктивности" человека, и видит в ней способность использовать свои силы и реализовать врожденный потенциал.
Эрих Фромм определённо выведет читателя на внутренний диалог, ведь в книге поднимаются очень важные вопросы характера личности, его веры, счастья, ненависти и многие другие.
Работа в большей степени описывает проблематики различных направлений. Интересно, что каждое направление рассматривается с двух сторон, как рациональное и иррациональное.
Эту книгу надо читать вдумчиво, анализировать и вникать практически в каждое второе предложение. Может даже местами возвращаться, снова перечитывать, обдумывать и только потом идти дальше.
Думаю, что этот труд достоин того, чтобы быть на полке в вашей домашней библиотеке.102,1K
Аноним30 июля 2015 г.Читать далееКниги Эриха Фромма имеют одну общую замечательную черту – они неимоверно вдохновляют и наполняют чувством жизни. Часто можно слышать вопрос – зачем нужна философия? Да, понятно, она решает всякие Важные Вопросы Бытия, но в чем ее практическая польза? Что такого я могу извлечь из философского труда, что бы живо затронуло меня самого и мое мышление? Так вот он, ответ: хорошая философская работа рождает в читателе состояние наполненности смыслом, уверенности в своих идеалах, ощущение своих целей не в тумане, а ясным контуром впереди. Настоящая философская книга, будучи понятой и принятой, укрепляет связь человека и мира. «Человек для себя» - одна из таких книг, имеющих потенцию менять и преображать.
Концепция Фромма, которую сам писатель именует «гуманистической этикой», предельно проста, и если выразить ее в сократической форме вопросов-ответов, получится следующее:
- Что самое важное в жизни человека? – Человек.
- В чем смысл жизни? – Полная самореализация, достигаемая в процессе продуктивной деятельности.
- Что есть хорошо и что есть плохо? – То что способствует воплощению смысла человека есть хорошо, то что препятствует ему - плохо.
В качестве научной основы этой концепции объективной и универсальной этической системы Фромм использует психологию, и в частности психоаналитическую теорию. Это вполне логично – где искать ответы на вечные вопросы человеческого существования, как не в изучении самой человеческой природы. Сопоставляя симптомы психического здоровья и различных неврозов, автор выявляет, что благотворно для человека, а что, напротив, пагубно.
При этом, методы психоанализа позволяют четко провести границу между «хорошим» и «плохим», устраняя известный субъективизм вопроса. В обыденном мировоззрении принято считать - что одному хорошо, то другому может быть плохо, но для психоаналитики это не так. Если «плохое» кажется отдельному человеку субъективно «хорошим», то это искажение, сдобренное рационализацией отклонение, которое так или иначе отражается на психическом здоровье этого человека, и в конечном итоге делает его менее счастливым, менее полноценным – и психоаналитический подход позволяет это увидеть, часто вопреки отсутствию осознания у самого данного человека.В целом, Фромму удалось сконструировать объективно-научную (пожалуй, впервые в истории философской мысли!) этическую систему, непреложно действующую для всех культур – и в этом, конечно, большое очарование данной книги. Для всех, подавленных релятивизмом и сокрушенных сомнениями в себе самом и смысле своей жизни – читать и думать.
92,9K